Психология: разгадай себя и других

Наиболее значимые отрасли в психологии

  1. Педагогическая психология — одна из отраслей общей психологии, которая исследует вопросы воспитательного процесса и обучения новым навыкам. Главная задача данного направления — найти приемы и методы построения наиболее эффективного образовательного процесса посредством индивидуального подхода.
  2. Возрастная психология выделяет этапы, по которым проходит развитие человека и изучает закономерности каждого из этапов.
  3. Дифференциальная психология изучает особенности психики групп и индивидов в отдельности, а именно: их отличительные черты и сходства.
  4. Политическая психология исследует жизнь людей, занимающихся политикой, с точки зрения психологического аспекта.
  5. Психология искусства исследует психологические аспекты влияния искусства на человека и на социум.
  6. Психология труда изучает виды деятельности человека в процессе труда как отдельный психологический элемент: определяет необходимые личностные качества для той или иной деятельности; исследует способы повышения производительности труда, взаимоотношения в коллективе, вопросы профессиональной пригодности и мотивации.
  7. Юридическая психология исследует психологические особенности отношений подсудимых и работников правоохранительных органов. Также изучает противоправную деятельность и способы ее предупреждения.
  8. Практическая психология — одна из самых крупных сфер общей психологии, которая строится на всех основных отраслях и занимается вопросами диагностики.

Общая психология — понятие, объемлющее основы для развития своих элементов структуры, специализирующихся на исследованиях в узкой направленности.

История общества тесно связна с психологической наукой. Развитие высших психических функций напрямую зависело от орудий труда и деятельности, направленной на их изготовление.

Благодаря социологии у общей психологии есть более подробные материалы для изучения человека как существа биосоциального. Общая психология сохраняет самостоятельный предмет своего исследования, несмотря на тесное соприкосновение с другими науками.

Прародителем психологии называют философию. Философские учения способствовали появлению психологических трудов. В изучении личности общая психология опиралась на выводы философов о деятельности человека, его природе сознания и специфике бытия.

В этом видео вы узнаете об основах общей психологии:

Возрастные изменения: физическое и психическое формирование человека

Область изучения отрасли — изменения психики в процессе становления личности. Долгое время предметом изучения было изучение закономерностей развития ребенка, но постепенно раздел науки охватил психологию всех возрастных групп. Он изучает динамику психических процессов, влияние на индивидуальный путь становления в культурно-историческом контексте. Основной тип исследований строится на сравнении свойств отдельных возрастных групп, их различий, появившихся новообразований. Изучение возрастных изменений позволяет создавать прогностические модели взросления, облегчить момент проживания возрастных кризисов.

Практический психолог

Практическая психология – это отрасль психологии, ориентированная на то, чтобы удовлетворять запросы людей по психологической помощи и повышению качества их жизни.  Каждый день ты сталкиваешься с какими-то сложностями. Порой тебе требуется поддержка в виде психологической помощи, чтобы пережить те или иные события. В этом случае тебе поможет практический психолог.

В своей работе он опирается на признанные научные школы мировой психологии, авторские разработки и профессиональный опыт отдельных психологов. Практический психолог работает с конкретными случаями, но при этом обобщенность знаний также имеет значение.

Психологические знания, которые получены в результате практической работы, обобщаются, систематизируются и становятся основой для формирования соответствующих концепций практической психологической работы.

В обязанности практического психолога входит:

  • Психологическое консультирование — это непосредственная работа психолога с людьми, направленная на решение различных психологических проблем;
  • Психологическая диагностика — это оценка и выявление психологических особенностей личности, а также их измерение;
  • Психологическая коррекция — деятельность психолога, направленная на психологическую оптимизацию черт личности человека, либо ее частичное исправление, а также формирование у человека нужных качеств для улучшения социализации и адаптации к окружающей среде;
  • Психологическая профилактика — это ряд мероприятий, проводимых психологом для обеспечения психического здоровья людей;
  • Психологическое просвещение — это формирование у людей положительных установок к психологической помощи и расширение их кругозора в области психологического знания.

Практический психолог поможет тебе разрешить конфликтные ситуации, уладить неурядицы в личной жизни, наладить общение с детьми, корректировать самооценку, развить навыки самоконтроля и саморегуляции, корректировать поведение и многое другое.

Итак, области специализации психологов различны, но все они очень важны. При подборе психолога стоит это учитывать, чтобы психологическая помощь была максимально эффективной.

Области применения прикладной психологии

Сегодня прикладная психология охватывает широкий спектр областей применения. Широкое применение психологии в практике естественным образом привело к развитию таких областей, как:

Психологические службы в школах;

  • Психология управления;
  • Психология чрезвычайных ситуаций;
  • Индивидуальное и семейное консультирование;
  • Профессиональное консультирование и выбор профессии.

Психологические службы в школах. Эта услуга давно и успешно развивается во многих странах.

Его исторические корни уходят в начало 20 века, когда впервые была поставлена задача диагностики степени умственной отсталости, школьной успешности, а также разграничения нормальных детей и взрослых по степени интеллектуального развития. К.М. Гуревич считает, что с созданием так называемой шкалы Стэнфорда-Бинета началось изучение школьной успешности на основе коэффициента интеллектуального развития. По мере совершенствования психологической практики этот критерий стал приобретать универсальный характер и широко использовался в армии, на производстве, при отборе специалистов в различных областях. Настоящая психологическая служба начинается не с сегрегации и классификации учеников, а с психолого-педагогического обследования, интерпретации их результатов и непосредственной психологической помощи ученикам и персоналу школы в области психологии развития. Школьная психологическая служба в США имеет долгую историю и основана на том, что психолог имеет возможность активно влиять на психолого-педагогическое измерение и оценку «школьного функционирования» детей и подростков и обеспечивать их когнитивное, аффективное и социальное развитие.

Перед психологической службой в школе стоит задача не только диагностировать уровень психического развития учащихся, но и разработать рекомендации по психическому развитию ребенка или коррекции этого развития. Процедура диагностической и коррекционной деятельности школьного психолога достаточно сложна и ответственна. Впервые эта процедура была предложена в нашей стране Л.С. Выготским в виде схемы педологического обследования применительно к трудновоспитуемому и аномальному ребенку. Такое тщательное, пошаговое описание диагностической работы психолога можно считать основой для начала функционирования школьной психологической службы в нашей стране. Однако в советский период ее деятельность оценивалась крайне негативно, а однобокое постановление о педологии 1936 года затормозило развитие школьной психологии. Только в конце 1960-х годов начался активный поиск форм практического участия психологов в работе школ и образовательных учреждений.

Практическая психология

Особое место в классификации отраслей психологии отводится практической психологии — системе служб, направленных на оказание населению психологической помощи. Основной целью данного направления является создание во всех сферах жизни подходящих для человека психологических и социальных условий.

В ее структуру входят следующие направления и службы:

  • семьи и социальной защиты;
  • системы здравоохранения;
  • системы образования;
  • управления, политической деятельности;
  • практической юридической психологии и социологии;
  • социально-психологической службы армии;
  • практической психологии труда и профориентации;
  • практической психологии и социологии экономики и бизнеса;
  • психологии и педагогике спорта.

Так как задачи основных отраслей психологии часто пересекаются, а методы оказания помощи нередко совпадают, между ними существуют довольно тесные связи, которые обуславливают более полное изучение предмета исследования в тех или иных условиях.

Экзистенциальная психология

Экзистенциальная психология — это направление в психологии, возникшее в XX веке и изучающее проблемы жизни и смерти, свободы и ответственности, общения и одиночества, а также проблему смысла жизни.

Экзистенциалисты считали, что эти проблемы выполняют динамическую функцию по отношению к человеку — побуждают развитие его личности. Но столкновение с ними болезненно, поэтому люди склонны защищаться от них, что зачастую приводит к иллюзорному решению проблемы.

Представители экзистеализма утверждали, что люди должны начать переоценивать ценности, стараться не совершать тривиальных, типичных, лишенных оригинальности, бессмысленных поступков, глубже понимать смысл жизни в настоящем, стать свободными от внешних и внутренних обстоятельств.

Экзистенциальная психология придерживается точки зрения, согласно которой люди несут значительную долю ответственности за то, какие они есть. Существованию отдается предпочтение перед сущностью, рост и перемены считаются более важными, чем устойчивые и неподвижные характеристики, процесс имеет преимущество перед результатом.

Яркий представитель данного направления — Виктор Франкл, автор логотерапии и экзистенциального анализа, объединенных общим названием Третья венская школа психотерапии.

Франкл считает основной движущей силой личности не потребность раскрыть себя (самоактуализироваться), а потребность выйти за пределы своей ограниченности, «самотрансцендироваться». Это стремление человека может быть названо волей к смыслу

Франкл уделяет особое внимание ситуации смыслоутраты («экзистенциального вакуума») и поиску смысла в безнадежных ситуациях

Еще одним из ярких представителей экзистенциальной терапии является Джеймс Бьюдженталь, который назвал свою терапию жизнеизменяющей.

Центральную позицию Бьюдженталя можно сформулировать следующим образом: при определенных условиях почти любое действие может вести клиента к усилению работы с субъективностью; искусство терапевта как раз и состоит в способности адекватно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию.

Именно для становления этого искусства психотерапевта Бьюдженталь описал 13 основных параметров терапевтической работы и разработал методику развития каждого из них.

Теоретическим и идейным лидером экзистенциальной психотерапии принято считать выдающегося американского психолога и психотерапевта Ролло Мэя. Вслед за К. Роджерсом он внес решающий теоретический и практический вклад в становление психологического консультирования как полноправной специальности.

Мэй уделял особое внимание изучению феноменов страха и тревоги, первым указав, что высокая тревожность не обязательно является признаком невроза. Он разделял тревожность на нормальную и невротическую. Причем нормальная тревожность нужна человеку, так как держит его в состоянии бдительности и ответственности

Мэй считает, что осознание человеком свободы выбора повышает у него чувство ответственности, которое, в свою очередь, неизбежно вызывает тревожность — озабоченность за эту ответственность выбора

Причем нормальная тревожность нужна человеку, так как держит его в состоянии бдительности и ответственности. Мэй считает, что осознание человеком свободы выбора повышает у него чувство ответственности, которое, в свою очередь, неизбежно вызывает тревожность — озабоченность за эту ответственность выбора.

Невротическая тревога — это неадекватная реакция на объективную угрозу; такая тревога подразумевает подавление и является скорее разрушительной, чем конструктивной. Если нормальная тревога ощущается всегда, когда ценности подвергаются угрозе, то невротическая тревога посещает нас в том случае, если поставленные под сомнение ценности на деле являются догмами, отказ от которых лишит наше существование смысла.

Мэй выделяет три типа онтологической вины, соответствующих ипостасям бытия-в-мире.1. Umwelt, или «окружающей среде», соответствует вина из-за разделения, преобладающая в «развитых» обществах, вызванная разделением человека и природы.2. Второй тип вины происходит из нашей неспособности правильно понимать мир других людей (Mitwelt).3. Третий тип основан на отношениях с собственным «я» (Eigenwelt) и связан с отрицанием нами своих возможностей, а также с неудачами на пути их реализации.

Таким образом, Мэй считал, что задача психотерапевта состоит в помощи человеку при осознании причин его тревоги, зависимостей, мешающих свободному развитию и самосовершенствованию. Свобода связана с гибкостью, открытостью, готовностью к изменениям, что помогает человеку осознать себя и выстроить адекватный своей индивидуальности образ жизни.

Система психологических наук

Для решения своих проблем современная психология широко использует достижения других наук точно так же, как знания психологии используются этими науками. Выстраивается своеобразная двусторонняя система наук, использующих психологические знания.

Еще Платоном была создана одна из первых классификаций наук, дававшая схему всех научных знаний того времени. Она была построена по образу и подобию структуры психологии – структуры познавательных способностей человека:

  • Диалектика – ум, как искусство соображения;
  • Физика – чувственное познание, восприятие;
  • Этика – воля и стремление.

В структуре классификации Гегеля психология занимает место на ступеньке саморазвития духа:

  • Субъективный дух в форме индивидуального сознания;
  • Антропология как проявление естественно-душевного состояния;
  • Феноменология рассматривается как сознание, проявляющееся во внешнем действии;
  • Психология как духовная субстанция, мыслящая и воплощающая содержание.

В системе О.Конта, а это уже классификация XIX века, места для психологии вообще не было. Она занимала в это время промежуточное положение между биологическими и социальными науками. И только в конце XIX века она попала в состав наук.

Безусловно, очевидная истина лежала в основе такого решения – психология являлась одним из аспектов любого знания по той простой причине, что:

  • Во-первых, благодаря своему объективному содержанию;
  • Во-вторых, благодаря своему внутреннему строению в соответствии психологическим моментам научного анализа идей, концепций и теорий процессов познавательной деятельности человека.

Практически ни одна наука, будь то математика, физика, логика ни в своих методах и теоретических структурах не зависят от психологии. Овладеть этими структурами возможно при непосредственном влиянии человека на предметы и явления, а изучить эти влияния и деятельность человека в развитии знаний может только психология.

Надлежащее место занимает психология в классификации наук, предложенной Б. Кедровым. Его схема представлена в виде треугольника, вершинами которого являются науки:

  • Естественные;
  • Социальные;
  • Философские.

Имеющиеся между ними связи подчиняются следующим принципам:

  • Субординации развития от низшего уровня к высшему уровню;
  • Принцип объективности, расположение наук должно идти так, как предметы их исследования;
  • Следование законам развития науки и знаний, выработанных ими.

Таким образом, получается, что внутри треугольника располагается психология и создает тесные связи с тремя группами наук. Уточняя положение психологии в схеме, Б. Кедров подчеркивает, что психология внутри треугольника располагается не симметрично вершинам, а ближе к философским наукам, потому что мышление, например, является предметом не только психологии, но еще и диалектики и логики.

Исследуя поведение и психику человека с точки зрения их биологической организации и внешней социальной среды, психология будет тесно сотрудничать с естественными и общественными науками.

Неразрывна связь психологии и медицины, по той простой причине, что многие заболевания имеют психологическое происхождение, и результаты психологических исследований могут оказать огромную помощь при их лечении.
Следует назвать такую научную область как психиатрия, относящуюся к клинической медицине, раскрывающей причины и формы нарушения психической деятельности и особенности протекания психических заболеваний.

Большую возможность предоставляют психологии общественные науки, они помогают правильно подходить к пониманию психики и сознания человека с теоретической точки зрения. Психология ориентируется в первую очередь на философское учение о человеке.

Высшие психические функции человека в своем формировании опирались на такие исторические достижения цивилизации, как орудия труда и знаковые системы, поэтому психология опирается на данные истории общества и его культуры.

Сам термин «психологическая наука», предмет которой психологические явления, объединяет систему знаний. Это тот теоретический аспект, под которым данная наука рассматривает изучаемые ею объекты.

Психология стимулируется практикой, где ставятся свои цели и задачи, формулируемые как проблемы и конкретизируемые в темах исследования. В связи с этим появляется целый ряд частных наук и их отраслей. Отнести психологию к разряду только естественных или только общественных наук ничем не оправдано, поэтому сегодня всем уже ясно, что психология занимает промежуточное место между естественными и общественными науками.

Методы психологии

Все применяемые в психологии методы делятся на две большие группы:

  1. Эмпирические. Данная группа включает сбор и интерпретацию имеющихся фактов, статистический анализ больших объемов данных и поиск закономерностей.
  2. Экспериментальные. Эти методы основываются на искусственном моделировании различных ситуаций в исследовательских целях. В данную группу входят, например, социальные эксперименты.

С целью сбора данных, пригодных для исследования и анализа, применяются такие методы как:

  • наблюдение – изучение эмоций и реакций человека;
  • самонаблюдение – осмысленное изучение собственного восприятия, эмоций, реакций, желаний и прочих психических процессов;
  • собеседование – беседа с человеком, позволяющая получить от него информацию, недоступную для наблюдения;
  • эксперимент – целенаправленное моделирование ситуации, позволяющей получить необходимую информацию о психике испытуемого;
  • опрос – выявление индивидуальных психологических особенностей испытуемого при помощи заранее сформулированных вопросов;
  • тестирование – оценка психологических качеств при помощи заранее подготовленных тестов, для которых уже разработан механизм интерпретации реакций и ответов испытуемого;
  • биографическое исследование – анализ жизненного пути человека, позволяющий определить особенности его психики, построить относительно точный прогноз на дальнейшую жизнь и дать рекомендации по её улучшению.

В прикладной психологии перечисленные методы обычно комбинируются, чтобы провести максимально точный и всесторонний анализ психики испытуемого. Например, практически каждый человек хотя бы однажды устраивался на работу и проходил при этом собеседование и тестирование. А психотерапевты комбинируют такие методы как собеседование, наблюдение и биографическое исследование, а также предлагают клиенту провести самонаблюдение в определенных ситуациях.

Вызов врача психиатра

В медицине, особенно военной, хорошо известен следующий принцип: в первую очередь осматривают тех, кто меньше кричит и просит о помощи. Связано это с тем, что человек, находящийся в состоянии шока, беспомощности или угнетенного сознания, ввиду тяжести повреждений не в состоянии попросить о помощи. И если упустить момент, дело может закончиться летальным исходом. Все медики знают: самые тяжелые больные о помощи не просят. Они молчат.

Психиатрия не является исключением из общего правила. В первую очередь помощь нужно оказать тем самым больным из последней категории: молчаливым, депрессивным, находящимся в состоянии острого бреда или острого галлюциноза; одиноким дементным больным, закрывшимся в своих жилищах и неспособным по своему состоянию себя обслуживать. Поэтому, если кто-то из ваших соседей или знакомых внезапно пропал — очень может быть, что с ним приключилась беда и ему требуется профессиональная медицинская помощь. 

Часто оказать эту своевременную помощь психически больному человеку людям мешает элементарный страх («да ну его, еще набросится»), брезгливость или предубеждения. В связи с этим главное, что нужно помнить: психические больные — такие же люди, как и все остальные. Такие же, но постоянно живущие в экстремальной ситуации, которую им создало их психическое расстройство. Они, так же как и остальные, если бы это было в их власти, выбрали бы спокойную адекватную жизнь. Вед абсолютно никто не хочет иметь проблем — ни с врагами, ни со здоровьем. Как раз с целью решить свои проблемы психически больные люди и борются с теми кознями судьбы, которые, как они видят, выпали на их долю. А эти «козни» как раз и есть проявления психического заболевания: «голоса» врагов; преследователи, стучащиеся в двери и угрожающие расправиться; окружающие, которые замышляют в отношении них нечто нехорошее, и так далее. И даже если мы решим помочь, то побеседовать о том, голоден ли человек, здоров ли, давно ли спал в последний раз может с первого раза не получиться, поскольку все мысли и чувства его сосредоточены на избавлении от нависших над ним угроз.

Врачам психиатрам ежедневно приходится беседовать с такими пациентами. Бывают ситуации, когда без медикаментозного лечения оказать помощь невозможно. Поэтому в ситуациитяжелого психического расстройства лучшее, что Вы можете сделать для себя или своего близкого — получить консультацию врача психиатра.

Знаменитые психологи и их теории

На сегодняшний день наука активно развивается. Поэтому сейчас существует множество теорий. Давайте рассмотрим наиболее популярные из них.

Психолог Сущность теории
Зигмунд Фрейд Разработал теорию сознательного и бессознательного. По его мнению, за каждой психической патологией стоит взаимосвязь сознательных и бессознательных элементов психики человека.
Абрахам Маслоу Разработал знаменитую теорию потребностей человека
Лев Семенович Выготский Он разработал теории влияния коллектива на личность человека, процессы социализации и социального развития, особенности психологического развития личности
Жан Пиаже Создал теорию когнитивного развития личности. Сейчас его труды легли в основу множества методик когнитивной психологии
Эрик Эриксон Наработал четкую и потребную теорию стадий психосоциального развития личности

Таблица теорий знаменитейших психологов и философов

С чего начать изучение

Мы уже рассмотрели, что изучает психология. Но с чего начать новичку? На самом деле можно читать информацию хаотично по интересующим темам, если вы не хотите изучать науку системно. Например, вас интересует, как выходить из конфликтных ситуаций. Поэтому вы читаете соответствующие материалы. Такое изучение, конечно не сделает из вас профессионала.

Если вы хотите более комплексного подхода к изучению, то нужно начать с теоретических основ. Как раз таки надо остановиться на изучении предмета и объекта психологии, задачах, отраслях и разделах. А далее наслаивать на теорию другой материал, более прикладной и практический.

Общий кругозор

Изучение психологии для общего развития – это хорошая идея. Общий кругозор необходимо расширять постоянно. Во-первых, это позволит вам повысить качество вашего самообразования, глубину личности. Во-вторых, вы сможете дискутировать на более широкий спектр тем. В-третьих, это хороший способ самопознания.

Детская психология

Многие молодые родители и будущие мамы часто интересуются тем, как правильно воспитывать своего ребенка. Именно в данной ситуации на помощь приходит раздел детской психологии. Детская психика разительно отличается от взрослой.

Специальные книги и пособия позволяют ответить на многие вопросы:

  1. Как разговаривать с ребенком;
  2. Как выстроить доверительные отношения;
  3. Как пройти кризис определенного возраста (3, 7, 13 лет);
  4. Как объяснить что-то ребенку;
  5. Как ему помочь;
  6. Как любить и показывать любовь по отношению к детям и др.

Психология творчества

Многие творческие произведения воздействуют на психику человека, вызывая у него чувства прекрасного, сострадания, эмпатии, отвращения и др. Поэтому, чтобы картина или фильм достигли своего результата, необходимо понимать как и какими элементами можно воздействовать на психику человека.

Если вы обратите внимание на произведения жанра «хоррор», то увидите особые приемы, которые используются, чтобы создать атмосферу страха, боязни. Это также основано на функционировании нашего мозга и подсознания

Поэтому изучение психологических основ может стать хорошей базой для творчества.

Другой пример – это дизайнеры. У них есть понятие «психология цвета». Психика реагирует на определенные оттенки конкретным образом. Поэтому при создании логотипов, проектов, сайтов, баннером дизайнеры должны руководствоваться основами цветовой психологии.

Психология распространена в дизайне, бизнесе

Психология успеха

Мотивация и уверенность в себе – это двигатели нашего успеха по жизни. Поэтому сейчас на полках книжных магазинов можно часто встретить литературу, которая посвящена тому, как добиться успеха, прибыли, как построить бизнес.

Изучение психологической науки позволяет правильно выбрать метод достижения целей и результатов. Можно найти множество методик для визуализации своей мечты, для проработки неуверенности и др. Это действительно позволяет достичь успеха, так как все идет из нашей головы.

Саморазвитие

С помощью знаний психологии вы можете проработать собственные конфликты и проблемы:

  1. Чрезмерное чувство собственного достоинства;
  2. Эгоцентризм;
  3. Чрезмерный альтруизм;
  4. Неуверенность;
  5. Замкнутость;
  6. Проработать негативные черты характера;
  7. Понять, какие отношения тянут вас назад и выйти из них;
  8. Правильно отстаивать свои личные границы;
  9. Защищать свои интересы и желания;
  10. Самоувжение и уважение от другх.

Психоз

В отличие от неврозов, в случае психоза – пациент не осознает своего состояния; находится вне реального мира и не может нормально функционировать при ухудшении симптомов. Психическое заболевание очевидно для окружающих пациента, но пострадавший не осознает своего поведения.

Психотические симптомы могут быть вызваны сильным стрессом, использованием запрещенных препаратов, органическими заболеваниями и злоупотреблением алкоголя. Врачи не уверены, что именно вызывает психоз. Вероятно, это результат нескольких взаимодействий, включая гены, травматический опыт, подавленные чувства, семейную ситуацию и химические изменения в мозге. При психических заболеваниях психотические симптомы не позволяют человеку отличить вымысел от реальности.

Характер психоза проявляется маниакально-депрессивными расстройствами (биполярным расстройством) и различными формами шизофрении. При биполярном расстройстве бывают эпизоды мании (когда пациент очень активен, возбужден, также творческий, с высокой самооценкой) и эпизоды депрессии (когда наблюдается падение настроения, низкая самооценка, неуверенность в себе, грусть, потеря интереса, депрессия, снижение энергии).

Биполярное расстройство

Особого внимания заслуживает психическое заболевание – шизофрения. По оценкам психиатров, от него страдает каждый сотый человек в мире. Обычно патология диагностируется у молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет. Это наиболее распространенное психотическое заболевание, при котором пациент не различает реальность и заблуждение. Течение шизофрении у всех разное, но обычно наблюдаются резкие нарушения в мыслях и чувствах, проявляющиеся в поведении, которое окружение находит странным.

Некоторые больные шизофренией слышат голоса. Другие испытывают галлюцинации (зрительные, сенсорные, обонятельные). Шизофреник может чувствовать угрозу или преследование. Существует гонка мыслей, апатия, страх. Психическое заболевание может возникать внезапно или развиваться постепенно.

Изменения в поведении также могут быть симптомом психических заболеваний: новые привычки относительно ритма сна, изменение аппетита, трудности в общении с людьми, членовредительство.

Заключение

Каждому человеку полезно знать, что такое психология и как её методы могут помочь ему в жизни и работе. Да, это сложная и многогранная наука, на изучение которой у специалистов уходят многие годы. Но даже базовые знания в психологии пригодятся каждому. Они позволяют быть эффективнее, лучше справляться с проблемами, улаживать конфликты с друзьями и родственниками. Любой взрослый человек, заинтересованный в саморазвитии, должен изучать психологию, чтобы определять мотивы чужих поступков, находить общий язык с окружающими, а также понимать природу собственных эмоций и переживаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector