Раздвоение личности: симптомы и признаки, как лечить и что делать

Как возникает смешанное конверсионное расстройство

Любая форма СКР, легкая или одержимая, провоцируется в детском возрасте. Детская психика очень подвержена влиянию, поскольку основательно еще не сформирована. Она не обладает стойкостью, целостностью и интегративностью подобно взрослой.

Психика ребенка формируется и стабилизируется в процессе развития, под контролем взрослых

Когда ребенок окружен достаточной заботой и вниманием, не ощущает дефицита информации, но имеет опору в качестве взрослых близких, его психика строится постепенно, в окончании превращаясь в многоуровневую целостную структуру. Малыш превращается в личность, высокоразвитую и независимую

На формирование личностного единства оказывает влияние и личный опыт. К сожалению, не все дети растут в благоприятных условиях. Главной причиной развития ДРЛ становится детский абьюз и перенесенный вместе с ним сильнейший стресс.

Abuse  в переводе с англ. означает «оскорбление» или «злоупотребление». Подобным абьюзом становится примененное насилие в сторону детей, физическое или сексуальное, одномоментное или повторяющееся систематически.

Для ребенка подобное отношение – сильнейший стресс. В нем одновременно зарождаются противоречивые чувства. С одной стороны, он ощущает вину: со мной так поступают, потому что я плохой, я что-то сделал не так. С другой стороны, жестокость и боль зарождают гнев.

Амбивалентные чувства буквально раздирают сознание. Жестокость мешает детской психике достичь единства. В итоге, необходимого взаимодействия психики и жизненного опыта не происходит, у ребенка отсутствует общая картина мира. Все элементы сознания разобщены. Подобной личности сложно приспособиться к существованию. Поэтому у нее формируются собственные адаптивные механизмы – отстраненность и уход в себя, отрыв от реальности и формирование новой субличности. Последняя помогает справиться с непонятными чувствами. Так ребенок защищается от агрессивной реальности. На каждом этапе новой порции агрессии может формироваться новая альтернативная личность.

Пусковым механизмом становится не только насилие, обращенное в сторону детей, но и стресс, связанный с потерей близкого человека, перенесенной катастрофой, заболеваниями, или когда индивид стал свидетелем насилия над другим человеком.

Любая форма смешанного конверсионного расстройства формируется как адаптационный механизм психики в ответ на воздействие сильнейших стрессовых факторов, с которыми самостоятельно личность не в состоянии справиться.

ДРЛ по-прежнему остается одним из самых загадочных явлений в психиатрии. Психиатры и психотерапевты до сих пор ведут споры о реальности его существования. Одни подтверждают его существование данными, полученными в результате многочисленных исследований подобных личностей и сбора анамнеза их жизни. Другие, не потрудившись заглянуть в корень проблемы, принимают проявления расстройства за истерию.

Высказывается мнение, что ДРЛ является ятрогенным, то есть спровоцированным самими психотерапевтами заболеванием. Якобы вопросы по типу: «замечали вы, что периодически теряете контроль над собственным сознанием, или определенная часть вас будто живет по иному сценарию», становятся своеобразным внушением.

Что касается лечения расстройства, то наиболее действенным способом по-прежнему считается гипноз. Он позволяет наладить контакт с существующими альтер-личностями, помочь пациенту их контролировать, к примеру, ведя дневник.

Обязательно подключают медикаментозную терапию. Она стабилизирует состояние больного, борется с проявлениями депрессии, тревожности, суицидальных наклонностей. После уравновешивания состояния пациента переходят к терапии, направленной на интеграцию, достижение единства личности и облегчения ее коммуникации в обществе.

Большой популярностью пользуется метод восстановленных воспоминаний, осуществляемый с помощью гипноза. Он дает возможность «вынырнуть» на поверхность подавленным воспоминаниям. Для этого больному предлагается представить предполагаемые травмирующие обстоятельства. Так терапевт пытается выяснить причину диссоциации.

Однако метод имеет достаточно противоречивую славу. Известны случаи, когда восстановленные якобы истинные воспоминания разрушали семьи, становились причиной судебных исков, когда член семьи незаконно обвинялся в предосудительных действиях по отношению к ребенку.

Это лишний раз доказывает, что работа с чередующейся личностью требует серьезного подхода и большого багажа знаний для плодотворного сотрудничества.  

Лечение

Диссоциативное расстройство идентичности лечится с помощью перехода в трансовые состояния (ведь у пациентов он очень хорошо получается), добиться этого позволяет клинический гипноз.

Основная задача психотерапевта — объединить «раздробленные» личности в одно целое.

Важным моментом в терапии является принятие той самой психотравмы, которая предшествовала расстройству, человеку нужно ее заново «прожить», ощутить, что это было именно с ним, что это его собственный опыт, каким бы горьким он ни был.

В лечении также используется техника психосинтеза — возможность «договориться» со всеми личностями пациента, синтезировать все составляющие одного целого.

Медикаментозная терапия здесь не является основной, может применяться для устранения проявлений депрессии или тревоги.

Примеры из кинематографа

Говорят, что диссоциативное расстройство идентичности невозможно симулировать. Профессионал быстро распознает симулянта по утрированным, примитивным чертам расстройства: ложные больные недостаточно разграничивают субличностей, оставляют много несоответствий.

Даже самый гениальный актер в реальной жизни неспособен, со слов специалистов, достоверно сыграть раздвоение личности. Но в кино все получается достаточно правдиво, интересно и захватывающе. Именно поэтому существует так много кинокартин на тему диссоциативного расстройства. Большая их часть удостаивается престижных наград, в том числе, и «Оскара».

Одна из них, достаточно известная – «Черный лебедь». Это история молодой, фанатичной балерины Нины Сейерс (актриса Натали Портман), мечтающей сыграть главную роль в балете «Лебединое озеро». Она живет с матерью, несостоявшейся балериной, посвящающей все свое время дочери и ее карьере.

Нина получает главную роль. Партия белого лебедя дается ей достаточно легко. Но черный лебедь требует страсти и раскрепощенности, которых у Нины оказывается недостаточно. Хореограф Тома, видя потенциал в молодой балерине, пытается ее освободиться, вывести на эмоции, добиться раскованности. Он пытается соблазнить, постоянно критикует в резкой манере, называет фригидной. Таким образом Тома пытается расшевелить темную сторону Нины. Он хочет поцеловать девушку, но та кусает его и убегает.

Внезапно девушку начинают посещать галлюцинации. Появляются пугающие отражения в зеркале, оживают фотографии матери. Спина покрывается сыпью и царапинами. Мать девушки думает, что к дочери вернулась пагубная привычка из детства расчесывать кожу.

Коллега Нины – Лили, набивается к ней в друзья. Строит козни, пытаясь отобрать у нее роль, опаивает ее алкоголем с экстази и соблазняет. В итоге Нина проспала репетицию. Прибежав на нее, видит, что ее место занято подругой-коллегой. Лили все отрицает, утверждая, что Нина провела ночь с незнакомцем, с которым познакомилась в клубе.

Состояние Нины ухудшается. Она навещает бывшую приму театра, которую попросили уйти по случаю «преклонного» возраста. В депрессии она кинулась под машину и сейчас лежит в больнице. Прима на глазах у Нины пилочкой для ногтей уродует себе лицо. Нина выбегает из больницы, но почему-то пилочка оказывается у нее в руках.

Дома у девушки обостряются галлюцинации. Ей видится изуродованная бывшая прима. Внезапно кожа девушки становится гусиной, покрывается непонятными шипами, которые оказываются перьями, ноги выкручиваются на манер птичьих. Она теряет сознание.

Кульминацией картины становится сцена балета. Нина проваливает первый акт, где играет белого лебедя. В перерыве у нее завязывается ссора с Лили. Нина разбивает зеркало, осколком ранит Лили в живот. Тело прячет в ванной.

Во втором акте партию черного лебедя девушка исполняет блистательно, раскрепощенно и огненно. Она ощущает себя коварной птицей, ее взгляд меняется. На спине вырастают крылья. Из зала их не видно, но Нина видит их тень на полу. Зрители ликуют.

В антракте к ней приходит Лили, живая и здоровая. Оказывается, и в ванной нет тела. Однако зеркало разбито. Нина видит его осколок в своем животе.

Нина блестяще отыгрывает последний акт, пересиливая боль. В конце, когда лебедь срывается со скалы, Нина в окровавленном платье падает без сил. Игра ее была великолепна. Тома в восхищении бежит к ней, но, видя представленную картину, в ужасе кричит: «Что случилось?». На что Нина ему отвечает: «Я постигла совершенство».

В картине показан психологический инфантилизм молодой, привлекательной, достаточно взрослой девушки, которая не может отсепарироваться от своей нервозной матери. Энергия Нины направлена исключительно на профессиональные успехи. Девушка не интересуется противоположным полом, сексуальной жизнью. Роль черного лебедя и подстегивания хореографа раскрепощают ее либидо в виде галлюцинаций. В итоге у Нины происходит раздвоение личности.  

Лечение раздвоения личности

Болезнь раздвоение личности нуждаются в комплексном воздействии с применением лекарственных препаратов. Зачастую лечение раздвоения личности занимает довольно продолжительное время. Нередко люди с раздвоением личности находятся под врачебным наблюдением практически всю жизнь.

Из медикаментов чаще назначают:

— препараты, применяемые для терапии шизофрении – нейролептики, например, Галоперидол, в ряде случаев могут назначить атипичные нейролептики, а именно, Азалептин;

— антидепрессанты, например, Прозак;

— транквилизаторы, например, Клоназепам.

Медикаментозное лечение необходимо назначать с особой осторожностью, так как у больных диссоциативным расстройством риск привыкания гораздо выше, нежели у пациентов с иными заболеваниями. При этом препараты подбираются индивидуально

Перед назначением любого вида терапии, необходимо провести всестороннее обследование

При этом препараты подбираются индивидуально. Перед назначением любого вида терапии, необходимо провести всестороннее обследование.

Диагностика проводится по следующим критериям:

— индивид обладает двумя различными личностями, каждая из которых характеризуется собственным отношением к любой ситуации и среде в целом;

— индивид не в состоянии вспомнить персональную важную информацию;

— состояние раздвоение не спровоцировано приемом алкогольных напитков, наркотических веществ либо иных токсических веществ.

Кроме этого важно исключить:

— опухолевые процессы головного мозга;

— стрессовое расстройство посттравматического характера;

— герпетическую инфекцию;

— шизофрению;

— соматоформные нарушения;

— умственную отсталость;

— деменцию;

— посттравматическую амнезию;

— эпилепсию;

— делирий;

— амнестический синдром;

— пограничное расстройство личности;

— биполярное нарушение с частой сменой эпизодов;

— симуляцию.

Синдром раздвоения личности требует своевременного лечения, поскольку больной субъект неизменно будет накапливать внутри себя психологическую напряженность, вследствие чего откажется от собственного «Я», при этом он устойчиво испытывает эмоциональный стресс. Нервные расстройства, в свой черед, становятся со временем причиной таких недугов, как язва желудка, бронхиальная астма, и множества других. Еще одной опасностью описанного расстройства является употребление наркотических веществ или чрезмерное увлечение алкогольными напитками.

Раздвоение личностной идентичности провоцирует жизненные кризисы, вследствие чего создает основательные препятствия для продвижения по службе и может полностью уничтожит планы на будущее.

Помимо медикаментозного лечения также применяют:

— электросудорожную терапию;

— гипноз и современную психотерапию.

Основополагающая роль в лечении синдрома раздвоения личности принадлежит окружению пациента. Поэтому не рекомендуется разговаривать или шутить с ним как с больным человеком, поскольку он уверен в собственном психическом здоровье. Психотерапевтическим лечением должен заниматься врач, специализирующийся именно на данной патологии и имеющего опыт в терапии диссоциативных расстройств, поскольку сегодня болезнь раздвоение идентичности еще недостаточна изучена. Кроме этого опыт в излечении данной патологии особенно необходимы, когда проявления заболевания выражаются проблемами в определении личной идентичности.

Психотерапевтическое лечение состоит в устранении из сознания индивидуума травмирующего события, ставшего причиной заболевания.

Так как клинический гипноз характеризуется связью с диссоциативным состоянием, то вследствие этого он зарекомендовал себя довольно эффективным методом, применяемым в качестве так называемого «блокирования» альтер личностей. Другими словами, при помощи гипноза можно как бы закрыть созданные личности.

Также с успехом может применяться когнитивная психотерапия, психодинамическая и семейная психотерапия.

К сожалению, сегодня не существует психотерапевтического метода лечения, который справился бы с данной патологией полностью. В основном все терапевтические методы могут лишь ослабить клинические проявления данного заболевания.

Основные методы профилактики раздвоения идентичности состоят:

— в своевременном обращении к специалистам при появлении первичных признаков недуга, даже самых незначительных;

— систематическое посещение психотерапевта по завершению курса терапии;

— избегание стрессов;

— прекращение приема алкогольных напитков, наркотических и медикаментозных препаратов без врачебного назначения.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Невротические расстройства подростков

В отдельном числе случаев мы наблюдаем в этом возрасте и расстройства, связанные с какими-то органическими заболеваниями, связанными с неврологической, соматической патологиями.

Конечно, мы не можем обойти стороной и невротические расстройства подростков. Ведь именно на исходе этого возраста они сталкиваются, пожалуй, с самым тяжелым для себя и для своей психики испытанием – с единым государственным экзаменом, значимость которого преувеличена настолько, что для большинства подростков вопрос сдачи или несдачи этого экзамена – это вопрос жизни и смерти.

И много-много других проблем и вопросов, которые тесно переплетаются с психологическими и социальными аспектами.

Как избавиться от раздвоения личности

Медикаментозное лечение раздвоения личности

  • Нейролептики. Обычно их прописывают в виде профилактики такого заболевания, как шизофрения. Однако при раздвоении личности также помогут «Галоперидол», «Сонапакс» и «Азалептин», которые снижают бредовые расстройства и устраняют маниакальное состояние.
  • Антидепрессанты. Причины раздвоения личности часто следует искать в подавленном состоянии человека после перенесенного стресса. В этом случае врач может назначить курс приема «Прозака», который при довольно доступной цене способен устранять проявления угнетенности и нежелания заниматься планированием своего будущего. Аналогами данного препарата являются «Флуоксетин» и «Портал».
  • Транквилизаторы. Самолечение в данном случае категорически противопоказано. После общего обследования состояния больного врач может порекомендовать «Клоназепам», который обладает анксиолитическим эффектом. Однако его не рекомендуется применять при затяжных депрессиях со склонностью к суициду.
  • Ноотропные препараты. При ретроградной амнезии, которая приводит к раздвоению личности, необходимо пройти курс лечения при помощи «Пирацетама», «Аминалона» или «Ноотропила». Подобные медикаменты улучшают память больного и стимулируют его мозговую деятельность.
  • Сопроводительный комплекс. Во время приема назначенных специалистом лекарств часто рекомендуется употребление витаминов группы В и препаратов никотиновой кислоты. В этот период также полезно использовать такие средства, как «Трентал» и «Пентоксифиллин».

Помощь психологов при диссоциативном расстройстве

  1. Самоанализ. В очень редких случаях больной признает наличие каких-либо проблем относительно его психического состояния. При осознании существования у себя патологии можно попробовать написать на листке бумаге все тревожащие человека симптомы. С составленным списком необходимо посетить специалиста, чтобы он изначально увидел полную картину протекающего заболевания.
  2. Метод абстрагирования. Если люди обнаруживают у себя все признаки деперсонализации, то следует в срочном порядке пресечь цикличное клонирование собственного «Я». Нужно четко осознать свои предпочтения и возможности, параллельно уничтожая в подсознании псевдообразы.
  3. Стратегия самоутверждения. Существует три вида подобной терапии, при которых рассматриваются конструктивные и компенсаторные подходы к разрешению проблемы раздвоения личности. При этом не нужно в корне менять свое представление о благополучии человека. Если люди предпочитают быть дворниками или строителями, то это вовсе не характеризует их как неполноценных личностей без амбиций.
  4. Семейная психотерапия. Родственники могут ускорить процесс реабилитации небезразличного им человека. Коллективный тренинг эффективен только в том случае, если у больного при раздвоении личности нет группы поддержки из ближайшего окружения. При иной ситуации отлично зарекомендовали себя семейные занятия под руководством опытного консультанта.
  5. Когнитивная психотерапия. Лечение раздвоения личности подразумевает преобразование сигналов, которые формируются в головном мозге человека. При этой методике определяются истоки диссонанса при логическом несоответствии личностного восприятия окружающей действительности у больного. Основываясь на полученной информации, психолог определяется со схемой лечения своего пациента.
  6. Гипноз. Закрытие дополнительных личностей довольно эффективно производится при озвученном методе избавления от расщепления внутреннего сознания. Специалист, вводя своего пациента в транс, программирует его касательно отказа от лишних образов, которые блокируют проявление собственного «Я» человека.

Расстройства аутистического спектра

Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер.

Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций.

Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками. Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок,  известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы.

Неопровержимые доказательства

Наличие проблемы подтверждают определенные «улики». Нередко в гардеробе обнаруживается одежда, абсолютно противоречащую стилю главной личности. Невозможно вспомнить, когда и зачем приобреталась эта вещь. Больной, видя ее, находится в недоумении. Шокирует одежда противоположного пола, неподходящего размера. Пациенты отмечают: не мой размер, слишком маленький, даже не могу натянуть на себя. Или, наоборот, обнаруживают наряды излишних габаритов. Удивление вызывают найденные детские вещи, особенно если в доме нет детей.

Обнаруживаются другие нетипичные детали. Женщины удивляются нанесенному макияжу, новой прическе. Находят в собственной квартире «чужие» украшения, парфюм, парики. Мужчины проживают подобную ситуацию с оружием, машинами. Это же касается фотографий, рисунков, любых личных вещей.

Люди, страдающие диссоциативным расстройством идентичности, находят у себя незнакомые вещи. Как выясняется впоследствии, украденные. Прохаживаясь по супермаркету, с удивлением замечают в корзине продукты, которые раньше не употребляли и не собирались приобретать. Сидя в кафе, внезапно удивляются, когда успели сделать заказ, почему именно такой.

Типичными являются ситуации по типу фуги: больной оказывается в незнакомом месте и ему непонятно, как он сюда попал. Имеется в виду не переход из комнаты в комнату (в этом случае возникает ощущение «зачем я сюда шел»). Речь идет о преодолении внушительных расстояний. Например, человек внезапно обнаруживает себя в чужом городе. Часто случается, что больной систематически попадает в одно и то же место, удивляясь, почему он здесь. Допустим, каждое утро обнаруживает себя на определенной автобусной остановке, входящим в автобус. Ситуация повторяется ежедневно, как «день сурка».

Что же такое личностное расстройство и в чем оно себя проявляет

Впервые термин психопатия был использован И.М.Балинским в 1886 году.

Распространенное мнение многих психиатров, который следует здесь озвучить, заключается в том, что личностное расстройство (психопатия) это не болезнь. Это такая особенность характера и личности — «негармоничный психический склад», который затрудняет поведение и приводит к проблемам при взаимодействии с другими людьми.

Великому русскому психиатру П.Б. Ганнушкину мы обязаны знаменитой триадой при определении психопатии, на которую ориентируются специалисты по сей день  — когда мы имеем дело с личностным расстройством, то оно всегда будет сопровождаться тремя признаками: стабильностью, тотальностью и социальной дезадаптацией.

То есть, по сути своей, личностное расстройство заключается в том, что некоторые черты характера человека очень сильно заострены по отношению к другим его чертам. И эти самые, заостренные черты являются тотальными, то есть они проявляются во всех жизненных сферах человека (дом, работа, друзья), стабильными, то есть если они сформировались, то остаются с человеком на всю жизнь, а так же сопровождаются трудностями с социальной адаптацией.

Здесь стоит особенно подчеркнуть тот факт, что личностное расстройство это патологическое состояние характера, личностные особенности человека, а не его психических функций.

Наибольшие трудности человек с личностным расстройством испытывает в процессе взаимодействия с социумом. Такому человеку сложно ужиться в коллективе, сложно устанавливать длительные отношения с противоположным полом, вплоть до полного одиночества, которое часто выбирают такие люди. Однако, сложность так же заключается в том, что человек, страдающий личностным расстройством зачастую вовсе не хочет быть один, у него именно не получается встроить коммуникацию.

Диагностика

Требуется время, чтобы поставить диагноз. Неправильно поставленный диагноз встречается часто, и врачам нужно наблюдать симптомы и игнорировать другие состояния. Чтобы правильно поставить диагноз, врачам нужно видеть разные личности и то, как они влияют на человека.

Время также является важным фактором для того, чтобы увидеть весь масштаб симптомов. Это происходит потому, что люди, которые обращаются за помощью с ДРЛ, обычно имеют симптомы, связанные с другими психическими заболеваниями. Кроме того, врач должен исключить симптомы других состояний, прежде чем поставить диагноз. 

Как распознать диссоциативное расстройство

Пациентов с ДР объединяют следующие признаки:

  • амнезия на события школьных лет;
  • провалы в памяти, дезориентация во времени;
  • путаница с датами;
  • заявление о себе в третьем лице;
  • ощущение посторонних шумов в голове, наличие голосов;
  • невозможность объяснить появление определенных вещей в доме;
  • с больным здороваются люди, называют его по имени, но он их не знает;
  • близкие рассказывают эпизоды с их участием, о которых пациенты не помнят;
  • внезапное, неконтролируемое появление непонятных мыслей, будто не принадлежащих больному.

Помимо основных признаков, существуют общие симптомы, такие как:

  • головные боли, расстройства сна;
  • нестабильность настроения;
  • пищевые расстройства;
  • панические атаки;
  • тревога и фобии;
  • депрессии, суицидальные попытки;
  • сексуальная дисфункция;
  • самоповреждения.

Существует множество примеров пациентов с ДРИ, каждый из которых неповторим. Вот история девушки, в которой уживалось сразу 12 других Я. Одна из них – маленькая девочка трех лет, любившая клубничную жвачку и мультик про маленького пони. Она могла разбудить родителей среди ночи, чтобы попроситься на прогулку или показать свой рисунок. Сутками смотрела телевизор, разрисовывала стены.

В противоположность малышке существовала злостная женщина, заставлявшая девушку наносить себе увечья. Это происходило как наказание за неправильные поступки основной личности. С другой стороны, эта субличность вставала на защиту, если присутствовала угроза. Однажды молодой человек пытался поднять руку на девушку, тогда вмешалась злостная женщина, прижав парня к стенке.

Еще одно альтер-состояние – также молодая девушка. Она харизматичная, общительная, любит быть в центре внимания. Такие черты противоречат характеру хозяйки. Поначалу девчонки не ладили, и эпатажная субличность норовила сделать что-нибудь наперекор основной: перекрасить волосы в неподобающий вид, одеться не к месту. Тогда «основная» девушка решила подружиться с ней. И с тех пор они сосуществовали в ладу. Бунтарка, замещая ее, могла ходить на учебу, заниматься привычными бытовыми делами. В общем, вела себя достойно.

Встречаются и вовсе казусные случаи. В суде встретились обвиняемый и пострадавший – оба с ДРИ. Обвиняемый – зрелый мужчина, ему предъявляют обвинения в незаконном проникновении в жилье пострадавшей женщины и совершении по отношению к ней акта сексуального насилия. Мужчина свою вину отрицает, утверждая, что действия были совершены одной из его 30-ти субличностей – Спиритом с одной из других «Я» потерпевшей – Лаурой.

Немного фактов

Согласно исследованиям, встречается подобное расстройство не так уж и редко именно на Западе. По мнению ряда зарубежных, в основном, североамериканских, специалистов, его вообще можно считать нормой. Оно считается экзистенциальным состоянием, вовсе не несущим каких-то проблем, опасных социальных последствий и дискомфорт больному. К примеру, писательница Труди Чейз, автор принесшей ей популярность книги «Когда кролик воет», сознательно отказалась от лечения, имея яркие симптомы диссоциативного расстройства идентичности. Женщина говорит, что всеми личностями она дорожит, вместе они составляют целый коллектив и ни с кем ей бы не хотелось расставаться.

Можно сказать, что в западной цивилизации, где существует культ самодостаточности и бережного отношения к индивиду, множественное расстройство является механизмом реакции на определенные ситуации. При стрессе человек помогает себе тем, что множится на личности и таким образом заявляет о себе. То есть, это своего рода нарциссизм – необычно, красиво, но совершенно невостребованно в реальности. Такая ролевая игра – ложная самодостаточность, от которой страдают социальные связи, возникают проблемы в общественной жизни и т. п.

Автор статьи

Царенко Мария Арменовна

Психиатр, Психотерапевт, Психоэндокринолог, Диетолог.

Врачебный стаж: 9 лет

Записаться на прием

Как объяснить близким, что происходит?

В обществе до сих пор сохраняется негативное отношение к расстройствам психики, поэтому человеку с психиатрическим диагнозом сложно рассказать об этом даже близким людям. При этом, поддержка семьи и друзей играет очень важную роль в психологическом благополучии и дает силы справляться стрессовыми ситуациями.

Рассказывая об особенностях и симптомах БАР, вы всегда сможете воспользоваться описанием его симптомов, приведенных в начале этой статьи.

Почему важно информировать близких о своем состоянии:

  1. Родные и друзья смогут заметить опасные изменения в поведении, предшествующие эпизодам, и посоветовать сходить на внеплановый прием к врачу. У врача будет возможность вовремя скорректировать фармакотерапию, что позволит сократить длительность и интенсивность эпизода.
  2. Близкие не будут принимать поведение во время эпизода на свой счет и будут легче переносить вспыльчивость, обидчивость, агрессию. Снизится количество конфликтов и дополнительного стресса для вас. Если вы расскажете значимым людям о диагнозе, это поможет сделать общение с ними более экологичным, позитивным, менее травматичным.

Если вы не хотите в подробностях объяснять свое состояние, по крайней мере, не изолируйте себя от близких людей. Не создавайте для себя нового стресса в виде конфликтов и разрыва отношений с родными и друзьями. Можно просто сократить количество общения. Если во время эпизода вы будете меньше или реже общаться с близкими, это не обязательно вызовет подозрения. У всех бывают периоды высокой загруженности и занятости. И только вам решать — рассказывать кому-то о своем диагнозе или нет.

Поддержку можно найти в психотерапевтических группах и группах поддержки для пациентов с биполярным аффективным расстройством. Это специальные группы с определенными правилами, в которых вы можете познакомиться с людьми с таким же диагнозом, обсуждать волнующие вас вопросы о БАР, получить понимание и поддержку.

Возрастные рамки

Есть еще один важный момент, отличающий мужскую шизофрению от женской. Последняя проявляется несколько позже и развивается медленнее. Более того, не всегда ее удается отличить сразу от обычных истерик и перепадов настроения, которые также чаще приписываются женщинам на основе тех же культурных стереотипов.

Согласно статистическим данным, пик заболеваемости шизофренией у мужчин приходится на возраст 16-35 лет. У женщин этот диапазон от 28 до 37 лет. При этом начальные признаки у мальчиков могут проявиться уже в 2-4 года. Это выражается в чрезмерной замкнутости ребенка. В таком возрасте он должен быть подвижным и любознательным. Если же он не общается со сверстниками и даже родственниками, то лучше показать его психологу, даже если нет риска возникновения шизофрении.

Но зачастую шизофрения у мужчин стартует в подростковом или юношеском возрасте. Если речь идет о гебефренической форме, то она может проявиться и в 12-14 лет, простая — в 14-20, а параноидная — в 25.

Чем раньше она манифестировала, тем тяжелее будет протекать. Проблема заключается в том, что изменения в поведении больного не всегда воспринимаются родственниками в качестве патологических. Обычно они оправдывают своего близкого трудным возрастом, плохой компанией, алкоголем и другими факторами.

Раздвоение личности у подростков

В детском и подростковом возрасте диссоциативное расстройство также возможно. Однако существуют некоторые отличительные характеристики в поведении. Среди основных проявлений можно выделить следующие аспекты:

  1. Смена интонации и поведения в результате общения с другими людьми.
  2. Наступление эпизодической амнезии, когда подросток не в состоянии вспомнить конкретные события из жизни. Зачастую это происходит, как и у взрослых при смене доминирования личностей
  3. У подростка отсутствуют определенные пищевые и вкусовые привычки. Они постоянно изменяются
  4. Резкая смена настроения и эмоционального фона в большом диапазоне, начиная от негативизма и депрессивного состояния до эйфории и повышенного тонуса
  5. Бессмысленная фокусировка взгляда и проявление агрессивного настроения
  6. Подросток не имеет способности объяснить собственные мысли и поступки.

Если у ребенка замечаются подобные признаки, то необходимо обратиться за консультацией к психотерапевту, который проведет необходимые диагностические мероприятия и поможет уточнить диагноз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector