Личность и общество. свобода личности и ее ответственность
Содержание:
- Моральные ценности
- Что такое свобода и ответственность – сочинение
- Выбор производителя
- Атеисты
- Ссылки
- Формы взаимодействия общества и личности: ретроспективный анализ
- Защита прав и свобод граждан в России
- Понятие свободы
- Антиобщественные поступки
- Свобода и необходимость
- 2 вариант
- ↑ Понятие «свобода»
- ↑ Свобода как необходимость
Моральные ценности
Основным вопросом в контексте внутренних устоев людей выступают соотношения зла и добра, ненависти и любви, смысла жизни, справедливости. В этом же аспекте рассматриваются свобода и ответственность личности. Философия отражает различные системы моральных ценностей людей. К наиболее древней можно отнести гедонизм. Эта установка, утверждающая наслаждение в качестве высшего людского блага и критерия поведения. Об этом в свое время сказал автор Экклезиаста. Он считал, что для человека нет ничего лучше, чем веселиться, пить и есть. Эти взгляды также разделял Аристипп – ученик Сократа. Он говорил, что лучшая доля представляется не в воздержании от наслаждений, а во властвовании над ними. К этой позиции позднее присоединились Гольбах, Гельвеций, Гассенди, Локк, Гоббс, Эпикур и другие.
Что такое свобода и ответственность – сочинение
Свобода – это объективная независимость человека. Я думаю, свобода заключается во внутреннем состоянии человека, при котором человеку нечего скрывать. Свободный человек легко выходит за рамки стереотипов и предрассудков и способен сделать самостоятельный выбор.
Безусловно, границы у свободы есть. Марк Туллий Цицерон однажды сказал, что «мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными». Действительно, свобода одного человека ограничена свободой другого человека.
Свободный, независимый человек всегда непринужденно руководствуется нравственными принципами и норами права. Свобода выбора всегда подразумевает ответственность за свои предпочтения. Даже если человек независим в своем выборе, он обязан предусмотреть последствия принятого решения.
Однако, не нужно бояться ответственности, ведь именно она является мотивацией, внутренним побуждением личности к действиям, отражая внутреннюю силу человека, его решимость и мужество.
Для меня, нести ответственность – значит отвечать за свои поступки. Дело в том, что человек не всегда способен учесть все нюансы и предугадать последствия своего выбора, в связи с чем необходимо принять свою ошибку. Нужно принять тот факт, что ты принял неверное решение, и, конечно, предпринять соответствующие меры, чтобы исправить сложившуюся ситуацию.
Я думаю, в первую очередь, мы ответственны сами перед собой, потому что только мы знаем все тонкости нашего выбора, которые могут повлиять на дальнейшие обстоятельства. Помимо того, мы всегда ответственны перед обществом, в котором мы находимся.
Так, например, я как ученица гимназии ответственна за нарушения устава и правил гимназии, обязана соблюдать моральные нормы и все законы нашего государства. Я полагаю, на выбор человека влияет его воспитание, нравственные идеалы и морально-этические принципы (кодекс чести, например), нормы права, а также уровень стресса и уровень развития общества.
Но я переоценила ситуацию, и я крайне сожалею о случившемся, поэтому всегда нужно анализировать свой выбор и сложившиеся обстоятельства и сделать правильные выводы, чтобы впредь такого не совершать.
Мне нравится2Не нравится
Выбор производителя
Таким же правом на свободу выбора пользуются и предприниматели.
Человек сам решает, где и как он хочет работать. Госучреждение, промышленное предприятие, фриланс, предпринимательство – открыты все пути. Можно даже вообще не работать, если совсем уж не хочется. Главное – не жаловаться потом, что нечего есть. В свободной стране трудовая деятельность человека – его личный выбор. Предприниматель сам решает, что и как он будет производить, задача государства – следить, чтобы продукция соответствовала всем нормам и требованиям. В этом и заключается свобода выбора. Экономика – живой организм, она стремится к саморегуляции так же, как и естественная природная система. Задача государства – следить, чтобы свободный рынок не превратился в подобие джунглей.
Атеисты
Они не уповали на вечную жизнь, о которой говорили религиозные деятели. Идеи атеистов были связаны с призывами всеми имеющимися способами пользоваться существующими земными благами. Достоевский видел в такой позиции главный порок социализма, поскольку в таком случае свобода и ответственность находятся в неравном соотношении. Он считал, что индивид, непрерывно и безмерно потребляющий блага и удовлетворяющийся только этим, превращается или в машину, или в животного. Толстой в свое время предсказывал, что при отсутствии ограничений в виде ответственности за свои поступки, люди в будущем превратятся в «наслаждающиеся комки нервов». С необходимостью решать вопрос непрерывного удовлетворения столкнулись почти все существовавшие в мире общества, которые пытались реализовать социалистические идеалы. В государствах, где пропагандировались такие идеи, строго осуждалось безграничное потребительство, уравнивалась свобода и ответственность личности. Философия самоконтроля и служения высшим идеалам в таких условиях пропагандировалась с большим трудом. Основным препятствием выступало подпольное расслоение общества. В результате него формировалась потребительская элита. Свобода и ответственность людей, принадлежавших к этой «касте» были весьма неравнозначны. Это доказывает тот факт, что в процессе образования этой элиты одновременно происходило обеднение большей части населения. Для «угнетенных» из двух явлений «свобода и ответственность» существовало только одно – последнее. Наступил период, когда часть населения не могла распоряжаться ни своим имуществом, ни даже жизнью.
Ссылки
- Шталь, Бернд Карстен. Ответственное управление информационными системами. Университет Монфор, Великобритания. Издательство Idea Group Publishing, 2004 г. Консультировался с books.google.co.
- Рассел, Пол. Свобода и моральные чувства. Oxford University Press, 1995. GoogleBooks
- Ли, Дуайт Р. Свобода и индивидуальная ответственность. Фонд экономического образования. Консультации с fee.org
- Ответственность и свобода. Цифровая государственная школа. Университет Ла Пунта. Консультировалась 3 октября с сайта contentsdigitales.ulp.edu.ar
- Свобода. Проконсультировался с dle.rae.es
- Республика, если вы можете ее удержать. Консультируйтесь с go manageprinciples.wordpress.com
- Свобода и ответственность. Консультировался с ucsc.cl
Формы взаимодействия общества и личности: ретроспективный анализ
Общий обзор истории предыдущих «перемен жизненных центров» и соответствующих изменений в развитии национального духа позволяет выделить их одну общую черту, которая касается взаимодействия с западноевропейской традицией, культурой и системой ценностей. Допетровская Русь развивалась вне каких-либо значительных контактов с Западом и больше ориентировалась на Византию. Когда возникла необходимость в индивидуализации общественной жизни, эти контакты осуществлялись через «окно в Европу», прорубленное Петром I. Россия вернулась от индивидуализации к приоритетам общинности и коллективизма, к главенству государства над частной жизнью своих граждан.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в центре истории развития нашей национальной идеи до сих пор находятся периоды колебаний между организацией жизни на принципах индивидуальной свободы (характерной для европейской традиции) и духом общинности, понимаемой как соборность и коллективизм. В этом контексте полезно попытаться более внимательно рассмотреть основы этих принципиально разных систем ценностей, которые, тем не менее, диалектически взаимодействуют в рамках единой социальной системы, основанной на понятии интереса.
Можно сказать, что интерес, понимаемый как набор долгосрочных желаний и стремлений, лежит в основе любой социальной системы человеческого общества. Кроме того, интерес общества в целом, государства складывается из сочетания разнородных интересов социальных классов и групп, и все, в конечном счете, сводится к фундаменту, в основании которого лежит интерес отдельного человека или индивида.
Из чего состоит эта первоначальная, но очень сложная по своей внутренней структуре структура? Даже в самых простых стремлениях — к продолжению рода, к свободе, к счастливой жизни, человек не может разобраться, пока он существует, потому что не только разные, но и одни и те же люди со временем начинают так по-разному понимать, в чем счастье, за счет чего свобода, во имя чего продолжать род.
Любой интерес, выходящий за рамки личного, не только соотносится с личным, но и в какой-то мере противостоит ему. В таком случае она как бы даже имеет природу, совершенно отличную от личной; она не вытекает из личной, а задается извне, поддерживается действием объективного закона, не зависящего от воли индивида.
Соответственно, каждый человек существует в двух ипостасях:
- В самом себе, когда он обитает только в своей душе и личных интересах;
- В мире, когда он осознает себя в своих отношениях с социальной средой, с окружающей его действительностью.
Общество, основанное на приоритете индивидуальной свободы, имеет в своей основе человека, который отличается от человека, составляющего основу общинного, коллективистского общества. Разница не в том, что у первого есть ярко выраженная индивидуальность, тогда как у второго она растворяется в общинных формах. Индивидуальность и свобода ее выражения, прежде всего, являются врожденными для каждого человека. Но индивидуальная свобода предполагает более высокую степень независимости индивида от окружающей социальной среды, более высокую степень изоляции, выделения своей жизни из жизни общества. На Западе, существуя в своей собственной духовной сущности, человек не ограничивает собственные стремления, желания, мечты, они могут принимать самый смелый, самый дерзкий характер. Здесь границы возможного определяются объективными законами существования данной среды, здесь личный интерес индивида встречается с интересами других людей, и из этого взаимодействия (на Западе — на чисто рационалистической, прагматической основе) возникает определенная социальная роль личности.
Защита прав и свобод граждан в России
Последняя редакция Статьи 45 Конституции РФ гласит:
1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Охрана прав и свобод граждан осуществляется благодаря гарантиям в Конституции. Под государственной защитой прав и свобод понимаются направленные усилия всех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной.
Охрана — это установление общего правового режима, а защита — те меры, которые предпринимаются в случаях, когда гражданские права нарушены или оспорены.
Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина принадлежит Президенту как гаранту прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции).
Конституция Российской Федерации гарантирует, что каждый вправе защищать свои права и свободы в случае их нарушения, в том числе в суде и с помощью квалифицированных юристов. Закреплена презумпция невиновности — до тех пор, пока вина не доказана в судебном порядке, человек считается невиновным (ст. 49). Кроме того, никто не обязан свидетельствовать против себя и близких (ст. 51).
Кроме того, в Российской Федерации существуют различные неправительственные организации, которые занимаются защитой прав человека — например, общество «Мемориал», комитеты и фонды солдатских матерей, комитет за гражданские права и другие.
Ещё в статье 46 Конституции РФ предусмотрено право на защиту прав и свобод в межгосударственных органах в случае их ограничения. Исчерпав внутренние средства правовой защиты, можно подать жалобу в другие инстанции — например, в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ). Порядок подачи жалобы закреплён в статье 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Это не исчерпывающий перечень способов защиты своих прав. Но главным гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент.
Понятие свободы
В этическом понимании термин обозначает наличие добровольного желания, интереса.
В древние века свободным мог считаться тот, кого не притесняют и не принуждают делать что-то против своей воли.
При становлении государственности свободу мыслители трактовали иначе. Считали, что она является возможностью человека быть отстраненным от политического деспотизма. Подобные идеи звучали еще во времена древней философии. Были предложены Аристотелем и Эпикуром.
В средние века человек подразумевал, что является свободным, если он не совершал грехов и не был проклят церковью. С религиозной точки зрения свободой являются благие, добрые мысли и намерения.
Современное определение термина берет начало со времен Ренессанса. Свобода человека рассматривается как ценность, потому что человек — это мера всех вещей.
В современной трактовке она тесно связана с выбором. Возможность выбора предопределяет способность личности изменить себя и окружающих его людей, мир.
Свобода отождествляется некоторыми исследователями с правом. В таком случае она защищается и поддерживается законодательством. Признается неотъемлемой характеристикой гражданина и критерием развития страны. Свобода человека, как право, закреплена как на государственном, так и международном уровне в виде пактов и конвенций.
Антиобщественные поступки
Ряд исследователей связывает основные тенденции поступков людей с генетической основой их характера и темперамента. Эти ученые выдвигают идею о том, что с течением времени то, что уходит глубоко в пережитки прошлого, постепенно уйдет само
Это, в свою очередь, будет способствовать уменьшению «эксцессов темперамента», ситуаций, когда человек причиняет вред другому по неосторожности. Однако вместе с этим такого рода антиобщественные проявления, не квалифицирующиеся как преступления в общем смысле, могут оказаться менее податливыми для социального воздействия
Это позволит им сохраняться на протяжении продолжительного периода. Таким образом, можно предположить, что антисоциальные поступки, во всяком случае, часть из них, основываются не на общественных, а биологических признаках. Из этого, в свою очередь, напрашивается вывод о том, что окончательная их ликвидация невозможна. Тем не менее характер индивида, имеющий физиологическую основу, может считаться полноценным только в качестве социального продукта – результата общественных и частных условий деятельности и жизни.
Свобода и необходимость
Раздел ЕГЭ: 1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность
Свобода — возможность совершения человеком активной творческой деятельности, совпадающей с его мировоззрением и желаниями и основанной на внутренних убеждениях.
Поскольку у каждого человека своё представление о свободе, в обществе принято добровольно ограничивать себя во избежание нарушения свободы других людей.
СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В цивилизованном обществе практически невозможно разделить между собой понятия свободы и необходимости.
Необходимость — неизбежная обязанность выполнять те или иные действия. Поскольку каждый член общества предстаёт перед обязанностью действовать в соответствии с принятыми общественными нормами поведения и законами, свобода каждого индивида ограничивается необходимостью их соблюдения. В таком случае можно говорить о некоторой предопределённости человеческого существования.
Детерминизм (фатализм) — принцип закономерности и причинной обусловленности всех событий и явлений.
При таком подходе к свободе позитивным является организованность общества согласно общественной необходимости, а отрицательным — ограничение человека в собственной воле и постановка его в рамки действующей общественной программы.
СВОБОДА и ВОЛЯ
Некоторые философы считают основой существования и развития человека его волю.
Воля — сознательное стремление к осуществлению чего-либо.
В случаях когда человек действует исходя только из своих собственных интересов и потребностей, мерилом свободы становится воля, а такой стиль поведения называется волюнтаризмом.
Волюнтаризм — философское направление, согласно которому отрицаются объективные закономерности и необходимости в природе и обществе, а основная роль в развитии человека приписывается воле. В узком смысле волюнтаризм — метод командного управления, при котором человек принимает произвольные решения наперекор объективным условиям и обстоятельствам.
При подобном подходе к свободе позитивным считается возможность поступать каждому человеку так, как нравится ему самому, ставить собственную волю превыше интересов остальных, а отрицательным — возможность игнорирования и произвола по отношению к другим людям и их свободе.
СВОБОДА и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Если бы действия каждого человека совершались только на основе его свободы, мир погрузился бы в хаос. Многообразие людей подразумевает под собой многообразие интересов, желаний, ценностей и идеалов. Поэтому свобода неотделима от ответственности, которая позволяет регулировать взаимоотношения между людьми.
Ответственность — необходимость понимания и принятия обязательств перед обществом за свою деятельность.
- Политическая — ответственность политических сил перед обществом, её несут все члены правительства. Государство должно строить свою линию, основываясь на потребности всех граждан. Президент страны выполняет действия исходя не из личных интересов, а из воли народа.
- Юридическая — ответственность людей перед законом. Общество ставит перед индивидуумом некоторые требования. Индивид в свою очередь также предъявляет требования обществу. Таким образом, ответственность является обоюдной.
ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Понятие ответственности включает в себя различные варианты её применения.
- Историческая — ответственность народа за свою судьбу. (Выбор определённой политической партии, президента. Участие в референдумах).
- Политическая — ответственность политических сил перед обществом, её несут все члены правительства. (Президент страны выполняет действия исходя не из личных интересов, а из воли народа).
- Юридическая — ответственность людей перед законом. (Человек, укравший вещь, несёт юридическую ответственность).
- Индивидуальная — ответственность человека за свои поступки. (Ученик не выполнил домашнее задание и получил отрицательную отметку).
- Групповая — ответственность двух и более людей за совершаемые действия одного, нескольких или всех членов группы. (Вратарь пропустил мяч, но проиграла вся команда).
Вы смотрели конспект «Свобода и необходимость».
- Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
- Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
- Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.
2 вариант
Что такое свобода? Этот вопрос люди, кажется, задавали себе и друг другу всегда. Уж очень он важный. Основополагающий.
Сначала о свободе говорили в узком или буквальном смысле. Вот есть неволя, есть цепи и веревки, а есть жизнь без них. Хочешь – идешь на все четыре стороны, не хочешь – возвращаешься домой, хочешь – трудишься, нет – ленишься.
И чем сложнее становилось общество, многограннее отношения людей, наконец, чем больше человек узнавал о мире вокруг и своем месте в нем, тем сложнее становилось и понятие свободы. В конце концов, рассуждения о природе этого понятия привели людей к другому, не менее сложному суждению об ответственности.
Даже когда человек лишен свободы передвигаться или свободы говорить, у него всегда остается свобода выбора. Смириться или бороться, терпеть или умереть. И за каждым таким выбором непременно наступает ответственность. Ведь любой выбор, сделанный в рамках свободы, ведет ко вполне определенным последствиям. И вот уже за них человек несет ответственность.
Не всегда легко просчитать, к чему может привести то или иное действие (или даже бездействие) человека. Но это совсем не значит, что думать и пытаться заглянуть на шаг или два вперед не нужно. В конечном итоге свобода – это не возможность делать то, что захочется, без оглядки на других. Люди, живые существа, сама природа находятся во взаимосвязи. И поступки каждого обязательно затрагивают кого-то, оказывают влияние, вынуждают к ответным действиям, провоцируют на реакцию. И обо всем этом приходится думать, чтобы хорошие намерения не заканчивались плачевно.
Впрочем, это только на первый взгляд может показаться, что постоянно думать над каждым словом и шагом – дело невероятно трудоемкое. На практике же у каждого человека есть немалый опыт, который составляют и его прошлые поступки, и теоретические знания об опыте других людей. Этот багаж информации позволяет очень быстро просчитывать, чем может закончиться то или иное действие. Начиная от самых очевидных последствий и заканчивая непредвиденными рисками, которые можно назвать фатальным стечением обстоятельств. Да, выходит, что пользуясь свободой, любой человек постоянно рискует причинить вред – себе или другим
По неосторожности, незнанию или просто потому, что кто-то где-то оказался в неподходящем месте в неподходящее время. Но именно это осознание всех возможных последствий и делает каждый выбор человека ответственным
Как только человек начинает поступать не по своей воле, лишенный свободы, ответственность за совершенное ложиться уже не на его плечи. Так, человек, которого преступник угрозами заставляет нарушить закон, не будет считаться ответственным перед обществом за то, что он сделал в результате принуждения. С моральной точки зрения все, конечно, несколько сложнее. В одинаковой ситуации разные люди могут по-разному оценить меру своей ответственности. Кто-то будет винить себя, даже если его оправдает закон, а кто-то будет спокойно спать по ночам, даже если его ситуация будет казаться другим спорной.
В любом случае, перед судом ли, другими людьми или своей совестью держит человек ответ, сама эта связь ответственности и свободы наполняет последнюю глубоким смыслом. Возможно, именно поэтому цена свободы всегда была так высока. Люди отдавали за нее жизни и жертвовали здоровьем, мечтали о ней и закладывали ее в фундамент целых идеологий. В рассуждениях о ней возникло право, был создан закон и придуман порядок, на котором теперь основывается любое государство. Связь свободы и ответственности нашла свое отражение в религиях и нормах морали. Она – залог прочности общества людей и гарантия его будущего.
↑ Понятие «свобода»
В древние времена свободным был тот, кто не являлся рабом. С юридической точки зрения, свобода — это закрепленная в законе возможность определенного поведения человека, с точки зрения политики — отсутствие вмешательства или помех, а в философии принято считать, что свобода — это возможность проявления индивидом своей воли. В наши дни самое обыденное представление о свободе — это «делать все, что хочу», но очевидно, что если каждый будет делать все, что он захочет, то в мире будет хаос и это может привести к гибели человечества, поэтому абсолютной свободы нет. Истинная свобода всегда ограниченна внешними факторами (законами, обстоятельствами, другими людьми) и внутренними (моральными принципами, долгом, совестью). Без защиты и ограничения законов свобода зачастую приводит к гнету сильных над слабыми и рабству.
Статья 29Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Всеобщая декларация прав человека
Свобода — это способность и возможность человека осознанно выбирать решение и поступать в соответствии со своими желаниями, целями, идеалами, оценками и интересами.
Свобода состоит не в воображаемой независимости от объективной необходимости, а в умении принимать решения со знанием дела. Познавая законы и процессы природы, человек действует не слепо, не стихийно, а со знанием дела, свободно.
Свобода в этом смысле доступна человеку только как общественному существу. Быть свободным вне общества невозможно. Совершенно изолированный человек, даже если он сумел познать объективную необходимость, вряд ли может осуществить и самое мудрое решение.
Свобода возможна лишь при условии, если каждый человек в состоянии ограничивать свои действия и намерения самостоятельно, без внешнего принуждения, с тем чтобы не ущемлять свободу других.
Свобода внутренне самопротиворечива: с одной стороны, свобода — это отсутствие внешнего принуждения; с другой стороны, свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Свобода возможна лишь там, где есть самоограничение. Когда этого нет, свобода превращается в произвол. А там, где произвол, там начинается несвобода.
Ядро свободы — выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Способность осуществлять выбор — это и есть самостоятельность. Чем больше возможность выбора есть у человека, тем более самостоятельным и свободным он считается. Существует крылатое выражение «буриданов осел», смысл которого заключается в том, что зачастую столкнувшись с выбором, человек не может принять решение (например, выбор в каком учебном заведении учиться, какую получить специальность). Существует мнение, что в XIV веке философ Жан Буридан, объясняя своим ученикам проблему свободы выбора человека, рассказывал следующую притчу: перед голодным ослом положили две абсолютно одинаковые охапки сена, он долго крутил головой то налево, то направо и никак не мог сделать выбор, в результате чего он умер.
Свобода может быть экономической, политической, духовной, индивидуальной, гражданской, правовой, национальной и т п.
Свобода | ||
экономическая | политическая | духовная |
это свобода от эксплуатации, свобода принятия экономических решений, свобода экономических действий | это набор гражданских прав, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность индивида | это свобода выбора мировоззрения, свобода исповедовать любую религию или не исповедовать никакой |
Свобода человека во многом зависит от количества и уровня знаний, накопленного жизненного опыта, так как это дает ему возможность лучше ориентироваться в социуме и принимать наиболее оптимальные для него решения.
↑ Свобода как необходимость
«Свобода как познанная необходимость» — сформулированное Б. Спинозой понимание свободы. Ход его рассуждений таков. Обычно люди убеждены, что они наделены свободой воли и их поступки осуществляются ими совершенно свободно. Между тем свобода воли — иллюзия, результат того, что подавляющее большинство людей осознает свои поступки, не вникая глубоко в причины, их обусловливающие.
Свобода и необходимость
— философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.
Многие философы считают, что человек не может быть поистине свободным, он подчинен законам, действующим в обществе, и поступает в большинстве случаев, так как необходимо, а не так как хотелось бы.
В реальной жизни не все зависит от человека, есть силы, влияние которых человек не может предотвратить, а, следовательно, не может принять то решение, которое ему хочется. Когда человек не осознает этого, он как бы становиться «рабом» данной ситуации. Но когда он понимает границы данного влияния, он уже может осознанно принять решение.
Необходимость
, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, те. независимых от сознания человека, законов. Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать определенным образом и сложившиеся общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель «должного поведения». С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.
В понимании свободы можно выделить несколько точек зрения — волюнтаризм
ифатализм .
Волюнтаризм
— (от лат. «voluntas» — «воля») направление в философии, которое признает волю человека высшей ценностью, основой развития общества и всего существующего. Волюнтаризм рассматривает волю в качестве принципа жизни человека как «хозяина своей судьбы». Основоположниками данной идеи являются Ж.Ж.Руссо и И. Кант. Ж.Ж.Руссо утверждал, что основополагающий признак отличия человека от животного — это наличие силы воли и стремление к постоянному самосовершенствованию, что впоследствии приводит к развитию остальных способностей.
Фатализм
— (от лат. «fatalis» — «определенный судьбой») философское учение, которое утверждает, что существует предопределённость всех событий в жизни человека и окружающем мире, те. вера в судьбу, рок. Фатализм исключает любую случайность, а также возможность свободного выбора. Все подчиняется некоторой всеобъемлющей могучей силе, которая воспринимается либо как сверхъестественная, божественная воля, либо изначальное устройство мира, представленная в виде непреложных вечных законов бытия. Так, например, в индийской философии и религии распространены такие понятия как «карма» (судьба) и «сансара» («колесо перерождений»).