Притчи соломона

Цель написания

Цель написания Книги Притчи – открытая и понятная – это научить мудрости и жить мудро. Книга Притчей состоит в основном из пословиц, афоризмов, мудрых притч и поэзии. Еврейское название книги – Мишлей (мн.ч. от машал). В сущности – это означает “притчи”, “сравнения”, “метафорическая речь”, т.е. наглядное изображение жизненных правил посредством сравнений и примеров из повседневной действительности. Ключевой темой является мудрость народа Божьего. Ключевые личности являются Соломон, Агур и Лемуил. К сожалению, точное время написания этой книги – неизвестно. Есть предположения, что первые 24 главы были написаны во дни Езекии. В 25:1, мы узнаём, что мужи Езекии добавили последующие главы: «И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского.» окончательная редакция этой книги появилась не ранее 700 г. до Р. Х. Изначальные высказывания Соломона могут относиться к 900 г. до Р. Х.

Как применить мудрость на практике?

Мудрейшая книга Притчей Соломона, написанная более трех тысяч лет назад заключает в себе бесценное сокровище мудрости для всех поколений на земле на протяжении всех прошедших, настоящих и последующих веков. Однажды на работе подойдя к одному коллеге, я сказала, как с годами чувствую, что моя душа не стареет. Он ответил: «Это у Вас так. А я чувствую старость.» «В таком случае, у Вас приобретается мудрость,» — ответила я. «Да, нет! Что Вы такое говорите? Я до сих пор делаю столько глупостей. Ни о какой мудрости не может быть и речи,» – возразил коллега. Я постаралась его переубедить. Было бесполезно. Тогда я подумала, как отвергая Бога, человек добровольно отвергает Божью мудрость. Как жаль! А Бог ведь предлает мудрость каждому! Писание говорит просто и понятно: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иакова 1:5-7). Царь Соломон ничего другого, кроме мудрости, не просил у Бога. Это просьба была угодна Богу и Он наградил мудростью молодого царя Соломона. А как насчёт Вас? Желаете ли Вы быть мудрыми? Возможно, как мой коллега отвергните мудрость добровольно. Всё же, я предлагаю Вам заглянуть на некоторые жемчужинки Божьей мудрости в притчах Соломона.

  1. Усвойте золотые правила поведения и манеры. Будьте мудрыми. Будьте порядочными. Просто и доступно. Изучайте в точности Божьи заповеди в Библии. Следуйте советам Соломона. Посвящайте для этого много времени в изучении Священного Писания. «Усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты» (Притчи 1:3).
  1. У Бога – начало мудрости. Богобоязненное почитание премудрого Бога – это и есть мудрость. Признайте Его могущество и величие в ежедневной личной жизни. Соломон прекрасно объясняет, как приобрести мудрость у Бога. В искренней молитве просите у Бога мудрости. Он ответит Вам через Священное Писание, через Божье откровение свыше или через наставления старших братьев и сестёр во Христе. Правильный выбор в жизни – зависит от Вашего решения. «Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.» (Притчи 1:7)
  1. Научитесь правильно распоряжаться своим имением. Прислушайтесь к совету Соломона. Доверяйте Господу тем, что Он даёт нам. Распределяйте Ему часть достояния и это послужит огромным благословением. «Чти Господа своим достоянием, первыми плодами от всех своих урожаев» (Притчи 3:9).
  1. Приобретение мудрости – самое большое достижение в жизни каждого человека. Тот мудрый человек, кто посвятил свою жизнь для Господа. Господь является нашей защитой от всякого рода зла и во всякое время. Приобретай мудрость, приобретай разум; не забывай моих слов и не отклоняйся от них. Не оставляй мудрости, и она защитит тебя.» (Притчи 4:5-6).
  1. Самое главное богатство в жизни – это забота о чистоте сердца. Это приведёт к благоденствию. «Больше всего хранимого, храни сердце твоё потому что от него источники жизни» (Притчи 5:23).

Много притчей говорят о важности послушания детей родителям, бдительности, рассудительности, знании, предохранения себя от амморальности : «Сын мой! Внимай мудрости моей, и приклони ухо твоё к разумению моему, чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание.» (Притчи 5:1-2). «Сын мой! Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей» (Притчи 6:20)

«Сын мой! Храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. Чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои..» (Притчи 7:1,5).

  1. Приобретение и изучение Мудрости превыше всех земных сокровищ, превыше золота и серебра и других драгоценнейших камней. В мудрости содержится смысл жизни и сама жизнь. «Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею..» (Притчи 8:10-11).
  1. Мудрость – не многословна и назидательна. Есть чему поучиться всегда. «В многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен.» (Притчи 10:19).
  1. Хотите иметь благословенную семью? Тщательно изучайте притчи Соломона до вступления в брак и в браке. Вы обретёте мудрость и бесценные советы: «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.» (Притчи 14:1). «Кто найдёт добродетельную жену? Цена её выше жемчугов.» (Притчи 31:10).

Читайте Библию, размышляйте над Божьими заповедями, притчами и мудрыми советами Соломона, будьте мудры и благоразумны в Боге!

Автор статьи: Татьяна Мороз

Все пройдет: легенда о кольце Соломона



Психологи в сложных ситуациях нередко цитируют своим подопечным притчу о кольце царя Соломона.

Эта легенда повествует о времени, когда царю было особенно тяжело нести бремя власти. В стране свирепствовал голод, и Соломон не знал, как справиться с бедой. Проданные или выменянные на провизию драгоценности уже не спасали, столь велик был масштаб проблемы.

Тогда правитель обратился к известному жрецу. Тот вручил царю магическое кольцо, которое надо было всегда иметь при себе и держать в руках, когда становилось особенно трудно.

На юного царя снизошло глубокое понимание смысла лаконичного напутствия. Он взял себя в руки, обрел душевное равновесие и смог найти верное решение сложной государственной задачи.

Многие годы спустя он пережил трагическую потерю любимой женщины. В этой ситуации фраза, которая когда-то успокаивала, напротив, вызвала гневный протест. Царь впал в ярость, сорвал с руки кольцо и бросил его. Но успел боковым зрением ухватить: на внутренней площади кольца значились слова: «Пройдет и это».

Легенда рассказывает, что на смертном одре Соломон, подводя итоги своего царствования, вдруг заметил, что на ребре его кольца есть еще одно изречение. «Ничто не проходит» — гласила мудрость предков.

И никакого противоречия с предыдущими афоризмами тут нет. Действительно, наши душевные раны со временем несколько затягиваются. Но ничто и никогда не проходит бесследно, все оставляет отпечаток в Судьбе. Что-то нас учит, делает сильнее, а порой события, испытания Фортуны становятся непосильными. Выбор всегда есть. Но, сделав его, мы впечатываем этот алгоритм поведения в скрижали Судьбы. А она «выставляет оценки», которые в итоге и определяют, что мы сумели, что успели сделать в этой жизни.

Надеюсь, что сегодняшняя публикация станет полезной, что вы обратитесь к этой бесценной сокровищнице знаний, познакомитесь и с другими притчами величайшего правителя древности.

Я благодарю Любовь Миронову, читателя блога, за помощь в подготовке этой статьи.

И сейчас прозвучит одна из лучших притч царя Соломона «Счастье жить». Как все глубоко и правильно, чтобы познать счастье жить.

Притчи Соломона

Глава 6.

1Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого,-
2ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих.

3Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;
4не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим;
5спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.

6Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.

7Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;
8но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.

9Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?

10Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь:
11и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник.

12Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами,
13мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими;
14коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.

15Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит — без исцеления.

16Вот шесть, что’ ненавидит Господь, даже семь, что’ мерзость душе Его:
17глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,
18сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,
19лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.

20Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;
21навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.

22Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою:
23ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни,
24чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.

25Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими;
26потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.

27Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?

28Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?

29То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины.

30Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден;
31но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего.

32Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это:
33побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится,
34потому что ревность — ярость мужа, и не пощадит он в день мщения,
35не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.

Глава 7.

1Сын мой! храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя.

2Храни заповеди мои и живи, и учение мое, как зрачок глаз твоих.

3Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего.

4Скажи мудрости: «ты сестра моя!» и разум назови родным твоим,
5чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои.

6Вот, однажды смотрел я в окно дома моего, сквозь решетку мою,
7и увидел среди неопытных, заметил между молодыми людьми неразумного юношу,
8переходившего площадь близ угла ее и шедшего по дороге к дому ее,
9в сумерки в вечер дня, в ночной темноте и во мраке.

10И вот — навстречу к нему женщина, в наряде блудницы, с коварным сердцем,
11шумливая и необузданная; ноги ее не живут в доме ее:
12то на улице, то на площадях, и у каждого угла строит она ковы.

13Она схватила его, целовала его, и с бесстыдным лицом говорила ему:

14″мирная жертва у меня: сегодня я совершила обеты мои;
15поэтому и вышла навстречу тебе, чтобы отыскать тебя, и — нашла тебя;
16коврами я убрала постель мою, разноцветными тканями Египетскими;
17спальню мою надушила смирною, алоем и корицею;
18зайди, будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовью,
19потому что мужа нет дома: он отправился в дальнюю дорогу;
20кошелек серебра взял с собою; придет домой ко дню полнолуния».

21Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им.

22Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой, и как олень — на выстрел,
23доколе стрела не пронзит печени его; как птичка кидается в силки, и не знает, что они — на погибель ее.

24Итак, дети, слушайте меня и внимайте словам уст моих.

25Да не уклоняется сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее,
26потому что многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею:
27дом ее — пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти.

Предыдущая книга

Следующая книга

« Предыдущая глава

Следующая глава »

Толкование Книги Притчей Соломоновых

Целью притчей Соломоновых было выразить мудрость в удобозапоминаемых и остроумных изречениях. Мудрые советы Соломона отличаются религиозной направленностью и характером божественного откровения – прямого источника мудрости Соломона.

Мудрость представляется некой силой, говорящей посредством мудрецов. Мудрость человека есть ничто иное как часть высшей Премудрости.

Мудрость Соломона зиждется на богопочтении и имеет практический характер. Источник всякой истинной мудрости для Соломона — в законе Божьем. Совокупность наставлений в книге представляет собой нравственное законодательство, этические нормы поведения и носят универсальный характер – то есть они применимы к каждому, вне зависимости от времени и национальности.

В книге Притчей нашел новое отражение закон Моисея. Соломон, вслед за Моисеем, исследовал тайны торы.

Христианская православная Церковь свидетельствует свое уважение к книге Притчей широким употреблением ее в церковном богослужении. Чтения из этой книги встречаются чаще, чем из других ветхозаветных книг.

Читать притчи Соломоновы – значит постигать величайшую мудрость.

Соломон – соло на струнах истории

Сын Давида Соломон принял от отца царский престол в 965 году до нашей эры. Новый правитель Израиля, как и его предшественники, имел возможность общения с божественными силами. Но он не стал просить у Небес богатырской силы, завидного богатства, несокрушимого здоровья. Все, что было нужно новому наместнику Бога на Земле – это мудрость.

И она была дана Соломону. Он стал самым проницательным, самым знающим и понимающим из всех израильских лидеров. Ему было дано даже распознавать язык зверей. Царь-интеллектуал стоял у руля государства по 926 (по другим данным, — по 932) год до н.э.

Заботой всей его жизни стало возведение Иерусалимского храма, который современники и потомки называли одним из семи чудес света. К сожалению, храм позже был разрушен вавилонскими воинами. Не устоял перед набегами врагов и второй храм, выстроенный позже на том же месте.

Зато притчи царя Соломона пережили создателя на века и тысячелетия. Они были запечатлены в Библии и до сих пор помогают всем, кто жаждет самопознания и самосовершенствования.

Договор дороже денег: о змее и крестьянине

Притча Соломона о змее и крестьянине развивает тему верности слову. Хотя и тут случаются непростые нюансы.

Змея в этой истории хранила клад, который ей был доверен самим Богом. Любого, кто отважится похитить сокровище, змея была обязана разить укусом в пятку. Но пришли тяжелые времена: жара, засуха, змея уже не могла жалить, сама погибала от жажды.

Увидев проходящего мимо крестьянина, что нес кувшин с молоком, измученная стражница попросила напиться. Обещала в благодарность раскрыть тайну клада. Но, отведав живительной влаги, она тут же забыла о своей обещанной щедрости. Оба обвила тело крестьянина до самой шеи, намереваясь продолжить свою охранную миссию.

Обиженный крестьянин предложил отправиться на праведный царский суд. Они так и пришли вдвоем со змеей, висевшей на шее спасителя. Соломон для начала велел змее спуститься на землю в ожидании высочайшей воли. Затем выслушал рассказ о ситуации.

Змея поведала, что обязана кусать каждого, кто покусится на клад. После этих слов Соломон добавил, что свои обязанности есть и у людей. Они при встрече с ядовитой рептилией должны защищаться, разбить ей голову. Сообразительный крестьянин быстренько схватил камень и привел совет в исполнение.

«И лучшей из змей голову размозжи» — эта поговорка корнями уходит в ту древнюю легенду. Если что пообещал, надо выполнять, — учит эта история. А коль сам нарушил договор, не пытайся переложить ответственность на других.

Легенда о настоящей матери: выбор сердцем

Имя Соломон переводится как «миролюбивый». Оно действительно подходило этому человеку, который и сам старался жить в мире с людьми, и других побуждал к подобным отношениям. Его 40-летнее правление не было омрачено ни одним крупным военным столкновением.

Некоторые притчи царя Соломона стали «хрестоматийными». Одна из самых известных историй — это сюжет о настоящей матери.

К Соломону часто приходили самые разные люди, чтобы он помог разрешить спор, найти виновного в происшествии и разрешить иные конфликтные ситуации. Вот и эти две женщины, недавно разрешившиеся от бремени, решили взять в арбитры именно его.

Они обе родили младенцев, но одна из неопытных мамочек нечаянно придавила новорожденного во сне. И подложила умершего малютку соседке, взяв ее малыша себе. Та, проснувшись, не поверила, что лежащий рядом погибший малыш – это ее ребенок. После шумного выяснения отношений, обе направились к Соломону.

Царский суд был шокирующим: Соломон повелел принести меч и разрубить малютку, раздав спорщицам по половинке ребенка. Одна из женщин была готова принять столь жесткое решение. Но вторая кинулась в ноги властителю и со слезами умоляла сохранить малышу жизнь, даже готова была отдать его сопернице.

Конечно же, Соломон признал за ней право на младенца: только истинная мать может быть столь любящей и самоотверженной.

Баня – это весело

В банях работали разные специалисты. 

Средневековая баня — это в первую очередь польза для здоровья. Ходили в бани не только помыться. Существовал специальный «цех банщиков», где специалисты разного профиля оказывали самые разные услуги. Именно здесь работали цирюльники, которые стригли волосы и брили бороды. Врачеватели делали кровопускание и ставили пиявок, делали массаж. На некоторых средневековых европейских рисунках фигурируют даже банные веники! В банях использовалось примитивное мыло, сделано на основе золы, а также натуральные морские губки.

Баня была не только санитарным учреждением, но еще и увеселительным. При банях часто действовали питейные заведения, где люди могли употребить спиртные напитки, пообщаться, а также поесть. Нередко в залах играла музыка.

Притчи Соломона

Глава 3.

1Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое;
2ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе.

3Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего,
4и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей.

5Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.

6Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.

7Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла:
8это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих.

9Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих,
10и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином.

11Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его;
12ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.

13Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум,-
14потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота:
15она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.

16Долгоденствие — в правой руке ее, а в левой у нее — богатство и слава;
17пути ее — пути приятные, и все стези ее — мирные.

18Она — древо жизни для тех, которые приобретают ее,- и блаженны, которые сохраняют ее!

19Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом;
20Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою.

21Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность,
22и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей.

23Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется.

24Когда ляжешь спать,- не будешь бояться; и когда уснешь,- сон твой приятен будет.

25Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет;
26потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления.

27Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.

28Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе.

29Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою.

30Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.

31Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его;
32потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение.

33Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет.

34Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать.

35Мудрые наследуют славу, а глупые — бесславие.

« Предыдущая глава

Следующая глава »

Кто автор?

Основной автор этой книги – Соломон, мудрейший царь, кто когда-либо царствовал на земле (1:1; 10:1; 25:1). Некоторые из глав написаны Агуром (30:1) и Лемуилом (31:1). О мудрости Соломона записано следующее: «И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей…» (3 Царств 4:29-31). Есть мнения, что цари Агур и Лемуил – это псевдонимы Соломона. Притчи, собранные в отдельную книгу, являются общими наблюдениями Соломона, как устроена жизнь людей на земле. Но, естественно, бывают исключения.

Глава 30

1 Слова Агура, сына Иакеева. Вдохновенные изречения, которые сказал этот человек Ифиилу, Ифиилу и Укалу:
2 подлинно, я более невежда, нежели кто-либо из людей, и разума человеческого нет у меня,
3 и не научился я мудрости, и познания святых не имею.
4 Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в пригоршни свои? кто завязал воду в одежду? кто поставил все пределы земли? какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли?
5 Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него.
6 Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом.
7 Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру:
8 суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом,
9 дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе.
10 Не злословь раба пред господином его, чтобы он не проклял тебя, и ты не остался виноватым.
11 Есть род, который проклинает отца своего и не благословляет матери своей.
12 Есть род, который чист в глазах своих, тогда как не омыт от нечистот своих.
13 Есть род — о, как высокомерны глаза его, и как подняты ресницы его!
14 Есть род, у которого зубы — мечи, и челюсти — ножи, чтобы пожирать бедных на земле и нищих между людьми.
15 У ненасытимости две дочери: «давай, давай!» Вот три ненасытимых, и четыре, которые не скажут: «довольно!»
16 Преисподняя и утроба бесплодная, земля, которая не насыщается водою, и огонь, который не говорит: «довольно!»
17 Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют во́роны дольные, и сожрут птенцы орлиные!
18 Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю:
19 пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице.
20 Таков путь и жены прелюбодейной; поела и обтерла рот свой, и говорит: «я ничего худого не сделала».
21 От трех трясется земля, четырех она не может носить:
22 раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб;
23 позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей.
24 Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых:
25 муравьи — народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою;
26 горные мыши — народ слабый, но ставят домы свои на скале;
27 у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно;
28 паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах.
29 Вот трое имеют стройную походку, и четверо стройно выступают:
30 лев, силач между зверями, не посторонится ни перед кем;
31 конь и козел, и царь среди народа своего.
32 Если ты в заносчивости своей сделал глупость и помыслил злое, то положи руку на уста;
33 потому что, как сбивание молока производит масло, толчок в нос производит кровь, так и возбуждение гнева производит ссору.

Глава 29
Глава 31

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector