Характеристика и способности личности

Определение

Сам термин «личность» возник в античные времена. Тогда повсеместно были распространены театры, в которых каждый актер для своей роли имел собственную маску, отражающую его суть. Она называлась латинским словом persono, «говорить через отверстие». Тем самым, персона — определенный тип человека, персонаж, обладающий собственными характеристиками и действиями.

Позднее в Древнем Риме термин персона использовался уже более широко и означал лицо, отвечающее перед законом. Кстати, рабы не были «персонами» и не считались личностью.

С точки зрения различных подходов и исследований даются совершенно разные определения личности и её свойств. Например, биологический или медицинский подход подразумевает, что личность это генетические предпосылки, филогенетические и онтогенетические особенности в сочетании с приобретенным в течение жизни опытом и поведенческими особенностями.

Социальный подход рассматривает личность, как продукт влияния культуры, социальной среды, определенной социальной роли и их влияния на развитие. И психометрические и экспериментальные исследования говорят о личности только после изучения различных её свойств, отражающих её структуру, измерения различных показателей и наблюдений.

Как происходит развитие свойств личности

На развитие психических свойств личности влияют как наследственные факторы, так и приобретенные во взаимодействии с социальным окружением.

В раннем детстве развитие личности представляет собой динамичный процесс усвоения социальных, этических, поведенческих норм. Ребенок должен овладеть умением подчинять свое «хочу» требованиям социальной среды. Социальная среда, в которой развивается ребенок, играет огромную роль в формировании личностной индивидуальности человека. На этом этапе определяющее значение имеет семья (а в дальнейшем еще дошкольные учреждения и школа), ее воспитательные методики, морально-нравственные принципы, которые она прививает.

Следующим важным моментом является активность ребенка в освоении социальных и поведенческих норм. При этом необходимо учитывать, что эффективность усвоения зависит от практических навыков, тренируемых в специально смоделированных ситуациях.

Исследования показали, что в каждом ребенке изначально заложена способность к развитию. А ее движущей силой является необходимость в удовлетворении потребностей. В процессе удовлетворения потребностей развиваются такие свойства личности как способности и характер, а они в свою очередь формируют новые потребности. Происходит своеобразное движение по спирали, поднимая ребенка на более высокий уровень развития личностных свойств.

Критерии сформировавшейся личности

Прежде чем проводить исследования личности, следует определиться с критериями, которым должна соответствовать сформировавшаяся целостная личность. Общего подхода к данному понятию нет, однако принято наиболее достоверными считать критерии В. В. Петухова, который утверждает, что личность:

  • должна быть способной к творчеству;
  • может быть множественной при одновременной целостности;
  • постоянно развивается.

Л. И. Божович подошел к вопросу проще, выделив для личности всего два критерия: умение расставлять приоритеты, жертвуя своим «хочу» ради «надо», а также умение руководить своими действиями, ставя перед собой цели и преодолевая препятствия.

Подходящие профессии

Люди с повышенной сенситивностью испытывают трудности при работе в команде. Их эффективность в той или иной сфере труда гораздо выше, если они работают одни. Им не свойственно часто менять место работы, стремиться к быстрому продвижению по карьерной лестнице. В профессиональной сфере для них главное – это стабильность и комфортные условия труда.

Сезитивность обеспечивает успех индивиду в таких профессиях, как:

  1. Психотерапевт или психолог. Эта черта личности обеспечивает психотерапевту умение замечать и своевременно корректировать процессы в группе, анализировать установки и ценностные ориентации клиентов, оказывать клиентам помощь в решении внутриличностных конфликтов.
  2. Дизайнер. Повышенная чувствительность помогает человеку подбирать удачные цветовые решения, составлять композиции.
  3. Флорист. Умение считывать эмоциональное состояние человека по мимике и жестам поможет сензитиву составлять такие букеты, которые будут нравиться заказчику.
  4. Инженер. Склонность обдумывать мельчайшие детали поможет сензитиву учесть все нюансы при разработке сложного чертежа или проекта. Аналитический ум и обостренное чувство ответственности помогут человеку стать мастером своего дела.
  5. Фотограф. Умение видеть то, чего не видят другие, поможет сензитиву делать атмосферные фотографии. Его услуги будут пользоваться спросом.
  6. Художник, музыкант или писатель. Тонкая душевная организация впечатлительного человека станет источником вдохновения для создания шедевров живописи, музыки или литературы.
  7. Ветеринар, биолог или зоолог. Развитая интуиция и природная чуткость помогут сензитиву не только успешно лечить животных, но и получать удовольствие от своей работы.
  8. Бухгалтер, переводчик или финансист. Такие профессии требуют внимательности и сосредоточенности при работе со знаками. Эти качества у сенситивов хорошо развиты.

Психические состояния

Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качество функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.

Классификация психических состояний

1) Мотивационные состояния:

— желания;

— интересы;

— влечения и др.

2) Эмоциональные состояния:

— настроение;

— депрессия;

— эйфория;

— стресс и др.

3) Волевые состояния:

— решительность;

— инициативность и др.

4) Состояния разных уровней организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности):

— сон;

— дремота;

— гипноз и др.

Психические состояния являются относительно устойчивой совокупностью всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Они характеризуют состояние психики в целом. Психические состояния, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. Так, состояние депрессии обычно может длиться годами (продолжительное состояние), а гнев обычно проходит быстро (кратковременное состояние); бывают слабо выраженные состояния (легкая тоска), а бывают сильные, глубокие состояния (страстная любовь); психическое состояние сна направлено на расслабление организма и восстановления сил, а психическое состояние решительности направлено на достижение поставленной цели.

Разнообразные виды психологических состояний тесно связаны друг с другом, что порой очень сложно разъединить некоторые состояния. Например, состояние напряженности очень часто тесно связано с состояниями утомления, монотонности труда, агрессии и др. А состояние расслабленности связано с состояниями удовольствия, сна, усталости и т.д.

Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и регулярно повторяясь, могут стать частью личности, т.е. ее психическим свойством. Также они могут способствовать или тормозить деятельность.

Понятие способностей

Способности – это особые свойства личности, позволяющие человеку достигать успеха в конкретном виде деятельности. Способности формируются на основе природных задатков. Особенности функционирования мозга, степень чувствительности анализаторов являются главными задатками развития способностей.

Уникальная способность

Уровень развития способностей человека определяет успешность выполнения им той или иной деятельности. В школьных классах учитель именно по уровню развития способностей делит учеников на слабых и сильных. В производственном коллективе уровень развития способностей определяет скорость продвижения по карьерной лестнице. В спортивной секции тренер на основе развития способностей юных спортсменов собирает команду для участия в соревнованиях.

Интересно. Обладая разным уровнем развития способностей, люди используют отличные способы достижения цели, методы решения задач. Посредством способностей человек может переносить полученные навыки из одной сферы применения в другую, используя проверенные средства для разных практических задач.

Общие и специальные способности

Психофизиологи классифицируют способности на общие и специальные. Общие способности необходимы для успешного овладения такими навыками, как чтение, письмо, счет, навыки самообслуживания. Специальные способности определяют успех человека в творческих видах деятельности и спорте.

Важно! В основе развития специальных способностей лежат общие способности. Не овладев общеучебными навыками, ребенок не сможет состояться в творческой деятельности

Что такое сензитивные периоды

В педагогике, педагогической и возрастной психологии есть определение сензитивный период – это временные рамки, когда какое-либо качество или психическое свойство развивается лучше. Периоды:

  1. 0-4 месяца. Ребенок реагирует на звуки, учится распознавать и воспринимать речь, совершать персональную двигательную активность (перевернуться, держать голову).
  2. 1-1,5 года. Начало развития языковых навыков, запоминание первых слов, звукоподражательные процессы.
  3. 2-2,5 года. Очень быстро накопление и расширение словарного запаса. Научение правильно выражать свои эмоции, чувства, желания. Первоначальное освоение грамматических норм родного языка.
  4. 2,5-3 года —  ребенок начинает думать и проговаривать свои мысли вслух. В речи может проскакивать некоторая эгоцентричность, но для такого возраста это считается нормой.
  5. 3,5-4 года. Ребенок употребляет словесные конструкции осознанно, способен вести осмысленную беседу, отвечать на вопросы.
  6. 4-4,5 года – умение использовать слова для решения проблем. Например, если ребенку хочется поиграть с чужой игрушкой, он уже не будет ее отбирать и драться, а сможет попросить ее.
  7. 5 лет – интерес к буквам и письменной речи. Ребенок учится распознавать буквы на письме, постепенно учится читать и писать.
  8. 5-6 лет – сензитивный период для освоения фонетики, грамматики и других языковых структур. Также в этом возрасте происходит начальное освоение правил письменной речи. Формируется любознательность и активность, ребенок подражает в поведении значимым взрослым.
  9. 6-10 лет – благоприятное время для учебной деятельности. Дети открыты для всего нового и непознанного ранее, мозг очень податлив и пластичен. Младшие школьники учатся считать и писать на более серьезном уровне, осваивают мыслительные процессы, логические связи. Появляется выраженное чувство долга, стремление к достижению успеха. Развиваются навыки коммуникации в коллективе.
  10. В подростковом возрасте у человека формируется самооценка, он начинает активно познавать себя и искать свое место в жизни. Также не менее активно развиваются навыки коммуникации и социального взаимодействия. В некоторых сферах жизни подросток экспериментирует с целью поиска себя. Периодически ему хочется вставать на лидерские позиции, например, в группе сверстников.
  11. Ранний юношеский возраст – сензитивный период для формирования жизненных ценностей, приоритетов и ориентиров. Человеку хочется быть ближе к людям, выстраивать коммуникации.
  12. Период ранней взрослости сензитивен для построения карьеры, любовных отношений, получения серьезного образования.
  13. Средняя взрослость характеризуется упорной работой над собой, ведением разнообразной и зрелой жизни. Семейные отношения, как правило, уже выстроены, человек испытывает удовлетворенность от них. Появляется желание обучать и воспитывать новое поколение.
  14. В позднюю взрослость человек оценивает общую картину прожитой жизни, подвергает ее спокойным, взвешенным оценкам. Учится принимать прожитую жизнь такой, какая она есть, примиряется с неизбежным, задумывается об уходе из жизни.

Характер и его черты

Черта характера – важная часть личности, это стабильное качество, которое определяет взаимодействие человека и окружающей реальности. Это определяющий метод разрешения возникающих ситуаций, поэтому психологи рассматривают черту натуры, как прогнозируемое личностное поведение.

Разнообразие характеров

Особенности нрава человек приобретает в процессе всего жизненного срока, нельзя относить отдельные черты натуры к врожденным и характерологическим. Чтобы проанализировать и дать оценку личности, психолог не просто определяет совокупность индивидуальных особенностей, но и выделяет отличительные их признаки.

Именно черты характера определяются как первенствующие при изучении и составлении психологической характеристики личности.

Но, определяя, оценивая человека, изучая черты поведения в социальном плане, психолог использует и знание содержательной направленности натуры. Оно определяется в:

  • сила-слабость;
  • широта-узость;
  • статичность-динамичность;
  • цельность-противоречивость;
  • целостность-раздробленность.

Такие нюансы и составляют общую, полную характеристику определенного человека.

Специальные профессиональные качества

Каждое из этих свойств рассматривается в соответствии с профессиональной значимостью. К примеру, человеку, не способному различать цвета (дальтонизм), противопоказано вождение. Ведущим экономистом не возьмут человека, с низким показателем числовой способности.

Также необходимо перечислить такие качества личности, без которых овладение профессиями в принципе будет невозможно:

  1. Свойства индивидуально –типологического характера (выносливость, физическая сила, лабильность нервной системы) – проще говоря, стрессоустойчивость.
  2. Аналитические свойства, позволяющие со временем приобретать уникальные способности. Пример: «технический слух» – умение без приборов, только в опоре на опыт понять причину неисправности механизма.
  3. Внимательность – впрямую зависит от заинтересованности и желания человека иметь актуальную информацию о действительности, адекватно ее оценивать.
  4. Психомоторика – особые свойства и восприятие человека, которыми он руководствуется при выборе направления действий для осуществления поставленных целей. К ней же относят скорость анализа и умение быстро анализировать ситуацию и принимать решения. Как показывает практика, это умение хорошо тренируется..
  5. Мнемические качества. Связаны с памятью. Профессиональная память тоже свободно тренируется.
  6. Особенности имажинитивные – способность к воображению и сложным мыслительным процессам
  7. Волевые качества – не для каждой профессии они обязательны, но они всегда необходимые для преодоления сложностей в процессе работы.

Свойства личности в психологии

Люди различаются между собой тем, как они решают жизненные проблемы, как проявляют себя в деятельности, каким образом взаимодействуют в обществе. Эти отличия взаимосвязаны с личностными характеристиками. Психологи говорят, что основные свойства личности – это устойчивые психические характеристики, влияющие на поведение человека в социуме и на его деятельность.

Психические свойства личности

В психические свойства входят такие психические процессы:

  1. Способности. Под этим понятием подразумевают особенности, качества и умения, которые позволяют учиться выполнению конкретной деятельности и эффективно ее реализовывать. Качество жизни человека зависит от того, насколько им осознаются собственные способности и применяются на практике. Неиспользование способностей приводит к их уменьшению и к появлению депрессивного состояния и неудовлетворенности.
  2. Направленность. Эту группу составляют такие движущие силы личности: мотивы, цели, потребности. Понимание своих целей и желаний помогает определиться с вектором движения.
  3. Эмоции. Под эмоциями понимают психические процессы, отражающие отношение человека к ситуациям или к другим людям. Большая часть эмоций отражает удовлетворение — неудовлетворение потребностей и достижение — недостижение целей. Небольшая часть эмоций связана с получением информации (интеллектуальные эмоции) и с соприкосновением с предметами искусства (эстетические эмоции).

Психологические свойства личности

Кроме названных выше, индивидуально-психологические свойства личности содержат в себе и такие компоненты:

  1. Воля. Волевые качества – это способность сознательно контролировать свои действия, эмоции, состояния и управлять ими. Волевое решение принимается на основе анализа разных потребностей, после чего некоторые потребности ставятся выше других. Результатом такого выбора становится ограничение или отторжение одних желаний и выполнение других. Во время выполнения волевых действий человек может не получать эмоционального наслаждения. Здесь первое место занимает удовлетворение морального плана от того, что получилось преодолеть низшие желания и потребности.
  2. Характер. Характер складывается из набора личностных качеств, особенностей взаимодействия с обществом и реакций на окружающий мир. Чем лучше человек понимает отрицательные и положительные черты своего характера, тем эффективнее он сможет взаимодействовать с социумом. Характер не является константой и поддается корректировке в течение жизни. Изменения в характере могут происходить как под влиянием волевых усилий, так и под давлением внешних обстоятельств. Работа над своим характером называется самосовершенствованием.
  3. Темперамент. Под темпераментом подразумевают устойчивые характеристики, обусловленные строением нервной системы. Различают четыре типа темперамента: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Каждый из этих видов имеет свои положительные характеристики, которые следует учитывать при выборе профессии.

Эмоциональные свойства личности

Эмоции и личность психология рассматривает в непосредственной взаимосвязи. Многие поступки осознанно или неосознанно совершаются именно под влиянием эмоций и чувств. Эмоции различают по таким характеристикам:

Сила эмоциональной возбудимости – этот показатель говорит о том, какая сила воздействия необходима, чтобы у человека возникла эмоциональная реакция.

Устойчивость. Эта характеристика говорит о том, сколько времени будет держаться возникшая эмоциональная реакция.

Интенсивность самого чувства. Возникающие чувства и эмоции могут быть слабыми, а могут захватывать человека целиком, проникая во всю его деятельность и мешая жить обычной жизнью. В таком случае говорят о появлении страсти или аффективного состояния.

Глубина

Данная характеристика свидетельствует о том, насколько важно для личности возникшее чувство и насколько сильно оно будет влиять на ее поступки и желания.

Социальные свойства личности

Все свойства личности, которые помогают ей контактировать с окружающим обществом, относятся к социальным. Чем больше личность направлена на общение, тем лучше у нее развиты социальные качества и тем более она интересна обществу. Люди интровертированного типа обладают слаборазвитыми социальными навыками, не стремятся к общению и могут вести себя при социальных контактах неэффективно.

К социальным качествам личности относятся:

  • коммуникабельность;
  • сочувствие и сопереживание;
  • открытость для общения;
  • инициативность, предприимчивость;
  • лидерские способности;
  • тактичность;
  • толерантность;
  • идейная убежденность;
  • ответственность.

Психологические исследования личности

Все методы исследования делятся на 4 категории, объединенные каким-то общим подходом к изучению личности.

  • Наблюдение. Основные способы оценки личности заключаются в осмотре, опросе как самого человека, так и его окружения, чтении истории болезни, если таковая имеется, чтении дневников или автобиографий. Последние два источника, как показывает практика, являются очень ценной информацией.
  • Эксперимент. Включает в себя различные исследования с помощью аппаратуры. Также возможны моделирования каких-то экстренных или имеющих значение для конкретного человека ситуаций для оценки его психического состояния.
  • Опросники и другие подобные методики. Позволяют оценивать множество критериев: мотивацию, целенаправленность, самооценку, силу воли и т.д.
  • Проектирование. С помощью методик данной области определяется личность в целом, без выделения ее отдельных критериев.

Однако в практике активно используются все 4 метода, которые к тому же могут перемешиваться, дополняя друг друга, поэтому их разделение является условным.

Это интересно

Экспериментальный метод подвержен массовой критике из соображений гуманности, однако его результаты всегда оказываются наиболее достоверными и интересными для науки. Например, Стенли Шахтер провел очень любопытный эксперимент, в ходе которого было выяснено, что в экстренной, угрожающей жизни ситуации человек предпочитает находиться не один, несмотря на понимание совместной гибели. Дальнейшее проведение исследования показало, что человек предпочитает находиться рядом с тем, кто переживает те же страхи или эмоции, что и он. То есть в угрожающей ситуации человеку нужен не просто друг, а «страдающий» друг.

Так о чем говорил Гиппократ?

Согласно учениям Гиппократа, темперамент – это определенное поведение человека, которое связано с преобладанием в его организме конкретной жидкости. Он считал, что наличие слизи (лимфы) в большом количестве определяет степень уравновешенности личности, т.е. чем больше лимфы, тем спокойнее человек.

Высокая концентрация желтой желчи делает человека импульсивным, черной желчи – грустным и меланхоличным, а крови – энергичным. Исходя из этих данных, Гиппократ выделил четыре типа темперамента, которые объясняют поведение человека:

Сангвинистический темперамент: тот, кто обладает этим типом темперамента, отличается активностью и уравновешенностью. Это увлекающая личность, которая охотно принимает участие в различных событиях. Ей свойственны быстрая смена эмоций, яркая мимика и пантомимика, выразительный смех. Сангвиники обладают высоким порогом чувствительности, поэтому не реагируют на отвлекающие факторы (звук, свет)

Люди такого типа темперамента отличаются работоспособностью и энергичностью, они легко приспосабливаются к новым условиям благодаря своей гибкости и быстро переключают внимание с одного дела на другое. Также они отличаются быстротой реакции, которая выражается в движениях, речи, и любят яркие впечатления

Это типичные экстраверты. Доминирующая жидкость – кровь.

Холерический темперамент: холерики обладают высокой реактивностью, из-за чего часто бывают вспыльчивы, импульсивны, несдержанны. В отличие от сангвиника такие личности менее гибкие, поэтому стремятся быть стабильными во всем и с трудом переключают свое внимание. Доминирующая жидкость – желчь.

Флегматический темперамент: люди такого типа темперамента отличаются активностью и уравновешенностью. Мало, что может вывести их из себя и заставить выразить свои переживания. Они неэмоциональны, рассмешить или заставить заплакать их будет очень трудно. У флегматиков мимика и жесты однообразны и практически ничего не выражают. Они с трудом адаптируются к новым обстоятельствам и переключают свое внимание. Такие люди живут «внутри себя», им трудно заводить знакомства, не любят быть в центре внимания, флегматики – интроверты. Доминирующая жидкость – слизь.

Меланхолический темперамент: меланхолики отличаются малой реактивностью и высокой чувствительностью. Таких людей легко обидеть, они могут расплакаться даже по незначительному поводу. У них маловыразительная мимика, тихий голос, медленные движения. Меланхолики быстро утомляются. Такие люди неуверенны в себе, им крайне трудно адаптироваться в новой обстановке, хотя в привычных кругах могут быть очень общительными и тактичными. Как правило, это интроверты. Доминирующая жидкость – черная желчь .

Наверняка, читая описания каждого типа темперамента, вы находили что-то схожее со своим характером. Встретить, например, сангвиника иди холерика в чистом виде практически невозможно, т.к. каждая личность – сочетание всех четырех типов темперамента.

При этом есть всегда один доминирующий тип, а все остальные дополняют его. Если в человеке присутствуют все четыре типа темперамента примерно в одинаковой пропорции, такую личность называют тетравертом. Для наиболее точного определения типа темперамента достаточно пройти личностный опросник Ганса Айзенка или Павловский опросник темперамента («Опросник Стреляу»).

Структура

Психологическая структура личности строится на нескольких основах — характер, темперамент, способности. Направленность личности состоит из потребностей, мотивов, интересов, идеалов, склонностей.

От направленности зависит уровень развития человека, его активность. Главный компонент направленности — мировоззрение. Оно представляет собой систему взглядов, направленных на осознание общества, природы, различных явлений.

Темперамент

Темперамент — набор свойств, позволяющих определить динамику протекания психических процессов. Зависимо от особенностей темперамента, человек изменяет поведение в различных ситуациях. От вида темперамента зависит скорость реакции индивида на различные события.

Гиппократ разделил темперамент на 4 группы:

  1. Сангвиники — легкий тип индивидов, которые легко заводят новые знакомства, справляются с неприятностями, сложными ситуациями. Связано это с их оптимистичным настроем, хорошим чувством юмора. Такие люди легко переносят изменения, ставят перед собой цели и без труда их достигают.
  2. Холерики — несдержанные, вспыльчивые индивиды. Имеют устойчивые интересы, которые превозносят над ценностями других. Часто проявляют агрессию к окружающим, но вспышки гнева быстро проходят.
  3. Меланхолики — ранимые люди, которые большую часть времени проводят внутри себя. Из-за небольшого энергетического запаса, быстро устают. Редко достигают поставленных целей. Долго переживают утраты, ошибки.
  4. Флегматики — хладнокровные люди, не склонные к проявлению активных действий. Умеют терпеть, редко встревают в конфликтные ситуации. Медленно приспосабливаются к изменениям в жизни, но при сосредоточении, могут показать высокие показатели в работе.

Характер

Характер — совокупность индивидуальных черт. Существует несколько групп характера:

  • отношение, которое проявляет человек к окружающим — пренебрежение, злость, почтение, забота, неуважение;
  • первооснова субъекта — смелость, скрытность, неуверенность, искренность;
  • черты характера, определяющие отношение индивида к самому себе — самокритичность, заносчивость, самолюбие, кротость;
  • отношение к трудовому процессу — проявление лени или повышенной активности.

Существует две группы свойств характера:

  1. Нормальные — естественные для любого субъекта.
  2. Аномальные — проявляются в форме психических заболеваний. Например, чрезмерная подозрительность, которая постепенно переходит в паранойю.

К аномальным свойствам можно отнести ревность, которая может стать причиной развития синдрома Отелло.

Способности

Способности — задатки, которые даны индивиду с рождения. Развить их можно изучая конкретное направление, выполняя определенные действия. Измеряются способности понятиями гениальности, таланта, одаренности:

  1. Гениальность. Высшая ступень таланта, которая достигается в результате активного развития.
  2. Талант (второе название — потенциал). Полноценно раскрывается только при активном труде над способностями при наличии одаренности.
  3. Одаренность. Задатки, которыми индивид наделен с рождения.

Способности можно разделить на две группы:

  1. Элементарные — субъект видит цвета, слышит звуки, распознает запахи.
  2. Сложные — они связаны с каким-либо направлением изучения, деятельностью. Они могут быть музыкальными, художественными, математическими. Индивид не может родиться с развитыми сложными способностями, но у него могут быть задатки к направлению, которое будет легко даваться в обучении.

Если у человека дар к науке, в процессе обучения он будет показывать хорошие результаты.

Компоненты структуры личности

Определение 11

Способностями называют индивидуальные психологические наклонности, которые способствуют успеху в том или ином виде деятельности: учебе, спорте, искусстве.

Опыт, который приобретен индивидом, вбирает в себя умения, знания, навыки, привычки, личностную культуру.

Определение 12

Знания – это те сведения, что человек получил в идеальном воспроизведении в языковой форме о практическом преобразовании реального мира.

Определение 13

Навыками называют такие действия, которые доведены до автоматизма, они выполняются всегда быстро и правильно.

Фотограф обращается с фототехникой, используя навыки. Навыки образуются вследствие многочисленных повторений одного и того же действия. Навыки можно классифицировать по профессиональным признакам (школьные, спортивные, трудовые) и по степени усвоения (сложные, простые, комплексные, разрозненные). Навыки образуются в зависимости от степени сложности, но на их образования влияют также возраст, темперамент, состояние нервной системы исполнителя.

Определение 14

Умения – это, когда человек способен выполнить свою работу в любых условиях, причем сделает это эффективно и быстро.

Умения формируются постепенно, они шлифуются, оттачиваются в процессе деятельности, процесс завершается профессиональным мастерством.

Определение 15

Привычка – это тоже навык, он сформирован на положительном эмоциональном фоне. Это действие, которое стало потребностью.

Здесь главную роль отдадим профессиональным привычкам: привычке содержать рабочее место в чистоте, никогда не опаздывать на работу. Такие привычки облегчают трудовую деятельность. Существуют вредные привычки, по сути, заболевания: алкоголизм, наркомания.

Определение 16

Личная культура – то, что индивид осознает, как ценности. Это качества ума, характера, памяти, которые приобретены человеком в процессе воспитания и образования.

В понятие «личная культура» можно включить творческие наклонности, эрудированность, знание языков, художественный вкус, чувство меры, аккуратность, деликатность, вежливость. Культура личности зависит от уровня развития индивидуальных способностей, изучения культурного наследия, степени социализации.

Значение психологической характеристики в жизни

Психологическую характеристику важно использовать при определении тактики воспитания детей и подростков, прививании навыков практической деятельности. При этом можно формировать интерес к общественно полезным направлениям, важным для общества

Имея представление о предрасположенности у ребенка к какой-либо деятельности, заботливые родители никогда не упустят шанс развить у ребенка творческие либо иные способности.

Руководитель компании, стремящийся сформировать деятельный трудовой коллектив, своевременно должен учесть индивидуальные психологические особенности набираемых сотрудников, получить представление об их психической характеристике. В таком коллективе сформируются правильные коммуникативные связи, общие усилия будут направлены на достижения результата.

Характер и его классификация

Характер состоит из устойчивых черт, которые объясняют поведение и особенности деятельности человека. Типология характера человека проявляется в его работе, общении с людьми, почерке.

Проявление характера в общении

В психологии существует несколько научных подходов к пониманию характера:

  • Конституционно-биологический подход. Основателем данной концепции является Э. Кречмер. Согласно его воззрениям, характер представляет собой совокупное сочетание особенностей телосложения и темперамента человека.
  • Психоаналитический подход. Данную характерологическую теорию разработали мастера психоанализа З. Фрейд, К.Г. Юнг и А. Адлер. Проявления характера они объясняли наличием у человека бессознательных влечений.
  • Идеологический подход. Автор данной концепции – Робек, который полагал, что характер формируется в результате того, что человек подчиняет свои желания установленным правилам и нормам общества. Кроме того, Робек полагал, что социальное положение личности во многом определяет его характерологические черты.

Занимаясь изучением структуры характера, Б.Г. Ананьев выделил в ней такие компоненты, как направленность личности, уровень развития коммуникативных навыков, привычки, особенности эмоционально-волевой сферы.

Н.Д. Левитов полагал, что характер образуется на основе отношения человека к обществу и другим людям, к самому себе и своей деятельности, вещам.

Сходство разных подходов усматривается в том, что все исследователи с уверенностью заявляли о том, что характер зависит от условий жизни человека и его темперамента. Основу характера составляют устойчивые черты, которые человек может принимать и осознавать, а может и отрицать или не осознавать.

Внимание! В отличие от типа темперамента, характер не является врожденным свойством личности, он формируется в процессе жизни

Подведем итог

Реалии сегодняшней жизни таковы, что волей-неволей человеку приходится воспитывать в себе сильную личность. Оно и понятно: тот, кто обладает твердым характером, стойкостью и умеет постоять за себя, легче достигает результатов и быстрее приспосабливается к обстоятельствам, чем тот, кто постоянно сетует на жизнь, перекладывая ответственность за свои поступки на других, и подвержен страху любых изменений.

Человек по своей природе – уникальное творение. У каждого из нас есть свои плюсы и минусы, черты характера, убеждения. Не стоит думать, что сильные люди не имеют недостатков, у них тоже есть слабые стороны, но они умеют над ними работать.

Помните, вам подвластно все. Вы можете пройти через любые препятствия, воплотить в жизнь самые заветные мечты, главное – ежедневно работать над собой, прокачивать свои преимущества, превращать недостатки в достоинства, уважать себя и свое мнение и не бояться идти вперед. Дерево не становится крепким сразу, оно тоже когда-то было тонким стеблем со слабой корневой системой, как и все мы. Мы не рождаемся с внутренней силой. Мы сами зарождаем эту силу внутри себя.

Удачи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector