Репрезентативные системы
Содержание:
- Репрезентативная выборка
- Аудиальная сенсорная репрезентативная система
- Второй тест на определение
- Особенности разных репрезентативных систем
- Сенсорно-определенные слова и выражения
- Репрезентативная система
- Очень важно общаться с ребенком на «его языке»:
- Зачем вам знать основную репрезентативную систему?
- Репрезентативные системы
- Сенсорно-определенные слова и выражения
- И еще некоторые особенности:
- Репрезентативные системы человека
- Поведенческие характеристики
- Что такое репрезентативная система?
- Восприятие
Репрезентативная выборка
Принцип формирования выборки заключается в избрании наиболее важных и точно отображающих свойства общей совокупности данных. Для этого используются различные методы, которые позволяют получать точные результаты и общее представление о генеральной совокупности, используя только выборочные материалы, описывающие качества всех данных.
Таким образом, нет необходимости изучать весь материал, а достаточно рассмотреть выборочную репрезентативность. Что это? Это выборка отдельных данных для того, чтобы иметь понятие об общей массе информации.
Их в зависимости от способа различают как вероятностные и невероятностные. Вероятностная – это выборка, которая производится путем вычисления наиболее важных и интересных данных, являющихся в дальнейшем представителями генеральной совокупности. Это обдуманный выбор или случайная выборка, тем не менее, обоснованная своим содержанием.
Невероятностная – это одна из разновидностей случайной выборки, составляющаяся по принципу обычной лотереи. В таком случае не учитывается мнение того, кто составляет такую выборку. Используется лишь слепой жребий.
Аудиальная сенсорная репрезентативная система
Люди с ведущей аудиальной сенсорной репрезентативной системой обладают способностью делать тонкие аудиальные различия, отчетливо слышать разнообразие тонов и тембров звучащих звуков. Темп речи средний, поэтому говорят такие люди, как правило, громко и отчетливо, в строго выдержанном ритме. Тон голоса у них чистый, выразительный и резонирующий. Люди с ведущей аудиальной сенсорной репрезентативной системой часто проговаривают, нашептывают для себя то, что они только услышали. Разговор или процесс мышления у таких людей может сопровождаться мелкими ритмическими движениями тела, например постукивание ногой в такт беседы
При разговоре такие люди обращают внимание не только на слова, но и на то, как они произнесены. Они часто поворачиваются ухом к собеседнику, как бы вслушиваясь в тональность, тембр и ритм его голоса
Сами эти люди очень разговорчивы, обожают беседы, всегда очень четко излагают ход события. Лучше всего воспринимают информацию на слух, запоминая все последовательно по шагам. Иногда такие люди кажутся слегка замкнутыми, «отстраненными», так как часто прибывают во внутреннем диалоге – беседуют сами с собой. Они очень тонко чувствуют музыку, обладают хорошим чувством ритма.
Второй тест на определение
Оцените каждое из следующих утверждений, проранжировав их в порядке предпочтения. Поставьте напротив каждой фразы соответствующую цифру: 4=лучше всего характеризует вас; 3=лучшая характеристика их оставшихся; 2=характеристика, занимающая третье место; 1=менее всего подходит к вам.
1. При принятии важных решений я: __ опираюсь на свои чувства. __ выбираю то, что звучит лучше всего. __ выбираю то, что выглядит для меня самым лучшим. __ опираюсь на точность информации и на знания о вопросе. |
2.В ходе дискуссии на меня, скорее всего, влияет: __ тон голоса другого человека. __ возможность видеть схему рассуждений другого человека. __ логичность аргументов другого человека. __ возможность чувствовать состояние другого человека. |
3. То, что происходит со мной, легче всего выяснить, ориентируясь на: __ то, как я одеваюсь и выгляжу. __ мои чувства. __ выбираемые мною слова. __ тон моего голоса. |
4. Мне легче всего: __ найти идеальную громкость и установить настройки стереосистемы. __ правильно сформулировать вопрос на интересующую меня тему. __ выбрать наиболее комфортную мебель. __ подобрать богатую привлекательную цветовую комбинацию. |
5. __ я настраиваюсь на звуки моего окружения. __ я – специалист по приданию смысла новым фактам и данным. __ я очень забочусь о том, как на мне «сидит» одежда. __ на меня сильно влияют цвет и вид комнаты. |
Этап 1. Подставьте данные вами оценки в следующий список. Записывайте ответы в том же порядке.
|
Этап 2. Занесите в таблицу цифры, соответствующие каждой букве. Вносите оценки в том порядке, в каком отвечали на вопросы.
Всего __V __K __ A __D |
Особенности разных репрезентативных систем
Существуют специальные тесты для определения репрезентативной системы человека. Но сделать достаточно точные выводы можно, просто наблюдая за людьми, анализируя их поведение. Чем отличаются представители разных ведущих систем?
Репрезентативная система
Внешность
Особенности восприятия
Визуальная
Визуалы чаще всего худощавы, достаточно грациозны, следят за осанкой. Не любят, когда собеседник загораживает им обзор
В помещении выбирают такое место, откуда удобно наблюдать за происходящим.
большое внимание уделяют внешности;
легче запоминают информацию, которую увидели (графики, схемы);
хорошо справляются с долгосрочным планированием.
Аудиальная
Аудиалы не худощавы, но и не склонны к излишней полноте. В разговоре часто жестикулируют, часто обладают приятным голосом, поставленной ритмичной речью.
легко теряют концентрацию в шумном помещении;
хорошо запоминают информацию, которую услышали;
при чтении могут проговаривать материал;
большинство вопросов предпочитают решать по телефону, а не при личной встрече.
Кинестетическая
Кинестетики склонны к полноте, но, если следят за собой, обладают красивым рельефным телом
Двигаются медленно, плавно. При общении часто касаются собеседника: похлопывают по плечу, обнимают при прощании.
большое внимание уделяют комфорту;
любят физическую активность: спорт, прогулки;
запоминают информацию, когда прописывают ее;
легче всего обучаются, проходя через определенный опыт.
Дигитальная
Дигиталы опираются на все системы восприятия, но наибольшее значение придают осмыслению информации, ее анализу. Сложно выделить характерные черты во внешности. В речи часто используют фразы «это нелогично», «в этом есть смысл», «почему мы так делаем?».
легче запоминают информацию, когда систематизируют ее: составляют таблицы, строят графики;
прислушиваются к логическим доводам, фактам;
не уважают авторитеты, если те не подкреплены реальными достижениями.
На развитие репрезентативных систем влияет не только наследственность, но и среда. Например, Россия и США относится к визуально-кинестетическим культурам (большая часть населения визуалы и кинестетики), а Англия к аудиально-визуальным.
Бесплатный урок с практикующим коучем
Записаться
Сенсорно-определенные слова и выражения
Визуальные
: смотреть, картина, фокус, воображение, прозрение, сцена, слепой, визуализировать, перспектива, блестеть, отражать, прояснять, рассматривать, глаз, фокусировать, предвидеть, иллюзия, иллюстрировать, замечать, вид, взгляд, точка зрения, показывать, появиться, анонс, видеть, обзор, обозрение, зрение, зрелище, наблюдать, неясный, темный.
Аудиальные
: говорить, акцентировать, рифма, громкий, тон, резонировать, звук, монотонный, глухой, звонок, спрашивать, ударение, внятный, слышать, дискуссия, заявлять, делать замечание, слушать, звенеть, замолчать, неразговорчивый, вокальный, звучать, голос, говорит, тишина, диссонанс, созвучный, гармоничный, пронзительный, тихий, немой.
Кинестетические
: хватать, вручать, контактировать, толкать, тереть, жесткий, холодный, шершавый, взяться, сдавить, взять, напрячься, осязаемый, ощутимый, напряжение, твердый, мягкий, нежный, зажимать, держать, задевать, сносить, тяжелый, гладкий.
Нейтральные
: решать, думать, помнить, знать, медитировать, понимать, намереваться, осознавать, оценивать, учить, мотивировать. Изменять, сознательный, относиться.
Визуальные выражения:
- Я вижу, что Вы имеете в виду.
- Я внимательно рассматриваю эту идею.
- Мы смотрим глаза в глаза.
- Я имею смутное представление.
- У него слепое пятно.
- Покажите мне, что Вы имеете в виду.
- Вы посмотрите на это – и рассмеетесь.
- Это прольет немного света на существо вопроса.
- Он смотрит на жизнь сквозь розовые очки.
- Это прояснилось для меня.
- Без тени сомнения.
- Смотреть скептически.
- Будущее выглядит светлым.
- Решение возникло перед его глазами.
- Приятное зрелище.
Аудиальные выражения:
- На той же длине волны.
- Жить в гармонии.
- Говорить на тарабарском языке.
- Пропускать мимо ушей.
- Звонить в колокол.
- Задавать тон.
- Слово за слово.
- Неслыханный.
- Ясно выраженный.
- Давать аудиенцию.
- Держать язык за зубами.
- Манера говорить громко и отчетливо.
Кинестетические выражения:
- Я связался с вами.
- Я ухватил эту идею.
- Задержаться на секунду.
- Я своей печенкой чувствую это.
- Человек с холодным сердцем.
- Хладнокровный человек.
- Толстокожий.
- Руки чешутся.
- Пальцем не тронуть.
- Палец о палец не ударил.
- Твердое основание.
- Загореться желанием.
- Не хватать звезд с неба.
- Плавно регулировать.
Ежедневно уделяйте некоторое время тому, чтобы слушать свою и чужую речь, игнорируя содержание, а обращайте внимание только на сенсорно-определенные слова, специфические для сенсорного опыта. На первых порах это будет требовать некоторого сосредоточения, но вскоре необходимость в этом отпадет, и вы научитесь автоматически распознавать паттерны репрезентативных систем
Репрезентативная система
Репрезентативная система— понятие, означающее преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира.
У каждого из нас есть несколько различных способов репрезентации собственного взаимодействия с миром. Ниже описывается несколько конкретных репрезентативных систем, которыми каждый из нас может воспользоваться для репрезентации собственного опыта.
У нас есть пять несомненных чувств, посредством которых мы соприкасаемся с миром — мы видим, мы слышим, мы ощущаем, мы обоняем, мы испытываем вкусовые ощущения. В придачу к этим сенсорным системам у нас есть еще языковая система, которую мы также применяем, чтобы репрезентировать собственный опыт. Свой опыт мы можем хранить в репрезентативной системе, которая теснее других связана с каналом, по которому этот опыт был воспринят. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на шесть категорий:
Визуальная система опирается на зрительные образы, на то, что человек видит. Визуалы обычно любят кино, у них зачастую хорошая память на лица, они замечают разные мелочи и детали, которые остальным могут показаться просто «фоном». Многие визуалы не испытывают проблем с правописанием, так как часто запоминают, как пишутся слова, не по буквам или согласно правилам правописания, а помнят их целиком, как иероглифы.
Аудиальная репрезентативная система опирается на слуховой канал информации и подразделяется на аудиально-тональную и аудиально-дигитальную подсистемы. Люди с аудиально-тональной подсистемой хорошо различают интонации, обладают хорошим музыкальным слухом. Носители же аудиально-дигитальной подсистемы улавливают, в первую очередь, слова, хорошо понимают устные инструкции.
Кинестетическая репрезентативная система опирается на такой канал информации, как осязание. Кинестетики зачастую выбирают максимально удобную и приятную к коже одежду, распространено мнение, что они любят со всеми обниматься, но это не так. Поскольку осязательный канал у кинестетиков – ведущий, им часто трудно дотронуться до неприятного им человека, даже просто, чтобы пожать руку, но к приятным им людям они достаточно часто прикасаются при разговоре – могут застегнуть не застегнутую пуговицу на собеседнике, стряхнуть пылинку или что-то поправить, что обычно кажется бестактностью не кинестетикам.
Олфакторная репрезентативная система опирается на обоняние, и поскольку она встречается реже, чем перечисленные выше, и знаний о ней у людей меньше, то часто ее относят к кинестетической. Олфакторы лучше всего чувствуют запахи, и приятный или неприятный, резкий запах может существенно отвлечь их от всего остального. Если человек при рассказе, допустим, о каком-то путешествии обязательно упоминает запахи – свежий морской воздух, запах кофе на туристической улочке старого города – или не может в принципе отвлечься от неприятного запаха, скажем, моющего средства для окон или пластика, то, скорее всего перед вами олфактор.
Густаторная система опирается на вкусовые ощущения. Так как она тоже достаточно редкая, не такая как олфакторная, но куда реже аудиальной, ее часто относят к кинестетической. Обладатели этой репрезентативной системы запоминают, в первую очередь, вкусовые ощущения, зачастую именно эти люди ездят в гастрономические туры по странам и в их воспоминании о детстве почетные места занимают бабушкины пирожки и манная каша с комочками из детского сада.
Дискретная репрезентативная система опирается на логическое осмысление полученной извне информации. Часто ее вообще отказываются считать таковой, ведь она опирается не на конкретные сигналы из внешнего мира, а на собственные умственные построения. Обычно такие люди воспринимаются другими как немного «оторванные от реальности», но обычно они очень практичны, хорошо понимают свои потребности, любят все «раскладывать по полочкам» и алгоритмизировать, оптимизировать неприятные или неинтересные им процессы для того, чтоб упростить и ускорить их выполнение.
Как видите, не все так просто в психологическом делении человека на типажи. И, как правило, оно не ограничивается четкими рамками – каждый человек многогранен и несет в себе определенную долю любого из перечисленных типов.
Очень важно общаться с ребенком на «его языке»:
- С визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.
- С аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия.
- С кинестетиком, олфактором, густатором используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики, олфакторы, густаторы обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.
Замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано «на его языке»:
- Визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
- Аудиалу – сказать шепотом «ш-ш-ш»;
- Кинестетику, олфактору, густатору – положить руку на плечо, похлопать по нему.
Учитесь понимать друг друга, тогда в вашей жизни и в жизни ваших детей будет намного меньше проблем!!!
Специалисты говорят:
От визуала можно требовать быстрого решения задач;
От аудиала – немедленного повторения услышанного им материала;
От кинестетика, олфактора, густатора лучше не ждать ни того, ни другого – он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителя.
Зачем вам знать основную репрезентативную систему?
Репрезентативная система занимает важное место в характеристиках личности. Зная свой ведущий канал восприятия, вы можете быстрее и эффективнее обучаться, выбирать подходящие профессии и хобби, использовать сильные стороны для самореализации
Например, визуалы становятся хорошими архитекторами, дизайнерами и кинематографами, дигиталы – отличные аналитики и руководители, и так далее.
Но важно знать не только свою репрезентативную систему, но и понимать ведущий канал восприятия близких людей, детей, коллег, деловых партнеров. Это поможет выстраивать эффективную коммуникацию, «говорить на одном языке»
Подробнее значение репрезентативных систем в психологии раскрывается на программе обучения «Психологическое консультирование и коучинг».
Репрезентативные системы
Каналы восприятия касаются именно получения информации от органов чувств. Когда речь идёт об обработке информации, о способе обращения к собственному внутреннему опыту человеком, говорят о репрезентативных системах.
Репрезентативные системы делят по сенсорному способу представления информации:
Визуальная (В)- обработка зрительной информации;Кинестетическая (К)- обработка чувственной информации (тактильные ощущения, внутренние, вкус, запах);Аудиальная или Аудиально-тональная (А или Ат) — звуки, тон голоса;Дигитальная или Аудиально-дигитальная (Ад) — внутренний диалог.
Ведущая — репрезентативная система, запускающая стратегию мышления. Например, предлагается вспомнить звук скрипки. Человек с ведущей Визуальной системой сначала представит образ этой скрипки, а только потом услышит ее звучание. А для того, чтобы почувствовать какой на ощупь слон, ему сначала надо вспомнить как слон выглядит, и только потом он сможет его «пощупать». Ведущая система обычно совпадает с первичной (то есть основной) системой человека.Первичная (основная) — наиболее используемая и развитая репрезентативная система человека. Когда говорят о типах человека по предпочитаемой модальности — Аудиал, Визуал, Дигитал, Кинестетик — то как раз имеется в виду, что у человека соответствующая первичная репрезентативная система. Первичная репсистема обычно совпадает с ведущей. Но если не совпадает, ведущая оказывается неосознаваемой.Референтная — репрезентативная система, в которой человек получает результат внутренних расчётов. Например: о своем согласии или не согласии с высказыванием человек может узнавать по ощущению в области груди. В этом случае референтной системой будет Кинестетическая.
Сенсорно-определенные слова и выражения
Визуальные: смотреть, картина, фокус, воображение, прозрение, сцена, слепой, визуализировать, перспектива, блестеть, отражать, прояснять, рассматривать, глаз, фокусировать, предвидеть, иллюзия, иллюстрировать, замечать, вид, взгляд, точка зрения, показывать, появиться, анонс, видеть, обзор, обозрение, зрение, зрелище, наблюдать, неясный, темный.
Аудиальные: говорить, акцентировать, рифма, громкий, тон, резонировать, звук, монотонный, глухой, звонок, спрашивать, ударение, внятный, слышать, дискуссия, заявлять, делать замечание, слушать, звенеть, замолчать, неразговорчивый, вокальный, звучать, голос, говорит, тишина, диссонанс, созвучный, гармоничный, пронзительный, тихий, немой.
Кинестетические: хватать, вручать, контактировать, толкать, тереть, жесткий, холодный, шершавый, взяться, сдавить, взять, напрячься, осязаемый, ощутимый, напряжение, твердый, мягкий, нежный, зажимать, держать, задевать, сносить, тяжелый, гладкий.
Нейтральные: решать, думать, помнить, знать, медитировать, понимать, намереваться, осознавать, оценивать, учить, мотивировать. Изменять, сознательный, относиться.
Визуальные выражения:
- Я вижу, что Вы имеете в виду.
- Я внимательно рассматриваю эту идею.
- Мы смотрим глаза в глаза.
- Я имею смутное представление.
- У него слепое пятно.
- Покажите мне, что Вы имеете в виду.
- Вы посмотрите на это – и рассмеетесь.
- Это прольет немного света на существо вопроса.
- Он смотрит на жизнь сквозь розовые очки.
- Это прояснилось для меня.
- Без тени сомнения.
- Смотреть скептически.
- Будущее выглядит светлым.
- Решение возникло перед его глазами.
- Приятное зрелище.
Аудиальные выражения:
- На той же длине волны.
- Жить в гармонии.
- Говорить на тарабарском языке.
- Пропускать мимо ушей.
- Звонить в колокол.
- Задавать тон.
- Слово за слово.
- Неслыханный.
- Ясно выраженный.
- Давать аудиенцию.
- Держать язык за зубами.
- Манера говорить громко и отчетливо.
Кинестетические выражения:
- Я связался с вами.
- Я ухватил эту идею.
- Задержаться на секунду.
- Я своей печенкой чувствую это.
- Человек с холодным сердцем.
- Хладнокровный человек.
- Толстокожий.
- Руки чешутся.
- Пальцем не тронуть.
- Палец о палец не ударил.
- Твердое основание.
- Загореться желанием.
- Не хватать звезд с неба.
- Плавно регулировать.
Ежедневно уделяйте некоторое время тому, чтобы слушать свою и чужую речь, игнорируя содержание, а обращайте внимание только на сенсорно-определенные слова, специфические для сенсорного опыта. На первых порах это будет требовать некоторого сосредоточения, но вскоре необходимость в этом отпадет, и вы научитесь автоматически распознавать паттерны репрезентативных систем
И еще некоторые особенности:
Словарь общения.
- Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.).
- Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.).
- Словарь кинестетика, олфактора, густатора в основном включает слова, описывающие чувства или движения, запахи и вкус (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).
- Словарь дискрета преимущественно с упоминанием ведущего канала восприятия – «слышите», «видят», «ощущение», «думаете».
Направление взгляда.
- У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх.
- У аудиалов – по средней линии.
- У кинестетиков,олфакторов, густаторов – вниз.
Особенности внимания.
Кинестетику, олфактору, густатору вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно.
Аудиал легко отвлекается на звуки.
Визуалу шум практически не мешает.
Особенности запоминания.
- Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами.
- Аудиал – то, что обсуждал; запоминает слушая.
- Кинестетик, олфактор, густатор помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
Большинство детей, успешно обучающихся в школе, имеют достаточно хорошо развитые все модальности. Трудности в обучении чаще всего возникают у «крайних» визуалов и кинестетиков, то есть у детей с недостаточно развитыми остальными модальностями.
От того, какой канал, у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения и письма. Также значительно отличаются особенности умственной работы (уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).
Если учитель знает, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становиться понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и. т. д.
Репрезентативные системы человека
Репрезентативная система — термин, популярный в НЛП. Из психофизиологии мы знаем, что человек выстраивает коммуникацию с внешним миром посредством органов чувств. Они формируют вкусовые, зрительные, тактильные, слуховые и обонятельные ощущения, которые и дают нам информацию об окружающей действительности. Но у каждого человека есть наиболее активно используемый «канал». Например, кто-то больше внимания уделяет зрительным образам, для другого важны ароматы и прикосновения. Это и есть репрезентативная система восприятия — самый часто используемый конкретным человеком канал взаимодействия с реальностью.
Всего их четыре:
- визуальная – ведущий канал зрительный;
- аудиальная – ведущий канал слуховой;
- кинестетическая – ведущий канал тактильный (осязательный и обонятельный);
- дигитальная – ведущий канал субъективно-логический.
Людей, обладающих определенной репрезентативной системой, называют визуалами, аудиалами, кинестетиками или дигиталами соответственно.
Поведенческие характеристики
Визуал
: говорит быстрее, громче и более высоким тоном, т.к. образы возникают в голове быстро и человеку приходится говорить быстро, чтобы за ними поспевать. Дыхание верхнее и более поверхностное. Часто наблюдается повышенное напряжение мускулатуры, в частности, в плечах, голова поднята высоко, а лицо бледнее обычного. Жесты также «высокие», находятся на уровне лица
Важно видеть собеседника, поэтому важен контакт глаз. Может увеличивать дистанцию, чтобы «охватить» взглядом собеседника
В речи употребляют слова соответствующей модальности: «я вижу, что вы говорите», «у меня в голове прояснилось» и т.д.
Аудиал
: дышит всей грудью. Часто возникают мелкие ритмические движения тела, а тон голоса чистый, резонирующий и вибрирующий, мелодичный. Голова балансирует на плечах или слегка наклонена к одному из них, как бы прислушиваясь к чему-то. Люди, которые разговаривают сами с собой, будут часто склонять голову в одну сторону, подпирая ее рукой или кулаком (телефонная поза). Некоторые люди повторяют то, что они услышали в такт своему дыханию. Часто не смотрит в глаза, т.к. вслушивается в слова. Жесты в основном находятся на уровне груди, выше талии, движения средней широты. В лексике присутствуют такие слова как, «мне созвучно это», «пропустил мимо ушей» и т.п.
Кинестетик
: характерно глубокое низкое дыхание животом, часто сопровождающееся мускульным расслаблением. С низким положением головы связан голос низкой тональности, богатый обертонами. Предпочитает говорить медленно, с длинными паузами. Жесты также «низкорасположенные», т.е. жестикуляция преимущественно происходит ниже уровня талии. Движения крупные, размашистые, свободные, тело расслаблено. Старается подойти ближе к собеседнику, прикоснуться к нему. Часто употребляет слова типа «я почувствовал», «ощутил», «руки чешутся» и т.д.
В последнее время стали выделять еще один тип людей.
Дигитал
: для них характерно неглубокое, поверхностное дыхание, движения механические, заученные, голос также сухой, монотонный, лишенный эмоциональных оттенков. Такие люди предпочитают сенсорно-неопределенные слова и выражения, несущие только сухую информацию, лишенную субъективной эмоциональной окраски. В речи они используют слова, сигнализирующие о понимании, о принятии информации «понятно», «интересно», «знаю», «я подумаю» и т.п., часто оперируют цифрами. Для них самым важным является внутренний диалог.
Помимо вышеперечисленных телесных проявлений, существуют также ключи, которые позволяют прямо и четко определить, каков ход мыслей человека в данный момент времени. Эти ключи называются глазными сигналами доступа.
В зависимости от направления движений глаз, которые, как известно напрямую связаны с деятельностью мозга, можно определить, какой системой восприятия пользуется человек для обработки информации, а также то, он припоминает что-то или все же придумывает.
Ниже представлено краткое описание вариантов перемещения глаз человека, отвечающего на ваш вопрос, и их интерпретация.
Что такое репрезентативная система?
Каждый человек обладает определенной репрезентативной системой. Что же значит это трудно произносимое словосочетание?
От природы у человека пять источников получения информации извне. Это уши (аудиальный источник), глаза (визуальный источник), кожа (тактильные ощущения, или кинестетические), вкусовые рецепторы, расположенные во рту, и обонятельный канал восприятия – нос. С самого рождения человек получает сведения об окружающей среде по этим каналам восприятия. Постепенно под воздействием воспитания и среды у каждого человека выделяется один-два ведущих канала. Чаще всего, главными становятся аудиальный, визуальный и кинестетический канал. Конечно, это не говорит о том, что человек не воспринимает другие виды информации, просто первостепенно обрабатывается та, которая получена из ведущего источника. В психологии каждого человека, в зависимости от его главной (репрезентативной) системы восприятия, так и называют: аудиал, визуал, кинестетик (или кинестет).
Конечно, в чистом виде аудиалов, визуалов и кинестетиков нет, к основному источнику всегда примешивается второстепенный. Аудиально-кинестетичская, аудиально-вкусовая, аудиально-обонятельная система, так же и с визуальной. Крайне редко встречается аудиально-визуальная система.
Характеристика каждого вида:
Аудиал – прежде всего, слышит, а потом видит и чувствует, такой человек может абсолютно не смотреть на собеседника, но очень хорошо воспринимать то, что ему говорят. Иногда может специально как бы отвернуться от говорящего, чтобы лучше расслышать. Обладая не очень хорошей памятью на лица, он безошибочно определяет людей по голосу. Если человек, который с тобой разговаривает, смотрит по сторонам или вообще стоит спиной, это не значит, что он тебя игнорирует, скорее всего, это явный аудиал.
Как распознать: в речи аудиал употребляет слова «слышишь», «слушай». Поворачивает к собеседнику ухо, а не лицо. Легко произнесет: «Слушай, какая картина».
Визуал – человек, который видит. Он заметит каждую пылинку, крошку, незначительный оттенок цвета, при разговоре всегда старается смотреть собеседнику в глаза. Обладает прекрасной памятью на лица, а по голосу может и перепутать.
Как распознать: визуал чаще всего говорит «смотри», «видишь», «посмотрим». Легко может сказать: «Видишь, какая музыка».
Кинестетик – он слышит и видит, только когда ощущает. В разговоре может дотрагиваться до собеседника, а если нельзя, то будет что-то теребить в руках. Если он находится на значительном расстоянии от вас, то весьма вероятно, что разговор вообще не состоится, пока он вас не «почувствует кожей». Одежду кинестетики выбирают мягкую, приятную к коже, колючие шерстяные свитера исключены.
Как распознать: слова «чувствую», «мягкий», «приятный». Легко произнесет: «Чувствуешь, какая мягкая музыка». Всегда старается сократить дистанцию в разговоре, потрогать или вас, или вашу сумочку, молнию, пуговку и т.д.
Конечно же, есть люди и с ведущей обонятельной и вкусовой системой. Но это большая редкость, чаще всего, такая система второстепенная. У меня есть знакомая с кинестетичеки-обонятельной системой. Когда мы выбирали ей мобильный телефон, мало того, что она все перещупала, она еще их нюхала. В глазах продавца сквозило явное недоумение и удивление. Вот к чему приводит незнание о таких элементарных вещах, как репрезентативная система.
В семейной жизни так же немаловажно суметь распознать, у кого какая система ведущая. Если ваш муж – аудиал, не удивляйтесь и не обижайтесь, если он разговаривает с вами, уставившись в телевизор, он воспринимает звук лучше, чем изображение. А если кто-то из близких кинестетик, почаще обнимайте его, поддерживайте тактильный контакт
А если кто-то из близких кинестетик, почаще обнимайте его, поддерживайте тактильный контакт.
Удачи вам в определении вашей репрезентативной системы!
Автор — Марина Курочкина
Новые статьи:
- Как начать новую жизнь, или Весеннее обновление
- Всегда ли полноценна доброта
- Зачем и как нужно делать комплименты
- Бьет — значит, любит
- Слишком любящий отец: хорошо или плохо для дочери
- О чем говорить с женщиной на первом свидании
- Какие тайны скрывает взгляд
- Как «отодвинуть» старость
- Что стресс делает с нашим организмом
- Почему девушки становятся проститутками
Старые статьи:
- Каковы последствия ранних сексуальных отношений
- Зачем к психологу
- Как Вы осуществляете свои мечты
- Никогда не сдавайтесь
- Какая жизнь у пылающего гневом
- Какие приметы и традиции вам следует соблюдать за границей
- Умеем ли мы радоваться
- Как бороться с детской телеманией
- Что может человек
- Как начать говорить с ребенком о сексе
Следующая страница >>
Восприятие
Согласно научным источникам, у каждого человека есть ведущие системы, которые он использует для обработки информации. Большое количество людей думают при помощи картинок, рисуя у себя в голове образы в виде фильма. Другие же предпочитают поговорить с самим собой, а для третьих основным показателем являются лишь внутренние ощущения.
В связи с развитием данных каналов люди могут становиться успешными в той или иной сфере. Например, музыкант будет не так ориентирован на визуальное восприятие информации, а будет все «пропускать» аудиально. Спортсмены же больше задействуют кинестетический тип восприятия.
Часто именно разное восприятие становится неким камнем преткновения в отношениях. Например, если у жены развит аудиальный тип, то она будет хотеть слышать от мужа, как сильно он ее любит
Супруг же может чувствовать мир по-другому, и для него важно проявлять свою любовь при помощи каких-то действий