Материализм и идеализм в философии

Введение

Самое известное деление философов — это деление на материалистов и идеалистов.  Оно же и самое древнее. Уже Платон делил философов подобным образом.

По мнению А.Н. Чанышева, “Платон был первым философом в истории философии, который понял, что история философии — история борьбы двух видов философов (которые позднее стали называться материалистами и идеалистами). Из философов “одни все совлекают с неба и из области невидимого на землю… утверждают, будто существует только то, что допускает прикосновение и осязание, и признают тела и Бытие за одно и то же”, другие же настаивают на том, что “истинное Бытие — это некие умопостигаемые и бестелесные идеи” (Софист, 246 АВ). При этом Платон говорит о борьбе между этими двумя видами философов: первые всех тех, кто говорит, что есть нечто бестелесное, “обливают презрением”, вторые же не признают тела за бытие. “Относительно этого (т.е. того, что принять за бытие: тела или идеи)между обеими сторонами, — заключает Платон свой рассказ о двух видах философов, — происходит сильнейшая борьба”

Определение и происхождение понятия

Философский материализм

В философии материализм — это учение о том, что нет другой субстанции, кроме материи . Следовательно, он противостоит дуализму, допускающему существование двух различных субстанций: духа и материи. Термин возник во второй половине XVII — го  века для обозначения философии , которые отрицают существование духовных субстанций ( «души») и признает только телесные вещества. Материализм противостоит как дуализму, так и спиритизму , для которых дух составляет субстанцию ​​всей реальности.

Философское значение слова «материализм» исторически первично. Кроме старый смысл упал в неиспользованием, хотя сохранился в английском использовании ( «материалистической», то XVI — го  века, имел в виду аптекаря или химик: тот , кто взял на себя «материалы»), появляется значок прилагательное «материалистические» на французском языке на конец в XIX — го  века и относится к философам , которые утверждают , что исключительное существование материальных образований. Поэтому только ретроспективно мы квалифицируем как материалистические определенные доктрины до использования этого слова, доктрины из которых, по-видимому, восходят к греческой античности или даже к древней Индии.

Материализм и его монизм

Кристиан Вольф , которому мы, вероятно, обязаны первым определением философского материализма.

Первое явное определение философского материализма, по-видимому, было сформулировано поздно Кристианом Вольфом в работе, датируемой 1734 годом: «Мы называем материалистами философов, которые утверждают, что существуют только материальные существа или тела Материализм не допускает только одного вида материализма. вещество. »

Поэтому материализм сначала определяется как монизм материи или физический монизм, который утверждает единство мира, а также его материальный характер. Таким образом, материалистический монизм открыто противостоит дуализму разума и тела, но не плюрализму , поскольку материя состоит из множества тел.

Проблемное следствие этого определения касается статуса мысли. Фактически материализм — это позиция, которая управляет природой ума , понимаемой в его отношении к телу. В частности, он считает, что существование и природа тел не зависят от мысли. Но возникает вопрос, существует ли мысль как материальная характеристика тела, особенно мозга, что равносильно рассмотрению ее как одного из жизненно важных процессов среди других, или же она существует как особое свойство, приписываемое человеку. организация материи.

Онтологическая позиция

Материализм — это онтологическое учение о природе бытия; его не следует путать с научным реализмом или эмпиризмом , которые являются гносеологическими доктринами , основанными на знании. Вообще говоря, материализм отвергает существование души, будущей жизни и Бога. Что касается разума (или психики), он делает его свойством материи или считает, что он не имеет собственной реальности, что он относится к ошибочной концепции человека и живого (см. Элиминативистский материализм ).

На протяжении веков материализм проявлялся в различных формах. В частности, есть наивная и спонтанная форма материализма и механистическая форма, более соответствующая научному реализму. Существуют также редукционистские формы материализма, которые не признают специфики в гуманитарных науках (например, физикализм , биологизм ), и нередукционистские формы, которые признают эту специфику (например , исторический материализм , функционализм ).

Онтологическая позиция, общая для различных форм материализма, может иметь последствия на этическом уровне  : если все является материей, то следует отдавать предпочтение телу, а не какой-то духовной субстанции, такой как душа или Бог. Отсюда это постоянство философского материализма, ведущего к этике, связанной с телом, — этике удовольствия и счастья, — если только эта этика не оправдывает приверженность материалистической онтологии.

Материалистическое определение материи

Как философский вариант, материализм основан на минимальном философском определении материи, которое не зависит напрямую от того, что дано физическими науками , определение, которое сильно изменилось с течением времени.

Материалисты чаще всего определяют материю отрицательно по отношению к понятиям разума или мысли. Таким образом, материя определяется как:

  1. Универсальная реальность, которая не зависит от мысли и, в частности, от нашего представления о ней;
  2. Фундаментальный принцип, который является причиной или причиной появления духа.

Что касается положительных характеристик материи, то их определение — дело естественных наук.

Диалектический материализм

Впоследствии задача соединения диалектики с материализмом была решена К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основой их работ стали диалектика Гегеля и труды французских материалистов 18 века, а также воззрения Л. Фейербаха. Марксу удалось систематизировать уже имеющийся материал, а затем, переведя диалектику в поле материализма, придать последнему целостность самостоятельного и завершенного учения. Диалектический материализм оказал существенное влияние на развитие философии не только в 19, но и в 20 столетии, поскольку именно его возникновение повлекло за собой распространение материалистической концепции на всю историю развития человечества, дав начало историческому материализму.

дальнейшее чтение

  • Бюхнер, Л. (1920). Сила и материя . Нью-Йорк, Peter Eckler Publishing Co.
  • Черчленд, Пол (1981). . Философия науки. Бойд, Ричард; П. Гаспер; Дж. Д. Траут. Кембридж, Массачусетс, MIT Press.
  • Филд, Хартри Х. (1981), «Ментальное представление», в Блоке, Нед Джоэл (редактор), « Чтения по философии психологии» , 2 , Тейлор и Фрэнсис, ISBN. 
  • Фодор, Дж. А. (1974). «Специальные науки», Synthese , Vol. 28.
  • Ла Меттри, Ла Меттри, Жюльен Оффре де (1748). L’Homme Machine ( Человек машина )
  • Ланге, Фридрих А. (1925) . Нью-Йорк, Харкорт, Брейс и Ко.
  • Священник, Стивен (1991), Теории разума , Лондон: Penguin Books , ISBN 0-14-013069-1Альтернативный ISBN  978-0-14-013069-0
  • Шопенгауэр, Артур (1969). Мир как воля и представление . Нью-Йорк, Dover Publications, Inc.
  • Витцхум, Ричард К. (1995) . Амхерст, Нью-Йорк, Книги Прометея.

1.1 Материализм

Материализм (рис.1)
— философское направление, которое исходит из того, что:

мир материален, существует объективно, внесознания и
независимо от сознания;

материя первична — никем не сотворена — существует вечно;

сознание и мышление — это свойство материи;

мир, его закономерности познаваемы.

Рисунок 1 — Материализм

Философы и философские школы, которые отдавали преимущество
Материи, считали ее первичной, а Дух (Сознание) — производным и зависимым от
Материи, назывались философскими школами материализма, или просто — материализмом.

Материализм — философия марксизма, философия Людвига
Фейербаха, французских материалистов 18 столетия, Лукреция Кара, Эпикура,
Демокрита, китайского философа Ван Чуна, индийских философов школы чарваки. Считая
сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение
внешнего мира, утверждая этим познаваемость природы.

В обыденном же мировоззренческом видении материалистами
называют тех, кто при решении какой-либо жизненной проблемы на первое место
ставит материальные интересы, а духовными факторами пренебрегает.

В основе мира лежит материальное начало (причины) — материя,
атом, земля, воздух, и т.д. Оно являются решающими для возникновения и
существования идеального (духовного), так например, материалисты считают:

в природе материальной основой материю; в результате
последующего развития материи через много лет возникла духовная сущность (человеческое
сознание);

в обществе главными движущими силами развития соответственно
— материальную силу общества (экономику), которая и определяет все остальные идеальные
(духовные) сферы — культуру, образование, науку и т.д.

Материализм имеет продолжительную историю. Начала
материализма были в философии Древнего мира. Еще Ф. Милетский (античность) считал,
что все возникает из воды и в неё превращается.

В современном смысле материализм начинает зарождаться с
работ Томаса Гоббса. Бурного расцвета материализм достигает в эпоху
французского Просвещения, но он еще склонён отрицать специфику сложного, сводя
его к простому. Определяющее влияние на европейскую философию он приобретает в
XIX веке.

Основные линии развития материализма представлены наивным материализмом
древней Греции, метафизический материализм нового времени и диалектический
материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

Современные теории

В XX веке в западной философии материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов[каких?] сохранялся интерес и к диалектике.

К материализму часто относят натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть проверено только посредством естественнонаучных методов; неопозитивизм, с самого начала отрицающий объяснение духовно-душевной сущности дел. Однако позитивизм и неопозитивизм материализмом всё же назвать нельзя, потому что обе философские концепции отвергают саму постановку вопроса о самостоятельном существовании какого-либо бытия вне познающего мышления субъекта; считает возможным только анализ ощущений и систематизирующего их языка. Отчасти материалистична также философия Бертрана Рассела и его школы: хотя Рассел и отрицает понятие субстанции, мышление он считает классом событий в мозгу человека.

В современной философии конца XX и начала XXI века материализм представлен философским направлением «онтологической философии», видным выразителем которого является американский философ Барри Смит (англ.). Философский материализм именно потому можно назвать самостоятельным направлением философии, что он разрешает ряд проблем, постановка которых исключена другими направлениями философского познания.

Ещё одной, в принципе, продолжающей и в какой-то мере расширяющей материалистическое представление, концепцией можно назвать принцип семантического экстернализма (англ.), в котором содержание высказывания объясняется как «внешне обусловленное».

Элиминативизм как разновидность материализма критически относится к понятийному аппарату современных научных представлений о психических процессах. Представители элиминативизма считают, что психологические концепции, представления о сознании и соответствующий категориальный аппарат требуют замены новым подходом, который оперирует понятиями нейронных взаимодействий головного мозга. Категории «желание», «мотив», «вера», «понимание» должны исчезнуть из описаний психических процессов, как исчезли в своё время понятия флогистона, теплорода, витализма. Элиминативизм развивался в работах Пола Черчленда и Патриции Черчленд, Дэниела Деннета.

Обзор

В 1748 году французский врач и философ Ла Меттри поддерживает материалистическое определение человеческой души в L’Homme Machine.

Материализм принадлежит к классу монистической онтологии и, таким образом, отличается от онтологических теорий, основанных на дуализме или плюрализме . Для единичных объяснений феноменальной реальности материализм был бы противоположен идеализму , нейтральному монизму и спиритизму . Он также может контрастировать с феноменализмом , витализмом и двухаспектным монизмом . Его материальность в некотором роде может быть связана с концепцией детерминизма , которую поддерживали мыслители эпохи Просвещения .

Несмотря на большое количество философских школ и тонкие нюансы между многими, считается, что все философии относятся к одной из двух основных категорий, определяемых в противоположность друг другу: идеализм и материализм . Основное положение этих двух категорий относится к природе реальности — основное различие между ними заключается в том, как они отвечают на два фундаментальных вопроса: «из чего состоит реальность?» и «как это происходит?» Для идеалистов дух или разум или объекты разума ( идеи ) первичны, а материя вторична. Для материалистов материя первична, а разум, дух или идеи вторичны — продукт воздействия материи на материю.

Материалистический взгляд, возможно, лучше всего понимается в его оппозиции доктринам нематериальной субстанции, исторически примененным к разуму Рене Декартом ; однако сам по себе материализм ничего не говорит о том, как следует характеризовать материальную субстанцию. На практике его часто приравнивают к той или иной разновидности физикализма .

Современные философские материалисты расширяют определение других наблюдаемых с научной точки зрения сущностей, таких как энергия , силы и кривизна пространства ; однако философы, такие как Мэри Мидгли, полагают, что понятие «материя» неуловимо и плохо определено.

В 19 веке Карл Маркс и Фридрих Энгельс расширили концепцию материализма, чтобы разработать материалистическую концепцию истории, сосредоточенную на примерно эмпирическом мире человеческой деятельности (практики, включая труд) и институтов, созданных, воспроизведенных или разрушенных этой деятельностью. Они также разработали диалектический материализм , взяв гегелевскую диалектику , лишив ее идеалистических аспектов и соединив их с материализмом (см. ).

Нередуктивный материализм

Материализм часто ассоциируется с редукционизмом , согласно которому объекты или явления, индивидуализированные на одном уровне описания, если они подлинные, должны быть объяснимы в терминах объектов или явлений на каком-то другом уровне описания — обычно на более ограниченном уровне. .

Однако нередуктивный материализм явно отвергает это понятие, считая, что материальное строение всех деталей согласуется с существованием реальных объектов, свойств или явлений, не поддающихся объяснению в терминах, канонически используемых для основных материальных составляющих. Джерри Фодор аргументирует эту точку зрения, согласно которой эмпирические законы и объяснения в «специальных науках», таких как психология или геология, невидимы с точки зрения фундаментальной физики.

Идеализм

Внутри идеализма выделяют объективный и субъективный идеализм.Различаются эти две точки зрения своим взглядом на существующую материю. Объективный идеализм признает реальный, существующий мир, а наряду с ним и мир идей,некое мировое сознание. Последнее и является формирующим и определяющим все сущее. Те же, кто придерживается субъективного идеализма, считают, что реальность представляет собой лишь наши ощущения и восприятие, и все, что действительно есть, – это наш чувственный опыт, мысли и сознание. Таким образом, внешний мир существует лишь как отражение наших субъективных сенсорных восприятий и переживаний.

Идеализм уходит своими началами вглубь веков, в античную философию. Одним из первых апологетов такого подхода можно назвать Платона (V-IV вв. до н.э.), а среди философов Нового Времени — Лейбница (1646–1716) и Гегеля (1770–1831). Они представляли направление объективного идеализма и признавали наличие некоей души, которая все породила и господствует над всем материальным. Именно благодаря этому идеальному (= нематериалистическому), бестелесному, психическому началу человек способен понимать абстрактные и нематериальные явления, руководствоваться этикой и моралью, испытывать высокие чувства и переживать духовный опыт.

Те философы, которые стояли на позициях субъективного идеализма, настаивали на том, что окружающие нас предметы и мир являются не более чем производными от наших ощущений. К этим философам относились Джордж Беркли (1685–1753), Дэвид Юм (1711–1786), Иммануил Кант (1724–1804) и другие.

Многое в теории идеализма роднит его с религией, и за это он часто подвергался критике. Религиозные и схоластические авторы Средневековья много писали о божественном происхождении всего сущего как творении мышления Бога. Так, идеалистические выкладки в очень большой степени использовались средневековыми схоластами и философами для подтверждения существования бога и религиозных догматов.

Кроме того, другим поводом для критики идеализма становился тот факт, что в нем можно найти продолжение примитивных воззрений мифологического общества. Так, тяготение к анимизму и антропоцентризму высмеивалось противниками идеализма как пережиток первобытного сознания. Напомним, что анимизмом называют представление о том, что все предметы и явления обладают душой, в то время как антропоцентризм – это мировоззренческая позиция о том, что человек является центром мироздания, и мир рассматривается как существующий, в первую очередь, для человеческого блага.

На диаметрально противоположном конце спектра «бытие – сознание» находится материализм. Давайте разберем этот философский принцип освоения реальности.

Материалист. Идеалист.

То, что для идеалиста обязанности, для материалиста конкретная цель в цифрах. В свою систему ценностей он включает только те, что стимулируют его на достижение большей выгоды. Материалист амбициозен и всегда хочет добиться большего, чем у него уже есть и мотивируется фразой: « я МОГУ это сделать!». А все чувства и эмоции, которые мешают, до поры отодвигаются на задний план. Идеалист ставит чувства и эмоции на первое место.

Материалист реально смотрит на вещи и живет в предлагаемых обстоятельствах. Распределяет свои обязанности исходя из даты, сроков, результата. Просто все чего он хочет, имеет денежное выражение. Значит материалист зарабатывает деньги, а если не получается, при крайнем выражении своего типа – ворует, берет взятки. И в этом он честен и перед собой и перед обществом.

Он интересен – этот тип. И достоин уважения. Хотя бы потому, что экономики всех развитых стран держаться именно на материалистах. Их принято называть «средний класс». Раньше в него входили купцы, мануфактурщики. Сейчас – частные предприниматели, топ – менеджеры, известные деятели культуры и шоу-бизнеса.

Ещё раз повторюсь, то, что другие называют обязанности, у материалиста всё оцифровано и выражено в конкретике. Известных фамилий можно перечислить много. Тут и предприниматели прошлого: Щукин, Третьяков, Мамонтов, Морозов. Современники: Б. Гейтс, Д.Сорос, Р. Абрамович. Выражение материалиста «Ничего личного, чисто бизнес». Но вот с литературными героями – материалистами выходит незадача.

Если для идеалиста составить график, наметить цели, определить даты достижения подцелей это обязанности, то для материалиста это смысл жизни. Оказывается, писатели (в массе своей идеологи) их не любят и представляют в отвратительном и смешном виде ( «Скупой рыцарь», «Мертвые души», «Гроза»). Они однобоко представлены как жадные, недалекие, черствые дельцы.

Но материалист живой и нечто человеческое ему не чуждо. Например, купец Лопахин из Вишневого сада А.П.Чехова. Дед и отец Лопахина «были рабами», а он выбился в люди, стал богат. Он сочувствует хозяевам сада, но не понимает их переживаний. Ведь делу еще можно помочь, разбить сад на дачные участки и сдавать в аренду. Зачем нужна красота, если есть нечего? Для Лопахина красиво то, что и глаз радует и доход приносит «Я весной посеял маку тысячу десятин и теперь заработал сорок тысяч чистого. А когда мой мак цвел, что это была за картина!». И здесь нет переживаний, которые испытывает идеалист. Деятельная натура Лопахина очень узнаваема. Именно такие люди, сделавшие себя с нуля, многого добившиеся, но сохранившие душевные порывы становятся меценатами и спонсорами.

Таков О.Тиньков. Торговал техникой, потом создавал пищевые производства, открывал рестораны, развивал одноименную марку пива. Его мотивация понятна как у всех материалистов: «Хотите знать, с чего я начинал? С воли к жизни. Жить я хотел, а не прозябать. Хотел переехать в квартиру, хотел ленинградскую прописку… Все денег стоило». Он не привязывается к своим детищям: создает, развивает и продает с баснословной прибылью. Сейчас Тиньков увлечен электронной банковской коммерцией. Разбогател – и может себе позволить.

Точно также и Лопахин – захотел и купил Вишневый сад. Итак, подводя итог, скажем: материалист этот тот, кто предпочитает больше высокую зарплату и хороший соцпакет, чем воплощение идей, семейные ценности, эмоции как идеалист . Он карьерист, потому что власть приносит деньги. Если нет достойного заработка, он уедет на вахту или откроет свой бизнес, а прибыль вложит в недвижимость и это не обязанности это стратегия жизни.

Материалиста очень просто определить из разговора, если он говорит про:

  • Деньги (сбережения)
  • Деньги (зарплата)
  • Акции
  • Драгоценности
  • Инвестиции
  • Работа
  • Карьера
  • Имущество
  • Бизнес-схема
  • Бизнес-идея
  • Собственный бизнес
  • Бренд
  • Личный автомобиль
  • Собственное жилье
  • Награда
  • Связи
  • Влиятельные друзья
  • Социальный статус
  • Место в иерархии
  • Долги
  • Финансовые обязательства
  • Наследство
  • Коллекция
  • Образование
  • Профессия
  • Опыт
  • Квалификация
  • Достаток
  • Перспективы
  • Бизнес-информация

То перед вами материалист.

У Вас проблемы?Вам нужен психолог? Звоните, пишите прямо сейчас!

Skype OlegVZobninТелефон +7(987) 955–49–56WhatsApp +7(987) 955-49-56Viber +7(987) 955-49-56

Что такое материализм в философии?

Материализм — это направление в философии, согласно которому материя является первопричиной, началом бытия, а сознание и воля выступают только как его следствие, относясь к вторичным понятиям. Термин «материализм» происходит от латинского слова «materialis», в переводе означающего «вещественный».

Основным постулатом материализма является утверждение о существовании абсолютной субстанции бытия, называемой материя. Любая сущность в мире образована посредством материи, а причисляемые к идеальным явления, к примеру, сознание — возникли в процессе взаимодействия материальных сущностей. Данные утверждения распространяются на все окружающее нас и все существующее, включая людей и социум. Следовательно, человек и его сознание также выступают в качестве продукта развития материи, а потому люди могут не только познавать окружающую среду, но и создавать ее.

Для европейского материализма характерны три стадии развития:

  • Первая стадия связана со стихийным материализмом древнегреческих и древнеримских мыслителей (Эмпедокла, Демокрита, Эпикура и др.).
  • На протяжении 16-18 столетий происходило формирование метафизического материализма (под влиянием Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Дидро и др.).
  • К средине 19 века К. Марксом и Ф. Энгельсом были сформированы основополагающие принципы диалектического материализма.

Похожие термины:

  • англ. materialism, anthropologic; нем. Materialismus, anthropologischer. Материализм, усматривающий в понятии человека основную мировоззренческую категорию и утверждающий, что только на ее основе можно разработать систему п

  • англ. materialism, dialectic; нем. Materialismus, dialektischer. Учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления, соединяющее в себе материалистическое понимание действительности с диале

  • англ. materialism, economic; нем. Materialismus, okonomischer. Концепция, рассматривающая экономику как субъект истор. процесса и пытающаяся схематически вывести все явления обществ, жизни из производительных сил и прои

  • historical materialism). Принадлежащая Марксу интерпретация социальных изменений в истории, согласно которой процессы изменений определяются прежде всего экономическими факторами.

  • cultural materialism) (Антропология) — подход (например, работа Марвина Харриса, 1978), заключающийся в том, что подходящими объяснениями многих аспектов человеческой культуры являются материальные факторы.

  • англ. materialism, metaphysical; нем. Materialismus, metaphysischer. Материализм (противоположный материализму диалектическому), отрицающий качественное саморазвитие через противоречия, сводящий разнообразие форм движен

  • англ. materialism, spontaneous; нем. Materialismus, spontaner. 1. В древнегреческой философии -материализм, отождествляющий материю с конкретными формами ее проявления и движения. 2. Ограниченное использование в научном и

  • англ. materialism, vulgar; нем. Vulgarmaterialismus. Материализм, отрицающий специфику сознания, его соц. природу и рассматривающий его как физиологическую функцию организма.

  • исторического развития) органического мира Земли, основанная на воззрениях Ч.Дарвина. Эволюция, по Дарвину, осуществляется в результате взаимодействия трех основных факторов: изменчивости, насле

  • См. МАТЕРИАЛИЗМ.

  • materialistic interpretation of history) — см. Исторический материализм; комическая интерпретация истории.

  • reification) — интерпретация абстрактного общего понятия (например, государства) как «реального», особенно когда оно рассматривается с точки зрения логически неверного действия или заблуждения. Так, ме

  • современное направление в социологической теории, представители которого акцентируют возрастающую роль значимости материальных объектов, влияющих на характер взаимодействия людей, порождая со

  • Система взглядов, исходящая из положения, что способ производства, а вслед за ним и обмен продуктов составляют основу всякого общественного строя. Материалистическое понимание истории предлагае

Диалектический марксизм

Диалектический материализм – это целая совокупность системообразующих принципов:

— единство и целостность бытия как универсальной развивающейся системы, которая включает в себя все формы и проявления действительности от объективной материи до субъективного мышления;

— материальность мира – утверждение, что материя по отношению к человеческому сознанию первична, определяет его и отражается в нем;

— познаваемость мира – мир познаваем, и только производственно-общественная практика является мерой его познания;

— принцип постоянного, непрерывного развития, источником которого является разрешение и возникновение все новых противоречий;

— преобразование мира, так как цель общества состоит в получении свободы, которая бы обеспечила гармоническое всестороннее развитие личности и общества в целом.

Цель материализма диалектического – это стремление к соединению всех достижений диалектики и материализма как методов познания и преобразований реально объективно существующего мира (действительности). От всех предыдущих форм данного учения эта форма отличается тем, что принципы философии распространяются на понимание функционирования и развития общества. Функции его состоят в обосновании синтеза наук для единой картины мироздания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector