Обскурантизм

Новый обскурантизм

Новый обскурантизм, как явление современной постсоветской России, охарактеризовал известный социолог А. А.Зиновьев. По его мнению новый обскурантизм вызван «законом социальной деградации». Закон социальной деградации заключается в том, что в случае разрушения социальной организации общества (как это случилось с российским обществом в 90-е — нулевые годы) вновь создаваемая социальная организация воспроизводит некоторые важные черты социальной организации более низкого эволюционного уровня, исторически предшествовавшей разрушенной. Закон социальной деградации в постсоветской России проявляется как реанимация православия, дореволюционных названий, обычаев, явлений культуры, идей монархизма и великодержавности и т.д. В значительной мере (если не главным образом) это делается искусственно, сверху. Сами по себе явления дореволюционной России не возродились бы. Они не столько возрождаются, сколько изобретаются вновь. Изобретаются как идеализация (т.е. фальсификация) прошлого в качестве средства против советизма (коммунизма), как отрицание того эволюционного прогресса, какой имел место в советское время (а также процесса глобализации и тех идей, что идут с Запада сегодня). Происходит беспрецедентная историческая деградация, буквально падение с вершины прогресса в пропасть прошлого.

Новый обскурантизм

Поскольку наука и просвещение часто идут вразрез с тем, что транслирует церковь, способствуя внутреннему освобождению человека, развитию его способности думать и подвергать сомнению постулаты, то сейчас наблюдается новый виток обскурантизма. В школьные программы начинают специально вводить курсы православной веры, что не только приводит к уменьшению часов по другим предметам, но и серьёзно влияет на формирование психики.

Это именно новый обскурантизм, ведь если бы открывались просто православные курсы, вечерние школы, дополнительное обучение, куда любой человек может прийти по собственному желанию – это про свободу. Религию начинают внедрять на обязательном уровне

И с этим тоже можно бы согласиться, если бы одинаковое внимание уделялось различным конфессиям и ребёнку, опять же предоставлялся выбор чему следовать и следовать ли хоть одной из них

Вместо этого идёт только пропаганда одной религии с дополнительным ущемлением научной базы. В итоге такой школьник на выпускном экзамене может знать о каких-то процессах только то, что они происходят, а о причинах возникновения каждый раз ссылаться на замысел творца, хотя ещё прошлое поколение легко могло объяснить и физические законы, и химические реакции.

Из школьной программы постепенно убираются целые пласты необходимой информации, благодаря базовым знаниям которых каждый может самостоятельно организовать свою жизнь на достойном уровне или выбраться из сложных условий. Будущие поколения будут лишены этой возможности, с единственной надеждой на технические разработки – там можно найти необходимые знания или провести операции математических и прочих вычислений. Проблема кроется действительно глубже, т.к. после ограничения образования церковь может запретить и пользование средствами поиска информации, при том, что уже под контроль взят интернет в некоторых странах и там чётко отслеживается, контролируется, какую информацию могут найти пользователи.

Тотальное упрощение образования снижает интеллектуальный уровень и степень мотивированности. Опуская общество до критериев потребления и банального выживания полностью атрофируется возможность исследовать новое – это не интересно, уже подростки только смотрят на то, что создано, не вникая глубже, не пытаясь понять, как что-то функционирует и его можно улучшить. Новый обскурантизм не сжигает намеренно все знания, и в итоге это не влечёт бурной протестной реакции, но он действует постепенным снижением понимания всего, взяв за основную аудиторию детей. Отсутствие окончательной сформированности личности, ценностей и представлений о мире дают возможность через всего пару лет получить необходимое, податливое, сформированное под необходимые потребности общество. Ежедневное внушение со школьной скамьи собственной невозможности повлиять на мир, убеждение не познавать мир, а только жить в соответствии правилам вместе с ограничением преподаваемых знаний приводит к наступлению новых тёмных времён.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

definition — Обскурантизм

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

Обскурантизм

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

Обскурантизм (мракобесие, реакционность) — враждебное отношение к просвещению и науке, прогрессу вообще..

Антагонизм к распространению знаний

В первом и более старом смысле термин «обскурантизм» обозначает политику ограничения распространения знаний. За так называемую политику «благородной лжи» выступал еще Платон. Платон в произведении «Государство» предполагал что в идеальном государстве цари-философы будут распространять ложь во имя общего блага. В современном мире подобную философию пропагандирует Лео Штраус и его последователи и другие сторонники Неоконсерватизмa..

В таком смысле Обскурантизм является одновременно антиинтеллектуальной и элитистской философией. Именно за такой обскурантизм Маркиз де Кондорсе подверг критике элиту Франции во время Французской революции.

Хотя обскурантизм часто ассоциируют с фундаментализмом, обскурантизм является отдельным принципом. Фундаментализм предполагает настоящую веру в доктрины, тогда как обскурантизм может опираться на намеренный обман и манипуляцию большинства «просвещенным» меньшинством.

Мракобесие

Слово Мракобесие, хотя и синоним «Обскурантизма,» является явно ругательным. Это слово зачастую содержит подмену понятий в конкретном применении. И хотя теоретически мыслимо его применение в точном терминологическом смысле, вряд ли хоть в сколько-то заметной доле его реального употребления авторы об этом проявляют даже тень заботы, особенно в публицистике.

Этимология

Согласно академику В. В. Виноградову, русское слово «мракобесие» возникло благодаря писателю Бестужеву-Марлинскому, который именно так перевёл в 1810-х годах французское «la manie des ténèbres». Чему можно было бы, наверное, сопоставить несколько более нейтральное «крайний (болезненный) обскурантизм». Начиная с 1820-х годов, этот термин распространяется в языке интеллигенции. Позднее широкому распространению слова «мракобесие» в русском публицистическом стиле сильно содействовало следующее место из знаменитого письма Виссариона Белинского к Николаю Гоголю () по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями»: «Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов — что Вы делаете?.. Взгляните себе под ноги: ведь Вы стоите над бездною». Характерно для употребления слова то, что уже эта тирада была по меньшей мере крайне субъективной.

Вслед за Белинским, словом «мракобесие» начал пользоваться в своих литературных произведениях весь его кружок, а затем и критика 50—60-х годов XIX в. К 1860-м годам это слово входит в норму русской литературной лексики и активно используется писателями Львом Толстым, Иваном Тургеневым, Николаем Лесковым и др.

Обращение к эмоциям

Экономист Фридрих Август фон Хайек

В эссе «Почему я не консерватор» (1960) экономист Фридрих фон Хайек сказал, что политический консерватизм является идеологически нереалистичным из-за неспособности консервативного человека адаптироваться к изменяющимся человеческим реалиям и отказа предложить позитивную политическую программу, которая приносит пользу всем в обществе. В этом контексте Хайек использовал термин мракобесие иначе, для обозначения и описания отрицание эмпирической истинности научной теории из-за неприятного моральный последствия, которые могут возникнуть в результате принятия факта.

История мракобесия

Геоцентризм против гелиоцентризма

Конец XVI — го  века увидел переход от представления о мире геоцентрической производительности гелиоцентрической . Мало кто из ученых осмеливался дистанцироваться от официальной доктрины Римско-католической церкви , которая, несомненно, опиралась на первую гипотезу (которая привела к осуждению Галилея в 1634 году ). Он не был до Брэдли и его доказательство оптической траектории орбиты от Земли вокруг Солнца для работы Галилея не удаляются из индекса. Этот мракобесие вызвал критику со стороны некоторых философов. Например, Декарт в « Рассуждениях о методе» говорит о «  умозрительной философии , которой преподают в школах».

Технологический прогресс

В XVII — го и XVIII — го  века, процесс расширения печатного станка и пресса позволила сообщить об открытиях науки и распространять это знание для практического применения в технических .

Эпоха Просвещения

Борьба с «мракобесием» был главным лошадкой мыслителей, которые связаны с периодом Просвещения , приблизительно соответствует XVIII — го  века . Именно в этом духе Вольтер написал « Об ужасной опасности чтения» ( ).

Центральная идея Просвещения заключается в том, что общий прогресс в человеческом поведении , в том числе в политической сфере , обусловлен максимально широким распространением всех знаний . И что де-факто существует корреляция между невежеством и рабством, с одной стороны, и знанием и свободой, с другой .

Весь энциклопедический проект по Даламбера и Дидро воплощает эту идею, проиллюстрированный известной оперы на Вольфганга Амадея Моцарта  : Волшебная флейта .

Современный обскурантизм

Эти группы часто имеют общее недоверие к существующей власти и институтам, что ведет к неприятию политического класса, а также прессы и науки. Ретранслируемый дискурс мало подвержен логическим и научным рассуждениям, поэтому с этой новой формой обскурантизма особенно трудно бороться.

Что это такое

Обскурантизм это простыми словами противоположность просвещению, уход от научного понимания мира в сторону мифических и тотемных объяснений. Несколько иная трактовка термина присуща различным религиозным и церковным традициям, где синонимы обскурантизма это мракобесие, бешенство, болезненная тяга к чему-то и греховность.

Церковь рассуждает, что обскурантизм это помешательство на тёмной стороне, служение дьяволу, идолам и потакание своим порокам. Когда это касается грехов о запрете убийства, чревоугодия и прочих моментов подобную трактовку ещё можно понять. К сожалению, не желая отдавать полную власть, служители церкви видят главного своего конкурента не в других конфессиях, а в науке, предпочитая говорить людям о том, что лезть в тайны природы и создания человека – это посягательство на роль высших сил и не следует ничего делать в данном направлении. Некоторые священники настолько рьяно отстаивают такую позицию, что могут не лечить собственных детей, потому что медицина от лукавого, а если их господь решит спасти ребёнка, то и вмешательство не понадобится.

Опираясь на какое-то общее понимание термина можно говорить о том, что он обозначает намеренное ограничение знаний, препятствование их распространению. Объяснений подобной политике можно найти множество, все они будут обусловлены только благими пожеланиями для всего народа, однако за любым ограничением распространения информации стоит контроль сознания масс, удобство в управлении их стремлениями и возможностями. Это антинаучная и антиинтеллектуальная философия, погружающая общество в прежние времена, ставящие на низший цивилизационный уровень.

В итоге все законы принимаются тем меньшинством, которое осталось при научных и мировых знаниях, именно эта ограниченная (искусственно поставленная выше всех остальных) часть людей, в итоге, руководит целыми государствами. Антидемократичная модель изначально, потому что, лишив людей знаний и развития, они автоматически лишаются возможности хоть как-то анализировать события, делать правильные выборы или влиять на что-то, оставаясь просто биомассой.

Обскурантизм рьяно защищает догматы церкви, поэтому среди его основных принципов первым идёт запрет, противодействие и максимальное снижение уровня личной свободы каждого члена общества. Чем меньше личность сможет проявиться, тем сильнее догматы, тем сильнее церковь.

Чтобы поддерживать такое положение дел усиленно пропагандируется вредность и опасность любого просвещения, людей могут запугивать тем, что это грех или тем, что мозг перегрузится – все средства хороши. Все новые изобретения техники и прогресса поддаются жёсткой критике, публикуется материал о вреде микроволновок и мобильных телефонов, причём информация имеет тенденцию к спаму и научные исследования о недоказуемости этого вреда никто не читает.

Чем больше времени появляется у человека, освобождённого от бытовых задач посредством техники, тем больше он сможет совершенствоваться и развиваться, чем больше будет пользоваться различными способами получения информации, тем больше будет ставить под сомнение авторитет церкви. Если раньше сжигали книги, то сейчас блокируют сайты, а научных просветителей, как раньше, так и сейчас сажают в тюрьмы, признают вне закона.

Постоянная борьба церкви и науки сводится к тому, что первые пытаются причислить научных сотрудников к служителям дьявола, а те в свою очередь демонстрируют интеллектуальную и общую умственную отсталость фанатичных верующих. Продолжаться так может бесконечно и пока людям доказали, что земля имеет форму шара, тоже пришлось пройти многое сопротивление как раз в данном ракурсе. Мир периодически смещается на разные стороны, и если раньше выигрывала наука, и можно было говорить о наступлении просвещения, эволюционном развитии, то сейчас церковь опять завоёвывает власть и снижает возможности к интеллектуальному познанию, пропагандируя новый обскурантизм.

Мракобесие

Слово Мракобесие, хотя и синоним «Обскурантизма,» является явно ругательным. Это слово зачастую содержит подмену понятий в конкретном применении. И хотя теоретически мыслимо его применение в точном терминологическом смысле, вряд ли хоть в сколько-то заметной доле его реального употребления авторы об этом проявляют даже тень заботы, особенно в публицистике.

Этимология

Согласно академику В. В. Виноградову, русское слово «мракобесие» возникло благодаря писателю Бестужеву-Марлинскому, который именно так перевёл в 1810-х годах французское «la manie des ténèbres». Чему можно было бы, наверное, сопоставить несколько более нейтральное «крайний (болезненный) обскурантизм». Начиная с 1820-х годов, этот термин распространяется в языке интеллигенции. Позднее широкому распространению слова «мракобесие» в русском публицистическом стиле сильно содействовало следующее место из знаменитого письма Виссариона Белинского к Николаю Гоголю () по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями»: «Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов — что Вы делаете?.. Взгляните себе под ноги: ведь Вы стоите над бездною». Характерно для употребления слова то, что уже эта тирада была по меньшей мере крайне субъективной.

Вслед за Белинским, словом «мракобесие» начал пользоваться в своих литературных произведениях весь его кружок, а затем и критика 50—60-х годов XIX в. К 1860-м годам это слово входит в норму русской литературной лексики и активно используется писателями Львом Толстым, Иваном Тургеневым, Николаем Лесковым и др.

Борьба с обскурантизмом

Борьба с обскурантизмом подразумевает борьбу с конкретными обскурантистами. Гуманизм Возрождения в своей просветительской работе использовал грубоватый юмор, высмеивая обскурантов, которые в то время принадлежали исключительно к клерикальным кругам (впрочем, и сами гуманисты нередко занимали церковные должности). Просветители XVIII века направляли против современных им мракобесов иронию и тонкий сарказм. Вместе с этим они демонстрировали научную отсталость и невежество своих гонителей и таким образом просветителям удавалось держать противников прогресса в некоторой узде, не позволяя им доминировать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector