Безоценочное суждение
Содержание:
- Безоценочное суждение
- Самое важное, что нужно сделать при знакомстве
- Фонетический разбор слова «безоценочно»
- Небольшой опыт осознанности
- Самообман комплекса неполноценности
- Что приносит в вашу жизнь осуждение
- Оценочные суждения: примеры
- Примеры
- Легитимация инфантилизма
- Как общаться с теми, кому не доверяешь
- Факторы инфантилизма
- Навык №2: Описывать не оценивая
- В воспитательном процессе
- Как помочь незнакомцу расслабиться
- Игра в облака
- В чем опасность оценочного подхода?
- Временно отстранитесь от вашего эго, чтобы понравиться людям
- Безоценочное суждение
- Основные разновидности высказываний
- Выводы
Безоценочное суждение
И первым (но очень важным!) шагом к этому является выработка в себе привычки к безоценочному суждению. Это навык, который вполне можно натренировать, если уделить этому достаточно внимания и сил. Ведь что такое безоценочное суждение? Это умение видеть только факты, не окрашивая их своими оценками.
Кстати, это по сути, ценнейшее умение, которое может вам помочь, например, трезво разобраться в сложной жизненной ситуации. Ведь, согласитесь, весьма часто случается, что мы принимаем не совсем верное решение (о котором впоследствии жалеем) именно под влиянием искажённого взгляда на факты. Искажённого как раз нашей привычкой судить.
Ну например, «Он поступил неправильно!» – говорите вы. А ДЛЯ КОГО неправильно? Да, для вас. С точки зрения вашего жизненного опыта, ваших убеждений и принципов, ваших ценностей, ВАШЕГО видения ситуации, это неправильно. Но поступили-то так НЕ вы, а он! И с его позиции, это скорее всего, виделось наиболее правильным, на тот момент, решением.
А как это выглядело бы с точки зрения безоценочного суждения? «Он сделал то-то и то-то». И после этого обычно у вас возникает вопрос «А почему он так поступил?» Понимаете? Не осуждение, а желание ПОНЯТЬ. И это прекрасно, потому что даже одно только это желание уже не даёт вам осуждать человека.
Безоценочное суждение даёт нам возможность оперировать фактами, рассматривать их под разными углами и с разных точек зрения. Это позволяет нам самим более широко смотреть на события, видеть какие-то новые пути решения своих задач. Да, привычка НЕ давать оценки может помочь вот так расширить сознание.
Самое важное, что нужно сделать при знакомстве
Главный совет от Робина: «Стремитесь узнать мысли и мнения других людей, но без оценочных суждений». Задавайте вопросы. Слушайте. Но не судите. Никому – и вам в том числе – не нравится, когда его осуждают.
Вот что говорит Робин:
«Главная стратегия, которой я стараюсь постоянно придерживаться при общении с людьми – безоценочные суждения. Стремитесь узнать мысли и мнения других людей, но без оценочных суждений. Людям не нравится, когда их идеи, взгляды или действия осуждаются».
«Это не означает, что нужно со всеми соглашаться. Оценка и анализ – это время на понимание, каковы их потребности, желания, мечты и стремления».
И что же делать, если собеседник несет полную чушь? Вот что советует Робин:
«Когда мне говорят что-то, с чем я не совсем согласен или что не до конца понимаю, вместо оценочного суждения, я говорю что-то вроде «О, это очень интересно. Я никогда не смотрел на это под таким углом. Расскажите, а как вы пришли к этой идее?».
Вы не осуждаете, вы демонстрируете интерес. А это позволяет людям спокойно продолжать говорить на свою излюбленную тему: о себе.
Исследования показывают, что люди получают больше удовольствия от разговоров о себе, чем от еды или денег:
«Разговор о себе – в личной беседе или в социальных медиа, таких как Facebook и Twitter, вызывает такое же ощущение удовольствие в мозге как еда или деньги…»
Итак, вы перестали быть судьёй и спокойно оцениваете окружающих. Сказать легче, чем сделать… В чем проблема? В вашем эго.
Если вы хотите понравиться, оставьте ваше эго на вешалке в прихожей.
Фонетический разбор слова «безоценочно»
Данного слова нет в словаре. Выберете подходящий вариант ударения.
бе́зоценочно
Слоги: бе-зо-це-ноч-но (для анализа), бе-зо-це-ноч-но (для переноса). КР_ПРИЛ ср,ед
б | согласный, звонкий парный, мягкий парный | |
е | гласный, ударный | |
з | согласный, звонкий парный, твердый парный | |
о | гласный, безударный | |
ц | согласный, твердый непарный | |
е | гласный, безударный | |
н | согласный, звонкий непарный (сонорный), твердый парный | |
о | гласный, безударный | |
ч | согласный, глухой парный, твердый непарный | |
н | согласный, звонкий непарный (сонорный), твердый парный | |
о | гласный, безударный |
Букв: 11 Звуков: 11
безоценочно
безо́ценочно
Слоги: бе-зо-це-ноч-но (для анализа), бе-зо-це-ноч-но (для переноса). КР_ПРИЛ ср,ед
б | согласный, звонкий парный, мягкий парный | |
е | гласный, безударный | |
з | согласный, звонкий парный, твердый парный | |
о | гласный, ударный | |
ц | согласный, твердый непарный | |
е | гласный, безударный | |
н | согласный, звонкий непарный (сонорный), твердый парный | |
о | гласный, безударный | |
ч | согласный, глухой парный, твердый непарный | |
н | согласный, звонкий непарный (сонорный), твердый парный | |
о | гласный, безударный |
Букв: 11 Звуков: 11
безоценочно
безоце́ночно
Слоги: бе-зо-це-ноч-но (для анализа), бе-зо-це-ноч-но (для переноса). КР_ПРИЛ ср,ед
б | согласный, звонкий парный, мягкий парный | |
е | гласный, безударный | |
з | согласный, звонкий парный, твердый парный | |
о | гласный, безударный | |
ц | согласный, твердый непарный | |
е | гласный, ударный | |
н | согласный, звонкий непарный (сонорный), твердый парный | |
о | гласный, безударный | |
ч | согласный, глухой парный, твердый непарный | |
н | согласный, звонкий непарный (сонорный), твердый парный | |
о | гласный, безударный |
Букв: 11 Звуков: 11
безоценочно
безоцено́чно
Слоги: бе-зо-це-ноч-но (для анализа), бе-зо-це-ноч-но (для переноса). КР_ПРИЛ ср,ед
б | согласный, звонкий парный, мягкий парный | |
е | гласный, безударный | |
з | согласный, звонкий парный, твердый парный | |
о | гласный, безударный | |
ц | согласный, твердый непарный | |
е | гласный, безударный | |
н | согласный, звонкий непарный (сонорный), твердый парный | |
о | гласный, ударный | |
ч | согласный, глухой парный, твердый непарный | |
н | согласный, звонкий непарный (сонорный), твердый парный | |
о | гласный, безударный |
Букв: 11 Звуков: 11
безоценочно
безоценочно́
Слоги: бе-зо-це-ноч-но (для анализа), бе-зо-це-ноч-но (для переноса). КР_ПРИЛ ср,ед
б | согласный, звонкий парный, мягкий парный | |
е | гласный, безударный | |
з | согласный, звонкий парный, твердый парный | |
о | гласный, безударный | |
ц | согласный, твердый непарный | |
е | гласный, безударный | |
н | согласный, звонкий непарный (сонорный), твердый парный | |
о | гласный, безударный | |
ч | согласный, глухой парный, твердый непарный | |
н | согласный, звонкий непарный (сонорный), твердый парный | |
о | гласный, ударный |
Букв: 11 Звуков: 11
безоценочно
Небольшой опыт осознанности
Для начала почувствуйте осознанность прямо в этот момент. Посмотрите на свою правую руку и постарайтесь почувствовать все, что вы ощущаете в кончиках пальцев, в области фаланг, в ладонях. Почувствуйте, как пульсирует кровь в руке; если получится, попытайтесь ощутить еле заметные вибрации, как бы слегка надавливающие на пальцы и ладонь. Уделите этому занятию 3-5 минут, и только потом продолжайте чтение.
Предыдущие несколько минут вы занимались осознаванием своей руки. Вспомните, как до этого вы просто читали, а на руку не обращали никакого внимания – вы не замечали ее, словно ее не было. Зато сейчас вы в полной мере ощутили ее. И подобный прием можно применять, где угодно и когда угодно: когда прогуливаетесь по парку, едете на работу, моете посуду, печатаете на компьютере. Предметом же осознавания может быть ветер и шуршание листьев, капли дождя на стекле, движения рук, звук стукающих клавиш и т.д.
Собственно, точно так же нужно осознавать свои мысли и действия, реакции и эмоции, желания и позывы что-то сделать, причем, как наедине с собой, так и при общении с другими людьми. Нужно просто максимально внимательно смотреть, слушать, чувствовать, осязать. При этом не нужно ничего анализировать, потому что как только вы начнете это делать, в вашей голове моментально станут роиться мысли. Это и называется внутренним диалогом, и он служит помехой для концентрации и осознанности.
Такая практика предполагает должное отношение к самому факту внимания и присутствию в пресловутом моменте «здесь и сейчас». Осознанность можно сравнить с фонариком, который есть у каждого, но который никто не включает. Но когда мы нажимаем кнопку и начинаем осознавать происходящее, свет этого фонарика освещает отдельные участки темноты и показывает направление для движения.
Хотим предупредить, что когда вы только начнете пользоваться своим «фонариком», светить он будет, как говорится, еле-еле, и вам нужно будет приложить немало усилий, чтобы он не погас. Но по мере практики «заряд» будет становиться все мощнее, и ваша осознанность начнет распространяться на все, что вас окружает. Думаем, что в этом с нами согласятся и мудрые наставники, такие как Кришнамурти, Гурджиев или Ошо – осознанность и ее развитие занимает почетное место в их многочисленных работах.
Теперь же самое время перейти от короткой практики осознанности, которую мы дали, чтобы вы получили небольшой опыт, к практике основательной. Представленные ниже упражнения и техники помогут лучше понять, как обрести осознанность, и развить в себе это качество. А если вы будете заниматься хотя бы раз в день, уже совсем скоро она станет естественной частью вашей жизни, и вы начнете замечать в ней поразительные перемены и видеть то, чего не видели раньше.
Самообман комплекса неполноценности
Комплекс неполноценности – гнилая заноза в душе человека. И чтобы гримаса боли от этой занозы не коверкала фасад личности, обряжаются поверхностными масками на показ себе и окружающим. Наша социальная личность во многом – «собирательный образ», своеобразная психическая витрина. По Юнгу – это архетип «персона», личина, за которой человек прячет свои неугодные черты. На progressman.ru эта тема рассматривается глубже в статье о слоях личности.
Комплекс неполноценности порождает сомнения в собственных истинах, в том, кто ты есть и на что можешь опираться, следуя по жизни – все это и приводит к общей неуверенности в себе. Закомплексованный, неуверенный в себе человек боится, что его раздутый образ не выдержит контакта с реальностью, и он столкнется с собственным ничтожеством лицом к лицу.
Мы создаем самообман, чтобы спрятаться от реальности, чтобы сохранять лживые маски, которые защищают от осознания собственной беспомощности перед лицом жизни. В самых запущенных случаях этот механизм проявляется в серьезных клинических отклонениях.
Под влиянием комплекса неполноценности, единственное, чего на самом деле хотят в глубинах души – это, чтобы не отвергали, а без всякого осуждения приняли со всеми потрохами. Мы сами хотим принять себя в своем истинном обличии, чтобы избавиться от самобичевания и самоуничижения. Но на поверхности мы ожидаем одобрения, похвалы, хороших оценок, медалей и грамот, а в запущенной стадии – преклонений и простираний.
Зависимость от чужого мнения – это неспособность опираться на собственное мнение о себе, сомнение в своих знаниях о себе – оно же неуверенность в себе.
Не зря в голливудских фильмах одно из самых «обидных» ругательств – «неудачник» – человек, который игнорирует возможности, акцентируясь на причинах для пассивного бездействия, затаившись от страха в зоне комфорта. Есть такое мнение, будто неудачник – это каждый пассажир автобуса старше 30-и лет. Но в реальности неудачником себя может почувствовать абсолютно каждый под действием личного комплекса неполноценности. Например, когда среди привычных образов ума, начинают фонить нереализованные мечты.
Зачастую мы покупаем дорогие, роскошные вещи исключительно ради самоутверждения, просто потому что нам стыдно ездить в общественном транспорте в дешевой одежде. В таком случае машина – это не средство передвижения, а только роскошь – всего лишь очередная игрушка и дань ненасытному комплексу. Внешний декор – лишь временный способ поддержать свой статус и заглушить неутолимый комплекс неполноценности. Когда смакуют свою нереализованность, становятся неудачником при любом раскладе – с деньгами, или без них, до тех пор, пока не изменят собственные пагубные убеждения.
Что приносит в вашу жизнь осуждение
Существует одна очень интересная закономерность, которую надо знать тем, кто любит осуждать других. Вот она – если вы осуждаете за что-то другого человека, то в будущем вы обязательно попадёте в ситуацию, в которой будете вынуждены поступить так же, как он. Можно считать это своеобразным уроком. Я думаю, многие могут вспомнить подобные истории из своей жизни.
Ситуация не обязательно должна быть похожа один в один. Скорее, суть её будет одна и та же. Осудили кого-нибудь за резкость – и вскоре сами сорвались, не сдержались в какой-то ситуации. Осудили за жадность – сами попали в историю, где были вынуждены не дать то, что у вас просили. И так далее.
В принципе, осуждение других людей, это одно из проявлений гордыни (я писала о ней в статье «Гордыня — штука весьма опасная»). Давая оценку действиям других людей через осуждение их, вы показываете, что считаете себя лучше, умнее чем они и т.п. А что случается с людьми, подверженными гордыне, и какие уроки они проходят в своей жизни, вы уже знаете, если читали статью об этом.
Уроки уроками, но есть у осуждения ещё одна «функция», которая, я полагаю, заставит многих призадуматься! Дело в том, что осуждение перекрывает денежный поток, идущий в вашу жизнь! Как только вы начинаете кого-то осуждать, вы теряете деньги.
Посмотрите сами – богатые и успешные люди не «перемывают кости» другим людям. Во-первых, им просто некогда этим заниматься – у них масса более интересных дел. А во-вторых, им гораздо интереснее заниматься своей жизнью, чем копаться в чужой, выискивая там то, что можно выставить в негативном свете.
И в то же время посмотрите на тех людей, которые любят всех судить. Чаще всего они бедны (или испытывают постоянную нехватку денег) и далеко не успешны по жизни. Конечно, причина может быть не только в их привычке осуждать других. Обычно вместе с этой привычкой идёт ещё много всего негативного. Однако, привычка судить других, это один из показателей неблагополучия человека.
Оценочные суждения: примеры
Научная интерпретация фактов невозможна без их оценки. Всякий ученый при анализе фактического материала не может не выразить собственное к нему отношение. Поэтому при анализе текста необходимо отделять истинные социальные факты от субъективного мнения автора.
Оценочные суждения строятся по следующей модели:
- «Считается, что»;
- «По всей вероятности»;
- «Кажется», «думается» и т.д.;
- «По точке зрения»;
- «Есть все основания предполагать»;
- «Ряд исследователей сходятся во мнении»;
- «Скорее всего»;
- «Правильно», «неправильно», «хорошо», «плохо»;
- «Отражается на не самым лучшим образом» и другие.
Оценочные суждения, как правило, легко вычисляются благодаря широкому использованию юмористических элементов, преувеличений и преуменьшений, аллегорий. Применение языковых средств возрастает многократно по сравнению с фактическими высказываниями.
Видео про эффективное общение
В данном ролике юрист Антон Абрамов расскажет простыми словами, как сформировать собственное оценочное суждение, при построении диалога:
Примеры
Научная интерпретация фактов не имеет места без оценки и выражения мнения. Каждый ученый после анализа и изучение какой угодно информации должен выразить свое мнение, которое сложилось у него в процессе исследования. Именно поэтому любой материал имеет истинные социальные факты, которые перемешаны с субъективным мнением автора. Выявить оценочное суждение в научных публикациях можно благодаря использованию в тексте следующих конструкций: по всей вероятности, кажется, скорее всего, есть основания предполагать, я думаю, моя точка зрения и так далее. Нередко такие суждения могут стать почвой для объяснения влияния событий на другие предметы или явления. Определить их можно по наличию в тексте следующих фраз: эта ситуация может стать примером, данный факт объясняет следующее, исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод и так далее.
Легитимация инфантилизма
По мнению ряда ученых, взрослость перестала быть безусловной ценностью. Так, исследование установок современных пятиклассников выявило, что они не стремятся взрослеть. Зрелость ассоциируется у них не только с независимостью, но и с обилием обязанностей.
Похожая ситуация — и с молодыми людьми. «Противоречивая картина будущего… пугает молодого человека, как бы призывает его остаться «в детстве», где не было проблем, где жизнь была стабильна и надежна», — пишут Сабельникова и Хмелева. Получается, что в этом случае инфантильность — почти сознательный выбор.
Не случайно исследователи считают, что к инфантилизму стоит относиться безоценочно. Так или иначе, его можно считать проявлением гетерохронности (разновременности) личностного развития. О подобных процессах в свое время писал Лев Выготский.
«Путь личности к зрелости не является гомогенным по типу», — отмечают Сабельникова и Хмелева. Гетерохронность проявляется в том, что у инфантильных людей эмоционально-волевая сторона «отстает от общего темпа развития, а развитие интеллекта и познавательной сферы идет для данного периода более быстрыми темпами».
IQАвторы исследования:
Елена Сабельникова, замдиректора Информационно-координационного центра по взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Наталья Хмелева, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Института государственного администрирования
Автор текста:
Соболевская Ольга Вадимовна,
21 мая, 2018 г.
Психология
детство
индивидуальное развитие
исследования
личность
молодежь
Подпишись на IQ.HSE
Как общаться с теми, кому не доверяешь
Название этой статьи все-таки не «Полезные советы для социопатов». Я не пытаюсь научить вас манипулировать другими.
Но что делать, если вы чувствуете, что кто-то пытается использовать эти методы для манипуляции вами?
Не нужно проявлять враждебность, но напрямую спросите, что им нужно. В чем состоит цель этого взаимодействия?
Совет от Робина:
«Перво-наперво я стараюсь прояснить. Я прекращаю разговор и спрашиваю: «Ты меня так расхваливаешь, что очевидно, ты прекрасно владеешь этими навыками. Но по-настоящему мне хотелось бы знать… Что тебе нужно? Чего ты добиваешься? Я открыто говорю о своих целях, но твои мне неясны. Давай ты мне о них расскажешь и мы посмотрим, как каждый из нас может добиться своих целей. Если не согласен, ничего страшного».
«Я отслеживаю оценку. Если кто-то явно анализирует меня, мои взгляды и идеи, я буду настороже. Я сам это делаю. Но меня интересует именно намерение, преследуете ли вы исключительно свои интересы, или и для моих место найдется. Если вас волнует исключительно ваша выгода, и вы вообще не замечаете мои приоритеты, я прихожу к выводу, что вы мной манипулируете».
Хотите устанавливать прочные связи с другими людьми? Сосредоточьтесь на доверии, а не трюкачестве. Именно так можно добиться уважения. Доверие – вещь хрупкая. А недоверие подпитывает само себя.
Если вы спросите, что важнее всего в человеческом характере, что они скажут? То, что человек достоин доверия.
«Участники трех исследований рассматривали различные черты характера идеального члена взаимозависимых групп (например, команд на работе, спортивных команд) и партнера в отношениях (например, в семье, среди коллег)
И на основе множества измерений важности черт характера в различных группах и обстоятельствах, то, достоин ли человек доверия, оказалось крайне важным фактором, особенно в отношениях взаимозависимости…». Конечно, все это намного сложнее, чем сказать «Просто будьте собой» но и намного эффективнее
Давайте подведем итоги и посмотрим, что можно начать делать уже сегодня
Конечно, все это намного сложнее, чем сказать «Просто будьте собой» но и намного эффективнее. Давайте подведем итоги и посмотрим, что можно начать делать уже сегодня.
Факторы инфантилизма
Откладывание взрослости — это ответ на новую реальность, считают многие ученые. Меняется все: от набора компетенций и профессий (одни исчезают, другие только формируются) — до взаимоотношений.
Открылось очень много «способов проживать свою жизнь». Возникли альтернативные модели взрослости. Биографии стали непредсказуемыми. Например, получив одну специальность и поработав, люди затем переучиваются и меняют сферу занятости. Отделившись от родителей, человек может впоследствии вернуться к ним, продлить «детство». Однако диапазон биографических возможностей слишком широк, что может частично дезориентировать и мешать определиться.
Образовательный выбор имеет «непонятный срок действия» (в силу неясности будущего профессий) и, по словам психолога Александры Бочавер, порождает неуверенность. В итоге молодые люди «тяготеют к эскапизму и откладыванию значимых решений». Вместо выработки стратегии они ограничиваются тактиками в разных сферах жизни и тянут с окончательным («взрослым») выбором.
Условия социализации изменились. Общение во многом ушло в интернет, опосредовано цифровыми технологиями и устройствами: гаджетами, мобильными приложениями, социальными сетями, мессенджерами и пр. Но такие контакты, по словам Сабельниковой и Хмелевой, поверхностны. По мнению ряда исследователей, при замене живого общения цифровым происходят снижение восприятия человеческих эмоций и «аутизация» (погружение в себя, отчасти с целью ухода от действительности). Это приводит к эмоциональной незрелости.
Социокультурная среда изменилась, привычные роли девальвируются. «Цель “быть счастливым” меняется на цель “быть успешным”, — пишут Сабельникова и Хмелева. — Многие ценности приобретают приставку “не”: не создавать семью, не рожать детей, поскольку старые патриархальные ценности будут препятствовать достижению цели современного молодого человека, желающего во что бы то ни стало стать успешным».
С учетом всех этих мощных изменений среды инфантилизация выглядит как логичное явление.
Навык №2: Описывать не оценивая
Второй решающий навык — это безоценочное описание.
Наше мышление устроено так, что для всего есть названия и слова. Например, такие: «Вот сволочь!» или такие: «Да это просто скотство!» и похлеще того. В таких описаниях содержится плохая оценка происходящему или людям.
Подобные негативные оценки — как дрова для костра гнева, чем больше дров, тем сильнее горит костер, то есть тем сильнее злость.
Негативные оценки вырабатываются в голове автоматически, поэтому вряд ли реально полностью от них избавиться. Скорее, задача в том, чтобы не поддаваться, не вестись, а также не подбрасывать новых дровишек.
Если много раз разобрать подобные оценки в когнитивно-поведенческом подходе, есть шанс, что некоторые из них будут попадаться реже, а влияние других — ослабнет. Но это не быстро и не факт. Поэтому в целях повседневного контроля умеренного гнева достаточно научиться узнавать негативную оценку и не поддаваться ей.
Чтобы не поддаваться негативной оценке, нужно тут же переформулировать безоценочно. Это значит, описать то, что вы видите, слышите и можете потрогать. Отбросьте все предположения, догадки, додумывания — почему так поступают, какая мотивация и пр.
🪕 Как в анекдоте: что вижу — то пою! Что не вижу — не пою!
Вместо «Вот сволочь!» «Он не согласен с моим мнением.»
Вместо «Да это же просто скотство!» «Они только что сказали, что снизят мне зарплату на 20%.»
Вместо «Она делает это мне назло!» «Я стою у двери, она надевает обувь и завязывает шнурки.»
Вместо «Он мешает мне работать!» «Он показывает мне свой рисунок.»
Оцените заряд гнева в каждом варианте, где он больше, а где меньше?
Исходный вариант явно набрасывает гораздо больше дров в костер гнева.
Упражнение для безоценочного описания
Вспомните последнюю ситуацию с умеренным гневом или раздражением. Не выбирайте ситуации, где вы были в ярости, нужно что-то умеренное.
- Запишите подробно: что произошло? Что вызвало у вас раздражение? Кто был в ситуации? Что они делали? Просто опишите своими словами, что произошло.
- Время поиграть в игру «Найди как можно больше». Пройдитесь по описанию и обведите кружком каждое слово, которое не является фактом. Обведите все предположения о мотивах других людей. Это значит, ищите слова «ужасный», «плохой», «должен/не должен» и так далее. Обведите каждое, лучше больше, чем меньше.
- Теперь представьте, что некая Умная Видеокамера записала ситуацию от начала до конца. Умной Видеокамерой управляет компьютер, он ничего не предполагает и не додумывает, а только видит и слышит факты. После видеозаписи компьютер описывает ситуацию словами. Как бы он это сделал? Попробуйте себя в роли такого компьютера.
Сравните, как на вас повлиял бы итоговый вариант, думай вы так? Заряжен ли итоговый вариант таким же гневом и раздражением, как и исходный?
В воспитательном процессе
В образовании оценка занимает играет одну из центральных ролей. Именно на нее ориентирована вся педагогическая деятельность. Отметки являются индикаторами достижения результатов в учебе и побудительным образом воздействуют на волю школьника.
В педагогике принято разделять несколько типов оценочных суждений:
- Разрушительное. Это такое мнение учителя об ученике, которое явно затрагивает самомнение последнего и деструктивно влияет на его самооценку. Подобные высказывания изобилуют экспрессивной лексикой и никак не способствуют повышению успеваемости;
- Ограничительное. В большинстве случаев образование в школе основано на сравнении конкретных результатов с некой истиной. При отклонении от нее ребенку делают замечание, чтобы ограничить его действия некоторыми рамками;
- Поддерживающее. Нередко педагоги хвалят двоечника даже в том случае, если он хотя бы посмотрел в учебник;
- Развивающее. Предпочтительный тип суждений. В отличие от предыдущего типа, ученик не находится в зоне комфорта, всегда готовый к похвальбе. Замечания учителя содержат путь к дальнейшему росту и продвижению.
Как помочь незнакомцу расслабиться
Прежде всего, сразу же сообщите, что у вас всего две минуты, потому что вы уже уходите.
Вот что думает Робин:
«Когда люди думают, что вы уже уходите, они расслабляются. Если вы присядете рядом с кем-то в баре и скажете, «Могу я угостить вас?», защитная реакция включится автоматически. «Кто ты такой, что тебе нужно, и когда ты отстанешь?» Ответьте на последний вопрос в первые же две секунды».
Исследования показывают, что если вы всего лишь поинтересуетесь, удобно ли им сейчас разговаривать, то это уже повышает вероятность того, что ваша просьба будет удовлетворена:
«Результаты исследования показали, что уровень согласия помочь был намного выше, когда обращающийся спрашивал о возможности говорить своей «жертвы» и ждал ответа, а не выдавал заготовленную речь, даже не думая подождать ответа, удобно ли собеседнику общаться».
Никто не хочет оказаться зажатым в угол каким-то чудиком. Люди помогут вам с намного большей готовностью, чем вы полагаете, но для этого им необходимо чувствовать, что они в безопасности и контролируют ситуацию. Даже если вы идеально выполнили все предыдущие пункты, на вас все равно могут отреагировать, как на подозрительного продавца подержанных машин. И именно страх такой реакции мешает вам знакомиться с новыми чудесными людьми.
Робин считает, что одной из основных причин того, что человека воспринимают как недостойного доверия, является несогласованность слов и языка тела. С этим нужно что-то делать. Не забывайте улыбаться.
Игра в облака
Чтобы вырабатывать безоценочность и пополнять свой словарный запас, вы можете предложить малышу поиграть в облака. Суть игры заключается в том, что во время прогулки вы с ребенком смотрите на облака и придумываете, кого или что они вам напоминают. Это могут быть самые разнообразные вещи, растения, животные или люди.
В процессе игры лучше всего описывать свои чувства, например, вы можете сказать, что облако настолько большое, что оно вас даже немного пугает. Сыграть в подобную игру можно даже в непогоду, находясь дома. Все, что вам для этого понадобиться, — несколько чистых листов бумаги и цветные карандаши. Вы с ребенком можете по очереди или вместе рисовать на бумаге различные каракули, после чего придумывать, с чем они у вас ассоциируются. Кроме того, подобная игра поможет ребенку развить фантазию.
Воспитывая своих детей, вспомните, каково было вам постоянно получать оценки от своих родственников и стараться выглядеть в их глазах отличником во всем.
Курс Викиум «Критическое мышление» научит не поддаваться стереотипам и оценочным суждениям. Принимайте себя и не воспринимайте негативное мнение окружающих близко к сердцу.
- Безоценочность
В чем опасность оценочного подхода?
Безоценочное отношение подразумевает восприятие человека таким, какой он есть. Однако большинство преподавателей и родителей воспитывалось именно в оценочном обществе. Чем же плох такой подход? При получении оценки у человека могут сформироваться комплексы и страхи.
Если же речь идет о детях, то чаще всего они обретают синдром отличника. Они стараются всегда получать только хорошие оценки, независимо от сферы деятельности, отодвигая свои мысли и желания на задний план. Обычно взрослые люди, которых в детстве постоянно оценивали, вырастают неудовлетворенными и недовольными своей жизнью, а делая какие-либо поступки, они обязательно ожидают похвалы.
Временно отстранитесь от вашего эго, чтобы понравиться людям
А это убивает взаимопонимание. Хотите показать им всем, кто тут на коне, вашими умными замечаниями? Не стоит.
Комментарий Робина:
«Временное отстранение эго – это отрешение от ваших потребностей, желаний и мнений. Сознательно подавляйте жеание поправлять других. Не позволяйте себе попасть в эмоциональную ловушку в ситуации, в которой вы не согласны с мыслями, взглядами или действиями других».
Противоречить людям – не лучший способ построения отношения. Дейл Карнеги написал об этом много лет назад — и cовременные нейронауки подтверждают его идеи.
Когда люди слышат нечто, противоречащее их убеждениям, логическая часть их разума отключается, и мозг готовится к круговой обороне.
Цитата из книги «Подчинение людей: скрытые качества, которые позволяют на нас влиять»:
«Что просходит в голове у человека, как только мозг получает информацию, противоречащую взглядам его владельца в политизированной среде? Как только человек осознавал, что видео, которые он просматривал, противоречили его мировоззрению, участки мозга, отвечающие за рассуждения и логику, «засыпали», а участки, ответственные за враждебные атаки – все или ничего! – подсвечивались и активизировались».
Итак, вы уже не пытаетесь умничать. Но как заработать славу отличного слушателя?
Безоценочное суждение
И первым (но очень важным!) шагом к этому является выработка в себе привычки к безоценочному суждению. Это навык, который вполне можно натренировать, если уделить этому достаточно внимания и сил. Ведь что такое безоценочное суждение? Это умение видеть только факты, не окрашивая их своими оценками.
Кстати, это по сути, ценнейшее умение, которое может вам помочь, например, трезво разобраться в сложной жизненной ситуации. Ведь, согласитесь, весьма часто случается, что мы принимаем не совсем верное решение (о котором впоследствии жалеем) именно под влиянием искажённого взгляда на факты. Искажённого как раз нашей привычкой судить.
Ну например, «Он поступил неправильно!» – говорите вы. А ДЛЯ КОГО неправильно? Да, для вас. С точки зрения вашего жизненного опыта, ваших убеждений и принципов, ваших ценностей, ВАШЕГО видения ситуации, это неправильно. Но поступили-то так НЕ вы, а он! И с его позиции, это скорее всего, виделось наиболее правильным, на тот момент, решением.
А как это выглядело бы с точки зрения безоценочного суждения? «Он сделал то-то и то-то». И после этого обычно у вас возникает вопрос «А почему он так поступил?» Понимаете? Не осуждение, а желание ПОНЯТЬ. И это прекрасно, потому что даже одно только это желание уже не даёт вам осуждать человека.
Безоценочное суждение даёт нам возможность оперировать фактами, рассматривать их под разными углами и с разных точек зрения. Это позволяет нам самим более широко смотреть на события, видеть какие-то новые пути решения своих задач. Да, привычка НЕ давать оценки может помочь вот так расширить сознание.
Основные разновидности высказываний
Предложение, выраженное в повествовательной форме, называется суждением. В социологии выделяют следующие их типы:
- Оценочное. Оно может существовать в виде как прямого заявления (открыто выражающего мнение говорящего: «хорошо – плохо»), так и косвенного. В последнем случае идентификация истинного мнения человека затрудняется. Его можно получить только путем задавания дополнительных вопросов;
- Обосновывающее. Говорящий желает обосновать свою точку зрения с помощью имеющихся аргументов;
- Аналитическое. В таком суждении отмечается сама необходимость существования какого-либо явления, анализ объекта и степень взаимосвязи его с другими объектами;
- Экзистенциальное. Используются лишь для обозначения существования какого-либо факта без объяснения, ссылок на источники и т.д. Это мнение в чистом виде;
- Определение. Раскрывает смысл того или иного явления путем перечисления его основных характерных черт;
- Конструктивное. Имеет черты нескольких из вышеперечисленных типов.
Выводы
Советы Робина:
Самое важное – безоценочное суждение. Старайтесь узнать мысли и идеи собеседника, но не осуждать их
Уделяйте меньше внимания своему эго. Сосредоточьтесь на собеседнике.
Слушайте по-настоящему, не ждите своей очереди высказаться. Задавайте вопросы, не пытайтесь придумать историю, чтобы впечатлить собеседника.
Спрашивайте людей о вызовах, с которыми они сталкиваются.
Установите временные рамки разговора, чтобы незнакомый человек расслабился.
Улыбайтесь, подбородок вниз, тело под углом, ладони открыты, открытая и направленная вверх невербалика.
Если вы полагаете, что кто-то пытается вами манипулировать, проясните его/ее цели. Не нужно враждебности или агрессии, но спросите напрямую, чего от вас хотят.