Технология концентрированного обучения (м.п. щетинин)

Создание школы-общины нового типа

Экспериментальные проекты, в которых на практике была применена новаторская педагогика сотрудничества, помогли Щетинину создать Русскую родовую школу.

Учебный процесс в школе основан на:

  • дисциплинированности и организованности;
  • патриотизме;
  • трудолюбии и развитии творческих способностей;
  • уважительном отношении к своей семье, предкам и любви к ближнему;
  • отсутствии дурных привычек;
  • свободе выбора;
  • взаимной помощи;
  • стремлении к получению новых знаний;
  • заинтересованности в общем деле.

Обучаясь по новым методикам, ребенок самостоятельно приходит к осознанию: жить нужно в настоящем моменте, а не в далеком будущем. Школьные педагоги помогают ученику реализоваться, с учетом его сильных природных задатков.

Человек – это частичка Вселенной, поэтому очень важно верить в единство целого

Резюме

Я использовал эту технику много раз и понял, что она подходит для совершенно разных учебных задач. Однако, на первых порах может казаться, что задачи слишком разные, и метод для них не подойдет. С этим согласны и многие другие люди, которые хоть сколько-нибудь связаны с самообучением или с обучением других.

Когда совсем ничего непонятно

  • Возьмите главу из книги по изучаемой теме
  • Распишите объяснение тщательно копируя автора
  • Попытайтесь сформулировать свое разъяснение

Такой «ведомый» вариант техники может быть полезен, когда написать собственное объяснение темы кажется невыполнимой задачкой.

Для освоения методик

Описывая методики, рассказывайте:

  • о каждом шаге
  • о том, как именно они выполняются

Этот прием подойдет тем, кто хочет справиться с доказательством теорем или для понимания уравнений, или организации этапов изучаемых процессов.

Для формул

Формулы нужно понять, а не запомнить. Поймите из чего формула «сложена»; какие элементы в не включены, что эти элементы обозначают и какова их суть. Как элементы в правой части формулы влияют на результат, который записывается в левой части. Обычно этого оказывается достаточно для понимания природы этой формулы.

Для проверки памяти

Техника отлично подходит для самопроверки запоминания. Если у вас получилось выполнить алгоритм Фейнмана по какой-либо теме, не подглядывая в ваши шпаргалки, то, скорее всего, вы и разбираетесь в теме и помните ее.

Глубокое знание

В связке с выполнением практических заданий, техника Фейнмана поможет справиться с первыми уровнями понимания любой темы. И, более того, она поможет достичь глубокого знания предмета. Осознавать идеи на глубоком, интуитивном уровне не так-то просто.

Большинство техник, позволяющих понять что-либо (разобраться), можно разделить на три типа:

2. Визуализации

Абстрактные идеи легче понять, когда мы можем изобразить их в голове. Даже если эти воображаемые картинки являются лишь частью более обширной идеи.

3. Упрощение

Известный ученый однажды сказал, что если вы не можете что-то объяснить своей бабушке, то вы и сами ничего не понимаете. Другой ученый тоже самое сказал, заменив «бабушку» на «ребенка». Упрощение – это искусство усиления связей между основными частями и целым разных идей.

Вы можете использовать фейнмановскую технику как способ быстрее добраться до ситуаций, когда аналогия, визуализация или упрощение сами придут на ум. Как только вы разобрались с чем-то в общих чертах, имеет смысл попробовать скомбинировать эти три метода, чтобы добиться более глубокого понимания.

Подробнее о методе погружения

Идея построения учебного процесса методом погружения возникла еще в середине 19 века у Писарева Д. И.

Щетинин собрал все доступные исследования по этому вопросу и сформировал свою систему. В течение года ученик погружается в один и тот же предмет 4 раза. Начинается все со знакомства с предметом, затем происходит углубление и творческое переосмысление полученных знаний. При этом создается образное восприятие предмета через музыку, танцы, спорт и труд. Ребята, которым удалось усвоить предмет раньше своих товарищей, помогают им преодолеть возникшие барьеры. В школе очень развита помощь ближнему.

Каждое погружение длится в течение 7 дней и оканчивается экзаменационным испытанием.

1. Ученики погружаются в предмет:

  • формируют группу;
  • выбирают интересующее их направление;
  • прослушивают курс лекций признанных специалистов.

2. Группа выходит из погружения:

  • переходит к самообразованию;
  • делится на маленькие группы (2-5 чел);
  • участники группы советуются с помощниками (учениками, которые уже сдали экзамен по предмету), узнают от них дополнительную информацию;
  • ученики уединяются для более глубокого погружения в предмет;
  • нарабатывают свои собственные творческие представления о предмете и защищают право быть учителями.

3. Подведение итогов погружения:

  • сдача зачета по предмету;
  • получение статуса «учитель» для оказания помощи другим ученикам;
  • успешное прохождение экзаменационного испытания по программе вуза;
  • получение статуса «студент».

В школе нет звонков и домашних заданий, нет общепринятого деления на классы и специальных кабинетов. Ребята могут обучаться на открытом воздухе или в комнате. Они стремятся изучить предмет самостоятельно. Учитель выполняет роль наставника, советчика. Главными предметами считаются русский язык, литература и отечественная история. Уроки длятся около 30-35 минут. Внеурочное время ученики используют для саморазвития.

В первую очередь все учащиеся получают историческую специальность, а второй предмет они могут выбрать самостоятельно. В возрасте 14 лет у ребят уже получено первое высшее образование, есть практические знания нескольких рабочих специальностей (швея, плотник, отделочник и т.д.) и навыки самозащиты на основе рукопашного боя.

Виды модульных систем

Существует два подхода к модульному обучению.

Погружение в один предмет 

Выбирается один предмет и изучается разными способами: при помощи лекций, практических занятий и упражнений, чтения дополнительной литературы, обсуждения пройденного и творческих заданий. Заниматься по такому образовательному модулю можно от нескольких недель до полугода — всё индивидуально. После того как ребёнок усвоил материал за один класс или достиг другой образовательной цели, можно переходить к следующему предмету. Этот подход ещё называют «методом погружения», потому что у ученика есть возможность изучить дисциплину настолько глубоко, насколько он захочет. 

Взаимосвязанные предметы 

В этом случае выбираются два (реже три) близких предмета и изучаются параллельно. Например, можно заниматься до обеда математикой, а после — физикой или в понедельник заниматься русским языком, а во вторник литературой. Во время обучения по модульному курсу указываются взаимосвязи этих предметов. Хороший способ «связать» дисциплины друг с другом — это изучение одной темы, но с разных сторон. Например, про Средневековье можно читать художественную литературу, слушать лекции по истории и писать сочинения о рыцарях. После каждой темы делается подведение итогов. Завершить изучение всех двух или трёх предметов можно творческим проектом, работа над которым объединяла бы весь пройденный материал. 

При выборе технологии модульного обучения ориентироваться нужно на личные особенности ребёнка. Например, первый вариант подойдёт для тех, кому трудно переключаться с одного предмета на другой. Такие дети достигнут лучших результатов, если сконцентрируются на чём-то одном. Второй подход больше для непосед, которым скучно сидеть над одним и тем же предметом несколько дней подряд. 

<<Форма демодоступа>>

Варианты технологий

Впервые такая идея была высказана польским педагогом Яном Коменским. Его мысль поддержал К. Д. Ушинский, П. П. Блонский. Реализацией концепции концентрированного обучения занимались педагоги: М. П. Щетинин, Б. Ф. Райский.

В конце ХХ века на ее основе стали разрабатывать иные технологии: бинарное обучение, интегрированный учебный день, изучение циклов разных дисциплин.

Г. И. Ибрагимов считал, что в той организации учебного процесса, что сложилась в отечественном образовании, не учитывались особенности динамики работоспособности учащихся и преподавателей на протяжении дня, недели

Причиной является многообразие изучаемых дисциплин, желание учителей уделять максимальное внимание только тому предмету, который он сам преподает

Концентрическое обучение стало той технологией организации учебного труда, благодаря которой познавательная энергия школьников и рабочее время объединяются в отдельные блоки. При этом сокращается число параллельных предметов, рассматриваемых в рамках одного учебного дня, недели. Целью такого подхода является повышение качества воспитания и обучения школьников через создание оптимального расписания. Такой подход предполагает изучение материала крупными блоками, оптимальное распределение материала по времени. Педагог применяет в работе интерактивные формы, насыщает учебное занятие разнообразными формами и видами учебной деятельности.

В настоящее время подобная концепция предполагает разные варианты, которые связаны с единицами укрупнения: учебным предметом, днем, неделей:

  • сокращение количества предметов, изучаемых в один день, до 2-3 штук;
  • включение в рамки недели 4-5 смежных дисциплин;
  • занятия по физической культуре, технологиям, эстетическому циклу распределятся на вторую половину дня.

Вторая модель выстраивается на «погружении» в отдельный предмет. К примеру, на протяжении нескольких учебных дней рассматривается только одна учебная дисциплина. Подобный подход часто используется в средних и высших учебных заведениях, он дал неплохие результаты апробации.

Подобная модель технологии «погружения» достигается целостным усвоением сути предмета, способствует активизации их познавательной деятельности, успешному развитию интересов. Подобный подход вписывается в классно-урочную систему отечественной школы, не предполагает ее радикальных изменений.

Интерес представляет технология «опорного конспекта», которая является разновидностью рассматриваемого подхода. Ее основателем считают В. Ф. Шаталова. Он придумал такую методику для преподавания математики и физики, затем она перешла на уроки географии, русского языка, истории, химии.

У Шаталова появились тысячи последователей, которые приспособили технологию «опорного конспекта» к преподаваемым ими учебным дисциплинам. Выделим основные технологические условия подобной методики:

  • укрупнение единиц основного содержания: объединение материала разных тем программы, сокращение до минимума конкретизации, выстраивание раздела на основе теоретических понятий, выделение закономерностей и взаимосвязей;
  • освоение единиц теории осуществляется благодаря применению условно-знаковой наглядности – изображений «опорных сигналов».

Такие схемы имеют простой вид. В них могут использоваться даты, формулы, геометрические фигуры, связанные между собой стрелками.

Чтобы составлять «опорные конспекты», вполне можно использовать разные ассоциативные символы, необычные рисунки, «ключи», цвета.

Такие сигналы дают учащимся возможность быстро восстановить определенный материал в памяти. Систему «опорных сигналов» Шаталов предлагал встраивать в конспект занятия.

На одном листе можно размещать сразу несколько параграфов школьного учебника, и даже целую тему.

Каковы основные преимущества подобного изложения материала? В первую очередь можно отметить возможность объяснения учителем основной мысли темы, выделения в качестве опорной схемы самые трудные термины и понятия.

Готовые схемы позволяют педагогу проверять универсальные учебные навыки, сформированные у школьников после полного изучения темы.

«Опорную схему» педагог часто предлагает ученику, который готовит устный ответ по заданному материалу. На основе схемы ребенок составляет подробный пересказ материала.

Рассматриваемая технология наиболее приемлема для предметов научного цикла, поэтому учителя математики и физики активно пользуются ею в своей работе. несмотря на те инновации, что происходят в настоящее время в российском образовании, технология «погружения» не утратила своей актуальности.

Алгоритм подготовки урока-погружения

  1. Составление учителем понятийного словаря.
  2. Оформление кабинета (если используется погружение в культуру или в образ).
  3. Подготовка дидактического и артистического материала обобщенного вида, предполагающего задействование эмоционального, чувственного восприятия.
  4. Разработка творческих и игровых заданий разного толка.
  5. Выбор формы урока. Наиболее удобны для урока-погружения формы путешествий, прогулок, интеллектуальных соревнований.

Таким образом, урок-погружение может быть проведен по любому предмету. Было бы интересно услышать мнение коллег, которые уже проводили уроки такого рода. Оказались ли они эффективны? Как строился урок и как восприняли его ученики? 

Критика

Новаторские идеи и деятельность Щетинина в педагогике еще со времен СССР получали неоднозначную оценку у коллег и в прессе. За его склонность к идеям Рерихов и Агни-Йоги, текоскую школу даже называют тоталитарной сектой, самого Щетинина — Гуру, транслирующего «космическую информацию»,  а учеников — адептами.

Агрессия по отношению к Щетинину так велика, что на его семью было совершено несколько покушений, погиб сын брата. Сам Михаил Петрович о Русской школе говорит так:  «Мы пока военный корабль,  в который стреляют… Вы хотите стать его пассажиром, но здесь только матросы. А вы готовы стать матросом одной команды?»

Как в названии школы появилось слово «русская»

Некоторые считают, что сила России — в ее единстве, связи поколений и сохранении истории. Каждый славянин должен бережно относиться к своей Родине и своим корням. Именно такие принципы легли в основу школы в Текосе, она стала русской общиной, единой духовной семьей.

Школа Щетинина объединяет в себе образовательный процесс нескольких школ:

  • общеобразовательной;
  • спортивной;
  • творческой (рисование, музыка, танцы);
  • трудовой.

Благодаря такому единству ученик получает возможность наибольшего раскрытия своих талантов. Интерес к учебе прививается через особую методику погружения.

Особенности преподавания в школе Щетинина

Это сельская школа-интернат, которая полностью выстроена детьми (взрослые лишь консультируют). В школе есть хореографический и конференцзалы, спортплощадка, кухня-столовая, пекарня, цех по производству соевого молока, баня, мастерские, скважины для забора воды, швейный цех и многое другое.

Учебный процесс построен на своих принципах:

  • группы из учеников разного возраста;
  • нет классов;
  • нет узаконенных тем уроков;
  • нет отдельных учебных кабинетов;
  • нет оценок;
  • нет стандартных учебников;
  • нет звонков;
  • нет домашних заданий;
  • нет педсоветов;
  • нет никаких нравоучений.

Уроки проводятся в любом удобном помещении или на улице. Ученики самостоятельно изучают научный материал. Важным предметом является история Отечества и слово (русский язык и литература). Учителя — это наставники. Уроки уплотнены и сокращены, поскольку для детей продуктивное время работы — 30 минут. Оставшееся время можно эффективно используется для саморазвития детей. Отсутствие домашних заданий позволяют учителям всматриваться в склонности учеников и развивать их. В школе нет учеников в чистом виде: все здесь сотрудники.

Второй этап: Практика

Выполнение практических заданий ускоряет понимание, но есть две основные ловушки, в которые вы можете угодить и потерять в эффективности:

№1 Нет мгновенной обратной связи

Исследования показали: если хотите учиться, вам нужна мгновенная обратная связь. Простейший способ заполучить эту связь: выполняйте все задания одно за другим, сверяясь с решениями (заранее подыщите для себя задачники с расчетными примерами). Сделали задание – проверили ответ. Практика с запаздывающей обратной связью или без обратной связи чрезвычайно неэффективна.

№2 Размельчение задач

Ошибаются те, кто думает, что большая часть обучения происходит в лекционных аудиториях, библиотеках и Интернете. Но точно также ошибаются и те, кто думает, что понимание приходит с выполнением практических заданий. Несмотря на то, что решая практические задачи вы сможете разобраться с отдельными темами или блоками материала, выполнение упражнений обычно также довольно медленный и неэффективный способ усваивать материал.

Практические задания нужны, чтобы закрепить понимание основ и развить свою интуицию в рамках изучаемой темы. Но есть техники, которые подходят для этих целей гораздо лучше.

Есть представление, что гуманитарные предметы, где вам скорее нужно разобраться с разными концепциями, а не решать задачи, обычно усваиваются с минимальным выполнением практических заданий. В таких случаях лучше больше времени посвятить третьему этапу. Но это точно не правильно. В любой дисциплине, в любой науке (в любой!!!) есть место практикуму. Тренируйтесь!

Классификация методов обучения в педагогике

Педагогика как наука, изучающая методики преподавания предметов, подразделяет методы по источнику. То есть по основе, из которой ученики черпают информацию.

Словесные

Речь идет о передаче сведений из уст в уста. В современном образовании – это наиболее широко используемый метод. В первую очередь он выражен в лекциях. Разновидностью словесного обучения является личная консультация по интересующему вопросу.

Наглядные

Наглядная методика предполагает использование дополнительных инструментов, напрямую или косвенно отражающих предмет изучения. 

Условно наглядные варианты можно подразделить на:

  • применение схем, таблиц и моделей, пример – школьные плакаты по анатомии человека или скелета;

  • использование технических приспособлений, пример – изучение физических явлений с помощью амперметра;

  • видео- и аудиоматериалы, пример – просмотр документального фильма о Второй Мировой Войне.

Согласно исследованиям, восприятие информации с использованием наглядных методик повышается на десятки процентов. Именно поэтому современные школы оснащаются мультимедийной аппаратурой и техническим инструментарием.

Практические

Практические методы основаны на вовлечении аудитории в процесс. Учитывая, что данный прием отражает наибольшую эффективность, его начинают применять активнее. 

К примерам реализации вовлечения относятся:

  • тренинги и реализуемые на практике задания, пример – сбор гербария;

  • игры, направленные на решение конкретных задач, пример – деловая игра с целью поиска компромиссного решения.

Строить процесс исключительно на практических методах сложно, но включать их в общий курс необходимо. Особенно, когда речь идет о сложных или важных темах. Учащимся будет проще вникнуть в суть и запомнить.

Специфика метода

В конце двадцатого века Г. Ибрагимовым была успешно систематизированы модифицированные методы, даны их точные психологические обоснования. Причиной появления подобного подхода стала актуализация отсутствия у многих учащихся системы умений и знаний по конкретным учебным дисциплинам.

Благодаря технологии концентрированного обучения можно решить проблему отсутствия привязанности и мотивации к рассматриваемым предметам, быстрого забывания материала, отсутствия использования теоретической базы при выполнении практических работ. Такой подход помогает педагогам решать проблему повышенной утомляемости школьников.

Вклад венецианцев в средние века

Достижения римлян обеспечивали развитие стеклоделия в Европе. Однако изделия Старого Света достаточно сильно уступали восточным. Среди них стоит выделить мастеров из Кельна. При этом заслугой немцев стало создание листового стекла, которое по составу практически не отличается от сегодняшнего.

Венецианские мастера пошли еще дальше. Они долго и усердно трудились над улучшением свойств своего продукта и сумели добиться идеальной прозрачности.

Помимо посуды и плоского стекла, мастера из Венеции делали линзы для очков и зеркала. Стекловарение превратилось в очень востребованную отрасль. Практически половина жителей Венеции имели к ней отношения. Чтобы предотвратить городские пожары и раскрытие тайн, производство со временем перенесли на остров Мурано.

Конкурентами венецианских мастеров были ремесленники из Генуи. Однако стекло, которое напоминало по своим характеристикам муранское, было получено в Англии только в семнадцатом веке.

Виды свай

Буронабивные сваи

Они имеют несколько разновидностей, основная из них – баретт.  Преимущество этой разновидности заключается в том, что она обладает высокой несущей способностью. Форма буронабивных свай – прямоугольная. Баретт используют для равномерной передачи давления стен и предметов, находящихся внутри здания, на фундамент. Методов погружения буронабивных свай существует множество. Основные из них:

  1. Способ раскатки слоя грунта.
  2. Способ вибропогружения трубы для обсадки.
  3. Бурение происходит ударно-канатным способом.

Погружение буронабивных свай

Чтобы произвести бурение, используют специальный станок. Бурение происходит двумя способами: ударный, вибрационный. Затем происходит погружение свай (методы будут рассматриваться далее), их бетонирование

Внимание: при установке буронабивных свай нужно четко следовать точному алгоритму действий

Деревянные сваи

Их используют в местах со слабой несущей способностью слоя грунта. Материалом данных свай являются стволы сосен. Если невозможно найти данный материал, позволяется использовать стволы другого дерева – дуба. Перед установкой нужно запастись специальными инструментами, а точнее молотами:

  1. Паровоздушными
  2. Механическими
  3. Вибрационными

Погружение деревянных свай

При погружении концы свай делаются острыми. Также при погружении в почву, можно на концы свай надеть специальные башмачки, сделанные из металла. Бывает, что длины свай недостает. В этом случае применяют их наращивание.

Железобетонные сваи

Погружение железобетонных свай

Здесь все нагрузку конструкции передают на грунт. В данном виде свай в материале используется тяжелый бетон. Давление передается посредством трения железобетонных свай и слоя грунта. Метод погружения железобетонных свай – забивка. Забивка происходит молотом (гидравлическим). Материал вообще не деформируется, остается в прежнем состоянии без потери своих характеристик. Перед погружением железобетонных свай необходимо определить несущую способность почвенного покрова.

Трубобетонные сваи

Погружение трубобетонных свай

Используют для придания большой прочности основания дома. Для погружения применяют трубу (материал – сталь). Метод погружения – забивка. Для забивки трубобетонных свай используют пневмоударную машину. Используют в местах со слабой несущей способностью слоя грунта (глинистой, песчаной, влажной).

Шпунтовые сваи

Шпунтовые сваи

Их не используют для постройки обычного жилого дома. Они применяются для постройки временных конструкций, которые в будущем будут снесены. Шпунтовые сваи могут быть сделаны из разного материала, они бывают железобетонные, стальные, деревянные. При погружении их устанавливают рядом друг с другом для того, чтобы они не пропускали внутрь воду. Данная конструкция имеет название: шпунтовая стена.

Грунтоплавленые сваи

Перед погружением происходит нагрев почвенного покроя, из-за чего изменяются физико-химические свойства грунта. После данного процесса устанавливается нужная плотность грунтового слоя для дальнейшего погружения свай. Сначала делают дегидратацию, то есть отделяют молекулы воды от грунта (осушение). Затем происходит спекание – это делают для того, чтобы материал перешел в твердое состояние. Потом грунт подвергают плавлению. Далее над расплавом проводят гомогенизацию (нагревание) – данный процесс проводят для придания почвенному покрою однородности. После нагрева массу охлаждают. Грунт становится твердым и приобретает молекулярную кристаллическую решетку. После данного длительного процесса грунт приобретает необходимые для погружения свай физические, химические и механические свойства.

Погружение грунтоплавленных свай

Для строительства обычных жилых домов используются следующие виды свай: буронабивные, деревянные, трубобетонные. Изредка применяются грунтоплавленые. При установке данных видов свай следует соблюдать правила и иметь при себе специальные инструменты и оборудование.

Легенды в истории изобретения стекла

В каком году было изобретено стекло, точно сказать нельзя. Если верить археологическим раскопкам, это вещество появилось еще во времена Древнего Египта. При этом сказать, кто именно придумал этот материал, достаточно сложно. На этот счет существует много легенд.

Одну из них пересказал древнеримский ученый Плиний. Согласно его описанию, изобретение стекла приписывают финикийским купцам. Они везли из Египта в Месопотамию соду и решили переночевать на песчаном побережье. Сода, которую везли купцы, попала в разведенный ими костер, а с утра они нашли в остывших углях новое вещество.

Достоверность этой легенды вызывает немало сомнений. Однако в древнейших центрах цивилизации человечества стекло было прекрасно известно уже в третьем тысячелетии до нашей эры. Это касалось долины Нила, междуречья Тигра и Евфрата. С давних времен стеклянные изделия встречались на восточном побережье Средиземного моря. Материал выплавляли на открытом огне при небольшой температуре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector