Ретардация в психологии

Что это такое

Развитие организма может происходить двумя путями – через онтогенез (индивидуальное формирование организма) либо дизонтогенез (развитие организма, отклоняющееся от нормы).

Составляющей общего дизонтогенеза считается психический дизонтогенез, заключающийся в расстройстве психического развития, проистекающий чаще, как правило, в детстве либо в пубертатном периоде. Возникает он вследствие патологии формирования структур мозга.

Вариацией дизонтогенеза является ретардация – запаздывание своевременного формирования одной функции, группы функций либо организма, замедленное формирование, незавершённость этапов созревания, когда ранние формы созревания не сменяются более прогрессивными.

Психическое отставание и физическая ретардация не всегда взаимосвязаны. Также необходимо учитывать и различие частичного запоздания и тотальной ретардации. При тотальной задержке отмечается целостное отставание в психическом либо физиологическом развитии. Парциальная форма описываемого сбоя наблюдается, когда одна функция либо несколько, например, прорезывание зубов, формирование речи, запаздывает в сравнении с нормальными темпами созревания.

Ретардация не всегда приводит к серьёзным последствиям, поскольку запаздывание в развитии часто может быть в разной степени компенсировано.

Определяется выраженность проявлений по отставанию психофизиологического созревания от био­логического, психического либо паспортного возраста.

Явление ретардации может характеризоваться равномерным запозданием созревания функций, систем организма и неравномерным (дисгармоничным). При сильном различии темпов формирования разных систем, возникает рассогласованность регуляции и опасность дальнейшего тотального дисгармоничного развития.

Ретардация психического развития общей направленности наблюдается при умственной отсталости, задержке психического развития. Здесь отмечается отставание перехода природно-психических структур в более сложносоставные социально-психические системы, что порождает недостаточность последних. Более всего при данном сбое страдают когнитивные функции. Степенью несформированности нейрофизиологических структур обусловлено созревание психосоциальных образований, при этом процесс социализации, как правило, обнаруживает потенциальные ресурсы нервной деятельности, а также способствует улучшению формирования механизмов компенсации.

Классификация психического дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому):

  1. Общее психическое недоразвитие.
    Выраженная психическая незрелость при наиболее раннем времени поражения мозга. Характеризуется тотальностью. Причины могут быть генетические, внутриутробные, родовые, ранние постнатальные. Больше всего страдают высшие психические функции (кора головного мозга не созревает в нужной степени), меньше – базовые. Данный вид дизонтогенеза соответствует медицинскому диагнозу «Умственная отсталость» (бывает разной степени).
    Часто на практике сложно дифференцировать легкую умственную отсталость и ЗПР без специального теста и наблюдения ребенка в динамике.
  2. Задержанное психическое развитие.
    Это также отставание от нормы в созревании психики, но в данном случае незрелость высших психических функций частичная (то есть кора более сохранна и имеет возможность развиваться). Разрыв между биологическим возрастом ребенка и уровнем его способностей (на какой возраст условно он развит) не составляет более 2 лет. Большая часть ЗПР (75%) характеризуется наличием поражения нервной системы в истории развития ребенка. Если говорить о нейропсихологическом аспекте, то в мозге есть нейродинамический дефицит, несформированность корково-подкорковых связей, часто — межполушарного взаимодействия. Можно отметить дефицит внимания, истощаемость, трудности адаптации, низкий познавательный интерес, слабость самоконтроля, программирования. В психических функциях есть как слабые, наименее развитые звенья, так и более сохранные (как мозаика). Дети с ЗПР обучаемы, не всем из них показана коррекционная школа. ЗПР не является медицинским диагнозом.
  3. Поврежденное психическое развитие.
    В данном варианте дизонтогенеза вредность подействовала на нервную систему после периода нормального развития (то есть после возраста 2-4 лет). Поэтому в отличие от общего психического недоразвития здесь будет картина частичного выпадения отдельных звеньев, в зависимости от характера и места поражения (локализации в мозге). Например, это может быть интоксикация, травма, инсульт, дегенеративное заболевание. Клиническая картина может быть очень разной и включать нарушения речи, внимания и памяти, отдельных видов восприятия, моторики.
  4. Дефицитарное психическое развитие.
    Этот тип дизонтогенеза характеризуется первичной недостаточностью какой-либо системы организма: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Таким образом, вторично происходит изменение процесса созревания познавательных, эмоционально-волевых, личностных свойств и функций психики.
  5. Искаженное психическое развитие.
    Это сочетание недоразвития, задержанного развития, поврежденного и ускоренного развития «в одном флаконе», характерное для процессуального психического заболевания. Ранее выделяли данный тип для детской шизофрении и раннего детского аутизма. Я задумалась, а можно ли отнести сюда РАС в современном понимании. Думаю, что во многих случаях да. Конечно, в РАС нет типичной процессуальности, т.к. это больше неврологическая патология. Но есть сочетание недоразвития, задержки и поврежденного развития. В литературе я не встречала прямого ответа на этот вопрос, поэтому это мое субъективное мнение.
  6. Дисгармоничное психическое развитие.
    В основе лежит врожденная или рано приобретенная диспропорциональность психики (одни функции развиваются с задержкой, другие – с опережением), преимущественно в эмоционально-волевой сфере. В результате происходит патологическое формирование личности («патология характера»). Данное состояние характеризуется стойкостью, тотальностью и нарушением адаптивных возможностей.

При разных диагнозах/синдромах возможно сочетание разных типов дизонтогенеза.

При каждом варианте необходимо грамотно выстроить коррекционный маршрут занятий по коррекции/реабилитации, который может включать в зависимости от индивидуального случая: дефектолога-олигофренопедагога, логопеда, нейропсихолога, психолога и других, более узких профильных специалистов.

Причины акселерации

Чтобы понять, что такое ретардация, необходимо выяснить причины развития противоположного ей явления, то есть установить биологические механизмы акселерации. Условно причины ускоренного роста и развития можно поделить на три основные группы:

1. Гипотезы физико-химического характера. К ним можно отнести теорию Коха, который считал, что современные дети подвергаются более сильному воздействию ультрафиолетовых лучей, являющихся стимулятором роста. Но все-таки более распространенной, подтвержденной многими исследователями, является гипотеза о влиянии отходов промышленного производства на рост детей.

2. Гипотеза влияния на рост и развитие ребенка социальных условий, в частности, улучшения питания, медицинского обслуживания и условий городской жизни. По мнению исследователей, все перечисленные факторы также могут стимулирующе воздействовать на физическое развитие.

3. Гипотеза, в соответствии с которой акселерация – это результат циклических биологических изменений гетерозиса и прочих явлений. Эффект гетерозиса можно объяснить широкой миграцией современного населения и ростом численности смешанных браков. Потомство при этом с каждым поколением становится все более развитым в физическом плане.

Правильно будет согласиться со всеми тремя гипотезами, так как многие авторы считают причиной акселерации влияние ряда факторов, при этом в разное время и в разных местах основополагающими являются различные обстоятельства.

Интеллектуальная акселерация

Об интеллектуальной акселерации начали говорить, когда выяснилось, что начиная с 30-х годов минувшего века коэффициент интеллекта американцев (IQ) с каждым новым десятилетием повышался в среднем на 3 пункта, после чего провели исследования более, чем в 20 странах, и подтвердилось: интеллектуальная акселерация – общемировая тенденция.  Люди умнеют и это, однозначно, радует! 

Чем объяснить такую тенденцию?

Интеллектуальную акселерацию объясняют стимулирующим влиянием на мозг мощного информационного потока, употреблением большего количества витаминов и белка. Родители стали более трепетно, чем ранее, относиться к всестороннему развитию своих любимых детей, начиная их обучение во всевозможных кружках и курсах еще до поступления в школу. 

К началу XXI века эта тенденция пошла на спад, но стать глупее человечеству явно не грозит. Вероятно, интеллектуальный прорыв завершился лишь на конкретном отрезке времени, и новые вершины ждут впереди. 

Многочисленные данные говорят о колебательном характере эпохальных изменений темпов развития. Например, в древности и раннем Средневековье сроки полового созревания женщин в Европе были близки к типичным для современных условий; к началу 19 века этот показатель существенно увеличился, а в дальнейшем стал снижаться, относительно стабилизировавшись в 1970–1980-х гг.

Причины акселерации

Причины акселерации нельзя объяснить действием какого-то одного фактора. Они, вероятно, связаны с воздействием почти всех тех биологических и социальных факторов, которые вообще могут влиять на индивидуальное развитие человека. Особенно велика роль качественного изменения питания детей, последствий хозяйственной деятельности человека, ослабления физической нагрузки в период роста и др

Немаловажное значение могут иметь и смешения населения планеты на генном уровне

Среди глобальных причин ускорения темпов роста и развития исследователи называют солнечную активность, снижение которой якобы сопровождается «всплеском» акселерации и наоборот.

Термин «акселерат» иногда используется для того, чтобы отметить ускоренное развитие отдельных индивидуумов среди сверстников, хотя многие, не зная его истинное значение, часто воспринимают слово «акселерат» за обидное.

Общие и специальные способности

Одной из задач психологической теории является определение сущности способностей, закономерностей их развития и появления, а также путей их формирования. Существует специальная область дифференциальной психологии, исследующая индивидуально-психологические различия людей. Проблема способностей может быть рассмотрена как особое, индивидуализирующее психическое явление.

Специальные способности представляют собой своеобразную форму проявления общих родовых человеческих качеств в данных конкретных социальных условиях.

В психологической литературе специальным способностям посвящен ряд работ. Работы Б.М. Теплова о музыкальных способностях, К.К. Платонова — о летных способностях, В.И. Киреенко об изобразительных способностях, Л.И. Уманского об организаторских способностях, В.А. Крутецкого о математических способностях. Рассмотрим некоторые из них. Б.М. Теплов пришел к выводу, что для осуществления данного вида деятельности необходима музыкальность, под которой он понимает комплекс специфических, свойственных только музыкальной деятельности способностей. Основными способностями, составляющими музыкальность, по Б.М. Теплову, являются: 1) музыкальный слух в его двух компонентах — звуковысотном и ладовом; 2) музыкально-репродуктивная способность (способность к слуховому представлению); 3) музыкально-ритмическое чувство.
Л.И. Уманский, изучая способности к организаторской деятельности, пришел к выводу, что можно выделить 18 типичных качеств, свойств личности, которые присущи способным организаторам: 1) способность «заряжать» своей энергией других людей, активизировать их; 2) практически-психологический ум; 3) способность понимать психологию людей и верно на нее реагировать; 4) критичность; 5) психологический такт; 6) общий уровень развития; 7) инициативность; 8) требовательность к другим людям; 9) склонность к организаторской деятельности; 10) практичность; 11) самостоятельность; 12) наблюдательность; 13) самообладание, выдержка; 14) общительность; 15) настойчивость; 16) личная активность; 17) работоспособность; 18) организованность. Автор считает, что для осуществления организаторской деятельности необходимо единство этих качеств.
Изучение структур способностей к конкретным видам общественно полезной деятельности идет по линии пересечения более частных способностей, совокупность которых, по мнению авторов и составляет способность к тому или иному конкретному виду деятельности.

Акселерация и ретардация детей и подростков. Гигиенические последствия

ЯГПУ

Контрольная работа

по гигиене

тема

«Акселерация и ретардация детей и подростков. Гигиенические последствия»

Выполнил:

студент 542-й группы

Заключение

Литература

Введение

Акселерация – явление ускорения физического развития детей и подростков в современных условиях. Данные сравнительно – антропометрических исследований в разных странах свидетельствуют о значительных сдвигах в структуре физического развития детей и подростков в сравнении с ранее жившими сверстниками.

Акселерация общесоматического развития детей объясняется разными причинами: изменившаяся структура питания, улучшение гигиенических условий, увеличившийся поток информации, социокультурные факторы и т.д. Акселерация физического развития влияет на изменение темпов и характера полового созревания.

По данным физиологических и медицинских исследований, начало полового созревания у современных подростков сдвинулось на 1 –2 года. Б.Г. Ананьев указывал, что становление психических свойств также происходит неравномерно.

Гетерохронность личностного формирования накладывается на гетерохронность созревания индивида и усиливает общий эффект разновременности основных состояний человека.

Среди критериев угрожаемости патологического криза большое место занимает асинхрония соматического развития, варианты которой тесно связаны с типом расстройств поведения:

диссоциация между истинным, более старшим возрастом и психофизической ретардацией (замедлением);

диссоциация между усиленным физическим ростом и задержкой психического и полового созревания;

диссоциация между акселерацией физического и полового созревания и ЗПР.

Неблагоприятен вариант дисгармонической акселерации, который характеризуется не снижением возраста начала полового созревания, а резким ускорением его темпа.

Это касается как ретардации, когда родители ориентируются на более старший – паспортный, а не на биологический, психофизический возраст ребенка, так и акселерации, когда, несмотря на психическую инфантильность ребенка, к нему нередко предъявляются требования более “взрослые”, чем это соответствует даже его истинному возрасту.

Одаренные дети и особенности их социальной адаптации

Одаренные дети — дети, обнаруживающие общую или специальную
одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.). Одаренность диагностируют
по темпу умственного развития. Раньше других можно обнаружить художественную
одаренность детей, в области науки быстрее всего проявляется одаренность
к математике. Нередки случаи расхождения между общим умственным развитием
ребенка и выраженностью более специальных способностей. Становление
индивидуально-психологических особенностей зависит от врожденных задатков,
окружающей среды и от характера деятельности.
Особенности психического развития ярко проявляются в одаренности, успешности.
Итак, один ребенок сразу запоминает длинное стихотворение, другой —
легко складывает в уме пятизначные числа, третий — высказывает мысли,
достойные философа. Родители и учителя довольно часто наблюдают проявления
ранних и ярких способностей, быстрый темп усвоения знаний, неистощимость
в занятиях любимым делом.
Детская и школьная одаренность неоднократно становилась предметом дискуссий
ученых и учителей. На одном из таких обсуждений А.В. Петровский отмечал,
что одаренность детей была всегда, но на фоне научно-технических достижений,
интеллектуального, художественного и физического развития блеск «вундеркиндов»
как бы потускнел, но яркие проявления детской одаренности по-прежнему
существуют. А.В. Петровский подчеркивал, что, как правило, такие дети
легко переносят ускоренное, бурное развитие своих способностей, и, объясняется
это тем, что на решение задач, стоящих перед ними они затрачивают меньше
сил. И еще нельзя забывать о положительных эмоциях от успеха, чем прекрасно
компенсирует энергетические затраты. И еще в чем выразилась озабоченность
А.В. Петровского — поддерживая проявления ярких способностей, нельзя
упускать из виду формирование личности.
Н. Лейтес, который больше исследовал одаренных интеллектуалов, отмечая,
что истоки этого феномена надо искать в возможностях детства. У каждого
нормального ребенка обязательно бывают периоды, когда он делает, казалось
бы, необычайные успехи. Так, отмечает Н. Лейтес, что все малыши очень
чутки к иностранным языкам. Для детства характерна также удивительная
сила воображения. К сожалению, по мере взросления большинство одаренных
детей позволяют догнать себя в развитии. Но бывает, что столь необычный
жизненный старт как бы продолжается в больших успехах и достижениях.
Н Лейтес подчеркивал, что надо стремиться, чтобы каждый ребенок проявил
себя как можно ярче в раннем детстве. Н

Лейтес заметил одно важное
обстоятельство в развитии одаренности, выделяя как бы рубеж между неодаренностью
и одаренностью — потребность реализовать себя

Он обращал внимание на
то, что побудительная сила такой потребности отличает истинно одаренного
и талантливого, и что это важно поощрять.
Л. Венгер, участвуя в дискуссии, в развитии одаренности многое связывал
с возможностями формирования личности каждого ребенка, а генетическую
предопределенность видел только в темпах усвоения умений, знаний.
Изучение одаренности имеет длительную историю и, тем не менее, терминология
еще не вполне установилась и имеет несколько различных значений. Указывая
на одаренность человека, говорят о наследственных предпосылках, о высоком
уровне умственного развития и многих других особенностях.
Воспользуемся термином «одаренность» в наиболее употребительном
его значении, имея в виду высокий уровень развития способностей, любых
— общих и специальных

У некоторых детей и взрослых уровень способностей
значительно отличается от среднего. Их называют очень способными и одаренными

Указывая
на одаренность человека, говорят о наследственных предпосылках, о высоком
уровне умственного развития и многих других особенностях.
Воспользуемся термином «одаренность» в наиболее употребительном
его значении, имея в виду высокий уровень развития способностей, любых
— общих и специальных. У некоторых детей и взрослых уровень способностей
значительно отличается от среднего. Их называют очень способными и одаренными.

Виды акселерации

Сегодня описываемое явление чаще употребляется в следующих значениях: эпохальная акселерация и внутригрупповая.

Первая – обозначает ускорение темпов физического созревания детей и тинэйджеров в соотнесении с предыдущими поколениями.

Многочисленные исследования физического созревания детей разных возрастных периодов продемонстрировали, что большинство функциональных систем организма существенно обгоняют хронологию созревания, типичную для детей, родившихся около 40 лет назад.

Явления акселерации начинаются с этапа внутриутробного формирования. Как приводилось выше, длина туловища и вес новорожденных малышей увеличился. Рост пятнадцатилетних тинэйджеров в сравнении с их ровесниками начала столетия также увеличился на 5-10 см, а вес – на 4-10 кг. Важнейшим следствием акселерации сегодня считается более раннее формирование речи, появление реагирования на звук, свет.

Современные малыши раньше начинают удерживать головку, садиться, ходить, нежели их собратья, жившие в недавнем прошлом.

Значительно стремительно проистекает созревание отдельных сегментов скелета, эндокринной системы, что обуславливает более раннее наступление пубертатного периода.

При этом отмечается сокращение продолжительность роста. Сегодня рост молодых людей прекращается в среднем в шестнадцати-девятнадцатилетнем возрасте, а полвека назад их потомки максимального роста достигали к двадцати пяти-шестилетнему возрасту.

Акселерация развития ребёнка приводит к существенным трансформациям в формировании систем организма. Ростовой акселерации сопутствует улучшение уровня физического созревания молодых людей. У двадцати-двадцатипятилетних лиц установлен наибольший рост. Помимо того, значительно расширился объём грудной клетки (у мужчин приблизительно на 8-9 см, у женщин – на 7-8 см), диаметр черепа укрупнился на 1,5 см, средний вес тинэйджеров четырнадцати лет вырос на 7-8 кг.

Ускорение физических показателей и созревание интенсифицировало психическое развитие. Однако бытует мнение, что акселерация психического созревания порождена научно-технической революцией, улучшением, доступностью и повышением требований к образовательному процессу. Поэтому здесь целесообразнее говорить о двух вариациях акселерации психики: об ускорении, вызванном ранним формированием морфофункционального фундамента психики и акселерации, порождённой социальным прогрессом.

Под внутригрупповой вариацией акселерации подразумевают ускорение физического созревания отдельных детей и молодых лиц в возрастных группах. Такие дети ориентировочно составляют 13-20 % от общего количества детей данного возрастного этапа. Им присуща большая мускульная масса, высокий рост, больший потенциал дыхательной системы. Пубертатный период у них проходит быстрее, также раньше заканчивается рост тела и быстрее происходит психическое созревание.

Акселерация развития внутригруппового вида бывает гармоничной и дисгармоничной.

Гармоничное ускорение созревания подразумевает параллельную акселерацию биологического созревания и роста, что ведёт к более быстрому завершению этапа детскости.

Приведённый выше вариант ускоренного развития встречается довольно редко. Как правило, чаще на фоне акселерации психофизического формирования наблюдаются отчётливые соматовегетативные отклонения (на раннем периоде) и эндокринные дисфункции (в старшем периоде). В психической сфере отмечается дисгармония, обнаруживающаяся в форсированном развитии одних функций (например, речи) и недоразвитием других (например, социальных навыков, моторики), а иногда телесная акселерация обгоняет психическую. Так происходит дисгармоничная акселерация.

Литература

  1. Бардышевская М. К., Лебединский В. В. «Диагностика эмоциональных нарушений у детей», Москва, УМК «Психология», 2003.
  2. Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко.- СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК,2003.
  3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1983. Т. 5
  4. Клиническая психология: учебник / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб: Питер, 2002.
  5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. — М.: Изд-во МГУ, 1985.
  6. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  7. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1977.
  8. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В 3 т. — М., 1955. — Т. I; М., 1959. — Т. II; М., 1965. — Т. III.
  9. Хрестоматия «Психология аномального развития ребёнка», в двух томах, Черо, Высшая школа, 2002, редакция совместно с Лебединским В.В

Особенные дети – стоит ли их бояться?

Фото автора cottonbro: Pexels

И вроде бы все хорошо и даже отлично, если бы не было все так печально. А именно непринятие особенных детей в обществе. Родители бунтуют. Они пытаются огородить своих чад от этого «зла»

А какую точку зрения разделяешь ты? Заострим внимание на этой теме, а ты сделаешь выводы

Наверняка на просторах тик-тока или других социальных сетей, тебе попадалось видео, где женщина выгоняла с детской площадки детей с аутизмом, аргументируя это тем что «они пугают нормальных детей». Это видео буквально взорвало интернет.

Большинство пользователей, конечно, ее не поддержало, но факт остается фактом. Особенные люди вызывают у общества непринятие и страх, а иногда даже презрение.

Но почему так происходит? Ответ прост: нас пугает, то что мы не понимаем. Так, давай поговорим о том, почему эти дети ведут себя так необычно.

Цикличность

Ретардация в психологии — это малоизученное явление, но само его существование подтверждает теорию циклической смены эпох акселерации. По мнению ученых, в последние пять лет отмечается замедление акселерации и ретардации развития. По каким причинам происходит такая цикличность, неизвестно, но ученые связывают это со следующими факторами: с изменением климатических условий на планете, усилением активности солнца, с качеством питания и так далее. Все причины можно условно поделить на экзогенные (отрицательное воздействие среды) и эндогенные (приобретенные или врожденные).

Ретардация приобретает особое значение при определении того, готов ли ребенок к школе, так как от его психофизиологического созревания напрямую зависит успеваемость и то, каким образом будут складываться отношения с одногодками. Очень часто детей с задержкой развития обучают в индивидуальном порядке. Также стоит отметить, что ретардация и акселерация могут быть гармоничными и негармоничными. То есть у каждого ребенка наблюдается индивидуальный темп роста и развития.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Наследственные ретарданты и социальный фактор

В основном к моменту окончания процессов роста ретарданты не отстают по этому показателю от своих сверстников, просто средних величин они достигают на один-два года позднее

Если принимать во внимание, что ретардация в психологии — это замедление роста и развития, то для полного рассмотрения проблемы следует определить причину данного явления. Если отставание происходит в результате наследственного фактора или после перенесенного заболевания, то, как правило, наблюдается временная задержка роста, и после окончательного выздоровления темпы роста ускоряются, то есть генетическая программа реализуется за более короткий период

Негативное влияние на рост и развитие ребенка может оказывать и социальный фактор. И это не столько невысокий материальный доход, сколько негативный эмоциональный микроклимат в семье или в детских учреждениях. Установлен факт, что дети, воспитывающиеся в школах-интернатах, в детских домах или в условиях дефицита внимания со стороны родителей, отстают в развитии на полтора-два года от своих сверстников.

Акселерация

Ретардация как обратное акселерации понятие предполагает задержку или отставание в развитии. Следовательно, акселерация — это ускорение темпов роста и развития в детском и подростковом возрасте. Также сюда можно отнести быстрое увеличение объемов тела взрослых людей. На сегодняшний день выделяют два типа акселерации: внутригрупповую и эпохальную. Первая — это ускорение темпа развития некоторых детей и подростков в определенных возрастных группах. Эпохальной акселерацией называют быстрое физическое развитие современных детей в сравнении с предшествующими поколениями.

Степень нарушения межфункциональных связей (в частности, межполушарных) и иерархических координации

Отставание в развитии никогда не носит равномерного харак­тера: при общем повреждении нервной системы в первую очередь чаще страдают те функции, которые находятся в это время в сензитивном периоде и, следовательно, обладают наибольшей не­устойчивостью и ранимостью, затем функции, связанные с по­врежденной. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стойки явления регресса и более вероятны явления распада. По­этому профиль психического развития аномального ребенка часто будет состоять из сохранных, поврежденных и в разной степени задержанных в своем формировании психических функций.

Дефекты зрения и слуха возникают вследствие повреждения или недоразвития периферических звеньев соответствующего ана­лизатора. При этом центральные отделы анализатора, корковые структуры, во многих случаях остаются сохранными, а изменение их функционирования может иметь вторичный характер, обус­ловленный депривацией (неупотреблением). При двигательной па­тологии также могут диагностироваться локальные повреждения эфферентного (исполнительного) звена анализатора, при сохран­ном состоянии других отделов головного мозга.

При рассмотрении природы речевой патологии принято счи­тать, что во многих случаях оказываются затронутыми лишь спе­цифические речевые корковые зоны, а в целом деятельность моз­говых структур, обеспечивающих неречевые психические функ­ции, остается сохранной.

В то же время при психологическом изучении нарушений пси­хических функций у детей с разными формами локальной и сис­темной патологии неизменно обнаруживаются сходные с нормой общие закономерности развития, проявляющиеся в возрастной пе­риодизации развития психических функций. Эта периодизация, с одной стороны, обусловлена сроками биологического созревания областей коры и подкорковых образований головного мозга, их кор-ково-подкорковых связей, с другой — характером и интенсивнос­тью воздействий окружающей среды, обусловливающих степень и характер возникающих недостатков развития психических функций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector