Непроизвольное внимание: что это такое в психологии, виды, условия возникновения, чем характеризуется
Содержание:
- Что такое произвольное внимание
- Произвольное внимание
- Развитие внимания
- Функции внимания
- Речь как главное средство развития произвольного внимания
- Характерные особенности человеческого внимания
- Что такое произвольное внимание
- Произвольное внимание
- Тест корректурной пробы устойчивости внимания
- Особенности произвольного внимания
- Причины возникновения произвольного внимания
- Расстройства внимания
- Заключение
Что такое произвольное внимание
Краткий термин произвольности внимания обуславливает явления, когда индивид прикладывает усилия, чтобы сфокусироваться на чем-то определенном.
Понятие и определение в психологии
Непроизвольное внимание в психологии – это явление, которое обратило все существо индивида на себя без его на то усилий. Также это определение носит название непреднамеренного внимания
Послепроизвольное внимание это в психологии «продолжение» пассивного произвольного. Это натренированное внимание, когда усилия прилагаются, но небольшие, т
е. индивид умеет надолго сфокусироваться на нужном объекте или явлении. Такой вид является преимущественным, эффективным в быстром решении повседневных или неожиданных задач и ситуаций. К тому же послепроизвольность может характеризоваться как наиболее активное достижение результатов.
Произвольное внимание
Если Вы скажете мне, на что Вы обращаете внимание, то я смогу определить кто Вы: прагматик или высоко духовная личность. Здесь речь идет уже о другом виде внимания — произвольном, преднамеренном, активном
Если внимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности. Для достижения определенной цели человеку приходится заниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно, занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо
Произвольное внимание более сложное и свойственное только человеку формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели
Здесь все просто, нужно поставить цель: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что», и упорно идти к этой цели.
Физиологический механизм произвольного внимания
Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.
Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, т.к
без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность
Психологическая особенность произвольного внимания
Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.
Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.
Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом. Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным
Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления
Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления
Развитие внимания
Внимание — одно из самых важных качеств человеческой психики. Его нельзя назвать самостоятельной функцией, так как оно тесно связано со всеми психическими процессами и проявляется внутри каждого из них
Человеку приходится внимательно смотреть, слушать, пользоваться другими органами чувств, вести разнообразную мыслительную деятельность. Можно дать следующие определения вниманию:
Это процесс избирательного отбора наиболее важной информации, поступающей из окружающего мира, и игнорирование остальной (второстепенной) информации. Фокусировка человеком своего восприятия на каком-то объекте или событии
Фокусировка человеком своего восприятия на каком-то объекте или событии.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Фокусировка (или направленность) восприятия может быть непроизвольной, произвольной и послепроизвольной.
Непроизвольное внимание связано с раздражающими факторами, когда подсознание само переключает восприятие человека на какой-либо объект. Раздражающим фактором может быть броский цвет, громкий звук, резкое движение или смена одного явления на другое (например, бьющий в глаза резкий свет при выезде из тоннеля)
Произвольное внимание основано на сознательном управлении им, и связано с принудительной концентрацией на определенной деятельности, а также исключением отвлекающих факторов (так ученик, сосредотачивая свое внимание на решаемой задаче, выключает музыку и просит не шуметь). Послепроизвольное внимание является продолжением произвольного, когда выполняемая работа вызывает интерес, а сосредоточенность на ней не вызывает сознательных усилий
Этот вид внимания наиболее эффективен для решения любых задач
Послепроизвольное внимание является продолжением произвольного, когда выполняемая работа вызывает интерес, а сосредоточенность на ней не вызывает сознательных усилий. Этот вид внимания наиболее эффективен для решения любых задач
Внимательность — одна из важнейших характеристик психики человека. От того, насколько она развита, зависит продуктивность его учебной и профессиональной деятельности, эффективность потраченного на решение задачи времени. Зачастую от того, насколько развита внимательность, зависит жизнь и здоровье человека. Так, невнимательность за рулем приводит к авариям, а незамеченное препятствие (натянутый трос, яма, открытый люк) могут служить причиной несчастного случая
Без навыка правильно распределять внимание невозможно работать авиадиспетчером, ведь ему приходится одновременно удерживать в зоне своего контроля сразу несколько движущихся объектов
Поэтому внимание обязательно нужно в себе развивать наряду с воспитанием такого важного качества личности, как сила воли. Как и любой навык, оно поддается тренировке в любом возрасте, если подойти к этому процессу правильно и действовать целенаправленно.
Функции внимания
Сравнительную характеристику функций и их значение можно представить в виде таблицы:
Название функции
Её определение
Целенаправленность (направленность)
Определяет степень сосредоточения на определённом объекте, а также переключаемости сосредоточения.
Избирательность
Эта функция обеспечивает устойчивость к помехам и отвлекающим факторам во время сосредоточения на выполнении задачи. Её роль заключается в том, что из всего потока информации выделяется только нужная на текущий момент. Человеку с развитой избирательностью не мешают внешние раздражители
Он способен из общего шума вычленить только то, что действительно важно на текущий момент.
Активность
Обусловливает поддержание работоспособности субъекта на протяжении всего периода сосредоточения. Обеспечивает равномерное распределение интенсивности познавательного процесса во времени
Это необходимо, чтобы темп выполнения задачи не снижался с течением времени.
Недостаточность той или иной функции чревато формированием неустойчивости, рассеянности (человек создаёт впечатление рассеянного, невнимательного, плохо усваивающего материал). На работе такой дефицит функций сказывается отрицательно: удлиняется время выполнения каждой отдельно взятой задачи, результатами чего являются повышенная утомляемость, недостаточная точность и пониженная производительность.
Речь как главное средство развития произвольного внимания
Слово выступает средством организации внимания. Дошкольник выслушивает просьбу или инструкцию взрослого и выполняет соответствующие действия. В данном случае стопроцентно задействуется именно произвольная функция внимания
В первую очередь ребенку приходится прислушаться к тому, что ему говорят, а затем перенаправить внимание непосредственно на действия и объекты («принеси синюю чашку», «сначала расставь большие кубики, а на них – поменьше» и т.п.)
Речь – самое действенное средство, направляющее внимание дошкольника. В младшем дошкольном возрасте слова, которые произносит взрослый, по сути, служат инструкцией ребенку, куда нужно посмотреть, к чему прислушаться, как повернуться и пр
И на первых порах они имеют простейшие формы: «смотри, как я делаю», «возьми зеленые кружочки», «потрогай, какие колючие иголки у елочки».
Но с каждым годом дошкольник все больше может охватывать вниманием. Поэтому ему посильны для усвоения многошаговые инструкции и распоряжения
Например, воспитатель обучает ребенка рисованию акварелью: «Каждый раз окунай кисточку в воду, а затем в краску – так краска будет лучше ложиться на лист. И обязательно нужно вымыть кисть перед тем, как использовать краску другого цвета.» Это уже алгоритм, который следует использовать постоянно при рисовании. И ребенок с этим справляется.
Чем полнее дошкольник сам осваивает речь, тем больше расширяются его возможности волевого выбора объектов, которым он по очереди будет уделять внимание. Многие дети охотно проговаривают, как они сначала сделают одно, затем посмотрят другое и т.д
Это значит, что они самостоятельно используют слово для управления вниманием.
Взрослым следует побуждать ребенка к тому, чтобы он рассказывал, чем он занимается, что хочет нарисовать или построить. Такой простой метод позволит дошкольнику не отвлекаться и довести свое маленькое дело до конца.
Речевые навыки старших дошкольников позволяют им целенаправленно уделять пристальное внимание отдельным предметам и явлениям, а также сфере социальных отношений. Они задают вопросы взрослым, возможно, мимолетно заинтересовавшись чем-то
Однако полученный ответ может пробудить дальнейший интерес, и дошкольники сосредотачивают внимание, чтобы узнать еще больше.
Характерные особенности человеческого внимания
На внимание человека влияют различные характеристики и особенности, которые неразрывно связаны со всеми видами его деятельности. К таким характеристикам относят:
умение переключаться. Это ситуация, когда человек целенаправленно меняет фокус своего внимания с одного объекта на другой
Умение вовремя переключаться зависит от внешних обстоятельств
Так, если человек переключает свое внимание не под влиянием более важного раздражителя, то это уже не осознанное изменение фокуса внимания, а обычная отвлекаемость. Из-за сильной сосредоточенности человеку бывает нелегко переключаться между объектами
Переходя к другой деятельности, он может продолжать все так же думать о предыдущей, концентрировать свое внимание на ней, переживать
Умение переключаться очень важно для того, чтобы человек мог отдохнуть и перейти на новую деятельность;
умение концентрироваться. Это способность человека сосредоточить свое внимание на конкретном объекте на определенное время. Чем выше концентрация, тем лучше результат. Человек способен сосредоточиться на конкретном объекте в течение примерно 30-ти минут. Если сильно постараться и не отвлекаться на мелкие раздражители, то за это время можно добиться хороших результатов в работе; Сконцентрироваться на том, что интересно, несложно
устойчивость. Это понятие немного схоже с понятием концентрации. Устойчивость – это способность сохранять внимание длительное время на одном объекте, не меняя свой фокус внимания. Благодаря устойчивости человек может заметить ранее пропущенные моменты, аспекты, перспективы в том или ином деле и так далее;
распыление внимания. Это умение распределять свое внимание и фокусироваться сразу на нескольких одинаково важных для человека объектах. Обычно такое распределение внимания быстро утомляет, так как, полностью сосредоточившись на одном, человек постоянно должен думать и не упускать из поля своего внимания другой объект. Продуктивность такого подхода зависит от уровня развития личности;
объем. Под данным понятием подразумевается количество объектов, которые могут поместиться в сознании человека одновременно. Если человек способен уделять в одинаковой мере свое внимание нескольким объектам одновременно, можно назвать его обладателем высокого объема внимания.
Что такое произвольное внимание
Краткий термин произвольности внимания обуславливает явления, когда индивид прикладывает усилия, чтобы сфокусироваться на чем-то определенном.
Понятие и определение в психологии
Непроизвольное внимание в психологии – это явление, которое обратило все существо индивида на себя без его на то усилий. Также это определение носит название непреднамеренного внимания
Послепроизвольное внимание это в психологии «продолжение» пассивного произвольного. Это натренированное внимание, когда усилия прилагаются, но небольшие, т
е. индивид умеет надолго сфокусироваться на нужном объекте или явлении. Такой вид является преимущественным, эффективным в быстром решении повседневных или неожиданных задач и ситуаций. К тому же послепроизвольность может характеризоваться как наиболее активное достижение результатов.
Произвольное внимание
Если Вы скажете мне, на что Вы обращаете внимание, то я смогу определить кто Вы: прагматик или высоко духовная личность. Здесь речь идет уже о другом виде внимания — произвольном, преднамеренном, активном. Если внимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности
Для достижения определенной цели человеку приходится заниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно, занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо
Если внимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности. Для достижения определенной цели человеку приходится заниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно, занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо. Произвольное внимание более сложное и свойственное только человеку формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде
Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели
Произвольное внимание более сложное и свойственное только человеку формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели. Здесь все просто, нужно поставить цель: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что», и упорно идти к этой цели
Здесь все просто, нужно поставить цель: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что», и упорно идти к этой цели.
Физиологический механизм произвольного внимания
Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.
Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, т.к
без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность
Психологическая особенность произвольного внимания
Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.
Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.
Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом. Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления
Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления
Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления
Тест корректурной пробы устойчивости внимания
Тест корректурной пробы помогает выявить степень концентрации, устойчивости, позволяет определить переключаемость. Для его проведения нужно подготовить специальный тест-бланк и секундомер. Бланк состоит из напечатанных в неодинаковом порядке русских букв, на котором нужно за конкретный период зачеркнуть только буквы «к» и «р», после чего происходит оценка выполненного задания.
Тест содержит специальную программу, которая сверяет условия задания с полученным результатом. Тест нужно проводить в спокойной приятной обстановке, не создавая дискомфортных условий для испытуемого.
Особенности произвольного внимания
Произвольным вниманием оперируют только человеческие существа, его происхождение берет начало из сознательной трудовой деятельности. Примечательно, что оно формируется не только из соображений интересного, но и необходимого. Главной мотивацией его развития выступает некая цель, которую необходимо достичь
В пример можно привести мечту подростка стать разработчиком игр, но ему придется пройти множество курсов программирования, компьютеризации, учить и практиковать математические формулы, что может стать для него малоинтересным испытанием
Главной мотивацией его развития выступает некая цель, которую необходимо достичь. В пример можно привести мечту подростка стать разработчиком игр, но ему придется пройти множество курсов программирования, компьютеризации, учить и практиковать математические формулы, что может стать для него малоинтересным испытанием.
Произвольность внимания имеет физический и психологический механизмы, где:
- физический – возникает в коре головного мозга в ответ на сигнал извне, например, требование родителей к ребенку внять чему-либо;
- психологический – характеризует усилие, напряжение воли для того, чтобы сфокусироваться на объекте или явлении, от чего порой возникает утомление, которое может протекать тяжелее и дольше физической усталости.
Недаром многие люди привыкли делать работу, вооружившись наушниками, в которых играет музыка, либо некто слушает радио или новости по телевизору, а многие целенаправленно идут в кафе или парк, чтобы поработать над проектом или книгой. Суть в том, что человек может абстрагироваться от этих раздражителей, превратив их в так называемый «белый шум». Концентрация внимания в разы увеличивается, индивид делает свою работу, выполняет задачу успешнее, чем, если бы он находился в тишине. Примечательно, что многим людям, буквально, мешают работать собственные обычные мысли, поэтому их перебивают пресловутым белым шумом.
Причины возникновения произвольного внимания
Произвольность внимания обычно сопровождается большим или малым усилием воли для того, чтобы сконцентрироваться на неком объекте, явлении
Чаще всего человек «подстегивает» себя самостоятельно, либо кто-то обращает его внимание к себе намеренно. Например, преподаватели учебных заведений часто окликают учеников, которые, очевидно, утратили интерес к происходящему
Отмечают поведение молодых водителей, которые пристально следят за дорогой, движением, сигналами знаков и т. д., чтобы не допустить нарушения правил. Даже посетители магазинов, музеев и т. п
вынуждены пользоваться произвольным вниманием, чтобы не пропустить что-то важное, отвлекаясь на разговоры или собственные мысли, пока может длиться экскурсия
Чем обусловлено
Произвольность внимания это фактор, который можно обусловить несколькими параметрами. Среди них выделяют следующие:
- Объем. Это умение человека фокусироваться на нескольких объектах или явлениях одновременно. Суть заключается в том, какое количество способен охватить индивид. Зависит как от генетической предрасположенности, так и от физической тренировки, получения жизненного опыта и т. д. Для статистики можно отметить, что взрослый человек способен одновременно объять 4-6 объектов, а маленький ребенок – 2-3 объекта.
Многозадачность повышает достижение положительного результата
- Концентрация – это степень сосредоточенности на объекте. Считается, что концентрация увеличивается, если вокруг мало раздражителей, что обеспечит качественное усвоение информации.
- Распределение – умение одновременно выполнять несколько заданий. При вождении автомобиля человек может просматривать карту, беседовать по телефону, следить при этом за дорогой, либо женщины, особенно матери, свободно выполняют несколько функций, хоть и неосознанно.
- Устойчивость, т. е. направленность внимания в процессе некой деятельности. Это не глубокая концентрация, но темперамент, мотивация по отношению к выполняемой задаче.
- Отвлекаемость – антоним устойчивости, т. е. внешнее торможение из-за одного или нескольких раздражителей.
- Колебание, наблюдаемое даже при высокой концентрации, поначалу проходит незаметно. Это смена торможения и возбудимости коры головного мозга. Однако по истечении получаса напряженной работы подобные колебания становятся очевидными.
- Переключение – умение переходить от одного дела к другому. Отличают произвольное и непроизвольное переключение, т. е. человек заставляет себя взяться за другое дело либо плавно сменяет одну деятельность на другую.
Расстройства внимания
Наиболее распространенное нарушение внимания – чрезмерная истощаемость. Расстройство возникает при соматических болезнях, физических и умственных нагрузках, легких неврологических органических дисфункциях. Выражается снижением способности длительно фокусироваться на деятельности из-за повышенной утомляемости. У больных даже после непродолжительного периода напряжения возникает усталость, они начинают отвлекаться, теряют интерес к основному занятию. Часты жалобы на ощущение тяжести в голове, потребность в отдыхе, сонливость, неусидчивость.
При невротических расстройствах, органических заболеваниях мозга нередко происходит сокращение объема внимания. Больные не могут удерживать и целенаправленно оперировать несколькими объектами (темами, представлениями). Им сложно дается многокомпонентная деятельность, при ее выполнении часто упускаются важные требования и условия, не принимаются в расчет меняющиеся обстоятельства. Пациенты выглядят рассеянными, забывчивыми, при беседе «теряют» мысль, которую только что хотели высказать. Сознание удерживает от 1 до 3-4 единиц информации (при норме 7-10 единиц).
У детей и при поражении лобных зон коры мозга наблюдается преобладание пассивного внимания над активным. Клинически такой феномен выражается высокой отвлекаемостью, недостаточной наблюдательностью, неустойчивостью и недостаточной глубиной концентрации
Больные не могут удерживать активное внимание на произвольной деятельности, не завершают начатое, отвлекаясь на более интенсивные стимулы – громкий звук, свет, движение. Они невнимательно слушают вопросы, отвечают невпопад, переспрашивают, соскальзывают с ведущей темы беседы на случайные, но более интересные для них ассоциации (рассказывают о ситуациях из жизни, просмотренных фильмах)
При грубой отвлекаемости, характерной для маниакальных состояний, полностью утрачивается способность к сосредоточению, внимание расплывается на побочные стимулы, не задерживаясь ни на одном из них.
У пациентов с эпилепсией и иными органическими патологиями определяется тугоподвижность и инертность внимания. Ключевой признак – снижение возможности переключать концентрацию с действия либо объекта. Больные инертны в своих установках, «застревают» на одной теме беседы, долго и подробно описывая ее в мелочах. Им трудно сменить цели, задачи, планы. Окружающие оценивают их как занудных, прилипчивых. В крайней степени инертность проявляется персеверативным повторением слов, фраз, действий.
Нарушение направленности внимания развивается при ипохондрии, депрессии, психотравме, шизофрении. Пациенты сконцентрированы на определенных явлениях, другие стороны жизни игнорируются. Вариантом искажения является патологическая рефлексия, при которой больные поглощены самоанализом, размышлениями о смысле жизни, отношениях с людьми. Они ведут дневники, подробно описывают переживания, пытаясь понять себя. Вне поля внимания остаются бытовые аспекты, семейные отношения.
При ипохондрическом синдроме происходит фиксация на состоянии здоровья, самочувствии, болезненных ощущениях
Внимание депрессивных пациентов сосредоточено на негативных переживаниях из прошлого и тревожном пессимистичном ожидании будущего. Изменение внимания шизофренических больных характеризуется рассеянностью, фокусировкой на второстепенных и латентных деталях происходящего
Окружающим оно кажется необычным, чудаковатым, своеобразным. Например, при общении они пересчитывают предметы на столе, рассматривают рисунок обоев, отвлекаясь от содержания беседы.
Заключение
Произвольное и послепроизвольное сосредоточение одинаково важны для человека. Первое служит основой всего обучения, изучения мира, второе – позволяет задействовать максимальный физические и психические ресурсы, а значит достичь лучшего результата за минимально возможный срок.
Задача родителей, воспитателей и педагогов – вовремя развить в ребенке потенциал
При этом делать это нужно таким образом, чтобы не оттолкнуть скучными занятиями, книгами, играми.В этой статье я рассказала о произвольности интереса, описала, что это такое, и объяснила, в каком возрасте у личности начинает складываться произвольное внимание. Если вы не можете найти свое любимое дело, не знаете, что делать дальше, запишитесь на мою консультацию. Вместе мы решим все ваши проблемы
Увлеченный человек становится более успешным в профессиональной деятельности. Если все время приходится прилагать слишком много усилий, наступает усталость, а значит, отрицается сама необходимость что-либо делать
Вместе мы решим все ваши проблемы. Увлеченный человек становится более успешным в профессиональной деятельности. Если все время приходится прилагать слишком много усилий, наступает усталость, а значит, отрицается сама необходимость что-либо делать.