Коммуникации: понятие, определение, виды

Коммуникации по каналам общения

Формальные коммуникации  

Формальные коммуникации позволяют ограничивать и упорядочивать информационные потоки. Они устанавливаются следующими регламентами:

  • организационными (к примеру, схема организационной структуры организации);
  • функциональными (к примеру, положением о службах и отделах, включающим раздел «Взаимосвязи между подразделениями»).
  • Формальные каналы коммуникации используются широко в компаниях, имеющих иерархическую организационную структуру управления.

Неформальные коммуникации 

Неформальные коммуникации – это социальные взаимодействия между индивидами, которые отражают выражения человеческой потребности в общении. Неформальные коммуникации дополняют формальные. Неформальную систему коммуникаций в организации называют «виноградной лозой», так как информация в ней зачастую распространяется при помощи слухов. Согласно данным ряда исследователей, слухи на 75%, по меньшей мере, считаются точными.

Слухи являются одним из самых быстрых способов распространения информации. Руководство часто использует данный канал передачи информации в целях изучения мнения работников, их готовности к изменениям и принятию новых элементов (направлений), выявления «узких» мест в менеджменте компании.

Замечание 1

Интересный факт. На «ты» с руководителем

Среди 747 компаний служба исследований HeadHunter провела опрос, для того чтобы узнать, как сегодня принято строить общение у подчиненных и начальников.

В 58% опрошенных организаций принято обращаться официально к руководителю – на «Вы». Менее формальную форму, на «ты», выбрали 36% организаций. В данных компаниях дистанция между подчиненным и начальником не так ощутима, а в коллективе отношения более близкие. Необходимо заметить, что чем выше количество работников организации, тем чаще отношения приобретают формальный характер. Более «простые» и близкие отношения в организациях, которые специализируются на информационных технологиях (на «ты» – 70%). С другой стороны, более официальные отношения на производстве и в многопрофильных холдингах (на «Вы» – 86%).

Большинство опрошенных директоров по персоналу отмечают, что руководитель организации может легко пообщаться с подчиненным на различные абстрактные темы. А в 33% компаний рядовой работник может поделиться с начальником своими проблемами, поговорить о наболевшем с ним по душам. В 17% компаний более жесткий формат общения: подчиненный и руководитель не поддерживают никаких неформальных отношений.

44% опрошенных представителей организаций считают, что неформальные контакты должны непременно должны иметь место в корпоративной культуре компании. Иного мнения 16% опрошенных — во время работы никакого неформального общения они не допускают.

Распоряжения должны быть восприняты как приказ, а не просьба, коммуникации должны быть максимально официального формата. Неформальное общение в добывающей отрасли, например, между подчиненным и руководителем не принято в большинстве случаев. С другой стороны, поговорить о своих проблемах с начальником проще всего сотрудникам образовательной, юридической сфер и услуг для населения. Более «простые» и близкие отношения в организациях, которые специализируются на IT-технологиях (70%). В производстве и многопрофильных холдингах подчиненные с руководством на «ты» практически не общаются (5–10%).

К типичной информации, передаваемой по неформальным каналам можно отнести:

  • грядущие понижения или повышения;
  • изменения в структуре компании;
  • грядущие сокращения и предполагаемая реорганизация;
  • предполагаемые мероприятия по ужесточению контроля за дисциплиной труда;
  • информация о личных делах руководителей и т.п. 

Вербальные коммуникации

Подобный вид общения люди используют практически каждую минуту своей активной жизни. Ведь каждый из нас постоянно обменивается с друзьями и коллегами информацией, кого-то поучает, выслушивает чьи-то мысли т. д. Подобное слушание, а также говорение и понимается под вербальной коммуникацией.

Средствами подобного вида общения являются слово, речь и язык. Последний из них служит средством передачи информации с давних времен. Язык — один из самых основных инструментов различных видов коммуникации. Слова же в этом случае являются знаковыми символами, обладающими одновременно несколькими значениями.

Также вербальная коммуникация невозможна без различных форм речи. А именно устной и письменной, внешней, внутренней и т. д. С помощью речи человек кодирует определенную информацию. Только после этого она подлежит передаче собеседнику.

К видам речевой коммуникации относят устную и письменную форму общения между людьми. Помимо этого, в зависимости от того или иного развития событий, передача информации может иметь признаки монолога или диалога. Чаще всего в повседневной жизни мы сталкиваемся со вторым из этих видов вербальной коммуникации. При этом диалог может иметь различную форму. Так, он бывает:

  • фактическим, когда обмен информацией с собеседником имеет целью только поддержку разговора и не предполагает выслушивания ответа;
  • информационным, представляющим собой активный процесс обсуждения какой-либо темы;
  • исповедальным, который является доверительным видом диалога, служащим для выражения глубоких переживаний и чувств.
  • дискуссионным, возникающим при возникновении противоречий в точках зрения.

Не так часто, как с диалогами, мы можем встретиться в повседневной жизни с монологами. Они, как правило, имеют место при произнесении доклада или лекции.

К основным видам коммуникаций вербального типа, помимо речи, относят также разговор. Что он представляет собой? Это обмен знаниями, мыслями и мнениями с помощью звуковых символов. В данном процессе задействуется двое и более людей, общение которых происходит в непринужденной обстановке. Только в определенных случаях используется подобный тип коммуникации. И виды информации, и освещение проблемы, и пояснение какого-либо вопроса в этом случае представлены в неформальной обстановке. Несколько иное направление характерно для собеседования. Оно также относится к вербальным видам коммуникации, и функции его состоят в передаче информации, касающейся общественных, научных или профессиональных вопросов.

Общение людей может происходить и с помощью диспута. Этот вид вербальной коммуникации является спором на общественно важные, а также научные темы. Жесткие рамки диспута ограничивают общение между людьми.

В вербальных коммуникациях различают также дискуссию. Она, как и диспут, относится к публичной форме передачи информации, но при этом для нее важен конкретный результат. Во время дискуссии происходит обсуждение различных мнений по поводу поднятого вопроса и имеет место предъявление людьми своих позиций и точек зрения. Результатом подобной коммуникации должно стать решение поставленной проблемы.

Еще один вид вербальной передачи информации – спор. Он представляет собой противостояние мнений, выражающихся в словесной борьбе между людьми, каждый из которых отстаивает свою точку зрения.

Функции массовой коммуникации

  1. Информационная. Заключается в передаче аудитории информации. Это увеличивает степень познания индивида, расширяет его представления о мире. Эта функция полезна при условии достоверности передаваемой информации и высокой степени критичности людей.
  2. Регулирующая. Состоит в социальном контроле путем манипулирования и управления сознанием людей. Достигается формированием общественного мнения.
  3. Социализация. Человек, как правило, принимает пропагандируемые в средствах массовой коммуникации социальные нормы, принципы этики и эстетики в качестве должного стереотипа образа жизни, стиля одежды, манер общения и т.д. Таким способом формируются нормы, соответствующие данному историческому периоду.
  4. Культурологическая функция связана с передачей следующим поколениям культурных ценностей. Способствует взаимопониманию представителей различных культур и религий, снятию социальной напряженности.

Паравербальные коммуникации

Смысл речи, которую произнес человек, может меняться в зависимости от того, с какой интонацией им была произнесена та или иная фраза, а также какой тембр голоса был использован для передачи звуковых символов. Исходя из этого, становятся понятны эмоции собеседника, его уверенность или неуверенность и т. д. Подобные средства относятся к паравербальным. Они включают в свой перечень совокупность тех звуковых сигналов, которые сопровождают устную речь и позволяют увидеть в ней дополнительные значения.

Примером паравербальных коммуникаций может служить произнесения фразы с вопросительной интонацией, с сарказмом, с юмором, с отвращением и т. д. То есть в этом случае информация от человека к человеку передается благодаря голосовым оттенкам, которым в языках различных народов придается определенный смысл. При такой речи любое произнесенное слово никогда не станет нейтральным. Причем то, как скажет человек, порой становится более значимо, чем то, что он скажет.

Благодаря чему происходит действие паравербальных коммуникаций? Подобный тип передачи информации использует механизм ассоциаций человека. Именно благодаря ему наш интеллект восстанавливает факты, полученные в прошлом, сравнивая с теми, которые имеются в настоящее время. Эффект произносимой в ходе паравербальный коммуникации фразы достигается благодаря созданию говорящим общего информационного поля взаимодействия. Последнее и позволяет собеседнику понять своего партнера. При этом наибольшего эффекта подобная коммуникация достигает с помощью таких средств:

  1. Скорость речи. При манере разговаривать бойко и оживленно, сохраняя быстрый темп произношения фраз, можно говорить об импульсивном характере собеседника и об его уверенности в собственных силах. И наоборот, медленная и спокойная манера речи укажет на рассудительность, невозмутимость и основательность говорящего. При заметных колебаниях скорости текста можно говорить о легкой возбудимости, неуверенности и неуравновешенности человека.
  2. Громкость. Хорошо слышная речь может свидетельствовать об искренних побуждениях собеседника или о его самодовольстве и кичливости. Тихая речь указывает на скромность, такт и сдержанность или же на недостаток жизненных сил. Значительные изменения громкости произносимых фраз говорят о волнении и эмоциональности собеседника. Исходя из данных коммуникативной практики, усиление эмоциональности речи порой приводит к отсутствию в ней логики.
  3. Артикуляция. При четком и ясном произношении слов можно говорить о внутренней дисциплине человека. Если же речь расплывчата и неясна, то, скорее всего, собеседник уступчив и обладает вялой волей.
  4. Высота голоса. Очень часто фальцет присущ тому человеку, речь и мышление которого более всего опираются на интеллект. Грудной голос служит признаком повышенной эмоциональности. Если человек произносит фразы пронзительно, то это говорит о его волнении и страхе.
  5. Режим речи. При ритмическом повторении произносимых фраз можно говорить о хорошем настроении собеседника, его уравновешенности и богатстве чувств. При угловато-отрывистой манере речи человек выражает имеющуюся у него тревогу.

Все вышеперечисленные средства паравербальной коммуникации призваны вызвать у партнера определенные эмоции, а также ощущения переживания, что и приводит к достижению определенных намерений. Подобные результаты также могут достигаться с применением пауз и кашля, смеха и вздохов, плача и прочих средств общения, для воспроизведения которых используется голос.

Виды коммуникаций в организации

По организационному признаку различают следующие каналы коммуникации:

  1. Формальные (Вертикальные восходящие и нисходящие, горизонтальные)
  2. Неформальные

Формальные каналы коммуникаций определены регламентов руководства. Широко распространены в организациях с иерархической структурой управления. Нисходящие вертикальные каналы это движение информации от руководства к подчиненным. Это могут быть конкретные задачи по выполнению работы, информация по ней, инструкции, обратная связь с подчиненными по результатам деятельности. Восходящие вертикальные каналы это движение от подчиненных к руководству. Выполняют роль получения информации о ходе выполняемой  работы, конечных ее результатах, обратной связи с руководителем, а также мнения подчиненных по актуальным вопросам.

Неформальные каналы коммуникации чаще всего представлены слухами. Это более быстрая передача информации. Руководители часто пользуются этими каналами для изучения мнений сотрудников и их готовности к переменам, слабые места организации. По характеру слухи могут быть положительными (желания и надежды работников), отрицательными (страхи и опасения работников, выражение ненависти к кому-либо или к организации) и нейтральными (предполагаемые изменения в контроле за трудовой дисциплиной, грядущие сокращения, повышения или понижения).

И, наконец, горизонтальные каналы – связь между сотрудниками, выполняющими одного уровню должностные обязанности, с целью координации рабочего процесса.

Основные отличия между коммуникабельностью и коммуникативностью

Как и коммуникативность, коммуникабельность часто тоже понимают, как навык, который обеспечивает корректность и эффективность общения, но между этими двумя понятиями есть большая разница.

  • В первую очередь, это свойство всегда и только человека. Причем свойство положительное. Это глубокая личностная особенность, которая может быть как приобретенной, так и врожденной.
  • Она имеет отношение не к качеству передачи информации, а к качеству общения в эмоциональном плане. Иными словами, коммуникабельность характеризует то, как человек может расположить к себе собеседника, насколько хорошо может произвести на него благоприятное впечатление. Простой пример: коммуникативность и коммуникабельность педагога. Первое выражается в том, насколько точно и полно он передает информацию ученикам, второе характеризует то, насколько хорошо он способен их в этой информации заинтересовать.
  • Коммуникабельный человек — гибкий человек. Он умеет устанавливать контакты с разными людьми в разных обстоятельствах и добиваться результата. За счет харизмы, грамотно поставленной речи, уверенности и других факторов. Это, в первую очередь, умение произвести впечатление, способность сделать разговор не просто информативным, но еще и приятным.
  • Коммуникабельность — это способность именно к конструктивному, приятному и полезному общению. Ее уровень определяет успешность социального и профессионального взаимодействия человека. Многие профессии ее прямо подразумевают: журналист, менеджер, педагог и др.

Модель процесса коммуникаций

Модель процесса коммуникаций представлен на рисунке 1.

 
Рисунок 1 — Модель процесса коммуникаций

Цель коммуникационного процесса состоит в обеспечении взаимопонимания людей, которые участвуют в обмене информацией.

Формулирование идеи. С этого начинается всегда обмен информацией, а также с отбора информации для сообщения. Отправитель принимает решение о том, какую идею он хочет сообщить своему адресату. Это является очень важным в том случае, когда нужно добиться понимания всех работников в технологии решения задачи и решить задачу быстро.

Кодирование информации. Для того чтобы идея была понятна, отправителю необходимо при помощи специальных символов информацию закодировать для того, чтобы ей придать определенную форму.

В качестве таких символов могут быть использованы:

  • жесты,
  • интонации в голосе,
  • графики,
  • различные слова,
  • рисунки.

Выбор канала связи и передача сообщения. Отправителем выбирается канал связи, который соответствует типу символов для того, чтобы закодированное сообщение было доставлено получателю.

В ряде случаев отправитель должен выбирать несколько каналов связи для того, чтобы быть уверенным в доставке сообщения получателю.

Декодирование и восприятие информации представляет собой процесс перевода символов из сообщения в мысли получателя данной информации.

Если символы, которые используются отправителем, для получателя имеют такое же значение, то он верно поймет смысл полученного сообщения и заложенную в данное сообщение идею.

Интерпретации сообщений. На данном этапе получатель и отправитель меняются местами: получатель выступает отправителем, вырабатывая свой ответ, который состоит из его интерпретации полученного сообщения.
Отправка (передача) подтверждения. Разработанный ответ передается по выбранному каналу связи получателю и процесс коммуникаций тем самым замыкается.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Правильная коммуникация позволяет «легко общаться»

Коммуникацию нужно научиться строить. Для этого мы и учимся каким-то правилам построения общения с другими людьми. Всегда интересно наблюдать со стороны за человеком, который «легко общается и с ним приятно».

Коммуникация – это конструктивное и результативное взаимодействие с другим человеком. Оно может быть и в письменной форме, но лучше, если вы видите человека, смотрите ему в глаза, чувствуете его эмоции, вам приятно от этого общения… По телефону сложно отследить все это!

Конечно, наше общение зависит от многих внешних факторов: погодные условия, самочувствие собеседника, социально-культурная разница и др. И здесь мы точно не властны. Но есть то, на что мы можем повлиять сами, это наши личностные качества, которые и будут способны построить правильную коммуникацию:

  • Необходимо слышать собеседника
  • Личная харизма и творческий настрой в общении

Умение «слышать» Творческая вежливость Личная харизма Внимание и искренность к собеседнику Создание атмосферы доверия и доброжелательное отношение Необходимо настроиться на «одну волну» в разговоре, лучше на «Его» волну Контроль за своими эмоциями и желание помочь Ненавязчивое участие в разговоре и тактичность Ваша личная вовлеченность в разговор и естественность в общении Оптимистический настрой и хорошее чувство юмора Открытость и непредвзятость в отношении предмета разговора Уверенность, «своя изюминка», мягкость в общении

Очень большую роль в построении коммуникации играет практика. Нужно как можно чаще общаться с людьми, чтобы научиться видеть и понимать потребности собеседника. Трудно предлагать приобрести зонт, если дождя нет и светит солнце…

Как партнеры воздействуют друг на друга во время коммуникации

При общении между собеседниками происходит подсознательное доминирование кого-либо из собеседников. Доминирующий человек способен убедить в чем-нибудь или, наоборот, разубедить другого. Также он может дать совет или осудить за проступок. На основании всего этого можно выделить 4 научных способа воздействия одного человека на другого:

  1. Заражение. Это ситуации, при которых человек невольно, бессознательно подвергается определенному психическому состоянию. То есть это те случаи, при которых партнер прямо заражает другого человека определенными идеями, заполняющими все остальное.
  2. Внушение. Под внушением понимается целенаправленное и ничем не аргументированное воздействие одного человека на другого. Очень часто можно встретить подобный метод коммуникации в магазинах – некоторые продавцы способны буквально всунуть и заставить купить определенные товары.
  3. Убеждение. Данный способ основан, в первую очередь, на том, чтобы при помощи использования аргументов и доводов добиться положительного или же отрицательного действия о человека, принимающего информацию. То есть один человек говорит другому человеку обоснованную информацию для того, чтобы собеседник сделал необходимые выводы и сделал определенные действия.
  4. Подражание. Если сравнивать с заражением и внушением, подражание отличается от обоих этих действий не простым принятием черт собеседника, а воспроизведение поведения. То есть человека старается вести себя и говорить также, как и его собеседник. Практическая польза – убеждение и раскрепощение собеседника во время коммуникации.

Зная все эти приемы, человек может во время общения если не манипулировать собеседником, то хотя бы найти с ним общий язык вне зависимости от тематики.

Важный момент: вне зависимости от способа коммуникации, главная ее цель – это донесение необходимых и важных информационных данных таким образом, чтобы другой человек (собеседник) осознал, о чем именно идет речь в диалоге. Тем не менее, использование некоторых речевых оборотов и элементов невербального общения не даст никаких гарантий того, что человек принял и понял информацию.

Маркетинговые коммуникации

Данное понятие означает процесс, во время которого целевая аудитория получает информацию о товаре, выпускаемом компанией, и о его свойствах. О видах маркетинговых коммуникаций как таковых говорить непросто. Скорее всего, к ним можно отнести стратегию, выбранную компанией с целью презентации своего товара, а также услуги, и их скорейшей реализации.

Основной задачей маркетологов в этом случае является составление доступного и привлекательного рассказа о своей компании. В этой презентации они обязательно указывают на подлежащий реализации товар. Основная задача маркетинговой коммуникации состоит в подаче верной информации потенциальной клиентской базе о предлагаемом продукте, а также о способах его продаж.

Из основных видов маркетинговых коммуникаций выделяют:

  1. Прямой. Он предполагает непосредственное общение продавцов с покупателями, побуждая их в процессе диалога совершить покупку. От чего будет зависеть конечный результат? В большинстве случаев он находится в прямой зависимости от желания и навыков самого продавца, а также от его умения заинтересовать клиентов предлагаемым товаром. Плюсами прямых маркетинговых коммуникаций является возможность изменения стиля общения продавца, подстраивающегося под покупателя.
  2. С помощью посредников. Этот вид маркетинговых коммуникаций дает возможность общения с максимально большим кругом людей. Минусом такой передачи информации является отсутствие возможности подстроиться под покупателя.

Применяются в маркетинговых видах и средства, предназначенные для привлечения покупателей. Среди них:

  1. Бренд. Подобный инструмент привлечения покупателей является определенным образом компании или марки. Бренд призван вызывать положительные эмоции у клиентов. Они понимают, что товары под этой маркой являются только качественными. В этом случае основной упор маркетологи делают на постоянное сотрудничество продавцов и покупателей, даже если им не пришлось видеть друг друга в лицо.
  2. Реклама. Она также является одной из форм маркетинговых коммуникаций. Реклама служит для продвижения продукта компании и оплачивается ею. В этом случае информация распространяется по радио, в СМИ, печатных изданиях и на телевидении.
  3. Стимулирование сбыта. Под этим средством коммуникаций понимают разнообразные виды маркетинга, которые на некоторое время увеличивают активность покупателей, работу дистрибьюторов и персонала.
  4. Связи с общественностью. Это средство коммуникаций призвано создать положительное представление о продукте компании в сознании людей.
  5. Специальные средства. Их основное предназначение заключено в доставке маркетингового обращения к местам непосредственной продажи. Это позволяет произвести стимулирование торговли и применить рекламно-оформительские средства, повышающие вероятность покупки.
  6. Упаковка. Помимо своего основного предназначения, она способна стать прекрасным полем для размещения коммуникационного маркетингового обращения.
  7. Сервисное обслуживание. Это важнейшее средство, позволяющее усилить позиции маркетинговых коммуникаций. Сервисное обслуживание поддерживает авторитет компании уже в послепродажное время, что является стимулом совершения покупок в будущем периоде.

Зачем нам коммуникации?

Когда-то, лет десять назад, я услышала на тренинге личностного роста такую фразу, что «все к нам приходит через людей»… и любовь, и деньги, и хорошие идеи, и много еще что другого. Поэтому и строить коммуникации нужно с живым человеком, а не с телефоном. Даже если первое общение сложилось по телефону, то стоит через некоторое время встретиться с этим человеком, и пообщаться с ним «вживую». Это совет, который нам дала коуч на тренинге и которым я пользуюсь и по сей день!

Хотя сейчас нередко можно встретить семейные пары в кафе и просто пары, которые сидят за столом уткнувшись каждый в свой телефон… Невольно задаешься вопросом: «А они зачем сюда пришли

Всегда вспоминаю семейные обеды во Франции, где люди собираются не просто поесть, они приходят, чтобы пообщаться… Как правило, обеды у них долгие и это хорошая семейная традиция!

Особенности делового общения

Почему же деловая коммуникация требует предварительной подготовки к общению заранее? Во-первых, люди не просто так тратят личное и рабочее время на официальные встречи, и никто не захочет ждать, пока инициатор соберется с мыслями. Во-вторых, не всегда вторая сторона заинтересована в каком-либо взаимодействии либо же настроена на сотрудничество, но видит его совершенно иначе.

Как известно, второго шанса на первое впечатление не будет. Необходимо уметь наладить контакт, чтобы все участники получили настрой для обсуждения. Если вторая сторона изначально не планировала совместную работу, то следует хотя бы заинтересовать собеседника и договориться с ним о встрече в более удобное время.

На международном уровне имеются свои особенности деловой коммуникации, ведь разные культурные особенности могут сильно мешать ходу переговоров. Например, американцы привыкли приходить на встречу вовремя и после короткого приветствия переходить к делу. Арабы тоже пунктуальны, но деловой разговор начинают издалека, сначала обсуждая природу-погоду-еду. Итальянец не видит ничего ужасного в опоздании на встречу и тоже приступает к деловой дискуссии не сразу. А японец станет избегать прямого взгляда во время разговора.

Таким образом, мы узнали, что такое деловая коммуникация, в чем ее особенности, какие формы, виды и стили для нее характерны.

Средства общения

Средства общения можно разделить на две больших группы:

  1. Невербальные — неречевые способы взаимодействия с социумом (жесты, прикосновения, мимика и т. д).
  2. Вербальные — речевые навыки.

Структура вербального общения имеет 3 составляющих:

  1. Речевые звуковые явления. Это модуляция высоты голоса, темпа и ритма речи, тональности и тембра голоса, дикции, интонации.
  2. Смысл, значение слов, отдельных фраз. Человек должен уметь выстраивать фразы из слов, чтобы они были понятны слушателю. Нужно подбирать правильную интонацию.
  3. Выразительные качества голоса. Это специфические звуки, которые могут возникать при общении — шепот, смех, плач, вздохи, хмыканье и т. д.

Ученые доказали, что ежедневное общение человека только на 45% состоит из речевых навыков. Невербальные навыки занимают 55%.

Невербальные средства общения можно разделить на 2 большие группы — паралингвистические и экстралингвистические. Они делятся на отдельные подгруппы.

Паралингвистические:

  1. Графемика — умение писать. Зависимо от эмоционального фона, личных переживаний, может изменяться манера письма.
  2. Кинесика — движения, применяемые при общении с другими людьми (мимика, жесты).
  3. Просодика — компоненты, которые дополняют речь (глубина голоса, сила, тембр, расставление ударений, характер пауз, длина слов).

Паралингвистические средства общения должны быть привязаны к речи.

Экстралингвистические:

  1. Сенсорика — с помощью органов чувств человек воспринимает собеседника. Он откликается на любые запахи, прикосновения, визуальное восприятие.
  2. Экстралингвистика — эмоции (вздохи, недовольное урчание, вскрики, покашливания) передаются с голосом, но не привязываются к речи.
  3. Проксемика — контроль дистанции. Когда собеседники общаются друг с другом, они могут находиться на разном расстоянии. Дистанция зависит от доверия.
  4. Такесика — неосязаемые сигналы (поцелуи, похлопывания, объятия, рукопожатия, поглаживания), которые передаются между людьми при общении.
  5. Хронемика — распределение времени. Например, можно отложить звонок или спешить на личную встречу. Можно уменьшить длительность разговора или упорно ждать момента, когда собеседник освободится.

Жесты психологи делят на несколько отдельных подгрупп:

  1. Эффекторы — неровная походка, сгорбленная фигура, опущенное вниз лицо.
  2. Адаптеры — касания, подергивания, почесывания, поглаживания.
  3. Эмблемы — сжатые руки, поднятые над головой или скрещенные на груди. У каждого подобного жеста своя трактовка.
  4. Регуляторы — целенаправленные движения руками, кивки, улыбки, направление взгляда.
  5. Иллюстраторы — отмашки, движения телом, указывания.

Также можно выделить микрожесты, которые зависят от эмоционального состояния — увеличение количества морганий глаз за минуту, покраснение щек, движения глаз, подергивание губ.

Похожие термины:

  • audiovisual communication) – связь, путь сообщения, общение, передача информации, в том числе – медийной; взаимодействие в процессе аудиовизуального, медийного восприятия.

  • (от англ, communication – массовое общение) – систематическое распространение информации (через печать, радо, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей обществ

  • media communication) – связь, путь сообщения, общение, передача медийной информации; взаимодействие в процессе медийного восприятия.

  • лат. communico – делаю общим, связываю, общаюсь) – общение, обмен идеями, сведениями, умениями, навыками в музейном пространстве.

  • передача информации другому человеку или группе лиц без использования речи. Виды невербальной коммуникации.: — кинесика — совокупность телодвижений, жестов, мимики, пантомимики, манеры одеваться,

  • суть результат дополняющих введений позиций «критика», «арбитра» и «организации коммуникации», приводящих к трансформации первичных процессов в разделенные на функциональные части, относитель

  • целый ряд умений быстро и правильно уметь ориентироваться в условиях общения, уметь обеспечить обратную связь, находить адекватные средства для передачи содержания общения, уметь налаживать кон

  • от лат. verbum — слово) — процесс общения с помощью языка, т. е. речь. Под речью здесь понимается естественный звуковой язык, который является универсальным средством коммуникации, поскольку при перед

  • visual communication) – связь, путь сообщения, общение, передача визуальной информации, в том числе – медийной; взаимодействие в процессе визуального, зрительного восприятия.

  • audio communication, sound communication) – связь, путь сообщения, общение, передача звуковой информации, в том числе – медийной; взаимодействие в процессе слухового восприятия.

  • обмен художественной или научной, литературоведческой информацией. Изучение литературы предполагает активную коммуникацию (диалог) между писателем и читателями, учителем литературы и учащимися

  • терминосочетание, встречающееся в современном повседневном и научном дискурсах в основном в трёх значениях: сфера научно-теоретических изысканий (разработка теории дисциплины); дидактический ас

  • от латинского «соединяемый», «сообщающийся») — способность с общению, общительности.

  • (англ. communication science) – наука, изучающая проблемы информационных коммуникаций (в том числе сетевых).

  • Участник коммуникации (коммуникативного акта), порождающий высказывания (тексты) и интерпретирующий их.

  • communicator) – инициатор коммуникативных связей; лицо или группа лиц, создающих и передающих сообщения, медиатексты.

  • communication language) – комплекс средств и приемов общения.

  • способы доставки сообщений, включая почтовые,радио-и телевизионные, телефон, спутниковую связь и компьютерные сети.

  • а) автор художественного произведения, адресующий свой художественный продукт читателю; б) ученый, разрабатывающий научные идеи, приобщая к поиску единомышленников. А.С.

  • предложения и сочетания предложений, с помощью которых упреждается неправильный или нежелательный ход мысли у коммуникантов, зреющий у них вопрос, непонимание и одновременно поощряется опережен

Успешная коммуникация – это мастерство

Чтобы построить отношения с клиентом необходимо расположить его к себе, построить «доверительные» отношения и, конечно, оказать ему услугу в том, что ему необходимо. Маркетологи делают «семь подходов», а иногда и больше, чтобы построить успешную коммуникацию. А в обычной жизни как?

Как с близкими построить успешную коммуникацию?

Ближний круг. Кто туда входит? Бабушки/дедушки, родители, дети, мужья/жены. Это самые близкие люди. И вот с ними самое трудное построить успешную коммуникацию. Много сломанных судеб и душевных травм. Причиной всего этого, что мы нарушаем и свои личные границы, и личные границы своих близких.

Проблематика

Психологи выделяют ряд проблем, которые мешают людям строить общение:

  1. Нежелание ощущать чувства собеседника. Если не учитывать настроение другого человека, настроить эффективную коммуникацию невозможно.
  2. Отсутствие заинтересованностью проблемой, неумение высказывать истинный интерес. Часто случаются ситуации, когда один из собеседников в чем-то заинтересован, рассказывает об этом с упоением, активной жестикуляцией. Другому человеку тема может быть безразлична, но по правилу этикета он должен поддерживать разговор.
  3. Отсутствие желания или умения слушать собеседника. Эта проблема мешает продуктивному общению. Неумение слушать проявляется в постоянном перебивании собеседника, резкой смене темы. Человек, которые не умеет слушать других, часто испытывает серьезные проблемы в поиске друзей, продвижении по карьерной лестнице.
  4. Замкнутость при коммуникации с окружающими. Это первый барьер, который проявляется при знакомстве. Проблема активно развивается при негативном отношении со стороны окружающих. Человек начинает замыкаться, ему сложно проявить чувства.
  5. Высокая или низкая самооценка. Эффективно общаться могут только два человека с примерно одинаковым уровнем интеллекта. При этом не будет возникать преграды в понимании собеседника, появятся общие темы для разговора.

Чтобы общение было эффективным, нужно соблюдать ряд правил:

  1. Научиться отвергать эгоизм, думать о проблемах собеседника.
  2. Каждый день учиться слушать окружающих.
  3. Проявлять интерес к теме разговора.

При взаимодействии с другими людьми нужно следить за словами. Недопустимо оскорблять собеседника, негативно отзываться о его точке зрения, высмеивать утверждения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector