Соловейчик, симон львович

Главная ценность — возможность развиваться

«Гонять во дворе собак — это тоже развитие», — шутит Соловейчик. Ребенок должен развиваться и физически, и психически. И зачастую это самое развитие сопровождается шумом, беготней и криками, которые так не выносят родители. Но нельзя подавлять ребенка лишь потому, что он доставляет дискомфорт!И, к слову, всевозможные кружки и секции, которые якобы предназначены для развития ребенка, не всегда являются таковыми. Родитель наверняка не знает, отдавая свое чадо, например, на плаванье, поможет ли это ребенку развиваться или, наоборот, малыш окажется подавленным и потеряет ко всему интерес. Родитель должен стать внимательным наблюдателем, помощником, другом.

Безграничный интерес ко всему вокруг — главный показатель внутренней живости ребенка, и она куда важнее школьных оценок и примерного поведения. «Педагогика для всех» Симона Соловейчика — книга, которую мы рекомендуем почитать всем ответственным родителям, ведь написана она добрым и чутким педагогом от Бога.

Сочинения

  • Алый парус: О ребятах 16-17 лет. Сб. статей из газ. «Комсомольская правда» /Сост. И.Зюзюкин, С.Соловейчик; Рис. О.Голицына, О.Кулиш. — М.: — Мол. гвардия,1966. — 192 с.
  • Десять тысяч уроков: Школа: какая она, какой станет в девятой пятилетке. — М.: Дет. лит., 1971. — 32 с.: ил.
  • Ватага «Семь ветров»: Повесть / Рис. Г.Ковенчука. — Л.: Дет. лит., — 1979. — 255 с.: ил.
  • Вечная радость: Очерки жизни и школы. — М.: Педагогика, 1986. — 370 с.: портр.
  • Книга про тебя / Оформл. О.Коровина. — 2-е изд., доп. — М.: Дет. лит., 1965. — 125 с — (Школьная б-ка). Содерж.: Про твой характер. Про твоего друга. Про твою жизнь.
  • Мокрые под дождем: Повесть / Рис. К.Безбородова. — М.: Дет. лит., 1968. — 95 с.
  • Отчаюха: Повесть / Рис. И.Година. — М.: Дет. лит., 1969. — 80 с.: ил.
  • Про пионеров: Книга для октябрят / Рис. В.Винокура. — 3-е изд. — М.: Дет. лит., 1984. — 63 с.: ил.
  • Революция: Размышления перед очередной годовщиной Октября // Первое сентября. — 1995. — 4 нояб.
  • Спасая жизнь товарищей: Рассказ // Подвиг юных: Сб. рассказов и повестей. — М., Дет. лит., 1965.
  • Учение без исключения // Юность. — 1985. — № 9. — С.107-112.
  • Фрунзенская коммуна: Книга о необычной жизни обыкновенных ребят, написанная ими самими, с рисунками, которые сделала Галина Скотина, тоже коммунарка. Книгу сост. и подгот. к печати С.Соловейчик. — М.: Дет. лит., 1969. — 175 с.
  • Час ученичества. — М.: Дет. лит., 1986. — 381 с.
  • Воспитание творчества — 1978
  • Резервы детского «Я» — 1983
  • Воспитание школы. Статьи для своей газеты

Ссылки

  • http://www.studyss.freenet.kz/index_articles_r.htm С.Соловейчик. Манифест Человек Свободный и Заметки к манифесту Талант Свободы. Статьи для своей газеты, Изд. Первое сентября, 1992—1996
  • http://www.1001.vdv.ru/books/pdv/ С.Соловейчик. Педагогика Для Всех: Книга для будущих родителей. М.: Дет. лит., 1987.
  • http://www.1001.vdv.ru/books/last/index.htm С.Соловейчик. Последняя книга. Изд. Первое сентября. — 1998.
  • http://www.studyss.freenet.kz/index_r.htm Воспитание по Соловейчику
  • http://rus.1september.ru/1998/rus39.htm С.Соловейчик. Передо мной открылся мир ударений.
  • http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/13/6 С.Соловейчик. Чтобы изменить школу, потребуется 75 лет.
  • http://nkozlov.ru/library/s41/d1998/ С.Соловейчик. Учение с увлечением
  • http://www.vestnik.com/issues/2001/0703/win/prelovsky.htm И.Преловская. парадоксы воспитания.
  • http://magazines.russ.ru/zvezda/2000/12/artem.html А.Соловейчик. Воспитание без воспитания.
  • http://www.migdal.ru/article-times.php?artid=6669 А.Мисюк. Трель Соловейчика.
  • Фото
  • Пушкинские проповеди

Отношения между взрослыми и детьми

«Маленький, грудной еще ребенок кричит в своей кроватке, зовет маму, она на кухне, она слышит, она по голосу чувствует, что ничего страшного не случилось, и она… не торопится. Она заканчивает свои дела, потом идет к сыну, но без упреков — чего, мол, кричишь, слышу! — нет, она идет с повинной: “Ты меня зовешь, а я не иду? Мама плохая, не сразу пришла!”».Как объясняет Соловейчик, маленький ребенок нуждается не только в беспрекословном признании его желаний, но и в стойкой вере, что мир вокруг в основном добрый и справедливый. Такой идеализм — своеобразная защита для детей, без нее маленькому человеку будет страшно жить и расти.

Однако ребенок растет и постепенно ему необходимо узнавать и о других аспектах жизни. Мир не такой сказочный и совершенный, и родителю иногда нужно признавать этот факт. Учитель в школе был несправедлив? Ну ничего, бывает. Пожалей ребенка, помоги признать трудность и выразить надежду на лучшее. Он непременно справится, ведь у него есть ты!

Самостоятельность как цель воспитания

Еще один важный аспект воспитания по Соловейчику — подготовка маленького человека ко взрослой жизни. Об этом без устали твердят современные психотерапевты и либеральные педагоги, и об этом в своих трудах так давно писал Симон Львович.«Родившегося у нас беспомощного младенца мы должны вырастить и поставить на ноги, чтобы он был достаточно здоров, достаточно развит и обучен, был крепок духом, чтобы не виснул на людях и не зависел от них», — говорил педагог.

Родителям стоит понять, что дети не всегда ведут себя идеально, но они и не должны. Неизбежны двойки, синяки и неодобрение бабушек во дворе. «Наученный собственным горьким опытом, я всем говорю: не стыдитесь своих детей при чужих людях, нормальные дети при чужих всегда ведут себя хуже, чем обычно, это они таким образом вступают в контакт с чужими, это хорошо, а не плохо. Не стыдитесь!»

Свобода

Внутренняя свобода — основа развития и ключевое понятие в трудах Соловейчика. По словам Симона Львовича, свободе научить нельзя, ее можно лишь воспитать. Свобода — это ни в коем случае не освобождение от дисциплины и не хаос. Свобода в школе — это драгоценное право ребенка мыслить вне рамок, иметь право задавать вопросы, чувствовать себя личностью.И такому может научить лишь внутренне свободный учитель. «…Дети тянутся к свободным людям, доверяют им, восхищаются ими, благодарны им», — пишет Соловейчик.

Снисходительное отношение, одергивание, принижение — путь разрушения интересов ребенка, а зубрежка и скучный материал и вовсе отбивают всякое желание учиться. Задачи, которые дает ребенку школа, должны быть для него трудными и одновременно вдохновляющими: малыш должен чувствовать, что по-настоящему развивается. И загруженность по горло уроками и кружками — совсем не показатель этого.

ЕГЭ по русскому Сочинение

  • 1. А.П.Чехов – вершина русской литературы.
  • 2. Любовь «к родному пепелищу».
  • 3. Должен ли человек осознавать ответственность за свои поступки?
  • 4. В чем заключается особенности восприятия человеком своей фамилии?
  • 5. Как научиться мыслить?
  • 6. Является ли подвигом выполнение своего нравственного долга?
  • 7. Не исчезнет ли алфавит?
  • 8. Как действует на человека шум?
  • 9. Как сохранить память о защитниках Отечества, погибших в годы войны?
  • 10. Какие книги вызывают наибольший интерес у читателей?
  • 11. Как помочь равнодушным и тем, кто страдает от их равнодушия?
  • 12. Что такое ревность?
  • 13. В чём заключается нравственная сущность человека?
  • 14. Какую роль играет «малая» родина в труде писателя?
  • 15. Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?
  • 16. Проблема судьбы родного села.
  • 17. В чем сила музыки?
  • 18. Есть ли в человеке силы, чтобы противостоять судьбе?
  • 19. Ответственность человека за жизнь на Земле.
  • 20. Ответственность за мир, в котором мы живем.
  • 21. Почему деятели науки и искусства уезжают из страны?
  • 22. Почему детство называют «золотой порой»?
  • 23. Должны ли родители помогать детям в трудный период?
  • 24. Что влияет на выбор человеком, жизненного пути?
  • 25. Предательство друга.
  • 26. В чём источники истинной красоты человека?
  • 27. Что мешает ребенку познать подлинную ценность родительской любви?
  • 28. В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека?
  • 29. Может ли ТВ стать альтернативой книге?
  • 30. В чем духовные истоки героизма?
  • 31. Какова роль книги в развитии личности?
  • 32. Почему несчастны одинокие люди?
  • 33. Нужно ли заботиться о животных, которые утратили возможность помогать людям?
  • 34. Что такое честь?
  • 35. Есть ли место героизму в наши дни?
  • 36. Какого человека можно считать ограниченным?
  • 37. Влияние технического прогресса и культуры на формирование и развитие нравственности.
  • 38. Как воспитать художественный вкус у молодежи?
  • 39. Силы человеческого духа, жизнь в условиях войны.
  • 40. Память о родине, о родном доме, о детстве.
  • 41. Проблема самостоятельности мышления.
  • 42. Воспитывает ли эта «формула особого внимания» уважительное отношение к ветеранам войны?
  • 43. В чем нравственная сущность памяти?
  • 44. Падение грамотности, развитие и сохранение русского языка.
  • 45. Влияет ли родной пейзаж, природа на формирование человека, его патриотические чувства?
  • 46. Каковы причины существования зла?
  • 47. Проблема старости.
  • 48. Что такое счастье? В чём счастье писателей?
  • 49. Жестокосердие взрослых по отношению к ребенку.
  • 50. Что такое счастье?
  • 51. Какова цель поэзии?
  • 52. Кому доступна радость познания окружающего мира?
  • 53. Что позволяет назвать „Сикстинскую мадонну» Рафаэля гениальным произведением?
  • 54. В чём причина низкой требовательности к речи?

Биография

Родился в семье литработника газеты «Красная звезда» Льва Исомеровича Соловейчика (1905—1989), в дальнейшем редактора Воениздата и писателя, автора книги «Дом сержанта Павлова» (под псевдонимом Л. Савельев). Мать, Х. И. Соловейчик, во время войны была главврачом санитарного поезда, в послевоенные годы — заведующей медицинскими складами Московского военного гарнизона, позже — заведующей одной из московских аптек.

В войну два года провёл на Урале в эвакуации. Среднюю школу окончил в Москве в 1946 году. В 1953 году окончил филологический факультет МГУ. Преподавал русский язык и литературу в библиотечном техникуме города Зубцова. Тогда же начал печататься в центральной прессе. По возвращении в Москву работал в газете «Строитель стадиона». С 1958 года — корреспондент журнала «Пионер». С 1956 по 1977 год — корреспондент «Комсомольской правды».

В 1960—1970-е годы — автор большого количества публикаций на общественные, семейные, школьные, музыковедческие темы как в «Комсомольской правде», так и в «Литературной газете», «Неделе», журналах «Пионер», «Семья и школа» и других.

Член Союза журналистов с 1965 года и Союза писателей с 1972 года.

Вёл передачи на радиостанции «Маяк» под названием «Я купил пластинку», в разные годы вёл на центральном телевидении ежедневные передачи «Час ученичества» и «Педагогика для всех».

Во второй половине 1970-х годов уходит из всех газет и работает дома, в этот период написана «Педагогика для всех» и ряд других книг.

В 1985—1988 годы — специальный корреспондент и основной автор «Учительской газеты», возглавляемой Владимиром Фёдоровичем Матвеевым. Выступает организатором встреч педагогов-экспериментаторов и редактором четырёх резюмирующих эти встречи манифестов.

В 1988 году, после фактического разгрома матвеевской команды в «Учительской газете», Соловейчик становится обозревателем еженедельника «Новое время», где ведёт рубрику «Младший мир». В этот период он побывал во многих зарубежных школах и отразил свои впечатления в большой серии очерков школьной жизни разных стран мира.

В 1992 году основал и возглавил газету и издательский дом «Первое сентября».

Умер 18 октября 1996 года в Москве. Похоронен на Востряковском кладбище.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector