Сознательные и бессознательные процессы в психике

Неосознаваемые содержания психики

В категорию
неосознаваемого попа­
дают
разнообразные психические
процессы,
имеющие неодинаковые
названия
в рамках различных теоре­
тических
представлений. Прежде
всего
это психические процессы,
связанные
с автоматизированным
поведением,
контролируемым под­
корковыми
структурами мозга.
Сюда
относятся многочисленные
сигналы,
поступающие от внутрен­
них
органов, суставов, мышечных
веретен,
поверхности кожи, рецеп­
торов
всего тела, незначительная
сила
раздражения которых не по­
зволяет
им стать приоритетными и
осознаваться.
П.В. Симонов даетpuc.ll.l.м. Франк.
Жилище (Science.
1998. этой группе психических
явлений
May/June). названиедосознательное.

251

Больные,
теряющие сознание во время оперативного
вмешательства, ча­сто сообщают
впоследствии, что в тот момент слышали
разговоры врачей о своем
состоянии, ощущали давление иглы, которой
вводились препараты, но
не могли двигаться и общаться с
окружающими. Их память была способ­на
сохранить информацию об этих событиях.

К
неосознаваемому относятся и те явления,
которые некогда были осоз­нанными и
могут быть осознанными вновь при
определенных условиях, но в
настоящий момент не включены в сферу
сознания. Действительно, каждый человек
в разные моменты жизни осознает самую
разнообразную информа­цию.
Перестав быть приоритетной, она не
исчезает насовсем, а сохраняется и
ждет своего часа. Более того, она может
участвовать в регулировании пове­дения
человека, не входя в сферу осознания.
Эти неосознаваемые содержа­ния
называются предсознаниемв
рамках психоаналитической концепции
и подсознаниемпо
классификации П.В. Симонова.

И
наконец, к неосознаваемому относитсябессознательное
центральное
понятие
психоаналитической теории. По определению,
бессознательное — та часть психики,
содержания которой не могут стать
достоянием сознания без применения
специальных (психоаналитических) техник.
Оно включает инстинктивные
желания, эмоции и вытесненные мысли
(рис. 11.2).

Структура
бессознательное отсутствует в концепции
П.В. Симонова, но в
ней есть другая структура — сверхсознание,
или интуиция. Она, в отли­чие
от подсознания, лишенного творческого
начала, является источником новых
гипотез и открытий.

Деление
психики на сознание и неосознаваемые
процессы ставит воп­рос
о том, каким образом информация переводится
в разряд осознаваемой или неосознаваемой.
Если для автоматизированного поведения
и предсоз-нания причиной пребывания
вне сознания может быть отсутствие
приори­тетности
или слабости импульсации (Libet,
1991) (этот механизм будет рас­сматриваться
в главе 12), то в случае бессознательного,
с точки зрения пси­хоанализа, у сознания
существуют особые причины не допускать
его содер­жания
к осознанию.

Бессознательное

Пришло время, наконец таки рассмотреть столь остро воспринятую в свое время теорию Ф. о бессознательном.

Бессознательное в психоанализе

Начнем с рассмотрения азов психоанализа, неразрывно связанного с концепцией бессознательного.

Что же говорится о бессознательном в психоанализе?

Существует три предмета психологии: Сознание, Поведение и Неосознаваемые процессы.

Сознание становилось предметом исследования нескольких наук — философии, психологии и даже антропологии, само понятие вошло в употребление с XVII века, как следствие бурного развития естественных наук. Поведение, как предмет психологии, рассматривает бихевиоризм . Третья составляющая — неосознаваемые процессы — довольно общий термин. Рассмотрим его в контексте данного направления психологии.

Сразу следует отличать понятия неосознаваемое или бессознательно по следующим принципам:

Термин неосознаваемое охватывает большее количество процессов, которые делятся на два вида:

Первый вид вопросов отвечает на вопрос «Как?» .

Говоря о таком процессе как навык, можно предположить – достаточно сформированный и развитый, он начинает производиться {tipстановится автоматизированным} без вмешательства сознания. {/tip} Такое явление мы относим к неосознаваемым механизмам (НМ). Следовательно, данный вид неосозноваемого никак не относится к категории Бессознательного.

Второй видвопросов — {tipт. е. «Какой мотив вызывает действие? } «Ради чего?» {/tip}.

Очевидно, у человека всегда есть причина его действий. Но всегда ли она «осознается сознанием»? — это уже другой вопрос. Если не осознается, то речь идет о специфическом роде явлений — неосознаваемых побуждениях НП (мотивах, стремлениях, влечениях), ведущих к выполнению действия. НП и есть Бессознательное.

Так, в практике гипноза испытуемому задают установку — «По истечении определенного срока времени вы должны совершить определенный поступок». Постгипнотическая амнезия, конечно же, не даст человеку сознательно вспомнить сказанное гипнологом, но данную установку (действие) он осуществит в реальной жизни.

Пациенту резонно задается вопрос «Ради чего вы это сделали?» — Честный человек ответит: «Я не знаю», иной придумает оправдание. Причем это объяснение никак не раскроет истинный мотив совершенного. В конкретном случае придуманное оправдание — пример Бессознательного. А самое главное — пациент сам начинает верить в придуманную им же небылицу. Так Б. проявляется в реальной жизни. Данный случай следует запомнить.

В итоге портрет типичного клинического больного Фрейда выглядит так:

  • Причина расстройств этого пациента — всегда бессознательное. Пациент ясно осознаетсвои впечатления и переживания
  • Следует отметить, что у сознания есть важная функция — понимать (мир и себя в нем). А что же у пациента Фрейда? Сознание присутствует. Это факт.

Но дает ли собственное сознание человеку понять себя? — Нет.

  • Следовательно, сознание не выполняет свою главную функцию.
  • Констатируем — пациент себя осознает, но неадекватно (вклинивается то самое «Ради чего?»). Для сознания пациента истинное побуждение остается за гранью бессознательного.

Дословно «переводя» значение слова «Бес-сознательное», мы получим — «Сознание без понимания«. Такое сознание не отвечает на вопрос об истинных мотивах поведения человека. Симптом — пациенту трудно управлять собой. Именно такую картину заболевания видим у «пациента Фрейда».

Три кита Бессознательного

Рассмотрим структуру этого загадочного и непознанного явления.

Неврозы

Что такое невроз? Как невроз связан с бессознательным? Как он проявляется? Что говорят об этом врачи?

Бессознательное (в случае невроза) — это след задержанного аффекта. Произошедшее тревожное, зачастую неприятное событие пациент пытается вытеснить из сознания. Но это невозможно, тогда событие порождает симптом.

При практике терапии, например, гипноза, гипнотизируемый вновь вспоминает об этом событии. В гипнотическом сне пациент вторично аффективно реагирует. Как следствие устранения причины симптома — наяву исчезает сам симптом или невроз. Мало-помалу пациент идет на поправку.

Введем ещё одно контекстуальное определение Б. — аффективный комплекс.

Комплекс (по Фрейду) — сцепление различных звеньев определенной ситуации, сопряженной с аффектом. При травмирующем событии аффект «сцепляется» со значимой составляющей произошедшего. Т. е. комплекс — переплетение деталей. Это могут быть знаковые моменты, события . Соответственно комплекс — явление, при котором человек недостаточно понимает произошедшую ситуацию. Именно комплекс есть та отправная точка в лечении невроза — говорит нам Фрейд.

Также рассмотрим комплекс под другим углом. Комплекс — всегда соединение Явного и Скрытого. Явное— сам симптом, Скрытое — причина симптома.

В сознании проявляется лишь симптом, в бессознательном — скрыта причина. Следую логике этих понятий цель психоанализ (по факту) — проследить путь сознательного проявления причины к её бессознательному содержанию.

Сновидения

К анализу сновидений Фрейд пришел не сразу. Проследим ход научной мысли ученого.

В ранних опытах Фрейд обычно обращался к гипнозу, но позднее категорически отказался от него в пользу анализа сновидений. И вот почему — Ф. говорит, что проблему (комплекс) человек создает себе сам, но без постороннего вмешательства не может её разрешить. Делает вывод — пациенту самому следует разрешить эту проблему {tipт. к. гипноз — измененное состояние сознания} наяву, {/tip}. а не под гипнозом .

Теперь у Ф. появляется потребность в новом методе. И тут Ф. приходит к обоснованию использования снов.

Сны — попытки фантастического исполнения вытесненных желаний. Это утверждение рассмотрим на примере детских снов, где материал нет необходимости разгадывать. В детских сновидениях есть прямое исполнение желания сновидца. Также сновидение — аффективный комплекс деталей, в нем всегда есть запоминаемая часть — симптоматическая и скрытая— бессознательная. Ф. находит метод анализа симптомов, который был назван {tipтермин был предложен учеником Ф., Карлом Юнгом } «метод свободных ассоциаций» {/tip}.
Проанализируем данный термин:

  • Свободное — любое возможное;
  • «Ассоциация — зацепка, ведущая к причине симптома».

Так, сон можно назвать своеобразным ребусом. Чтобы разгадать, разделяем его на некоторые фрагменты, и относительно каждого пациент озвучивает всё, что приходит ему на ум. Вот примерное содержание сеанса психоанализа .

Мы живем внутри своих голов

Твоя психика — и есть твоя реальность. Объективные суждения, полученные органами чувств, — зрение, слух, обоняние — второстепенны, ведь только внутри нашей черепной коробки рождается мнение, что зелёная трава — хорошо, а чёрная — как-то не очень. Хорошо-плохо, добро-зло, красиво-некрасиво — всё это субъективные мышления, с объективным состоянием мира никак не связанные.

То есть, получается, ты сам — мерило всех вещей. Только через призму сознания (и подсознания) ты даёшь оценку всему вокруг себя. Так что, получается, нет ничего объективного в этом мире, а точнее — каждый живёт в собственном мире, и в собственной вселенной, и, причём, сам не знает правил своего же бытия, и сам же не умеет управлять собственным бытием.

Первая помощь

Если человек потерял сознание, то ему необходимо оказать правильную первую помощь, она заключается в следующем:

  • В первую очередь нужно устранить факторы, вызвавшие потерю сознания. Например, следует вынести человека из душного помещения, либо вытащить его из воды или же унести в прохладное место, если обморок был вызван перегревом.
  • Если вы уверены, что у человека нет травмы головы, то следует ему обеспечить горизонтальное положение. При этом голова должна быть ниже туловища, а ноги – выше. Таким образом, улучшается кровоснабжение мозга.
  • Для исключения возможности западения языка или чтобы человек не подавился рвотой, лучше перевернуть его на бок. Но если такая возможность отсутствует, то следует усадить человека, а голову опустить между коленями.
  • Затем нужно постараться вызвать раздражение рецепторов кожного покрова. Например, можно обрызгать лицо водой или протереть его холодным мокрым полотенцем, помимо этого можно похлопать его по щекам и дать вдохнуть нашатырного спирта или же уксуса.
  • Человеку, упавшему в обморок, нужно обязательно обеспечить доступ воздуха. Нужно открыть окно, расстегнуть воротник, пояс или корсет. Если у него наблюдается пониженная температура тела, то необходимо укутать его одеялом.

После того как человек придет в себя нужно соблюдать следующие рекомендации:

  • Нельзя сразу же давать ему есть и пить.
  • Запрещается сразу принимать вертикальное положение, в противном случае обморок может повториться.
  • Если человек уже в течение нескольких минут так и не пришел в себя, то нужно немедленно вызывать скорую помощь.
  • Пока едет бригада врачей нужно прислушаться к дыханию и проверить пульс.
  • Если у человека отсутствует пульс и дыхание, то нужно приступать к непрямому массажу сердца и к искусственному дыханию. Оказывать такую помощь нужно до приезда врачей.

Массаж сердца делается так: нужно надавливать выпрямленными руками на нижнюю треть грудины с частотой примерно 120 раз в минуту. Искусственное дыхание выполняется два вдоха-выдоха после каждых 30 массажных движений. Голова человека при этом должна быть немного запрокинута.

Если в обморок упал ребенок или пожилой человек, то нужно срочно вызывать скорую помощь, особенно если потеря сознания сопровождается судорогами, отсутствием дыхания, либо обморок случился внезапно без видимых на то причин. Даже если после обморока человек быстро очнулся, ему необходимо посетить врача, чтобы исключить травмы и сотрясение головного мозга.

Неосознаваемые автоматизмы

Процессы, входящие в подкласс неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу:

— никогда до этого не осознаваемые (принципиально не осознаваемые),

— когда-то осознаваемые, но в данный момент происходящие автоматом (навыки).

Примеры принципиально не осознаваемых: сосательные движения ребёнка, мигание, конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое. Примеры навыков: игра на музыкальных инструментах, письмо, владение иностранным языком и бесконечное количество иных навыков.

Стоит отметить, что психологи в структуре сознания выделяют:

— фокус сознания (самое важное в текущий момент времени),

— периферия сознания (осуществляется слабый контроль сознанием),

— граница сознания (процессы находящиеся здесь могут как выходить из поля сознания человека, так и входить в него),

— бессознательное.

Развитые навыки обычно «балансируют» на границе сознания. Если человек начинает совершать много ошибок (при усталости, например, или при усложнении деятельности), то навык опять попадает в поле сознания, на его периферию или даже в фокус. Навык контролируется, совершенствуется, а потом возвращается опять на границу сознания. Этим и отличаются навыки от принципиально не осознаваемых процессов, тем что они «блуждают».

Разные примеры автоматизмов:

— бегло читая какой-либо текст, мы не задумываемся над начертанием и значением отдельных букв, но «сразу» воспринимаем смысл прочитанного,

— радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигналов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов,

— заходя в тёмную комнату, рука «сама» тянется к выключателю.

Бессознательное по Фрейду

Австрийский психолог и основатель психоанализа, Зигмунд Фрейд, объясняя природу бессознательного, приводил в пример айсберг. Так, сознательное является лишь верхушкой, а вся его основная часть — это бессознательные процессы.

Также Фрейд считал, что совершенные человеком ошибки — не случайны. Они возникают при «конфликте» бессознательного намерения с сознательным действием. Ошибки образуются в результате преобладания неосознанных желаний над осознанными.

Что касается сущности снов и мечтаний, то, согласно теории Фрейда, они также говорят о бессознательных желаниях и стремлениях человека, о его неудовлетворенных потребностях. В психоанализе существуют особые методы, предназначенные для расшифровки сновидений.

Фрейд разработал структуру разума, состоящую из 3 уровней:

  1. Сознательное — эго.
  2. Предсознание — включает в себя все знания человека. Если полученная информация не нужна человеку в данный момент, то она быстро забывается. Однако он может её «извлечь» при необходимости. К примеру, если у человека спросить, что вчера он ел на завтрак, в его голове откроется нужна «папка» с этой информацией, и он ответит на вопрос. Он не вспоминал об этом на протяжении всего прошедшего времени, однако сведения оставались в его голове.
  3. Бессознательное — хранит все самые потаенные, страшные или, наоборот, заветные мысли человека и желания, а также неприятные воспоминания.

Уровни

Уровни:

  1. Сознание. Его называют верхним слоем психики, передним краем, «острием копья». Именно отсюда начинается взаимодействие психики с окружающим миром. Сознание можно разделить на 2 части. Основная из них, через которую проходит главная информация, — фокус. Эту часть окружает периферия.
  2. Предсознательное. Психологи называют этот пласт «служебным районом». Его главная функция — защита сознания от перегрузок. Предсознание содержит впечатления, которые человек не может осознавать, но способен обращаться к ним в необходимые моменты. Область предсознательного содержит весь неактуальный опыт.
  3. Вытесненное бессознательное. На этом уровне содержатся компоненты психики, которые ранее относились к сознательному, но постепенно были вытеснены. Одна из основных причин, по которой переносятся определенные компоненты психики, — болезненный для индивида опыт. Поскольку психика не может безболезненно интегрировать его в привычное сознание, она его вытесняет.
  4. Принципиально не осознаваемое бессознательное. Является глубоким пластом психических явлений. Он ближе всех к биологическим, психофизиологическим процессам в организме. Этот пласт содержит психические явления, которые никогда не могли быть осознанными и не будут осознаваться в дальнейшем. В качестве примера можно привести инстинкты, рефлексы.

«Вкус» реальности

О проекциях повторяться не стану. Эта тема у меня – излюбленная. Им на сайте посвящено множество текстов. Для дальнейшего описания рационализации в статье решил взять и переработать несколько абзацев из романа («Механический Бог», глава: «Рационализация хаоса»).

Рационализация – это процесс, благодаря которому наши действия кажутся оправданными, а мысли связными и реалистичными. Жизнь – это реалистичные грезы ума. Чем выше порог чувствительности, тем сильней приходится уму изворачиваться, чтобы мы покупались на его рационализацию.

В сновидениях восприятие настолько мутное и притупленное, что с легкостью ведется на самые дешевые разводки ночным бредом, принимая их за реальность. Поэтому для ума во время сновидений нет необходимости тратить на рационализацию так же много энергии, как днем. Во сне порог критичности невысокий, поэтому ум «ленится» и создает низкосортные, бессвязные проекции, которых ему с таким притупленным восприятием хватает, чтобы принимать их за действительность.

Чем выше уровень личной осознанности, тем качественней рационализации ума, чтобы осознанность не разоблачила его лживое «кино». Чем качественней рационализация ума, тем умней становится ум. Рационализация осознанного человека является наиболее реалистичной и продвинутой, чтобы этот осознанный человек на свою же продвинутую рационализацию покупался так же, как слабоумный покупается на свой бред.

Может показаться, что умные люди ближе к «истинной» реальности. На деле же они попросту дурачат себя наиболее продуктивными, изощренными методами. Их понимание жизни, пусть и качественное, но все такое же «кино» для души.

Всю свою жизнь мы гонимся за высокосортными иллюзиями, чтобы словить от них «вкус» реальности. Погоня эта изначально бесплодна, потому что даже самая продвинутая рационализация остается сном наяву, и чистой реальности не отражает.

В повседневной жизни есть неодушевленные объекты, люди и другие явления, на которые мы проецируем проекции. Во время сна для нас остаются темнота закрытых век и телесные ощущения. Поверхностные сны – рационализация именно этих остаточных данностей. Все самое интересное начинается в глубоких снах, где телесные ощущения притуплены или вовсе отсутствуют. Там происходит рационализация нашей бессознательной психики в чистом виде.

В этом месте повествования для пущего драматизма можете представить громогласный устрашающий хохот.

Ум получает информацию не от физического мира напрямую, а от бессознательной психики, которая для ума этот мир адаптирует в удобоваримый вид. Наше дневное мышление – все те же сны, спроецированные на «экран» сознания. Наши мысли как бы цепляются за устойчивость физического мира, обтекают его по наезженным, привычным траекториям, создавая таким образом особое, всем привычное чувство реализма происходящего.

Во сне, где привычный плотный мир отсутствует, продолжается рационализация бессознательной психики. Слой бессознательного, который озвучивают сновидения, можно представить в образе фабрики по переработке психических переживаний. Мы что-то чувствуем во сне. Ум эти переживания рационализирует в форме сновидений. Фрейд не зря назвал сны «царской дорогой в бессознательное».

Во сне нам может привидеться привычная дневная жизнь, потому что именно ее образы для нас – наиболее понятные. Сновидения – это аллегории, которыми психика выражает бессознательное.

Ошибки обыденной жизни

Примеры — оговорки, описки, забывание намерений, необъяснимая потеря вещей. Все эти проявления Б. — материал для анализа причин симптомов.

Причины. Типично это нерешенные проблемы или вытесненные желания.

Редко оговорки никак иначе, как «проговорками» не назовешь. Это оговорки в чистом виде: хотел сказать «открыть», сказал — «закрыть». В большинстве своем оговорки — это нарушенная речь. Одна составляющая оговорки — то, что хотел произнести сознательно, а другая — то, что сказалось бессознательно. Пример: сказалось — «Сдабе сечу?», хотелось сказать — «Сдачу себе?».

А вот пример из собственной жизни Фрейда: на его письменном столе валялся изысканный и недешевый карандаш. Искать потерянные вещи (по Ф.) нужно следующим образом » Кто подарил карандаш? Что недавно случалось с дарителем?

Так, Фрейд припомнил, что на днях поссорился с женой. И, не успело это вспомниться, как карандаш уже лежал на прежнем месте, перед носом у ученного».

Теперь у вас есть четкое представление о проблеме бессознательного в психоанализе. Пришло время капнуть глубже.

Характеристики сознания

Чтобы понять суть понятия сознания, нужно определить характеристики сознания:

  1. Сознание — совокупность знаний об окружающем. В структуру сознания входят познавательные процессы, благодаря которым человек постоянно получает информацию об окружающем и самом себе, что обогащает его знания. К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. На основе отражения действительности через образы возникает чувственная картина мира — то, как человек воспринимает окружающее в данный момент. Каждый психический процесс при этом выполняет свою функцию в конкретизации этой картины. Нарушение любого из этих процессов неизбежно приведет к разрушению общей картины и распаду сознания.
  2. Закрепление в сознании различий восприятия субъекта и объекта. Человек — единственное существо, которое способно направить свою энергию на познание самого себя. Осознание самого себя и отделение себя от окружающего — есть суть сознания.
  3. Определение цели деятельности. Любая деятельность имеет цель и мотив. В процессе деятельности принимаются решения, определяются действия, которые согласуются с внешними факторами. Человек — единственный живой организм, который может действовать не согласно условиям, а вопреки им. Он подчиняется цели деятельности и, благодаря волевым усилиям, преодолевает препятствия для реализации поставленной цели.
  4. Включение чувственного отношения. Человек обладает высшими чувствами, которые определяют его отношения к окружающему миру и другим людям. В чувственном отношении находят отражение общественные отношения, отношения друг к другу, предметам и объектам окружающего.

Важным условием существования сознания со всеми его характеристиками является язык. Речь — это особая сигнальная система, которая позволяет: существовать большинству психических процессов, усваивать исторический опыт, осознавать себя.

Бессознательное в психике человека

Бессознательное — это совокупность психических процессов и состояний, в осуществлении которых человек не отдает себе полного отчета. Бессознательное отражает действительность таким образом, что может быть утрачена ориентация в пространстве и времени, то есть нарушается регулирование поведения с помощью речи.

Виды бессознательных явлений:

  • Привычные действия. Например, чтобы сказать слово мы не даем команды артикуляционному аппарату, чтобы сжать губы, направить поток воздуха и т.д. Звуки воспроизводятся бессознательно и собираются в слова и речь. При этом сама речь является осознанным явлением. Также протекает завязывание шнурков, нанесение макияжа. Общие действия осознанны, а их компоненты часто являются бессознательными.
  • Сопроводительные действия. Классическим примером бессознательных сопроводительных действий может быть наблюдение за человеком в процессе деятельности. Некоторые люди могут высовывать язык при рисовании, совершать беспорядочные действия ногами и руками. Женщины часто бессознательно открывают рот при нанесении туши для ресниц.
  • Патологические явления в психике. Определенные психические заболевания и состояния человека могут сопровождаться бредом, галлюцинациями, которые протекают совершенно бессознательно.
  • Неосознаваемые установки — готовность организма реагировать определенным образом на некоторые раздражители (резкий скачок при опасности, громкий крик и т. д.).

Неосознаваемые механизмы сознания

Существуют явления, которые совмещают в себе бессознательное и сознательное:

  • неосознаваемые побудители сознательных действий: сон и сновидения, оговорки, описки, невротические симптомы;
  • надсознательные процессы — решение творческих задач, которые не поддаются обычными контролю.

Сознание — это высшая форма функционирования головного мозга, которая выражается в целенаправленном отражении окружающего мира, в целенаправленном осуществлении деятельности.

Бессознательное — совокупность неосознаваемых состояний, актов и действий.  Бессознательное относится к такой форме, которая делает процесс контроля за процессом и результатом невозможным.

Бессознательное имеет большое значение в деятельности психики. Благодаря этому явлению мы совершаем большинство движений. Психическая деятельность включает огромное количество действий и процессов. При этом сознание является самым сложным процессом.

Бессознательное в работах Лакана

Французский психоаналитик Жак Лакан предложил гипотезу, что «бессознательное структурировано как язык», именно поэтому психоанализ — в отличие от психотерапии и психологии — работает с речью пациента, с его включённостью в мир значений, с его субъективным становлением в языке. Одной из психоаналитических техник, разработанных Лаканом стала «клиника означающего»: в самом основании субъекта лежит его встреча со словом, поэтому и возможен перевод, перезапись внутри психического аппарата, а talking cure может выступать действенным терапевтическим механизмом даже в самых тяжёлых психотических случаях. Вместе с тем, нельзя понимать тезис Лакана буквально и настаивать на том, что бессознательное — это и есть язык, а психоанализ представляет собой своеобразную языковую игру между аналитиком и анализантом. Тезис Лакана представляет собой метафору: бессознательное подобно языку, работает по схожим правилам, но не исчерпывается законами лингвистики, поэтому и «клиника означающего» является лишь одним из возможных методов работы с бессознательным, развиваемых в современных лакановских школах.

Сознательный: что это?

Сознание — это уровень разума, который воспринимает и анализирует реальность, заставляя нас принимать решения, основанные на нашем предыдущем опыте и знаниях.. Этот термин был впервые описан Зигмундом Фрейдом и обозначает ту часть разума с набором переживаний, которые субъект может объяснить посредством процессов внутреннего восприятия.

Это самый поверхностный слой разума, который дает нам возможность воспринимать реальность, осознавая все, что происходит в вашей жизни, иметь возможность воспроизводить, комментировать и делиться всем, что связано с самими переживаниями, эмоциями и чувствами. что они производят.

Люди сознательно учатся, рассуждают, судят, планируют, решают и говорят. Вся эта сознательная мысль рождается на этом поверхностном уровне разума. что, как и в случае с двумя другими концепциями, мы не очень ясно понимаем его природу с чисто неврологической точки зрения.

Благодаря сознательному мы развиваем интеллект и приобретаем знания. Его можно использовать как существительное для обозначения «местоположения» определенных психических процессов, которые составляют ясное функционирование нашего разума, или как прилагательное, таким образом служащее для определения психического состояния.

Экономический подход к описанию вытеснения.

Под экономической точкой зрения Фрейд понимал некую количественную оценку, которую можно дать возбуждениям для того, чтобы проследить их судьбы и получить возможность их оценивать. На самом деле без каких-то детальных пояснений достаточно трудно понять, что подразумевается под этим с практической точки зрения. В словаре по психоанализу Ж. Лапланша и Ж. Понталиса дается пояснение о том, что экономический подход в целом характеризует творчество Фрейда, и то, что без понимания экономики психических нагрузок описание психических процессов не является полным. Полагаю, необходимо отдать должное разработке данного подхода, поскольку любое, даже гуманитарное знание нуждается в некотором измерителе. Разработка экономического подхода позволила, таким образом, в дальнейшем использовать количественные методы оценки психических возбуждений, следовательно, их измерять и сопоставлять с течением времени и у разных людей. При наличии акта вытеснения предполагается возбуждение и психическое напряжение. Следовательно, экономический подход позволяет дать количественную оценку силам напряжения, возникающим в процессе вытеснения.

Диалектика сознательного и бессознательного

Выяснив, что такое сознательное и бессознательное, можно выделить следующие основные положения: Бессознательное, властвующее над психикой, сдерживается в глубинах психики «цензором» — психическим образованием, сформированным под влиянием системы общественных запретов — табу. В особых «конфликтных случаях» бессознательные инстинкты «обманывают» цензора и предстают перед сознанием в виде снов, оговорок, ошибок давления, невротических симптомов (проявлений болезни) и т.д.

Самосознание вводит человека, так сказать, в три слоя сознания: сознание вне его, с которым он еще не знаком; сознание внутри себя, которым он еще не овладел; и, наконец, сознание, которым он уже обладает. Таким образом, расширение сознания последнего происходит за счет включения того, что находится внутри него самого, и того, что находится вне его. Термины «сознательный» и «бессознательный» могут иметь разные значения. В одном случае они характеризуют субъективное состояние человека; такое значение терминов называется функциональным. Сознательный — это человек, который осознает определенный психический процесс, происходящий внутри него, то есть осознает свои чувства, мысли, идеи и так далее. Напротив, бессознательное в этом смысле — это состояние, в котором человек не осознает никаких происходящих в нем психических процессов, включая сенсорные. Человек, осознающий чувство, осознает его в отношении этого чувства. Однако, если человек не осознает чувство, то он является бессознательным по отношению к этому чувству. Следует отметить, что термин «бессознательное» определяет только неосознанность каких-либо чувств, желаний, страхов и т.д., а не их отсутствие.
Термины «сознательное» и «бессознательное» имеют и другие значения, помимо функционального. В данном случае имеется в виду принцип определенного размещения сознательного и бессознательного в психике человека и их смысловое наполнение. В такой интерпретации «сознательное» и «бессознательное» представляют собой две различные части личности человека, каждая из которых имеет свое особое содержание. Согласно Фрейду, бессознательное является хранилищем всего иррационального. Юнг, в свою очередь, считает бессознательное глубочайшим хранилищем мудрости, а сознание определяет как вместилище человеческого интеллекта. В бессознательном хранится все, что не может быть размещено на высших уровнях человеческой психики. Его можно сравнить с подвалом дома, в который перекочевывают вещи, не нашедшие места на жилых этажах. «Подвал» во фрейдистском смысле воплощает человеческие пороки, тогда как для Юнга это прежде всего хранилище человеческой мудрости.

Наконец, термин «сознательный» имеет еще одно значение. В то время как сознание отождествляется с рефлексивным интеллектом, бессознательное отождествляется с нерефлексивным опытом. Однако использование этих терминов не всегда бывает успешным. Конечно, интеллектуальная рефлексивность всегда сознательна, но не всякое сознание является интеллектуальной рефлексивностью. Например, я осознаю свое дыхание, но это не то же самое, что думать о дыхании: я перестаю осознавать его, как только начинаю думать о нем. То же самое относится к любому действию, которое характеризует мое отношение к окружающему миру.

В то же время следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос о взаимоотношениях между сознательным и другими уровнями психической регуляции поведения, особенно бессознательным, остается сложным и не может быть решен полностью однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют различные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному связаны с сознанием. На подсознательном уровне существуют бессознательные психические явления.

Бессознательный уровень психической деятельности — это обобщенные, автоматизированные в опыте конкретного индивида стереотипы его поведения — способности, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро личности, сформированное на ранних этапах ее развития. Она также включает в себя импульсивно-эмоциональную сферу, то есть бессознательные стремления человека, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая природа человека», «центр» индивидуальных поведенческих отпечатков, поведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector