Метафорические карты ох(oh)
Содержание:
- МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ ОХ. СОДЕРЖАНИЕ РИСУНКОВ КОЛОДЫ
- МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ ПЕРСОНИТА(Personita). СОДЕРЖАНИЕ РИСУНКОВ
- Цели применения
- Некоторые колоды карт
- Как это было
- Запрос
- Задайте вопрос
- Как разобраться в своей денежной ситуации?
- МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ ОХ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОЛОДЫ
- Значение метафорических карт
- Проекция
- Основные психологические законы
- Как работать с метафорическими картами?
- Метафорические ассоциативные карты
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ ОХ. СОДЕРЖАНИЕ РИСУНКОВ КОЛОДЫ
Как уже говорилось, колода Ох относится к универсальным. Она может использоваться для работы с большинством запросов невротического уровня.
Обычно стандартный запрос, с которым приходится работать психологу, относится к одному из следующих контекстов: дом, семья, романтические отношения, секс, дружба, карьера, работа, деньги, хобби, учёба, здоровье, достижение значимых целей и т.д.
Соответственно, универсальная колода, с которой можно работать с любым запросом, должна включать изображения, относящиеся ко всем этим контекстам. Там должны быть изображения родителей, детей, стариков, домов, убранство квартир, лес, горы, лужайки, водоёмы, дружеские посиделки, люди в рабочих костюмах, романтические парочки и всякое такое.
Именно из таких карт состоит колода Ох:
Например вот карты колоды Ох из контекста семьи:
Карты из контекста дружбы:
Карты из контекста романтических отношений:
Причём большинство карт нарисованы так, чтобы на них можно было увидеть разные контексты и дружбу, и семью, и романтические отношения. Например на второй карте предыдущего примера можно увидеть и дружбу и романтику и родителя со взрослым ребёнком.
В колоде есть примерно 4 карты из контекста секса:
Карты из контекста работы:
Карты из контекста учёбы, обучения:
Карты из контекста хобби, отдыха и проведения свободного времени:
Карты, обозначающие отношения между людьми:
Из контекста здоровья:
Карты из контекста дома, места для жизни:
О среде обитания, природы:
Карты, на которых можно увидеть внутренние состояния и эмоции:
В колоде очень много карт с руками, делающими что либо. Их штук 15 и они служат отличными знаками, метафорами самых разных действий:
Ряд карт с животными очень удобен для проекции разнообразных человеческих качеств:
Причём качеств разных. Разные клиенты постоянно называют рысь с первой карты то сердитой, то довольной, то свободной.
Есть и карты с непонятными изображениями, в которых трудно найти какие-то осмысленные объекты. Практика показывает, что такие карты очень нужны в работе, позволяя проецировать самый неожиданный материал:
Например, глядя на первую карту из этого ряда, три разных клиента находили там три разных набора объектов: молодой мужчина разглядел на ней кнут. Девушка, пришедшая с запросом по отношениям со своим молодым человеком, вместо кнута увидела на рисунке сперматозоид. Любитель фантастических фильмов решил, что на карте что-то вроде робота из фильма Матрица. Подобные карты очень удобны, становясь как бы зеркалом, в котором каждый смотрящий видит что-то своё.
Нет смысла выкладывать здесь все карты колоды. Думаю, вы уже поняли, что карты колоды Ох содержат очень удобный набор объектов, восприятие которых людьми, позволяет извлекать из их психики ценный для психотерапии материал.
Может показаться, что карт с изображениями недостаточно. К счастью, в наборе Ох есть вторая, рамочная колода.
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ ПЕРСОНИТА(Personita). СОДЕРЖАНИЕ РИСУНКОВ
Пользователю колоды в процессе работы могут понадобиться очень разные детские образы. Они могут отличаться полом, расой, возрастом, комплекцией, причёской, настроением — десятками самых разных черт. Чтобы произошла проекция часто достаточно совпадения всего нескольких черт между изображением на карте и образов для которого подбирается карта.
Карты с детьми разных полов.
Мальчики:
Девочки:
Неопределённого пола:
Азиаты:
Африканцы:
Дети с восточной внешностью:
Дети с европейской внешностью:
Дети без выраженных половых и расовых черт:
Дети младенческого возраста:
Дети с 1 до 5 лет:
Дети 5-13 лет:
Подростки:
Худые:
Полные:
Весёлые:
Грустные:
Нейтральные:
Рыжие, с косичками, конопатые, безволосые, с пышными причёсками, задумчивые, мечтательные… — всех черт, которыми наделены детские персонажи колоды Персона не перечислить. Одной-двух черт достаточно, чтобы проекция произошла.
77 карт портретной колоды из набора Персониты более чем достаточно для того, чтобы подобрать карту для любого детского образа.
Цели применения
Карты служат агентами бессознательных чувств не только для клиента, но и для терапевта. Вполне возможно, что карточная терапия представляет собой нейро-биологический межсубъективный сценарий, в котором впечатления и реакции на карты происходят между правым полушарием клиента и правым полушарием терапевта. Метафорическая иллюстрированная карта может служить здесь как средство эмпирического невербального объединения и терапевтического вмешательства. Терапевт использует их, чтобы помочь клиентам определить их уникальные способы борьбы со стрессом, кризисами и травмами.
Метафорические карты, в частности, помогают справляться с потерей. Когда печаль блокирует словесное выражение чувств, метафорические карты часто помогают освободить их. Они позволяют клиентам поддерживать определенный уровень расстояния между собой и болезненными событиями и защищать себя при входе в зоны личной боли.
Некоторые колоды карт
ОH — универсальная колода, содержит картинки и рамки со словами. Persona и Personita — для работы с субличностями. На картах изображены лица. ECCO — для тех, кто быстро придумывает истории. Помогает достать из подсознания самую суть текущего процесса. Saga — разрешает рассказывать сказки нашей жизни и помогать строить будущее. Mythos — сюжеты и картинки для раскрытия образов. Morena — дает ресурсы, чтобы преодолевать препятствия. Настраивает на позитив. Cope — колода для работы с посттравматическими элементами. Позволяет вытащить переживания из сундука прошлого-проработка детских травм. И много других видов.
Как это было
Ну, сначала вам надо прийти к психологу со своей бедой. И тут специалист вам предлагает три стратегии работы:
Стратегия открытая – все карты сразу же выложены изображениями кверху. Психолог начинает задавать безобидные вопросы, довольно общие, а вы выбираете карты как бог на душу положит
В эту минуту между вами возникает абсолютное доверие, столь важное для успешной терапии. Вы расслабляетесь, перестаете бояться себя самого и положения, в котором оказались.
Стратегия закрытая – как при гадании, когда карты лежат изображениями внутрь, самих картинок вы не видите
Тут уж пациент не просто доверяет, а проникается интригой и видит едва ли не божественное вмешательство во всем, что происходит. Но и чувствует он себя гораздо тревожнее.
Стратегия комбинированная – первую карту берете открыто, остальные из закрытой колоды.
Запрос
Дело в том, что получение “ценного” для психотерапии материала из психики с помощью метафорических карт требует наличия трёх компонентов:
- Случайная карта.
- Человек с 5-тью навыками для каждого способа извлечь материал.
- Запрос.
Новый элемент, о котором я ещё не говорил, это запрос.
Запрос — это чёткий, лаконичный вопрос, который формулируется перед началом работы, ответ на который вы хотите получить в сознании при помощи метафорической карты.
Ни у вас, ни у меня в моём примере с картой клоуна запроса не было.
Напомню, что в моём примере игры “Искренний разговор обо мне” запрос звучал так: “Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?” Поэтому ответы оказались такими конкретными и ценными.
Чтобы убедиться как наличие запроса меняет дело, повторим предыдущее упражнение, но теперь заранее сформулируем запрос. Например используем стандартный запрос из техники-игры “Искренний разговор обо мне”:
“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”
Ответ возникаем мгновенно: я иногда веду себя как клоун в компаниях. Да не иногда, а постоянно такая фигня. Вдруг делаюсь таким весёлым, всех смешу. Да шутки и проказы из меня просто фонтаном бьют. А всё дело в том, что я смущён. Каждый раз, когда вокруг есть другие малознакомые люди мне делается как-то тревожно и неловко. Вот это напряжение я и пытаюсь разрядить всех смеша. Просто быть спокойным, быть самим собой с другими людьми я не могу.
Это ещё одна особенность извлечения материала если есть чётко сформулированный запрос — ответ появляется очень быстро, и это не пять ответов по одному на каждый способ, а один конкретный ответ на конкретный запрос.
У меня сперва возникло восприятие клоуна на арене, а потом возникла метафора — так я же тоже порой клоунствую!
Этот материал ценен?
Конечно да! Старательный психолог может полгода семью кормить за счёт такого клиента!
Теперь вы:
“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”
Ответ:…
Согласитесь, новый материал оказался более “заряжен”. Тут уже есть с чем поработать психологу.
Именно наличие запроса делает возникающий материал ценным, уточняет что конкретно останется в сознании из всей массы возможных ассоциаций, проекций, восприятий и т.д., которые потенциально могут возникнуть при взгляде на конкретную метафорическую карту. Если есть запрос, в нашем сознании возникает не 5, а только один фрагмент материала, и он на самом деле важен.
Тут настало время поговорить про означивание.
Задайте вопрос
Сначала формулируем запрос. Имеем в виду, что работа с метафорическими картами это не гадания, поэтому бессмысленно и неправильно задавать вопросы, подразумевающие однозначные и определенные ответы, например: удастся ли мне взять кредит? Повысят ли меня в должности? Кто станет моим мужем? Ответ-то вы, может, и получите, но это будет гаданием на кофейной гуще, не более того.
Метафорические карты это способ найти ответ в себе же, в своем подсознании, исходя из своих возможностей, ресурсов и причин проблем, которые мы сами же и создали в своей жизни.
Поэтому вопросы будем задавать так:
Что мне поможет достичь цели?
Что мне нужно осознать, чтобы найти выход из ситуации?
Над чем мне надо поработать в себе, чтобы отношения изменились к лучшему?
Что послужит мне ресурсом?
Что поможет мне сделать свои усилия более эффективными?
Какой опыт я получаю благодаря происходящему в моей жизни?
Принцип работы с метафорическими картами основан на методе ассоциаций, то есть каждый в одной и той же картинке увидит что-то свое, и это будет соответствовать его состоянию, представлениям о мире, жизненному опыту.
Как разобраться в своей денежной ситуации?
С помощью специального МАК-расклада онлайн вы
-
сможете понять, как видит деньга ваше подсознание,
-
как деньги видят вас,
-
и что сделать, чтобы улучшить свою денежную ситуацию!
Для этого перейди в расклад «Я и деньги».
Выразите намерение вытащить карту своего отношения к деньгам, затем — карту, как деньги относятся к вам.
Проанализируйте, что это за отношения!
О том, как это сделать — смотрите в видео-обзоре. Также вы найдете там практику, которая поможет вам проработать свои денежные блоки.
АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ-ДИАГНОСТИКА С ПСИХОЛОГОМ ПО ЛЮБОЙ ПРОБЛЕМЕ!
Прямо сейчас анонимно и абсолютно бесплатно я помогу вам за 20-30 минут разобраться в вашей ситуации и понять, что делать!
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ ОХ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОЛОДЫ
Колода Ох была создана в 1975 году канадским художником и профессором искусствоведения Эли Раманом. В то время он жил со своей семьей на побережье Тихого океана в канадском штате Виктория в городе Нью-Джерси, занимаясь преподаванием в местном университете.
Будучи идеалистом, Элли Роман верил, что искусство может изменить мир к лучшему. В связи с этим его беспокоила недоступность искусства обычным людям, для которых оно создавалось.
В частности живопись была недоступна в прямом и переносном смысле.
В прямом — чтобы увидеть картины, как минимум, нужно было идти в галереи, заплатить за это деньги. В переносном — смыслы, вкладываемые художниками в их творения, были непонятны обывателям. Они банально не умели думать, извлекать идеи художников из изображений.
Первое препятствие удалось преодолеть благодаря увлечению Эли Романа карточными играми. Его озарило, что картины нужно делать небольшими, карточного формата — тогда люди смогут носить их в кармане в большом количестве, обращаясь к ним в удобное время.
В 1975 году он создал колоду карт, на которых были нарисованы его живописные произведения. Так зародилась колода Ох.
Скоро к колоде с изображениями добавилась рамочная колода со словами. Эти карты должны были служить как бы подсказками для того, какой смысл можно найти в изображении из первой колоды. Этим Элли Роман хотел преодолеть второй фактор, делавший искусство недоступным. Слова для колоды подобрал психотерапевт Джозеф Шлихтер.
Колоде дали название “Oh”. Именно это Элли Роман часто слышал от людей, которых озаряло понимание связи между картой-рамкой и картой-изображением.
Ох карты впервые издали в Канаде в 1981-ом году, однако особого интереса у публики на тот момент они не вызвали.
В 1983 году Элли Роман познакомился с путешествовавшим по Канаде Моритцем Эгетмайером:
Последний быстро понял, что игры — далеко не самое ценное, для чего можно использовать колоду. На самом деле, Ох — отличный инструмент для проведения психотерапии.
Эгетмайер и Эли Роман заключили договор, по которому первый получал право продвигать Ох карты в Европе.
Поначалу выходило это со скрипом. Типографии сомневались в возможности извлечь финансовую выгоду из производства колоды, поэтому в 1985-м году Моритцу Эгетмейеру пришлось основать собственное издательство.
Параллельно с продвижением нового инструмента в психотерапию, возникали новые идеи того, как ещё можно использовать карты. Например рассказывание историй, поиск ресурсов, работа с последствиями травмы, стресса, работа с субличностями. Под каждую из этих задач издательство Моритца Эгетмейера начало создавать специализированные колоды.
Так колода Ох породила ещё 16 колод, а с ними и сам жанр метафорических карт вообще.
А теперь поговорим непосредственно о наборе. А именно о маленькой колоде с изображениями..
Значение метафорических карт
Закон метафорических карт – сама карта ничего не обозначает, на ней находится то, что видит клиент. Методически метафорические карты связаны с тестом Роршаха, в котором испытуемому следует в чернильных пятнах рассмотреть изображение. Конечно, каждый человек начинает рассказывать о себе, видя то, что его волнует. Со временем направление развилось в целый класс проективных техник, которые легко обходят сопротивление клиента, решают проблему вербализации проблемы.
Метафорические карты помогают работать, когда человек даже вообще не находит, что сказать о своих эмоциях, расфокусирован, не может осознать, отчего ему плохо. Описывая карту за картой, например, по технике шести карт, когда нужно описать каждое изображение в привязке к выложенному к нему слову, клиент обычно к шестой карте сам понимает, в чем заключается его проблема, над чем стоит работать, какова его основная тема. Поскольку методика проективная, работа с метафорическими картами имеет большой плюс – не происходит ретравматизации. Человек всегда рассказывает о карте как о неком предмете, который находится снаружи, ему не нужно погружаться в свои переживания. Не стоит путать метафорические карты с гаданием, картами Таро и другими эзотерическими методиками.
Метафорические карты сами ничего не открывают, кроме того, что содержится в бессознательном самого человека, а потому они могут помочь в вопросах о поиске внутренних решений и ресурсов, но не могут ответить, сбудется ли что-то извне без вмешательства субъекта и его психических сил. Для устранения ассоциации с картами Таро некоторые психологи даже начали называть метафорические карты проективными карточками.
Метафорические карты также редко используются для психодиагностики по причине соответствия закону, что метафорическая карта сама не несет никакого значения, кроме того, какое в ней видит клиент.
Проекция
С помощью проекции я извлёк материал из своей психики рассматривая вторую метафорическую карту в моём примере игры в “Искренность”:
Сперва, как я уже написал выше, с помощью процесса восприятия я различил объекты, которые изображены на карте: человек свернувшийся в углу комнаты.
Затем возникла проекция — мне показалось что человек на карте переживает отчаяние, ему кажется, что он потерпел полное поражение, не справился с жизнью. Он чувствует, что обречён, больше у него нет сил на то, чтобы встать и продолжать пытаться всё изменить.
Всё это проекция.
На самом деле я не знаю, что он чувствует и какова его ситуация. Также это может быть человек в тюрьме, который спит в углу камеры или ребёнок в процессе игры в прятки, который считает до пятидесяти не глядя на комнату, пока его друзья залезают под кровать и становятся за занавески. Это может быть женщина, мужчина, ребёнок, старик, клерк, полицейский, ему/ей может быть холодно, больно, грустно, он/она плачет — вариантов море.
Но в моём сознании первой появилась версия именно про отчаяние, печаль и бессилие изменить свою жизненную ситуацию.
Знаете почему я выдал именно такую версию?
Потому что когда-то я вот так сидел между кроватью и стеной уткнувшись в свои колени и переживал полное разочарование и потерю сил.
Проекция — психологический процесс, в результате которого человек приписывает другим живым существам его собственные мысли, чувства, мотивы, действия и помещает их в жизненную ситуацию из своего личного опыта.
Проекция — это тоже предположения, делаемые мозгом о реальности, как и восприятие. Но это предположения только о людях и происходящих с ними событиях.
Клиент проецирует в двух случаях:
- Когда клиент говорит что-то о мыслях, чувствах, мотивах человека на метафорической карте.
- Когда клиент говорит что-то неочевидное из картинки на карте, что-то отсутствующее на ней о месте, времени, происходящих событиях и обстоятельствах изображённой ситуации.
Человека легко спровоцировать на проекции если задать ему вопросы вроде:
Кто эти люди на карте?
Что происходит?
Что привело к этой ситуации, что было прежде?
Что будет дальше, чем всё закончится?
Что чувствуют действующие лица?
Что думают действующие лица?
Опиши это место, то, чего не видно на карте.
Ответить на эти вопросы можно только с помощью проекции. Например:
— Что видишь на карте?
(восприятие) — Два человека. Они обнимаются.
— Кто они?
(проекция) — …Друзья.
— Что происходит?
(проекция) — Они прощаются на перроне вокзала. Тот, что в зелёном, уезжает служить на Дальний Восток.
На первый вопрос ещё можно извлечь ответ с помощью восприятия, но когда вопросы начинают задаваться о том, чего нет на карте, отвечать иначе как проецируя, невозможно.
Ещё пример:
— Что видишь на карте?(ответ извлекается с помощью восприятия).
(восприятие) — Мужчина и мальчик. Мужчина сидит на корточках.
— Кто эти люди?
(проекция)— …Отец и сын.
— Что происходит?
(проекция) — Отец немного пьян. Почему-то он раздражён на мальчика. Мальчик этого не видит, дурачится, пытаясь бороться с отцом.
— Что будет дальше?
(проекция) Отец его ударит всерьёз и скажет чтобы тот больше никогда не поднимал на него руку, даже в шутку.
Материал для ответов о чувствах, мыслях и мотивах людей на картах люди берут из так называемой модели психического устройства других людей, который сформировался в их психике в процессе жизни. Благодаря этой модели и самому процессу проекции существует такое явление, как эмпатия — понимание чувств, мыслей и мотивов действий других людей.
Материал для ответов о месте, времени, происходящих событиях и обстоятельствах изображённой на карте ситуации человек берёт из модели мира в целом.
О том, что такое модель психического и модель мира мы поговорим позже.
Важно!!! При задавании клиенту вопросов о карте, отвечая на которые он начнёт проецировать, частенько может возникнуть сопротивление. Человек воспринимает вопрос буквально и не понимает как можно ответить о том, чего нет на метафорической карте
В таком случае попросите его отвечать быстро, не думая, первое, что приходит в голову как только он слышит вопрос. Получив ответ таким образом человек обычно удивляется, но запоминает этот способ и дальше проблем уже не возникает.
Основные психологические законы
В метафорическом методе срабатывают фундаментальные законы психологии, о которых нужно знать:
- закон проекции: карты провоцируют формирование определенной цепочки ассоциаций, которые соответствуют вашему внутреннему наполнению;
- закон диссоциации: человеку удается посмотреть на себя со стороны и оторваться от субъективности и привычных заблуждений;
- закон метафоры: за счет образности получается охарактеризовать происходящее без однобокости и примитивности. Человек наполняется новым смыслом;
Гадание на картах Таро на любовь и отношения |
Многие мужчины неохотно открываются в любви и не готовы на откровенные и искренние беседы о своих чувствах. Их просто не воспитывали в таком ключе. Поэтому лучше не давить, а использовать простой и точный расклад «Что думает обо мне мужчина» и узнать всю правду. |
Удивительно, как некоторые отношения продолжают существовать, хотя в них давно нет любви. Это просто привычка. Чтобы не оказаться в такой неприятной позиции и не тратить зря время, выполните онлайн гадание на чувства мужчины. |
Как работать с метафорическими картами?
В процессе работы психолог как ведущий задает наводящие вопросы, клиент отвечает, описывает картинку, вербализируя и осознавая затем и свои психические содержания, перенесенные на нее. Например, клиент обратился с пожеланием найти свое предназначение. Психолог предлагает ему произнести свой вопрос и вытянуть одну картинку из набора «Персона». Клиент переворачивает ее и видит человека с неоднозначными эмоциями. Психолог просит описать, кого он на карте видит, рассказать, каков этот человек. После того психолог предлагает клиенту проанализировать, насколько описание человека на картинке соответствует самой личности клиента, какова схожесть.
Если же он увидел на картине что-то очень неприятное для себя, вызывающее дискомфорт – сразу можно проработать эту проблему, найти для нее ресурс. Например, черные волосы для клиента проассоциировались с тяжелым характером, тогда психолог предлагает ему выбрать из следующей колоды «Персона» еще одну карту для решения этой проблемы, высказав вслух перед этим пожелание найти ресурс, который наиболее полно сможет помочь. Например, это оказывается карта с человеком, закрывшим лицо руками. Клиент описывает его как играющего в прятки, ведущего сейчас в игре, он находится в состоянии сосредоточенности, ожидания, какое все мы испытывали в детстве.
Если этого клиенту не хватило – он может выбрать другие картинки в открытую. Например, для уверенности в себе он останавливается на изображении ныряющего на фоне солнца и прекрасной погоды человека. Он целенаправленный, тело его излучает силу и расслабленность, он хорошо себя чувствует и наслаждается своим телом. Карту можно расположить даже поверх ранее вытянутой карты, вызывающей дискомфорт, будто перекрывая ее.
Описав ресурсную карту, ее можно отложить и снова взглянуть на первую карту, вызвавшую ранее неприятные ассоциации. Психолог просит клиента посмотреть, что на ней изменилось. Удивительно, но то, что не нравилось, будто смягчается – некрасивые волосы становятся вполне привлекательными, колючий взгляд добреет. Клиент уже сообщает, что у человека на карте появилась уверенность, он идет в правильном направлении.
Часто на сессиях картинка меняется буквально на глазах. Если выражение лица клиент видел напряженным, глаза печально закрытыми, то после взаимодействия с картой, добавления сил и ресурсов, других состояний – клиент видит спокойствие, даже какую-то радость, расслабление, происходят сразу изменения в лучшую сторону. Как только он начинает работать с картами – он будто дает команду подсознанию, которое воспринимает образы картинок и уже на сознательном уровне возвращает ответ, вследствие чего происходят жизненные изменения.
Метафорические ассоциативные карты
Аббревиатура МАК расшифровывается как «метафорические ассоциативные карты». Они напоминают игральные карты или открытки с яркими изображениями. На них чаще всего изображают животных, пейзажи, различные предметы и их сочетания, абстракции и узоры. У человека картинки вызывают ассоциации, поэтому карты «ассоциативные». Кроме того, карта – это метафора того, что волнует человека, чего он боится или желает, поэтому карты «метафорические».
Значимость данных карт заключается в том, что они помогают понять чувства и мысли, которые человек не может описать. Эти карты могут использоваться человеком самостоятельно для самоанализа. Обучение этому делу не отнимает много времени. Но чаще всего карты применяются профессиональными психологами, которые помогают проработать человеку его переживания.
МАК-терапия в психологической практике сегодня используется все чаще. С помощью различных наборов карт проводят психологический анализ, закрывают гештальт, выполняют психологический синтез и многое другое. Также МАК часто совмещают с арт терапией.