Проективный тест «дерево»: анализ и расшифровка от психолога

Содержание:

Содержание теста

Психолог, проводящий тест, раздаёт ученикам листы, на которых изображено дерево с человечками, расположенными на нём и под ним, отдельно или в группе

Фигурки человечков обязательно должны быть не пронумерованы, это критически важное условие достоверности полученных результатов

Опытные психологи рекомендуют своим коллегам не предлагать детям перед началом теста подписывать листы именами и фамилиями, потому что выбор, который может сделать ученик, с большой долей вероятности будет продиктован стремлением либо угодить взрослым, либо скрыть действительное положение дел. Отсюда несложно сделать вывод: требование подписывать тест перед началом его выполнения, скорее всего, повлияет на результаты в худшую сторону.

Инструктаж перед началом выполнения теста

Специалист по методике говорит учащимся, чтобы они внимательно рассмотрели дерево, изображённое на листе, и человечков, которые расположены на нём и под ним. Затем каждый ученик разукрашивает фломастером красного цвета того человечка, который больше всего похож на него и который отражает его настроение и положение. После выполнения этого задания психолог предлагает взять фломастер зелёного цвета и раскрасить одного человечка на дереве. Это должен быть человечек, на месте которого желает находиться ребёнок, на кого он хотел бы быть похожим.

Что же делать в ситуации, когда учащийся желает разукрасить не одного человечка, а двух или нескольких? Специалисты в подобном случае настоятельно рекомендуют не ограничивать волю ребёнка и, в то же время, попросить его отметить, на кого из человечков он похож в первую очередь, на кого во вторую очередь и т.д. Эта информация о порядке выбора человечков при интерпретации методики может оказаться очень полезной и информативной.

Характеристика методики

Автор методики

Тест  был предоставлен психологом из Швейцарии Корбузом, но был модифицирован психотерапевтом из Германии Эддой Клессманн. Изменения коснулись процесса тестирования.

По мнению Клессмана, ребенок очень украшает образ своих родителей. По этой причине рисунки не отражают общую картину взаимоотношений ребенка с семьей. В своей работе и исследованиях Эдда основывалась на принципе символ-драмы. В ее работах использовалось воображение для визуального изображения бессознательных фантазий и желаний.

Цель методики

Проективная рисуночная методика «Три дерева» предоставляет нам возможность:

  • получить результаты с большим количеством информации,
  • определить причину конфликтов,
  • вероятность их появления,
  • подобрать наиболее подходящий путь преодоления конфликтов внутри семьи и налаживания семейных отношений.

Первостепенной целью этой методики является получение ответов на важные для психолога аспекты:

  • самостоятельность ребенка,
  • его роли в семье,
  • его идентичности,
  • раскрытие эмоций, доминирующих в его жизни.

Чаще всего этот тест применяют в детских домах и приемных семьях, чтобы сделать диагностику личности ребенка. Поскольку в таких ситуациях у ребенка травмируется психика.  

Особенности кроны

Округлая по форме крона — признак эмоциональности и открытости.

Если же она состоит из изогнутых линий, то вы реалист и прагматик. А ещё умеете не поддаваться негативу и справляться с испытаниями.

Крона, состоящая из окружностей, сигнализирует о том, что вам не хватает в жизни позитива.

Плавные линии — показатель реалистичного взгляда на людей и события.

Крона, сформированная из окружностей, наводит также на мысль, что вам недостаёт общества людей, которые вас любят и ценят. Это мешает ощущать себя востребованным и защищённым.

Зигзагообразные линии кроны выдают натуру предусмотрительную и замкнутую.

Ветви

Иллюстрация Colady от Лары Лоурен

Если ствол и корни связаны с нашим эмоциональным внутренним миром, то ветви связаны с нашей внешней, физической средой.

Кстати, дети младше 9 лет обычно рисуют небольшие ветки, и такое поведение является для них нормальным. Однако, если взрослый человек рисует маленькие ветки, это может указывать на то, что они незрел и нелюдим.

  • Крупные ветви – человек полон энтузиазма, у него мощное воображение, но он также высокомерен и самовлюблён.
  • Отсутствие веток показывает, что человек страдает какими-то когнитивными проблемами, и у него нет развития.
  • Ветви деревьев в форме молний показывают, что человек импульсивен, непокорен и упрям, у него присутствую проблемы с управлением гневом.
  • Спиральные ветви – человек вежлив, тактичен и обладает развитыми коммуникативными навыками.
  • Ветки с листьями – человек активен, энергичен, любит жизнь.
  • Ветки с плодами – у человека есть определённые цели и задачи, которых он желает достичь.

Породы деревьев

Если вы изобразили какое-то конкретное дерево, этот факт тоже следует учитывать.

Берёза сообщает о женственности, доброжелательности, уравновешенности, душевной щедрости и жизнелюбии.

Верба считается символом традиционных семейных ценностей. Это означает, что вы умеете соизмерять свои желания и возможности. А ещё обладаете немалым потенциалом в той сфере, которую выбрали для построения карьеры.

Дуб свидетельствует о крепости духа и умении сохранять душевное равновесие.

Ель — дерево тех, кто любит праздники и способен создавать их сам. В числе других характерных качеств — верность, чувство собственного достоинства и отвага.

Клён — дерево мудрых, тактичных и энергичных людей. Обычно именно к таким обращаются за советом и поддержкой.

Липа свидетельствует о мягкосердечии и ранимости. У вас острый глаз, и вы способны подмечать то, что другие не замечают.

Пальма — вам нельзя скучать и подолгу находиться на одном месте.

Плакучая ива — необходимо чувствовать рядом плечо надёжного и сильного человека.

Сосна — дерево людей обязательных, надёжных и постоянных. Вы отличный друг и прекрасный работник.

Яблоня считается семейным деревом. Его изображают те, кто любит своих близких и живёт в обстановке взаимопонимания и счастья.

Если же ваше дерево причудливое и абстрактное, то вы романтик и мечтатель.

Любые дефекты дерева (срубленное, больное и т.д.) сообщают о наличии серьёзных проблем. В их числе могут быть чувство вины, ощущение собственной неполноценности и уязвимости, беспомощность, душевная пустота.

Если же вместо одного дерева нарисовано несколько, то вы не привыкли следовать установленным правилам и всегда готовы отстаивать собственную точку зрения. В вас есть задор, беспечность, доля авантюризма и оптимизм.

Пример

не умею рисовать. От слова совсем. Никакого пространственного воображения.

В рамках марафона я нарисовала вот такую картинку. И хотя я всегда жила в многоквартирных домах, понятие «дом» ассоциируется у меня с такой небольшой избушкой, с чердаком или вторым этажом и балкончиком. А вот и ответы на вопросы:

1. Домик стоит у леса (хвойного), на окраине деревни. 2. Дом снаружи небольшой, а внутри очень просторный и уютный, имеет много комнат, можно даже заблудиться. Каждый гость может найти себе уединенный уголок. 3. В нем живет старенькая бабушка, добрая, мудрая и уютная. И когда тебе требуется отдохнуть или подумать, ты приходишь к ней. Или просто прячешься от мирской суеты. 4. Стоит на окраине деревни где-то в Центральной России, а за забором лес, обязательно хвойный. 5. У него есть балкончик на втором этаже. На нем хорошо сидеть и любоваться лесом. 6. Есть и захламленная кладовка, куда складываются временно ненужные вещи. Там тесно и неуютно.

Как определить скрытые черты характера через тест «Несуществующее животное»?

Психологический тест «Несуществующее животное» направлен на то, чтобы выделить особенности характера, которые скрыты от глаз окружающих. Для этого необходимо нарисовать несуществующее животное, освободившись от гнетущих мыслей.

Расположение зверя:

  1. В верхнем краю — желание самоутвердиться, высокая самооценка, отсутствие нормального отношения со стороны окружающих.
  2. У нижнего края — низкая самооценка, нерешительность, отсутствие уверенности в собственных поступках.
  3. Рисунок в центре листа — гармоничный человек.

Направление головы:

  1. Повернута влево — человек любит размышлять, боится принимать решения, действовать.
  2. Повернута вправо — желание развиваться, добиваться назначенные целей.
  3. Смотрит прямо — индивид уделяет большое значение собственным переживаниям, проблемам.

Части головы:

  1. Уши — желание получать новую информацию.
  2. Глаза — обведенные по контуру указывают на внутренние страхи. Ресницы говорят о том, что
  3. субъект хочет выделиться среди других.
  4. Рот — обозначает болтливость (если открыт), скрытность (если закрыт).
  5. Рога — агрессия.
  6. Шерсть, расположенная на голове — подчеркивание мужественности или женственности.

Лапы:

  1. Большие — опора на факты, желание обдумывать, взвешивать свои решения.
  2. Маленькие — легкомысленность, импульсивность.

Дополнительные детали:

Функциональные — смелость, увлеченность, уверенность с собственных силах.
Украшающие — манерность, высокое внимание к мнению окружающих.

Хвост:

  1. Направлен влево — отношение индивида к собственным мыслям (зависит от цвета).
  2. Направлен вправо — отношение к собственным поступкам.

Тесты по рисункам популярны в практике многих опытных психологов. С их помощью можно увидеть то, что невозможно заметить по внешним признакам. Расшифровка может указать на внутренние страхи человека, переживания.

Как определить в чем нуждается человек по тесту «Что таят в себе каракули»?

Еще один простой, интересный психологический тест, для проведения которого понадобится лист бумаги, ручка или карандаш. Достаточно просто поводить по бумаге ручкой или карандашом так, как хочется. Расшифровка:

  1. Линии похожие на солнце, цветы, гирлянды. В основе этих рисунков есть круг. Они говорят о недостатке поддержки, общения со стороны других людей. Такие натуры хотят искренних чувств, крепкой дружбы.
  2. Волнистые линии, спирали, круги. Их рисуют индивиды, которые с головою ушли в личностные переживания. Они не волнуются о том, каких проблемы волнуют окружающих. Не любят выслушивать чужие чувства.
  3. Рисунки сетей характерны для людей, у которых уступчивый характер. Раздражение скрывают внутри себя. Если есть внешние негативные факторы, подвержены постоянным стрессам, депрессиям, нервным срывам.
  4. Изображения напоминающие узоры, которые часто рисуются на обоях. Они говорят о том, что человеку необходимо что-то поменять, чтобы продолжать развиваться дальше. Приевшаяся обыденность указывает на то, что нынешний путь выбран неправильно, ведёт в никуда. Чтобы наполнить жизнь смыслом, необходимо свернуть на другую дорожку.
  5. Формы похожие на человечков. Такой человек не должен работать на ответственном посту или заниматься серьезным делами. Личность неисполнительная, не умеет относится к работе ответственно. Часто не доводит начатое дело до конца.
  6. Изображения сердец говорят о том, что индивид любвеобилен, старается заразить любовью всех окружающих. Им сложно спрятать свои чувства, солгать.
  7. Картинка похожая на шахматную доску относится к людям, закомплексованным, нерешительным. Большинство таких личностей слишком предвзято относятся к себе, хотя могут больше чем думают.
  8. Изображения похожие на кресты. Они свидетельствуют о наличии тягостных мыслей, внутренних переживаний.
  9. Различные геометрические фигуры без дополнительных элементов. Человек имеет четкую цель, двигается к ней несмотря ни на что. Не обращает внимания на сложности, всегда двигается вперед.

Делим на две части

Подводя итог тестированию, не забудьте про точку Эго.

Она расположена посредине линии, проведенной между низшими точками кроны дерева. Найдите эту срединную точку. От нее надо провести вертикальную линию вверх, которая разделит нарисованное дерево на две части.

Результат покажет следующее:

Если линия разделяет рисунок на две почти симметричные части, перед вами зрелая в эмоциональном и социальном плане личность, которая полностью соответствует своему возрасту.

Когда слева от линии больше ветвей и листьев — это указывает на эмоциональные проблемы, уход в себя, излишнее влияние прошлого на жизнь человека.

Если большая часть кроны расположена справа от линии, это означает, что перед вами широкая натура, открыто контактирующая с окружающим миром.

В случае, когда справа от линии расположено много только верхних ветвей — это или крик о помощи, или тяжелая травма из прошлого, которая не дает человеку покоя.

Анализ рисунков к тесту «Моя семья»

Вероника, 19 лет

Вероника из благополучной семьи, но девочка несколько замкнута, и это вызывает беспокойство у матери. Поэтому было решено провести тестирование. На просьбу изобразить свою семью Вероника с желанием и очень старательно стала рисовать (рис. 1). Первым она нарисовала папу, затем маму, после свою младшую сестру, кошку и в последнюю очередь себя. Таким образом, по-видимому, Вероника оценивает себя как малозначимого члена семьи. Семья дружная, так как все нарисованы взявшись за руки и на одном уровне. Кисти рук у всех членов семьи прорисованы, а это также является важным показателем нормального внутрисемейного общения. Правда, папа держит руки в карманах, что говорит о его закрытой позиции в семье и некоторой замкнутости в общении. У всех четко прорисованы ступни ног, что указывает на уверенность позиций всех членов семьи. В целом рисунок получился позитивным и хорошо отражающим психологический климат семьи.

Рис. 1. Слева направо: кошка, отец, мать, сестра, Вероника

Николай, 6 лет

В последнее время маму Николая очень тревожит поведение сына, который перестал ее слушать, часто проявляет агрессивность. На рисунке (рис. 2) мальчик изобразил всех членов своей семьи разрозненно, а это значит, что ребенок не чувствует взаимопонимания и семейного тепла. Отсутствие у всех членов семьи ушей только подтверждает это. Каждый живет и слышит только себя, игнорируя мнения других: уши – «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе.

Рис. 2. Слева направо: брат, папа, мама, Николай

Зато папу, с большой головой, в очках, он изобразил самым большим, подчеркивая этим его главенствующую роль в семье. Голова – важнейшая часть тела, и самый умный член семьи, по мнению ребенка, на рисунке непременно будет наделен самой большой головой. Себя Николай нарисовал ближе к маме, но выше нее ростом, а это указывает на конфронтацию отношений с ней и ориентацию на себя. Взгляд привлекает и то, что Николай изобразил себя с резко преувеличенной кистью руки. Подобное изображение кисти руки говорит о высокой потребности в общении и о том, что эта потребность не удовлетворена. Двухлетний брат нарисован последним и на значительном расстоянии от Николая. Очень вероятно, что появление малыша в семье изменило внутреннее состояние мальчика

Часто старший ребенок в этом случае начинает чувствовать ослабленное внимание к нему, пугается, тревожится, переживает, ревнует. Облака на рисунке также отражают некоторое неблагополучие в семье и тревогу мальчика

Психологический рисуночный тест
«Моя семья».

Общее впечатление

Если вы долго не могли завершить рисунок и старались что-то исправить и переделать, то ваши желания противоречивы. Вы живёте с ощущением внутреннего конфликта. Если вы вообще не смогли дорисовать дерево, то это показатель переутомления и слабости. Тонкие линии в рисунке, сделанные почти без нажима, выдают погружённость в себя, сосредоточенность на собственных переживаниях, а также могут свидетельствовать о депрессивном состоянии и физической слабости.

Уверенность линий и чёткость в изображении — признак устойчивости от стрессов.

Если на рисунке много штриховки, то вам недостаёт уверенности в себе. Вы, по всей вероятности, тревожный, мнительный и часто сомневающийся человек.

Если вы рисуете неважно (не всем же быть великими художниками), но при этом довели работу до логического конца, то ваши сильные стороны — это целеустремлённость, упорство и вера в собственные силы

Инструкция проведения теста

Этап 1. Беседа.

В ходе данного этапа производится предварительная беседа с ребенком. Психолог спрашивает у него про:

  • Семью;
  • Имена членов семьи;
  • Их возраст;
  • Работу родителей;
  • Учебу других членов семьи;
  • Место их проживания.

Этап 2. Рисунок

На втором этапе психолог просит, чтобы ребенок нарисовал на листе бумаги А4 любые 3 дерева. Во время процесса рисования, психолог может вести беседу с родителями в другой комнате так, чтобы ребенок ничего не слышал.

После завершения, психолог должен сказать приятные слова о рисунке ребенка, похвалить его за то, что он справился с этой нелегкой работой. Поскольку поддержка для ребенка  – это один из самых важных моментов этой методики.

Этап 3. Подпись рисунка

На третьем этапе психолог просит ребенка:

  • Дать имя для каждого дерева;
  • Подписать их цветными карандашами, которые по мнению ребенка, больше всех подходят к  конкретному дереву.

 Это нужно для того, чтобы в дальнейшем сделать полный анализ рисунка. Поскольку для этого нужны: основной цвет фона, цвет надписи, оттенки отдельных предметов рисунка.  

Этап 4. Разговор с обследуемым

На четвертом этапе исследователю необходимо задавать вопросы таким образом, чтобы ответы были максимально откровенными. Для этого психолог задает сначала комфортные для ребенка вопросы и далее, постепенно выходит на неприятные. Примерный их перечень:

  • Какое имя у каждого дерева?  
  • Какое дерево из всех больше нравится?
  • Почему  предпочитаете именно это дерево?
  • Как считаешь, какое из этих деревьев старше?
  • Какое из них ты считаешь самым красивым?
  • Какое  самое уродливое? И почему?
  • Почему одно дерево у тебя изогнуто? И т.д.

Общение с ребенком – это обязательный этап методики «Три дерева».  Поскольку информация, которая будет получена в ходе этой беседы, поможет определить, кого из членов семьи ребенок сопоставляет с конкретным рисунком дерева. Все, что отвечает ребенок, психолог должен записывать в протокол. И, если, ребенок разрешит, то может делать отметки на рисунке.

Образец протокола:

Определение внутреннего мира с помощью теста «Нарисуй дом»

Психологический тест по рисунку, по которому можно узнать свой внутренний мир подробнее. Для этого необходимо взять чистый лист бумаги, простой карандаш. Успокоиться, рисовать только то что приходит первым в голову (относительно дома). Расшифровка:

Замок — такое изображение говорит о несерьезности личности, ребячливости, легкомысленности. Для женщин в этом рисунке нет ничего плохого, но требует воздержания от занятия серьезного рабочего поста, создания семьи. Это может оказаться непосильным.
Дом, перед которым находится высокий забор. Если ограждение неприступное, это говорит о замкнутом характере, скрытности, недоверчивости. Когда забор рисуется витиеватым, со множеством маленьких деталей — индивид общительный, добродушный.
Низкое здание. Индивид, который нарисовал такой рисунок нуждается в психологическом покое, отдыхе

Это крайне важно, так как продолжая активную жизнедеятельность, можно нанести вред своему организму.
Многоэтажный дом. Указывает на сложный характер

Индивид замыкается на ошибках.
Большой деревенский дом. Индивид хочет расширить свою жилплощадь. Если нет любимого человека, изображение говорит о желании почувствовать ласку, заботу.

Также внимание необходимо уделить мелочам:

  1. Большое количество окон, указывают на общительность. Малое количество окон — враждебность.
  2. Наличие печной трубы говорит о том, что присутствует эмоциональное напряжение, нехватка дружеских чувств.
  3. Маленькие двери, наличие замков указывают на скрытность человека, его необщительность.

Описание рисунка по методике дом, дерево, человек: как правильно нарисовать и провести?

Рекомендации по проведению теста

Если вы решили провести подобный психологический тест своему ребенку или просто кому-то из взрослых членов семьи помните, что для того чтобы получить максимально точный результат, надо дать человеку полную свободу мыслей. Вы не имеете права подсказывать ему как прорисовывать ту или иную часть рисунка. Также категорически запрещено подталкивать тестируемого к выбору определенного цвета. Все то время пока человек будет справляться с заданием вы должны будете молча сидеть в стороне. А будет еще лучше если вы на некоторое время, вообще, выйдете из помещения. Таким образом вы позволите человеку остаться с собой наедине.

Также обязательно позаботьтесь о месте где будет проходить тестирование. Вы должны создать условия, в которых человеку будет максимально комфортно

Это значит, что на столе, на котором он будет рисовать не должно быть предметов, отвлекающих внимание. В идеале на столе должны лежать только листик бумаги, карандаши и резинка

Если тестирование будет проходить ребенок, то помимо вышеупомянутых вещей можете расположить на столе еще фломастеры и краски.

С их помощью малыш сможет максимально хорошо раскрыть свой внутренний мир. Что касается рисования, то тут каких-то четких правил не существует. Вы просто должны дать человеку задание, а он уже сам должен решить с чего он будет начинать создавать рисунок. Все что от вас будет требоваться в этой ситуации, молча наблюдать и терпеливо ждать, когда он закончит.

Рисунок взрослого человека

Рисунок ребенкаПока человек будет проходить тестирование вы должны будете зафиксировать:

  1. Его реакцию на задание
  2. Насколько быстро он сориентировался в том, что от него требуется
  3. Как быстро тестируемый определяется с цветом
  4. За какое время человек справился с заданием

После того как рисунок будет готов вы можете задать ребенку или взрослому человеку вопросы, которые помогут вам получить максимально точный результат. Но помните, делать это вы должны в максимально непринужденной форме. Разговор с малышом, вообще, лучше всего проводить в игровой форме. Ведь чем больше он будет расслаблен, тем более достоверную информацию выдаст его подсознание.

Вопросы по тесту:

  • Кого ты изобразил на рисунке мальчика или девочку (мужчину или женщину)?
  • Это ты или твой родственник?
  • Нравится ли тебе то, что ты нарисовал?
  • Что за дерево ты нарисовал?
  • Чем оно тебе так сильно нравится?
  • Этой твой дом?
  • Из чего построено твое жилище?

В принципе вопросы могут быть разные главное, чтобы они имели отношение к картинке. Например, во время пост-рисуночного опроса вы можете уточнить у тестируемого почему на его рисунке отсутствуют какие-то значимые детали (листья на дереве, окна и двери на доме или уши на голове). Также вас должно заинтересовать не совсем правильное расположение элементов картинки.

Например, косо растущие деревья или очень сильно перекошенные стены дома. Человек обязательно должен попытаться объяснить почему он видит свой мир в слегка искаженном виде. После того как выясните все интересующие вас детали, можете приступать к окончательному анализу того что человек нарисовал.

Выявление черт характера по тесту «Выбери фигуру»

Психологический тест, который можно проводить самостоятельно или с помощью психолога. Заранее необходимо нарисовать 4 рисунка на отдельных листах. Это круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, зигзаг. После этого пациенту нужно выбрать наиболее привлекательную для него фигуру, остальные расположить по убыванию.

Расшифровка результата:

  1. Если квадрат стоит на первом месте — человек трудоголик. Он доводит любое начатое дело до конца. Индивид имеет отличную память, работает ответственно. Уделяют больше внимания работе, развитию.
  2. Если треугольник стоит на первом месте — человек властный, лидер. Отличаются силой, смелостью, умением решать любые спорные ситуации, сложные моменты. Не признает собственные ошибки, всегда считают себя правыми. Чужое мнение такого индивида не волнует.
  3. Если на первом месте стоит круг — человек стремится к обретению гармонии. Создает вокруг себя приятную атмосферу, общителен, заботлив. Умеет помогать всем, независимо от ситуации, выслушает в трудный момент.
  4. На первом месте стоит прямоугольник — личность постоянно меняет свои взгляды, предпочтения. Нельзя заметить последовательность действий, выделить закономерность. Разгадать до конца такого человека невозможно. Не прекращает искать что-то лучшее, недовольны тем что имеет.
  5. Если на первом месте стоит зигзаг — это творческая натура. Наивный, добрый, легко поддается внушению.

Примеры анализа рисунков к тесту

Обследуемый: Андрей

Возраст: 16 лет

Анализ его рисунка: По рисунку можно отметить в юноше такие черты, как: ранимость; склонность к переживанию по разному поводу; постоянное ощущение тревоги и беспокойства.

Как поясняет он сам: «Я дерево, расту в саду. Очень хотел бы, чтобы с меня не срывали плоды, пока они не созреют».

Обследуемый: Ирина

Возраст: 46 лет

Девушка на момент прохождения тест была влюблена в мужчину своего возраста. Она ждет, когда он ее позовет замуж, но этого не случается и роман их все больше тянется. Из-за этой неопределенности, Екатерина переживает.

Как поясняет она сама: «Я представляю березу с зелеными листьями. Большое желание – расти рядом с большим дубом, который бы помогал своими ветками мне».

Обследуемый: Елена

Возраст: 60 лет

В силу своего возраста, женщина живет уже одна. Ребенок вырос и уехал от нее. Она переживает по этому поводу. Кроме всего, ее дочь выпивает. Из-за таких противоречий у них отношения очень сложные. Елену все чаще посещает чувство одиночество и страх за свою дочь. Рисунок и пояснение к нему отражают это.

Как поясняет она сама: «Я березка, слабая, уставшая, с поникшей головой, в постоянном страхе, задумчивая. Хочу, чтобы я была вечно молодой, красивой, стройной, полной энергии. Жить не одиноко, а в березовой роще».

Интерпретация результатов методики

Толкование результатов теста «Дерево с человечками» необходимо делать исходя из следующих факторов:

  1. Каких человечков выбирает ребёнок, какое положение фигурок показывает его реальное и желаемое положение в будущем.
  2. Существуют ли различия между реальным и желаемым положением, насколько выбранные человечки далеки друг от друга.

Разумеется, интерпретация методики разработана не только в результате её практического применения, но и при сопоставлении данных, полученных во время проведения теста, и данных, полученных при наблюдении за поведением детей. Кроме того, важная информация, помогающая верно истолковать результаты методики, была предоставлена в разговорах с педагогами и родителями, а также во время бесед с учащимися.

Для того чтобы специалистам было удобнее и проще делать свою работу, каждому человечку присваивается определённый номер.

Отдельно следует сказать, что дети, выполняющие задание из методики, зачастую ошибочно трактуют положение фигурки с номером 16, считая, что он не несёт на себе человечка с номером 17, а находится в его объятиях и получает от него поддержку.

Теперь рассмотрим интерпретацию теста, которая поддерживается большинством психологов, по каждому человечку:

  • позиции один, три, шесть, семь показывают чёткую и характерную установку, направленную на преодоление трудностей;
  • позиции два, одиннадцать, двенадцать, восемнадцать, девятнадцать интерпретируются как коммуникабельность и способность давать и получать поддержку;
  • позиция четыре характеризует ребёнка, которого устраивает существующее положение и которому нужна стабильность и устойчивость, при этом ему хотелось бы добиться больших успехов, но не прикладывая к их достижению значительных усилий;
  • позиция пять раскрывает перед специалистом мир быстро утомляющегося ученика, страдающего от застенчивости и общей слабости;
  • позиция девять рассказывает о ребёнке с ярко выраженной мотивацией на развлечения и отдых;
  • позиции тринадцать и двадцать один демонстрируют нам выбор тревожного, отстранённого и замкнутого учащегося;
  • позиция восемь выбирается ребёнком, не интересующимся процессом учёбы и отстранённым от него, а также погружённым в себя;
  • позиции десять и пятнадцать показывают, что ученик чувствует себя комфортно и проблем с адаптацией к школьным условиям у него нет;
  • позиция четырнадцать, разукрашенная фломастером красного цвета, с помощью которого ребёнок выделяет своё реальное положение, должна насторожить психологов, занимающихся интерпретацией результатов теста, так как маленький член общества явно находится в кризисном состоянии и оценивает свою ситуацию, как падение в пропасть;
  • позиция двадцать чаще всего выбирается учениками, стремящимися к лидерству или с чрезмерно завышенной самооценкой.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector