Мораль

Зачем нужна мораль в обществе

Как согласованно люди смогут сосуществовать в отдельном социуме определяют нравственные нормы. Они не универсальны и изменяются под влиянием фактов истории, географии, традиций и этноса. Со временем ответы на вопросы вроде «для чего нужна мораль» стали в корне отличаться. В средние века современное потребительское отношение к жизни и стремление к обогащению было бы осуждено. В наше время принято, что чем больше состоятельных людей в обществе, тем лучше.

Нравственность рождает качественные отношения, определяя грани между добром и злом, плохими или хорошими действиями. В общем, личностное «эго» формируется из правил, которые определяют всё наше существование, наш подход к тому, что происходит вокруг нас. Поэтому вопросы – зачем нужна мораль в жизни человека или зачем нужны правила морали будут актуальными пока существует само человечество.

Основные моральные принципы

Понятие «моральные принципы» относится к критериям определения того, что правильно и неправильно в человеческом поведении. Речь идет о соблюдении этических стандартов в различных сферах жизни.

Люди во всем мире сталкиваются с одинаковыми социальными проблемами и используют схожие моральные принципы для их решения. Как показывают исследования, существуют основные принципы, которые работают повсеместно в разных культурах:

  • Особая потребность в близких отношениях требует заботы о семье. Преимущества сотрудничества с другими людьми побуждают людей объединяться в группы, они ценят солидарность и лояльность.
  • Социальный обмен требует доверия к другим или взаимной помощи, и в зависимости от ситуации он порождает чувство вины, благодарности, желание исправить зло и простить.
  • Разрешение конфликтов связано с храбростью, отвагой и щедростью, с уважением к праву собственности, а также к справедливому распределению ресурсов.

Чу

Это долг патриотического характера, который относится к уважению, которое следует испытывать к Японии, ее законам и императору.

Сегодня эти три идеи широко представлены, но в феодальной Японии они сыграли гораздо более заметную роль. Например, если самурая оскорбляли публично, его гири был грязным, и он был обязан очистить его, отомстив тому, кто оскорбил, обычно на дуэли.

Однако, если такая ситуация произошла в императорском дворце, нужно было принять во внимание чу, так как нападение на другого человека там означало бы оскорбление императора. Поэтому выходом из этой ситуации могла бы стать смерть обиженного, совершение харакири или достойное самоубийство

Мораль и этика

Термин этика имеет греческое происхождение от слова «ethos». Употребление данного слова обозначало поступки или действия человека, которые были властные лично ему самому. Аристотель определял значение слова «этос» в качестве добродетели характера субъекта. В последствии повелось, что слово «ethicos» – этосный, обозначающее что-то относящееся к темпераменту или нраву субъекта. Появление такого определения повлекло за собой формирование науки этики – изучающей добродетели характера субъекта. В культуре древнеримской империи было слово «moralis» – определяющее широкий круг явлений человека. Позднее появилось производное от этого термина «moralitas» – относящееся к обычаям или характеру. Анализируя этимологическое содержание этих двух терминов («moralitas» и «ethicos»), следует отметить совпадение их значений.

Многим известно, что такие понятия как «мораль» и этика» являются близкими по своему смыслу, так же часто их считают взаимозаменяемыми. Многие же используют эти понятия как продолжения друг друга. Этика же первым делом – это философское направление, которое изучает вопросы морали. Часто выражение «этика» используется для обозначения конкретных моральных принципов, традиций, обычаев, которые бытуют среди субъектов ограниченной группы общества. Кантовская система рассматривает слово мораль, используя его для обозначения понятия долга, принципов поведения и обязательств. Слово «этика» использует система рассуждений Аристотеля для обозначения добродетели, неразделимости моральных и практических соображений.

Понятие морали, как системы принципов формирует совокупность правил, которые основываются на многолетней практике, и позволяет человеку определить стиль поведения в обществе. Этика же является разделом философии и теоретического обоснования данных принципов. В современном мире понятие этики сберегло первоначальное обозначение, как науки в рядах философии изучающей свойства человека, реальные явления, правила и нормы, которые есть нормы морали в обществе.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Черты и концепции

Мораль относится к общепринятым в социуме понятиям о зле и благе. Умение различать критерии проявляется в поведении отдельного индивидуума или в коллективах людей. Нравственность выступает в роли метода самоорганизации общественного формирования с определенными аспектами контролирования. Отличительные признаки моральных норм:

  • правила действуют для всех членов социума и не зависят от положения в обществе;
  • у человека есть право выбора выполнять или нет нравственные каноны, при этом решение определяется совестью, религиозностью, другими предубеждениями и общественным сознанием;
  • моральные устои захватывают все сферы жизнедеятельности в экономике и социальной структуре, распространяются на области человеческих интересов (бизнес, образование, творчество).

Первая категория научных деятелей склоняется к мысли о божественном разуме, который определяет моральные устои общества. Их концепция говорит о стремлении человеческой души слиться с создателем, для чего требуется проявление высокой нравственности, слово о которой бог оставил людям в заповедях.

Иные философы в своей точке зрения опираются на труды ученых П. Кропоткина и Ч. Дарвина. Высказывается мысль, что у животных и первобытного человека наблюдалось сходство психологии сознания, поэтому этические нормы были первоначально заложены природой. Регулировались устои запретами и обычаями, при этом индивидуумы отождествляли себя с другими особями.

Третья категория ученых говорит о становлении морали в результате развития человеческого социума. Источником нравственности индивидуум не является, а корни кроются в условиях общественного и исторического развития. Основой выступают потребности и стремления более оптимально организовать сосуществование отдельных людей в окружающем пространстве.

Основные нормы

Моральные устои отличаются большим разнообразием, касаются всех сфер деятельности. Основные вопросы, которые затрагиваются, представляют понятие о добре и зле, их относительной оценке в зависимости от периода социального развития и эпохи. Семь основных моральных норм, которые являются характерными для религиозных учений и прослеживаются в современном обществе:

  • рассудительность и здравое размышление определяются в качестве способности принимать решения без лишней эмоциональности и не поддаваться секундным порывам;
  • аскетизм означает воздержание от чрезмерности в половой жизни, ограничение в удовольствиях и приеме пищи, поскольку материальные излишества мешают духовному совершенствованию;
  • беспристрастность и справедливость проявляются в оценке людей, уважении к членам общества, их интересам и потребностям, при этом одни поступки вызывают восхищение, другие требуют порицания;
  • умение преодолевать трудности, желание делиться полученным опытом с окружающими;
  • усидчивость и трудолюбие не только помогают преодолеть преграды на своем пути, но и приносят пользу обществу;
  • покорность и смирение говорят о способности индивидуума вовремя осознать ситуацию и остановиться перед совершением порочащего поступка;
  • деликатность и вежливость позволяют человеку наладить конструктивные отношения и получить множество выгодных связей.

В философских трудах решается проблема поиска смысла жизни, роли индивидуума и человечества. В каждом обществе есть свои критерии для определения морального устоя из предложенного списка. Значение имеет соотношение обязанностей и прав в среде, распределение вознаграждения за труд, подход к социальному неравенству.

Известные принципы

Кроме общепризнанных моральных законов есть принципы нравственности. Эти понятия помогают определять формы взаимного общения и жизнедеятельности человека в обществе. Нормы касаются совершения отдельных поступков, а принципы определяют концепцию направления усилий. Принципы поведения:

гуманное отношение к окружающим, признание в каждом достоинств и важности;
коллективное сознание, направленное на помощь общему делу;
альтруизм и желание бескорыстной поддержки другому человеку;
милосердие, добродушие, проявление человеколюбия в разных условиях, сострадательность;
отказ от эгоизма и глобальной индивидуализации;
ощущение чувства меры в эмоциях и поступках.

Не в почете старый принцип «око за око», который не считается высокоморальным. Правило нравственности, которое изложил Аристотель в своих трудах (тезис золотой середины) не изменяется на протяжении веков. Оно гласит, что человеку нужно придерживаться такого поведения с людьми, какое он хочет получить от них взамен.

Похожие термины:

  • система моральных требований, норм, обязательных для работников данной профессии и отражающихся в моральном сознании общества в качестве его составной части.

  • комплекс нравственных установлений и общезначимых предписаний, которым неукоснительно должны следовать отдельный человек, рабочая группа или коллектив.

  • первоначальное наименование организационной культуры (см. Организационная культура) совокупность норм, поведенческих и деловых стандартов, запретов, предписаний и ценностей (целей), вырабатывае

  • понятие этики, с помощью к-рого характеризуется значение для об-ва и человека соц.-историч. явлений. В Ц.м. выражено деятельно-заинтересованное отношение человека к миру и самому себе, а также пробл

  • moral entrepreneurs) — члены общества, обладающие достаточным могуществом для создания или навязывания правил (Беккер «Аутсайдеры: исследование в социологии девиации», 1963). Для Беккера девиация представля

  • качества, которыми должны обладать и активизировать их в своей работе субъекты социальной деятельности.

  • социальная история индивида, описанная в терминах уважения или презрения со стороны окружающих, а также степени осознания или подобного отношения к себе.

  • англ. codex, moral; нем. Moralkodex. Более или менее систематизированная совокупность норм, образцов поведения людей определенной общности.

  • разногласие, в основе которого лежит социальный конфликт, возникающий, если в социуме действуют два несовместимых моральных принципа, приводящих к рассогласованию моральной системы.

  • moral crusade) – социальное движение, например, «Соотечественники Мэри Уайтхауз», Ассоциация слушателей», в котором члены стремятся мобилизовать поддержку юридическим и социальным санкциям в защиту тог

  • англ. Masochism, moral; нем. Moralmasochis-mus. По 3. Фрейду — стремление быть жертвой, испытывать унижение, страдание и т. д., не связанные с сексуальным удовлетворением.

  • предписание, регулирующее какие-либо стороны поведения людей, благодаря которым в человеке проявляется общественное начало, нравственные ориентиры, на которых основывается оценка поступков.

  • это есть нравственное поведение как отдельных индивидуумов, так и государственной политики.

  • отрасль социологии, изучающая институт морали на теоретическом и эмпирическом уровнях.

  • MORAL ENTREPRENEUR/MORAL ENTERPRISE) См.: Моральные паники.

  • внутреннее побуждение личностИгК нравственному поступку. М.м. выступает в качестве движущей силы нравственного поведения человека, т. к. обусловлен воздействием как слабо, так и глубоко осознанны

  • (нравы) это образцы поведения, обосновывающиеся конечными истинами бытия и опирающиеся на силу общественного мнения, чувство долга, совести, стыд.

  • англ. norms, social, moral; нем. Moralnormen, soziale. Нравственные императивы, требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях о добре и зле, о должном либо непозволительном.

  • MORAL PANICS) Эпизоды широко распространенного беспокойства и страха, вызванные событиями, которые имеют явно тривиальное значение. Моральные паники имеют долгую и разнообразную историю от обвинений

  • moral right), см. Авторское право.

Функции морали

Редко кто задумывается о предназначении морали и ее ценности. А зря. Мораль напрямую взаимодействует с совестью человека и защищает ее от неблаговидных поступков. Каждый человек должен четко осознавать, что за последствия своих действий он будет отвечать не только перед обществом, но и перед самим собой.

Мораль имеет ряд уникальных функций, которые помогают ей выполнять свое предназначение:

  • Оценочная. Данная функция связана с тем, как окружающие и сам человек воспринимает совершенные им поступки. Когда дело касается необходимости оценить то или иное действие, то личность зачастую склонна оправдывать свои поступки различными обстоятельствами. Но, если действия оценивать будет непосредственно общество, то можно столкнуться с неприятием социума, ведь он зачастую неумолим в своей критичности.
  • Регулятивная функция помогает определить те нормы, которые впоследствии могут перерасти в законы, предназначенные для неукоснительного соблюдения. Для того, чтобы ознакомиться и запомнить все имеющиеся в обществе правила поведения, не нужно заучивать многотомные учебные пособия, достаточно всего лишь оказаться в месте, где находится большое количество людей и, спустя какое-то время человек начинает бессознательно следовать законам, принятым в социуме.
  • Контролирующая функция выражается в проверке того, насколько личность способна следовать принятым в обществе правилам. Контроль необходим для достижения уровня максимальных высот поведения, что ведет к социальному одобрению. В случаях, когда человек не может или не хочет придерживаться общественных законов, он имеет все шансы столкнуться с осуждением со стороны окружающих.
  • Интегрирующая функция необходима для поддержания состояния внутренней гармонии человека. Когда личность совершает тот или иной поступок, то сама того не планируя, она начинает анализировать каждый свой шаг, пытаясь понять насколько порядочным и достойным он был.
  • Воспитательная функция предназначена для того, чтобы помочь человеку в осознании и принятии потребностей окружающих его людей, принимая в расчет их стремления и особенности. Если человек научится считаться с нуждами окружающих, то можно будет сказать, что он способен заботиться и нести ответственность не только за себя, но и за других. Мораль напрямую связана с чувством долга и присуща людям, которых отличает высокий уровень дисциплинированности, порядочности и ответственности.

Сущность морали

Мораль состоит из особых правил, определяющих поведение людей, их отношение друг к другу, среде обитания и к самим себе. Здесь учитываются такие понятия как справедливость, несправедливость, добро и зло.

Понятие морали жизненно ориентирует и выражает человеческое стремление к сознательному самосовершенствованию своего поведения.

К основной роли, которую выполняет мораль, относится регулирование человеческого поведения во взаимодействии социума, путем установления определенных правил и норм. Соблюдение норм морали, а также ценностей формируют нравственность человека.

Ценностью является все то, что человек выделяет по определенному принципу. Нравственностью называют совокупность нравов, которые проявляются в делах человека, его практическом поведении и сфере обитания. Нрав – это общественный уклад, обычай, имеющий значение для социальной группы.

Моральные нормы существуют тысячелетиями и передаются из поколения в поколение, образовав общечеловеческие духовные ценности, которые заключаются в основных запрещающих правилах.

Человеку нельзя:

  • убивать;
  • воровать;
  • лгать;
  • завидовать;
  • посягать на чужое и т.д.

Высшими моральными ценностями являются:

  1. Гуманизм. Определяется, как милосердное, великодушное отношение к людям, терпимость, умение прощать.
  2. Патриотизм и гражданственность. Заключается в преданности и любви к своему Отечеству, а также соблюдении интересов государства.
  3. «Золотое правило нравственности», суть которого заключается в том, что к другим людям нужно относиться так, как ожидаешь, чтобы они относились к тебе.

Нравственные нормы поведения поддерживаются и закрепляются мнением общества

Особое внимание при взаимодействии друг с другом люди уделяют понятию доброты и злобности. В обществе ценится доброта, и осуждается злобность. Добро делает жизнь лучше, морально возвышает личность и совершенствует социум

Добро делает жизнь лучше, морально возвышает личность и совершенствует социум.

Человек считает добро лучшим моральным качеством. Добро – это справедливость, милосердие, любовь, бескорыстная помощь.

Зло – это насилие, жестокость, предательство, обман и воровство. Зло разрушает мораль и способствует деградации личности и социума.

Мораль в XXI веке

Управление персоналом — что это такое, принципы и функции процесса

В настоящее время все чаще моральные принципы объявляются архаичными или зачисляются в ранг предрассудков. Считается, что современные нормы морали должны быть научно обоснованы, достаточно аргументированы, подчинены логике. Нынешнее общество не приемлет многие правила нравственности только на веру без доказательной базы. Тем не менее, личные нормы морали сформированы у каждого человека на основе его мировоззрения и личных убеждений.

Важно! Библейские 10 заповедей актуальны и универсальны до настоящего времени и не отрицаются современными приверженцами логичной морали. Извечная борьба добра со злом


Извечная борьба добра со злом

Назначение морали

Чтобы понять, насколько важно значение морали и ее функций в жизни человека, необходимо рассмотреть основные:

Регулятивная функция

Законодательные акты — способ регулирования отношений между людьми и их поведения, который закреплен на официальном, то есть формальном уровне. Основное отличие регулятивной функции нравственности в том, что она не нуждается в каких-либо документах, так как принятие моральных норм и принципов является добровольным желанием человека; они регламентируют его поступки, становясь частью его личных взглядов, принципов и убеждений.

Оценочная функция

Заключается в восприятии своих и чужих поступков, то есть это моральная оценка действительности с точки зрения ее осмысления исходя из гуманистического потенциала.

Воспитательная функция

Благодаря нравственным нормам, моральным принципам, а также правилам поведения, воспитывающим личность в социуме, происходит образование определенных социальных идеалов и развитие внутреннего стремления человека обеспечить пропорциональное сочетание индивидуальных и общественных интересов так, чтобы от приложенных усилий при достижении поставленных целей не было плохо окружающим.

Контролирующая функция

Негласный контроль со стороны окружающих за поведением индивида; в качестве обратной реакции на определенные поступки могут быть наложены как позитивные, так и негативные санкции.

Интегрирующая функция

Существует для поддержания гармоничного состояния внутри человека, так как каждый подвергает анализу свои действия и поступки, в том числе с нравственной точки зрения.

Японская мораль: несколько примеров

Японская культура — очень сложное религиозно-нравственное общество.. В отличие от Запада, в Японии действия не воспринимаются как хорошие или плохие, а по отдельности, но они должны выполняться с соблюдением ряда обязанностей и обязательств.

Любопытно, как некоторые виды поведения, которые в нашей культуре мы считаем неприемлемыми, такие как неверность или злоупотребление психоактивными веществами, в Японии не воспринимаются как нечто негативное и даже защищаются и воспринимаются как нечто естественное.

Японский кодекс поведения основан на трех концепциях, которые похожи на шестеренки, которые вместе определяют хорошее поведение в стране восходящего солнца.

Моральная оценка

Моральная оценка является актом обоснования и выявления моральной ценности определенных поступков или намерений, которые определяют сознательную человеческую деятельность. Моральная оценка заключается в том, что высказывается мнение, которое выражает одобрение или неодобрение по отношению к поступкам других людей.

Важную роль моральная оценка играет в сфере нравственных отношений, так как она исполняет роль моральной санкции. Она может создавать социальную значимость и наделять ценностью определенные феномены в обществе, и наоборот – лишать их веса и сделать малоэффективными.

Возможно ли существование универсальных норм морали?

Попытки унифицировать нормы морали предпринимались с давних пор. Примером тому может служить такое направление философской мысли как моральный абсолютизм. Если в двух словах, моральный абсолютизм предполагает существование неких абсолютных норм морали, поэтому их нужно найти и неуклонно им следовать. И в то же время он признает, что это не так просто .

Примерно на тех же позициях стоит моральный универсализм, он же моральный объективизм. Его основная идея заключается в том, что создание универсальных норм морали не только полностью реально, но и необходимо.

Одной из первых попыток реализации этой идеи можно считать Декларацию прав человека и гражданина 1789 года, которая является величайшим завоеванием Великой французской революции . В более расширенном виде эта идея реализована в нормах Всеобщей Декларации прав человека, где зафиксированы основные права и свободы граждан . Однако до их повсеместного и беспрекословного соблюдения пока что очень далеко.

Мы начали наш разговор с того, что нормы морали – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми, а следование им является моральным долгом всех и каждого. Однако для того чтобы эти нормы соблюдались повсеместно, нужно, чтобы следование им считали своим моральным долгом все люди без исключения.

Поскольку всеобщего принятия задекларированных норм никак не происходит, это дает основания для морального релятивизма, согласно которому единых абсолютных понятий добра, зла, морали и нравственности не существует и все эти понятия относительны . Уточним, что слово «релятивизм» восходит корнями к латинскому relativus, что значит «относительный».

Еще дальше зашел моральный нигилизм, который не только не признает существования единых абсолютных понятий добра и зла, морали и нравственности, но даже возможности субъективно оценивать что-либо как «плохое» или «хорошее», «нравственное» или «безнравственное». От такого подхода всего один шаг до вседозволенности, культурного кризиса и проблем с законом .

В этом плане у морального нигилизма много общего с моральным скептицизмом, она же теория моральных ошибок (по-английски moral error theory). В соответствии с этой теорией, морали, а, следовательно, и моральных норм как таковых не существует и не может существовать. Поэтому все то, что общество считает моралью, не более чем придумка самого общества для собственного успокоения .

Так как же тогда ответить на вопрос: возможно ли существование единых универсальных норм морали? Для этого сначала попробуем ответить на другой вопрос: какие правила и нормы морали вам известны? Тут, скорее всего, затруднений не возникнет. Кто-то вспомнит «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй» и остальные из 10 христианских заповедей, кто-то скажет о необходимости соблюдения принципов справедливости, а для кого-то главными нормами являются вежливость и взаимное уважение. И, конечно, практически каждый готов процитировать знаменитое «поступай по отношению к другим так, как хотел/хотела бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

Как минимум, на словах с этим все согласятся. Разночтения начинаются, лишь когда дело касается практики. И дело не только в таких крайних случаях, как убить врага на войне. Большинство чиновников не считает получение отката воровством, хотя откат закладывается в смету и это те самые деньги, которые можно было бы направить на полезные для общества дела, а не в карман. И заповедь «не прелюбодействуй» остановит от сего непотребства далеко не каждого вырвавшегося в командировку человека, уставшего от семейной рутины.

В общем, перечислить нормы и правила морали и следовать им – это, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Если все так сложно, нужны ли нам сегодня нормы морали в принципе?

Классификация моральных принципов

Моральные принципы осознаются человеком как бесспорная линия поведения, определяющая характер взаимоотношений в обществе.

Моральные принципы можно классифицировать следующим образом:

  • Принцип гуманизма – высшая человеческая ценность, выражающаяся в любви к ближнему, защите достоинства, в признании права на счастливое существование и на самореализацию.
  • Принцип альтруизма – нравственная норма, призывающая оказывать бескорыстную посильную помощь нуждающимся. Антипод альтруизма – эгоизм.
  • Принцип коллективизма – возможность совместного сосуществования для достижения общей цели. Складывается из сотрудничества, взаимопомощи, демократизма. Невозможно реализовать без соблюдения дисциплины.
  • Принцип справедливости – равные права и свобода для всех членов общества. Социальные и экономические блага доступны всем без исключения и распределяются в зависимости от количества прилагаемых усилий со стороны каждого индивида.
  • Принцип милосердия – готовность сострадать и помогать каждому нуждающемуся вне зависимости от его социального статуса и внешнего вида.
  • Принцип миролюбия – основан на признании человеческой жизни высшей ценностью. Предполагает уважение к национальным и региональным особенностям, государственному суверенитету. Провозглашает право на мирную жизнь.
  • Принцип патриотизма – любовь к Родине, забота о ней, готовность защищать ее от врагов, гордость за государственные достижения, уважение к истории и бережное отношение к национальному достоянию.
  • Принцип толерантности – принятие многообразия культур без желания их подавить или исправить.

Протянуть руку помощи нуждающемуся

Высокие моральные принципы

Главное для человека – не только знать моральные нормы, но и опираться на них на практике. Осознанное применение нравственных норм и правил позволяет назвать человека высокоморальным.

Высоким моральным принципам можно присвоить следующую характеристику:

  1. «Разрешено» – внутренние убеждения человека, не способные нанести вред кому-либо.
  2. «Необходимо» или «надо» – выполнение действий, способных помочь другому человеку иногда в ущерб своим интересам.
  3. «Запрещено» – действия, осуждаемые обществом и влекущие за собой административное или уголовное преследование.

Важно! Моральные принципы формируются на протяжении всей жизни человека и могут изменяться по мере накопления опыта и знаний

Высокие моральные идеалы

Моральные принципы общения

Этика общения предлагает такие нравственные нормы и принципы:

  • приоритетность чужих или общественных интересов перед личными;
  • осознанное уклонение от применения жизненных благ ради достижения поставленной цели;
  • развязывание сложных общественных проблем и работа в экстремальных условиях ради высших целей или идеалов;
  • ответственность и безвозмездная забота о нуждающихся;
  • выстраивание отношений с членами общества на основе доброты и благожелательности;
  • вежливость и уважение к собеседнику, использование общепринятых этических норм;
  • общение – процесс двухсторонний, а не монологический, каждый участник вносит в него некий вклад;
  • равенство сторон, участвующих в общении, вне зависимости от пола, возраста, социального положения;
  • искренность в выражении чувств, правдивость передаваемой информации;
  • понятность и доступность для всех участников общения;
  • последовательность и правильная очередность элементов общения (вопрос – ответ, побуждение к ответной реплике).

Таким образом, морально нравственные принципы общения основаны на взаимопомощи и взаимодоверии.

Нравственные эталоны общения

Нормы морали

Нормы морали перекликаются с основными религиозными представлениями о том, какие черты должен сочетать в себе настоящий человек, а именно:

  • Благоразумие по праву можно назвать неотъемлемой чертой любого по-настоящему сильного человека. Именно эта особенность отвечает за способность объективно воспринимать окружающий мир, строить гармоничные отношения с окружающими, принимать разумные решения и совершать достойные поступки даже в самых патовых ситуациях.

  • Воздержание подразумевает под собой запрет на построение отношений с лицами, состоящими в браке, и дальнейшее вмешательство в чужую семью с целью ее разрушить. Способность держать свои желания под контролем всегда вызывает общественное одобрение.
  • Справедливость предполагает, что все поступки, совершенные человеком, рано или поздно будут вознаграждены либо осуждены. Человек должен быть справедливым по отношению к другим, признавать ценность и уникальность каждой личности отдельно и в совокупности как части социума в целом. Также не стоит забывать о внимании и уважении чужих нужд и потребностей.
  • Стойкость, как черта характера, формируется в результате проявления способности переносить удары судьбы, извлекая из них бесценный опыт, который в дальнейшем поможет не повторить тех же ошибок. Если рассматривать стойкость как норму морали, то она выражается в стремлении к выполнению своего предназначения и достижении поставленных целей, невзирая на трудности.
  • Трудолюбие по праву считается ценным качеством и приветствуется в любом обществе. Под трудолюбием подразумевается увлеченность человека каким-либо делом, его готовность реализовать свои способности на благо окружающих. Суть трудолюбия заключается не только в собственном обогащении, но и в достижении целей, которые принесут пользу как можно большему числу людей.
  • Смирение проявляется в результате долгих душевных терзаний и страданий. Человек, обладающий умением вовремя остановиться, отказаться от мести и искренне простить обидчика может по праву считаться достойной личностью.
  • Вежливость является одним из важнейших атрибутов, необходимых для взаимодействия с окружающими. С помощью вежливости можно обойти различные конфликтные ситуации, зарекомендовать себя с лучшей стороны и найти верных друзей.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector