Как найти позицию автора к проблеме (егэ по русскому языку)
Содержание:
- Эпос
- Презентация по предмету «ЕГЭ» на тему: «Позиция автора. Ваше отношение к позиции автора. Готовимся к ЕГЭ. Часть С.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
- Как автор может относиться к проблеме
- Подготовка к ЕГЭ — универсальный справочник
- Авторская позиция и способы ее выражения
- Любимое произведение автора
- Варианты выражения собственного мнения
- Как начать сочинение?
- 2 вариант
- Отношение автора к своим героям
- Объяснение и примеры
- Авторская позиция. Способы и средства её выражения.
- Средства выражения отношения автора к проблеме
Эпос
В эпосе авторская позиция гораздо важнее, чем в лирике. Ведь в центре изображения эпического произведения какая-либо проблема: философская, нравственная, социальная или политическая. Чем незаметнее и ненавязчивее авторское мнение, тем качественнее выглядит текст.
Выражение авторской позиции проще всего рассматривать на примере русского романа. Один из самых популярных способов, к которому прибегал в своем творчестве Лев Толстой, являются лирические отступления. В таких отступлениях изображаются пейзажи, рассуждения о важных жизненных вопросах. В лирическом отступлении мнение писателя выражено практически прямо, однако не всегда можно понять без особого осмысления. В пример можно привести концовку романа Тургенева “Отцы и дети”. Тургенев рисует нам живописную природу, которая окружает могилу Базарова. Тем самым автор показывает, что идеи Базарова были ошибочны, герой слишком заблуждался, когда назвал это прекрасное Божье творение мастерской, в которой человек – работник.
Бывает так, что авторская позиция присутствует лишь на уровне символики. Писатели прибегают к символике имен, цвета, чисел. С этой точки зрения очень интересно выглядит роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.
Презентация по предмету «ЕГЭ» на тему: «Позиция автора. Ваше отношение к позиции автора. Готовимся к ЕГЭ. Часть С.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1
Позиция автора. Ваше отношение к позиции автора. Готовимся к ЕГЭ. Часть С.
2
В тексте скрывается сам автор, текст- свидетельство о нем; каждое творение содержит в себе- в том или ином виде — образ своего творца. М.Ю. Лотман
3
Как выявить позицию автора? Авторская позиция проявляется: 1 В подборе фактов, отборе жизненного материала и его осмыслении 2 В соотношении персонажей 3 В языковом оформлении текста
4
Языковые средства, выражающие авторскую позицию Оценочная лексика Правда-ложь Польза-вред Подлинный- мнимый Несомненный- сомнительный Вводные слова Отношение говорящего к сообщаемому Достоверность сообщаемого Образные средства Эпитеты Метафоры Риторические вопросы и восклицания И др.
5
Как сформулировать позицию автора? Мнение о том, что достаточно привести подходящую цитату из текста ОШИБОЧНО! Во-первых, не всегда можно подобрать цитату, полно и точно выражающую основную мысль текста. Во-вторых, именно ваша формулировка должна продемонстрировать умение анализировать текст
6
Как сформулировать позицию автора? Позиция автора такова: … Автор считает, что… Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… Автор убеждает нас в том, что… В тексте доказывается мысль о том, что… Основная мысль текста заключается в том, что…
7
Автор может посвящать свою статью; полемически заострять проблему; эмоционально воздействовать на читателя; убеждать читателя в правоте своей позиции; пытаться найти причины изображаемых позитивных (негативных) явлений; заставить читателя самого решать сложные жизненные вопросы(делать нравственный выбор) подчеркнуть истинное положение вещей; иронически(саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествовать о героях и событиях; открыто заявить о своей гражданской позиции ; побуждать искать истину.
8
Структура второй части работы ТЕЗИС Аргумент 1 Аргумент 2 Вывод
9
Тезис В сочинении ЕГЭ тезис – это позиция автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть. Тезис подчиняется следующим правилам: 1. Формулируется чётко и недвусмысленно 2.Не изменяется в течение всего обоснования 3.Его истинность должна быть доказана неопровержимо 4.Доказательства не могут исходить из тезиса
10
Конструкции для выражения собственной позиции Я полностью согласен с автором… Я тоже считаю, что… Трудно не согласиться с автором… Я разделяю чувства а втора и думаю… СОГЛАСИЕ В чём-то я согласен с автором, но кое с чем мне бы хотелось поспорить… Позиция автора близка мне, но… Думаю, проблема глубже, чем кажется на первый взгляд… ЧАСТИЧНОЕ СОГЛАСИЕ Я считаю, что автор не прав, потому что… Я считаю необходимым возразить автору… Я думаю, следует не согласиться с автором… Мне кажется, автор не вполне прав … НЕСОГЛАСИЕ
Как автор может относиться к проблеме
Взгляд автора на поднимаемую проблему может быть различным:
- Положительным – одобрение действий персонажа;
- Отрицательным – несогласие с мыслями героя;
- Нейтральным – автор не проявляет эмоций;
- Скептическим – неверие автора в возможность изменения ситуации;
- Двойственным – автор не смог определиться, хорошо это или плохо;
- Ироническим – автор посмеивается над поступками героя;
- Осуждающим – автор осуждает героя.
В некоторых текстах повествование ведется не от лица автора, а из уст рассказчика, то есть от первого лица. Учтите, что отношение автора и героя-рассказчика к проблеме может не совпадать. Поэтому следует разграничить мысли рассказчика и авторские замечания.
Подготовка к ЕГЭ — универсальный справочник
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика.
Авторская позиция — это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно в оценках повествователя.
Пафос (от греческого pathos — страсть, чувство) — эмоциональное одушевление, страсть, которая пронизывает произведение или отдельные его части. Например, известный критик Белинский считал, что пафос «Мертвых душ» Гоголя — это созерцание жизни «сквозь видный миру смех» и «незримые, неведомые ему слезы».
Тема (от греческого thema — то, что положено в основу) — совокупность событий, о которых рассказывается в произведении и которые служат для постановки философских, социальных, этических и других проблем.
Термин «тема» в литературоведении используется в разных значениях. Одни понимают под темой жизненный материал, другие — основную общественную проблему, поставленную в произведении. Наиболее убедительным является понятие темы как фундамента художественного произведения — того, что стало предметом авторского интереса, осмысления и оценки. Например, темой «Капитанской дочки» Пушкина является рассказ о крестьянском восстании под предводительством Пугачева. Тему не следует путать с содержанием произведения. Содержанием «Капитанской дочки» является история взаимоотношений Гринева с Пугачевым, Машей Мироновой, Швабриным.
В литературном произведении может быть не одна, а несколько тем. В таком случае, как правило, можно выделить главную тему, которая определяет единство всего произведения, и частные темы, разрабатывающие отдельные стороны этой главной темы. Например, главной темой романа «Анна Каренина» сам JI. Н. Толстой считал «мысль семейную», то есть показ семейных отношений на широком общественном, историческом фоне 1860-х годов. Частными же темами является показ семейных отношений в дворянской и крестьянской среде. Совокупность главной и частных тем составляет тематику произведения.
Идея — основная мысль произведения. Идея включает в себя интерпретацию и оценку автором жизненных явлений, его взглядов на мир. Чтобы определить идею, необходимо тщательно и всесторонне проанализировать все стороны произведения. Например, идея «Слова о полку Игореве» — необходимость единства Руси в борьбе с кочевниками, прекращение междоусобных войн. Чтобы определить ее, необходимо проанализировать все уровни художественного текста: композицию, образную систему, проблематику и т. д.
Проблематика — совокупность проблем, которые поднимаются в произведении. Проблема— основной вопрос, выдвинутый темой произведения. У многих писателей в художественном произведении переплетаются разные проблемы. Например, в комедии Фонвизина «Недоросль» поднимается проблема воспитания, проблема крепостного права и проблема государственной власти. В крупных эпических и драматических произведениях наряду с основной могут выделяться частные проблемы.
Проблематика бывает социальной, идейно-политической, философской, нравственной. Так, в романе Достоевского «Преступление и наказание» следует рассматривать социальные проблемы (герои — люди из разных слоев общества, Петербург показан как город социальных контрастов), нравственно-философские (проблема добра и зла, веры и неверия), религиозные (христианский идеал смирения, выраженный в философии жизни Сони Мармеладовой).
ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница
Авторская позиция и способы ее выражения
После комментированияпроблемы исходного текста нужно научитьсяправильно определять авторскую позицию.
Позиция автора –это его взгляд на проблему исходноготекста, его предложения способов решениявопроса. Авторская позиция может бытьвыражена по-разному:
«1. Четко, прямо,непосредственно:
- в названии текста;
- в отдельных предложениях текста;
- через ряд аргументов.
2. Через модальныйплан текста:
- риторические вопросы;
- риторические восклицания;
- порядок слов;
- лексические повторы;
- оценочную лексику;
- модальные слова и частицы;
- ряд вводных слов, словосочетаний, предложений.»8
В текстахпублицистического стиля мнение авторапо проблеме чаще всего заявленонепосредственно, четко и выявлениепозиции писателя не составляет трудадля учащихся.
В текстах жехудожественного стиля оно завуалированопри помощи различных деталей, поэтомуне всегда правильно определяетсявыпускниками.
В этом случае поможетвопрос: «Каково ваше мнение об основнойпроблеме исходного текста? Как авторподводит вас к этому мнению? С какойцелью?» Обычно писатель незаметноподводит своего читателя к определенномувзгляду на поставленный вопрос, такимобразом, авторское и читательское мненияобычно тождественны. Определите своемнение об основной проблеме исходноготекста – оно поможет вам понять позициюавтора.
Изложение собственного мнения по проблеме исходного текста, его аргументация
Чаще всего мненияавтора и читателя по проблеме исходноготекста совпадают. Но формального согласиянедостаточно( «я разделяю с мнениеавтора»), необходимо сформулироватьтезис и подтвердить его аргументами.
Если же мнениеавтора не разделяется читателем, тонесогласие должно быть выражено этическикорректно. Можно использовать следующиеклише:
- «Автор, по-моему, не прав, утверждая, что…
- Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
- На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
- Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.
- Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что…!»9
За правильнуюаргументацию собственного мнения попроблеме можно «заработать» 3 балла,опираясь на читательский опыт. Аргументамитакже являются
- имена исторических деятелей,
- названия событий,
- даты,
- цитаты,
- различные исторические факты,
- положения официальных документов,
- народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы,
- примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы.
Аргументация всочинении, как показывает опыт, – самыйтрудный этап работы для выпускников,так как небогатый читательский «багаж»и неумение применять знания на практике – распространенная «беда» современныхвыпускников.
Работа с текстами-эпизодами из художественных произведений
Готовиться ксочинению в формате ЕГЭ нужнопоследовательно и систематично. Например,в 10 классе можно использовать на урокахрусского языка в качестве исходныхтекстов отрывки из художественныхпрограммных произведений, а некоторыевиды тематических контрольных сочиненийна уроках литературы заменить сочинениямив формате ЕГЭ, используя подобные тексты.
Практическаяпольза при этом большая: во-первых,увеличивается количество часов дляподготовки к ЕГЭ (известно, что 1-2 часав неделю уроков русского языка дляподготовки к экзамену недостаточно);во-вторых, не будет «списанных» сочиненийиз готовых вариантов по традиционнымтемам (в Интернете, как говорят ученики,можно найти сочинение на любую тему);в-третьих, детальный анализ отдельныхтекстов художественных произведенийпозволит использовать их в качествеаргументов при написании контрольногоили экзаменационного вариантов;в-четвертых, повысится интерес у учащихсяк более глубокому чтению художественныхпроизведений.
Предлагаю вариантыработы с текстами из художественныхпроизведений. При выборе эпизода нужнопомнить, чтобы в нем затрагиваласьавтором какая-либо общественно значимаяпроблема и звучала позиция автора.
Любимое произведение автора
Современники Лермонтова, его друзья и знакомые отмечали, что поэма “Мцыри” была одним из любимейших произведений автора. Он всегда с удовольствием читал её наизусть, выступал в кругу друзей, не отказывался продекламировать любимые сцены. Поэт-романтик был увлечён историей Кавказа, его традициями, культурой. Он питал глубокое уважение к горцам, их характеру, жизненному укладу и философии. Образ молодого свободолюбивого кавказца, обречённого на жизнь в заточении, тревожил воображение автора. Романтический конфликт, невозможность победить обстоятельства, безвыходность и печальная судьба – всё это слилось в прекрасное произведение, непохожее на другие.
Варианты выражения собственного мнения
В своем выборе при написании собственного мнения вы абсолютно свободны. Никто не принуждает вас соглашаться с автором. Вы можете смело оспорить его точку зрения. При этом не достаточно просто сказать о том, согласны вы с автором или нет. Свое мнение также нужно аргументировать. Рассмотрим варианты выражения собственного мнения.
Согласие
Чаще всего на ЕГЭ предлагаются такие тексты, в которых авторы высказывают очевидные истины:
- Материнская любовь помогает выжить и придает силы;
- Патриотизм в годы войны заключался в самоотверженном служении Родине;
- Одинокие старики нуждаются в поддержке близких;
- Любовь способна творить чудеса, если она взаимна;
- Чтение книг делает человека разносторонне развитым;
- Выбор жизненного пути — ответственный шаг, поэтому нужно хорошо продумать все возможные варианты, прежде чем принять решение.
Поэтому целесообразно бывает согласиться с автором и поддержать его идею. Это можно сделать с помощью речевых шаблонов:
- С автором трудно не согласиться.
- Я поддерживаю автора в этом вопросе.
- Я согласен с мыслью автора.
Несогласие
Иногда случается так, что у выпускника другой взгляд на поднятую автором проблему. В этом нет ничего страшного, и не нужно бояться об этом говорить. Иногда наше мировоззрение отличается от большинства, и мы смело вступаем в спор с собеседником. Не соглашаясь с автором, вы также вступаете с ним в дискуссию, просто вам заведомо известно, что диалога быть не может. Такой метод учит школьников отстаивать свое мнение и не бояться быть непохожим на других. Выразить несогласие можно следующими фразами:
- Я считаю, что автор не прав.
- Мое мнение отличается от мнения автора.
- Я думаю по-другому.
Частичное согласие
Вполне возможно, что вы согласитесь с автором частично, лишь в некоторых вопросах. Например, автор в общем прав, но с одной его мыслью вы не согласны. Тогда уместно сказать следующее:
- Автор, безусловно, прав, но я бы поступил немного иначе.
- Автор несколько преувеличивает масштабность затрагиваемой проблемы.
Как начать сочинение?
Еще один совет, как писать сочинение ЕГЭ по русскому на высокие баллы – займитесь вступлением и заключением в конце, после работы над основной частью сочинения. Так будет легче подвести к сути и подвести итог. Вот несколько советов о том, как начинать сочинение ЕГЭ:
- Говорим об актуальности проблемы, вызываем интерес к прочтению всего сочинения;
- Рассказываем о писателе;
- Делимся впечатлениями от текста;
- Пишем что-то общее по теме, плавно подводим к сути.
Формулируем проблему и даем комментарий
Формулируем проблему. В тексте бывает больше одной проблемы. Как писать сочинение ЕГЭ по русскому и не ошибаться в выборе темы? Выбирайте тему, которая более очевидна.
Комментируем проблему. Пройдемся по ошибкам:
- Пересказывать текст вместо цитирования;
- Слишком много цитат текста в сочинении;
- Плохой пример текста к комментарию.
Теперь о том, как написать сочинение и получить баллы за второй абзац:
- Внимательно читаем и перечитываем текст;
- Определяем предложение с основным смыслом/проблемой текста, либо читаем «между строк», чтобы найти проблему.
Чтобы быстро ориентироваться на экзамене, запомните несколько вопросов, которые можно задать самому себе:
В каком стиле написан текст? Художественный, научный или публицистический?
Какое предложение самое важное в тексте? Скажите об этом в сочинении.
Какие типы речи использует автор? Рассуждение, описание или повествование?
Обозначаем авторскую позицию
Теперь разберемся, как писать сочинение ЕГЭ по русскому и получить баллы за третий абзац. Чтобы обозначить авторскую позицию, нужно ее определить. А это сделать сложно, потому что она бывает неочевидна. Если так, то написать можно: «Автор оставляет читателю выбор самому разобраться в том, какой позиции ему придерживаться». Если позиция ясна, то можно начать абзац одним из нижеперечисленных способов:
- Автор считает, что…
- Позиция автора такая, что…
- Основная цель автора — это…
- Автор осуждает…
Выражаем и аргументируем свою позицию
По запросу в поисковике «Как писать сочинение ЕГЭ» вы прочитаете о двух обязательных аргументах для успешной сдачи экзамена. Это не так. Чтобы написать сочинение хватит одного аргумента для успешной сдачи экзамена. Но так вы не наберете достаточное количество слов, поэтому, скорее всего, будете приводить два и больше аргументов.
В качестве аргументов можно использовать:
- Факты (реальное общеизвестное событие)
- Опыт (общечеловеческий, исторический)
- Традиции, авторитетное мнение
- Теоретические знания, терминология (в науке, искусстве, культуре и т.д.)
- Литературный аргумент
Можно приводить аргументы из своих любимых книг, фильмов и сериалов. Но придерживайтесь такого правила – аргументы должны быть:
- Точными
- Развернутыми и убедительными
- Доказывающими вашу точку зрения
Подведение итога
Заключение должно быть коротким, кратко подводящим итог тому, что было раскрыто в сочинении. Можно закончить, начав предложение с «таким образом…», этого будет достаточно.
2 вариант
Действия пьесы «Гроза» разворачиваются в переломный этап общественного развития пятидесятых годов девятнадцатого века, когда происходит радикальное изменение устоев общества. Сложно представить произведение без определённой позиции автора. В пьесе «Гроза» мнение автора можно узнать по небольшим ремаркам, через символику и героя-резонера.
Островский даёт своим героям говорящие имена, что выражает его отношение к некоторым действующим лицам. Например, госпожа Кабанова. Кабан — это животное, которое может смести все на своём пути, это прослеживается и в характере Кабанихи. Женщина достаточно грозная, суровая и даже жестокая и деспотичная. Пренебрежительная кличка «Кабаниха» также выражает неприязнь Островского к своей героине. То же самое можно сказать и про Дикого. Это помещик, не отличающийся умственными способностями, он не интересуется событиями, происходящим за пределами «Тёмного царства». Помещик деспотичен и жесток
Стоит уделить внимание и Катерина, имя которой с греческого переводится как «чистая». Действительно, эта героиня отличается от остальных, она стремится к очищению, к праведной жизни, она словно луч света в этом тёмном царстве. В имя Варвары же автор не вкладывал определённого смысла
Эта героиня, считающая, что все идёт своим чередом, она не боится грехов так, как Катерина, ибо считает, что их можно искупить
В имя Варвары же автор не вкладывал определённого смысла. Эта героиня, считающая, что все идёт своим чередом, она не боится грехов так, как Катерина, ибо считает, что их можно искупить.
Действительно, герои пьесы словно разделяются на две группы: те, кто старается не грешить, жить по законам божьим, и те, кто уверены, что любой грех можно искупить. К людям, верующим в искупление грехов относятся Дикой, который однажды на коленях просил прощение у простого крестьянина, Варвара и Тихон. К другой группе относится Катерина — очень религиозная и набожная девушка, старающаяся не совершать грехов. Девушка очень винила себя после измены мужу, ведь считала, что раз она помолвлена с ним, то она изменила не Тихону, а Богу. Но с другой стороны Катерина осознает, что это был порыв страсти, она молода, поэтому раздор сердца и души — вполне нормальное явление. В этом проявляется личный конфликт героини. Кабаниха вообще подчиняется лишь своей вере — Тёмному царству. Марфа Игнатьевна считает, что только жизнь по её законам можно назвать по-настоящему правильной.
Но в пьесе прослеживается её только личный конфликт, но и конфликт взаимоотношений. Катерина — это героиня с горячем сердцем, которая оказалась в ледяной среде. Это и объясняет непонимание Катерины другими героями.
Особый смысл автор вкладывает в понятие Божьего гнева. Всё представители «тёмного царства» боялись грозы, так как считали её карой Божьей. Они просто напросто боялись предстать перед Божьим судом, не искупив свои грехи. В данном эпизоде Авторская позиция передана через речь Кулигин, который говорит «Судия милосерднее вас». Кулигина можно назвать героем-резонером, так как именно через его речь автор передаёт свои взгляды на происходящее.
Таким образом, авторскую позицию в «Грозе» можно назвать неоднозначной, так как она проявляется отрывисто, лишь в некоторых эпизодах. Однако, несмотря на эти черты, Авторская позиция создаёт определённое настроение в произведении, формирует отношение к героям.
Отношение автора к своим героям
Автор неизменно при помощи языка художественных образов выражает свое отношении к позиции, установкам, ценностной ориентации своего персонажа. Образ персонажа при этом предстает в качестве воплощения авторской идеи, концепции, то есть как целое в рамках другой, более широкой художественной целостности (произведения как такового). Он от этой целостности зависит, можно сказать, служит ей по воле автора. При серьезном освоении персонажной сферы литературного произведения читатель проникает и в духовный мир писателя: в образах героев читатель видит творческую волю автора. Соотнесенность ценностных ориентаций писателя и персонажа является первоосновой литературных произведений, своего рода их неявный стержень, ключ к их пониманию. Г. А. Гуковский писал, что, воспринимая героев как людей читатель одновременно постигает их как некую идейную сущность. То есть каждый читатель должен осознать не только свое отношение в данному персонажу, но и отношение к нему писателя, и свое отношение к отношению автора.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Персонаж и писатель (герой и автор) 470 руб.
- Реферат Персонаж и писатель (герой и автор) 270 руб.
- Контрольная работа Персонаж и писатель (герой и автор) 200 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1
Отношение писателя к персонажу может быть либо родственным, либо отчужденным, но не нейтральным.
Писатели неоднократно говорили о чуждости либо близости к своим героям. Например, Сервантес в прологе к «Дон Кихоту» писал:
В художественных произведениях таким или иным образом присутствует дистанция между героем и автором. Эта дистанция имеет место и в произведениях автобиографического жанра, жанра где автор с некоторого временного расстояния оценивает и осмысливает своей жизненный опыт. Писатель может смотреть на своего персонажа сверху вниз (например, произведения обличительно-сатирического характера) или наоборот, снизу вверх (например, жития святых). Однако более глубоко укоренена в литературе ситуация сущностного равенства автора и героя, особенно это характерно для литературы последних столетий. Однако такое сущностное равенство писателя и персонажа не знаменует их тождества. Например, А. С. Пушкин настойчиво давал понять, что герой поэмы «Евгений Онегин» принадлежит к тому же общественному кругу, что и сам поэт («добрый мой приятель»).
Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
В. Г
Распутин подчеркивал важность того, чтобы «автор не чувствовал себя выше своих героев и делал себя опытнее их». Он говорил, что только равноправие в процессе работы порождает живых героев, а не «кукольные фигурки»
При таком внутреннем равенстве способно возникнуть своего рода диалогическое отношение автора к вымышленному, изображаемому им лицу
Обращает на это свое внимание и М. М
Бахтин. Он пишет о том, что единство художественного мира Ф. М. Достоевского нельзя сводить к «индивидуальному эмоционально-волевому акцентному единству».
По мысли Бахтина, диалогическая позиция автора утверждает внутреннюю свободу, самостоятельность, незавершенность, нерешенность героя, чье сознание «равноправно» сознанию автора. В это же время он признает, что в любом художественном произведении присутствует «последняя смысловая инстанция творящего», то есть творческая воля писателя объемлет ми персонажей, сотворенный ею. Бахтин подчеркивает, что герой – не выражающий, а выражаемое, а важнейшей гранью произведения является единая реакция писателя на «целое героя».
Объяснение и примеры
Тема, идея и проблема — это основа содержания литературного произведения.
Тема
В каждом литературном произведении мы можем выявить и обозначить главную тему.
Пример
Тема «Капитанской дочки» Александра Сергеевича Пушкина — восстание крестьян, которое возглавлял Емельян Пугачёв
При этом важно понимать, что параллельно с основной темой может разворачиваться и ряд второстепенных
Пример
Среди второстепенных тем в той же «Капитанской дочке» мы можем назвать, в частности, взаимоотношения между представителями высшего сословия (Пётр Гринёв) и крепостными (Савельич). И если главная тема обычно одна, то второстепенных может быть сколько угодно.
Проблематика
Каждая тема в литературном произведении предполагает соответствующую проблему, то есть вопрос, который автор ставит перед собой и читателем. И ответом на этот вопрос для автора станет всё произведение в целом.
Пример
Проблема воспитания в комедии «Недоросль» Фонвизина решается осмеянием невежества и торжеством образованности. Проблематика может быть:
- нравственной;
- психологической;
- социальной;
- философской.
Важно также помнить, что эти проблемы не являются взаимоисключающими: они все могут сочетаться в проблематике отдельно взятого литературного произведения
Пример
Роман Достоевского «Преступление и наказание» включает все указанные разновидности проблем:
- анравственная (возможность причинить вред одному ради блага многих);
- психологическая (выбор человеком своего пути);
- всоциальная (противопоставление нищих и богачей);
- философская (добро и зло, вера и отрицание).
При этом мы можем говорить о главенстве философской проблематики в этом романе, ведь, по сути дела, главные вопросы «Преступления и наказания» относятся именно к сфере философии.
Идея
Поскольку идея является главной мыслью произведения, для её выявления необходимо тщательно и разносторонне проанализировать весь текст.
Пример
Ведущая идея «Слова о полку Игореве» — необходимость единения Руси и прекращения междоусобиц. Эта идея выражена не только в проблематике, но и в каждом образе: князя Игоря (его безрассудное решение), Ярославны (глубинная скорбь), князя Святослава (мудрость), а также в композиции («Золотое слово Святослава» как композиционный ).
Авторская позиция
Необходимо уяснить, что авторская позиция очень редко предстаёт в литературном произведении в виде прямого вывода. И если, к примеру, в баснях Ивана Андреевича Крылова мы можем увидеть выражение авторской позиции в тексте (в виде прямого вывода — морали), то в большинстве произведений нам придётся сначала рассмотреть тематику и проблематику, выявить идею, а уже потом говорить о мнении автора по тому или иному поводу.
При оценке авторской позиции нужно ответить на вопрос, объективен был автор в оценке действительности или субъективен.
Как определить тему, проблематику и идею литературного произведения
- Спросите себя, что стало главным информационным поводом создания этого произведения. Ваш ответ определит тему.
- Подумайте, что в этой теме особенно интересовало автора: нравственные вопросы (добро и зло, сочувствие и жестокость и пр.);
- психология персонажей (их образ мыслей, душевный склад);
- социальные проблемы (сословное неравенство, угнетение чело века человеком);
- философский аспект (происходящее в литературном произведении с точки зрения смысла жизни).
Выбранный вами вариант ответа выявит проблематику.
Подумайте, как решает автор те проблемы, которые поставлены им в литературном произведении. Какой вывод мы можем сделать на основании этого авторского решения? Ответ на этот вопрос и станет определением идеи литературного произведения.
Согласны ли вы с авторским решением проблемы? Можно ли назвать его объективным?
Авторская позиция. Способы и средства её выражения.
Авторская позиция. Способы и средства её выражения.
Итак, в начале сочинения вы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста. Затем в комментарии показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап – выявление позиции автора.
Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.
Помните, что если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы. Таким образом, проблема и позиция автора тесно связаны: они должны соотноситься как вопросно – ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.
Авторская позиция может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т.п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, в отношении автора к изображаемым событиям, с помощью различных художественных средств).
При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться ирония – употребление слова или выражения в таком контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония – это осуждение под видом похвалы: Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников
(Н. Гоголь) Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла.
Средства выражения авторской позиции.
Слова-маркеры: это слова типа главное, самое важное, надо, нужно и т.п. (Не нужно скрывать радости! Нужно учиться культуре радости!)
Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, великолепный – скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный, противный и т.п
( Любящий человек – это великое благо.)
Средства выразительности: отношение автора могут передавать различные средства выразительности, например, риторические восклицания. (Как много во всём этом ума и чувства красоты!)
Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора: к сожалению, к счастью, к несчастью, ко всеобщей радости и др. (К счастью, есть предприятия, которые жёстко следят за качеством своей продукции.)
Побудительные предложения содержат различные призывы автора, обращённые к читателю (Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя.)
Средства выражения отношения автора к проблеме
Понять то, о чем же говорит автор, что он хочет выделить, на что обратить внимание, можно с помощью анализа текста. Не смогли найти позицию, не отчаивайтесь. Обратите внимание на то, как автор говорит о героях своего текста, с каким чувством он описывает случай, произошедший с ним
Всмотритесь в эти конструкции:
Обратите внимание на то, как автор говорит о героях своего текста, с каким чувством он описывает случай, произошедший с ним. Всмотритесь в эти конструкции:
Оценочная лексика
С помощью слов автор может выражать оценку конкретным явлениям: как положительную, так и отрицательную. Слова замечательный, чудесный, прекрасный и др. указывают на положительную оценку.
Слова плохой, нелепый, пугающий и другие дают понять, что автору это не нравится.
Вводные слова
Как известно, вводные слова подразделяются на несколько групп по своему значению. Среди них есть группа слов, выражающих отношение говорящего к определенным явлениям. Если автор употребляет такие слова как к сожалению, к несчастью, то он негативно относится к тому, о чем говорит. Если же в тексте встречаются вводные слова ко всеобщей радости, к счастью, то автор положительно смотрит на проблему.
Средства выразительности
Если в тексте употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, значит автору симпатизируют описываемые явления и предметы. Использование тропов может свидетельствовать о восторженности автора. Если же в тексте наблюдаются многоточия, автор, скорее всего, недоумевает, или не может найти решение проблемы.
Побудительные предложения
Побудительные предложения содержат призыв к действию. Если они присутствуют в тексте, значит автор обеспокоен сложившейся ситуацией и призывает нас к участию в решении проблемы (Берегите природу. Звоните и пишите родителям чаще! Помогайте нуждающимся).