Фаталист

Краткое содержание главы «Фаталист» подробно

Повествование ведется от лица Григория Печорина. Он проживает в казачьей станице, днем ходит на службу, а по вечерам встречается за картами с другими офицерами, которые также волею судьбы оказались в этом далеком уголке.

За карточной игрой завязываются разговоры. Один из них особенно запал в душу Печорина. Спор зашел о предопределении: предназначены ли человеку судьбой все события в его жизни или он волен сам распоряжаться своей жизнью, как хочет? Мнения разделились. Старый майор, в чьем доме состоялась эта примечательная беседа, спросил у спорящих, как они могут подтвердить свое мнение?

В спор вступил поручик Вулич, серб по национальности. Печорин описывает его как несколько странного человека – очень холодного, спокойного, безумно храброго. Вулич не имел сильных привязанностей в жизни, и его единственным горячим увлечением была карточная игра. При этом он чаще всего проигрывал.

Взглянув на Вулича, Печорин каким-то чутьем понимает, что сегодня он умрет. Он видит печать смерти на лице военного, о чем сообщает ему.

Между тем Вулич снимает со стены один из пистолетов – наугад – и предлагает окружающим пари. Если есть предопределение, он не погибнет. Печорин принимает вызов, уверяя, что никакого предопределения нет.

Наступает крайне напряженная минута. Вулич просит Печорина подбросить вверх карту. Тот бросает червонного туза. Вулич приставив пистолет ко лбу, стреляет. Осечка!

Тогда Вулич, чтобы проверить, было ли заряжено оружие, стреляет в фуражку, висевшую тут же, в комнате. Фуражка пробита насквозь – пуля застряла в стене.

Спор решен: Вулич выиграл, доказав, что предопределение существует. Оружие было заряжено, но он остался жив.

И все же Печорин убежден, что Вуличу остается жить считанные часы. Спорящие расходятся. Печорин, размышляя о странностях судьбы, глубоко погрузившись в собственные мысли, направляется к дому. После вечернего происшествия он почти стал фаталистом: теперь он уверен, что предопределение существует. Его не отпускает чувство, что Вуличу судьба приготовила мрачный конец.

Вдруг Печорин спотыкается о некий мягкий предмет, лежащий на дороге. Это оказалась свинья, зарубленная пьяным казаком. Этого казака разыскивает обеспокоенное начальство, понимая, что он способен натворить много бед. Печорина спрашивают, не видал ли он пьяницу, он отвечает, что не видел, и направляется домой спать.

Уснуть ему так и не удается: тяжелые мысли отгоняют сон, а в 4 утра громкий стук в окно будит его. «Вставай, – кричат ему офицеры, – Вулич убит».

Перед смертью Вулич, разрубленный от плеча до сердца тем самым пьяным казаком, успел сказать два слова: «Он прав!». Печорин понимает, что Вулич имел в виду его предостережение о грядущей близкой смерти.

С разбуянившимся казаком необходимо что-то делать. Он заперся в избе, никого не подпускает, а его нужно связать и изолировать, пока не натворил еще каких-нибудь бед. Но никто не решается приблизиться к нему. Буян решил идти до конца, дорого продав свою жизнь.

Ни казаки, ни обезумевшая от горя старуха мать не хотят попытаться уговорить его сдаться. Мать, видимо, понимает, что подобные попытки бесполезны, и лишь качает головой в ответ на просьбы есаула «поговорить с сыном».

И тут Печорин решает испытать судьбу. У него нет предчувствия смерти – следовательно, казак ничего ему не сделает

Попросив отвлечь внимание убийцы, он подходит к окну, отрывает ставень и бросается головой вниз прямо под ноги безумному казаку

Раздается выстрел. Пуля сорвала эполет Печорину, но сам он остался невредим. Он схватил преступника за руки, и тут подоспела помощь. Казака связали и увели.

Отныне Печорин должен был стать фаталистом, то есть человеком, безусловно верящим в судьбу. Но он по-прежнему сомневается.

Вечером, вернувшись в крепость, он рассказал Максиму Максимычу обо всех странных происшествиях последних суток. «Уж так у него на роду было написано», – отмечает Максим Максимыч, имея в виду Вулича.

Так заканчивается глава «Фаталист». Автор предлагает читателю самому решить для себя вопрос, существует ли некое предопределение или все-таки человек полностью владеет собственной жизнью. Позиция Печорина относительно этого не раскрывается. Печорин лишь отмечает: «…хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!».

Примеры фаталистического мышления

Фаталистическое отношение обусловлено двумя факторами:

  1. Человек убежден, что события находятся вне его контроля.
  2. Человек убежден, что он не может изменить ход событий.

Фаталисты были всегда. Люди просто верили в судьбу и доверяли ей в решающие моменты. Вот несколько примеров известных пословиц, которые иллюстрируют фаталистическое отношение к жизни:

  • Никогда не будет семи смертей;
  • От судьбы невозможно убежать;
  • Обмануть судьбу невозможно;
  • Наверное, это судьба;
  • Нельзя бросить вызов судьбе.

Ни один человек, каким бы фаталистом он ни был, не станет подвергать себя очевидной опасности и переходить дорогу на красный свет или прыгать с крыши. Фаталистическое мировоззрение чаще всего проявляется не в какой-то обыденной ситуации, а в отношении к жизни в целом.

Вот еще примеры фаталистического мышления. Лев Толстой отстаивал исторический фатализм в своем романе «Война и мир». Писатель отрицал какую-либо роль личности в историческом процессе, подчеркивая, что все происходит благодаря «естественным силам истории». Стоический фатализм объясняет беспомощное положение человека перед лицом непреодолимой силы социальных сил — войн, империй и т.д.

Фаталистическое мышление может помочь в трудных жизненных ситуациях, когда нет другого способа принять случившееся. Например, дом человека сгорел или сильно пострадал от наводнения, человек потерял что-то ценное и дорогое в своей жизни не по своей вине и так далее.

Известна еще одна своеобразная «черта» фатализма. Иногда человек настраивает себя на то, что в будущем с ним могут произойти плохие вещи. Когда в жизни вместо этого происходят хорошие вещи, человек искренне счастлив. Такой фатализм — это способ выживания и попытка избежать серьезных потрясений и разочарований.

Хотелось бы обратить особое внимание на такое понятие, как «фаталистическая женщина». Так часто называют «роковых женщин», которые меняют жизненный путь влюбленного мужчины

Они заставляют мужчин буквально терять голову.

Когда мужчина встречает «роковую» женщину, он часто совершает кардинальные поступки в своей жизни, женатые мужчины уходят из семьи, а неженатые перестают обращать внимание на других женщин. Таких «фаталистов» в народе называют ведьмами, разведенками и подобными словами

Часто бывает так, что человек перестает контролировать свою жизнь, свои события и поступки. Исход отношений с «фаталистичной» женщиной может быть иным, но изменения в сценарии имени почти неизбежны.

Пример сформировавшегося фаталистического мышления из истории России. В прошлом веке в Санкт-Петербурге жила «роковая красавица» Аврора Шернваль. После смерти жениха за несколько дней до свадьбы в судьбе женщины произошла череда похожих событий.

Другой поклонник (кстати, друг Александра Пушкина) предложил руку прекрасной девушке и умер от сердечного приступа накануне ее свадьбы. Казалось, в третий раз судьба улыбнулась красавице, и она вышла замуж за кавалерийского полковника. Но злая судьба преследовала женщину: ее счастье было недолгим, муж трагически погиб во время турецкой кампании.

На этот раз петербургская красавица смирилась с судьбой и до конца жизни не думала о замужестве. Но это еще не конец истории. После смерти «роковой женщины» история ее жизни и роковой судьбы, преследовавшей окружавших ее мужчин, продолжала волновать петербургское общество. И когда один поэт решил написать поэму о жизни Авроры Шернваль, было вполне естественно, что она заболела и умерла во время работы над своим произведением.

Такой пример не является редкостью. Таких случаев много — роковые женщины, плохие квартиры, опасные места и тому подобное. Везде будет «судьба, плохая судьба и неизбежность того, что происходит». Везде царит фатализм — вера в то, что события определяются судьбой.

В то же время известны случаи фатализма с позитивным подтекстом. Например, во время войн некоторые фаталисты были убеждены, что они находятся в «безопасности» от вражеских пуль. Многие из них предпринимали опасные действия и совершали героические поступки. Было принято говорить: «Без пули» или «Родился в рубашке». Это фатализм? Скорее всего, да. Уверенность этих солдат в том, что пуля не достигнет их на поле боя, действительно «помогла» пуле пролететь мимо. Это еще один пример того, как фаталистический подход к жизни формирует убеждения, в данном случае помогая человеку выжить.

Термин «фатализ» имеет долгую историю возникновения и развития

Мартин Иден как пример трагической судьбы

Роман Джека Лондона – вечное произведение, оно повествует о сражении человека с судьбой и жизнью. Плохо в этом произведении то, что у автора была определенная идеологическая установка: любовь – это главная движущая сила в мире. И пока герой Лондона думал, что его любит Руфь, он преодолевал себя, развивался. Ведь Мартин Иден – самородок. Но стоило главному герою понять, что Руфь – пустышка, он сразу сник. Для тех, кто не читал, не будем раскрывать всех карт, но скажем: встреча с Руфь предопределила фатальный исход (что это значит, понятно из контекста, а если не понятно, то читайте Джека Лондона) судьбы Мартина Идена.

Зарождение и история фатализма

Выше мы рассматривали фатализм в основном как индивидуальное мировоззрение, формирующееся у человека под влиянием тех или иных обстоятельств. Но фатализм – это система взглядов, существовавшая и развивавшаяся на протяжении многих веков. Принято считать, что он зародился в Древнем Риме – цивилизации с тщательно продуманной и хорошо структурированной политеистической религией.

Фатум в древнеримской мифологии был олицетворением судьбы. Древние римляне верили, что судьбу человека определяют особые божества – Фаты. В древнегреческой мифологии также описывались божества, отвечающие за судьбу людей – Мойры

Другие древние религии также уделяли большое внимание судьбе, пророчествам и предназначению. Но именно римляне и греки первыми выделили фатализм в отдельную систему взглядов

Во всех современных религиях присутствует концепция расплаты за хорошие и плохие поступки. Это также разновидность фатализма, поскольку суть подобных верований заключается в том, что будущее человека определяется заранее, и совершив определенные поступки, он уже не сможет избежать расплаты. Кроме того, практически во всех религиях в мельчайших деталях описан «Конец света». Интересно, что к повседневным пророчествам и гаданиям большинство религий при этом относится негативно (и возможно, не зря).

Всевозможные прорицатели, гадалки и астрологи умело эксплуатируют склонность большинства людей к фатализму. И вполне современный человек с хорошим образованием может заказывать индивидуальный гороскоп, веря в то, что движение Юпитера как-то предопределяет его судьбу. И причина отнюдь не в том, что он не способен мыслить рационально. Для него это отличная возможность переложить ответственность за собственную жизнь на судьбу и не тратить эмоциональную энергию на сомнения и переживания.

Виды фатализма

Психологи выделяют следующие разновидности данного мировоззрения:

1. Обывательский, или бытовой, фатализм

Приверженцы бытового фатализма – это пессимисты в самом распространенном смысле слова. При каждой житейской неудаче они стремятся переложить вину на других людей.

Когда это не удается, то «крайними» оказываются некие высшие силы, изначальная недоброжелательность и враждебность которых по отношению к человеку не поддается сомнению.

2. Теологический фатализм

Сторонники этого ответвления приписывают все, что происходит с людьми на земле, божественному предопределению. По их мнению, Бог заранее спланировал каждую человеческую жизнь и определил испытания, которые будут встречаться на ее пути.

Любое событие, даже самое незначительное, возводится в ранг необходимого и неслучайного. Некоторые представители даже доходят до отрицания свободы выбора человека и снимают с него ответственность за его поступки.

3. Рационалистический, или логический, фатализм

Этого воззрения придерживаются все те, кто убежден: то, что происходит сейчас, – не что иное, как результат предшествующих событий и поступков. Впервые эту мысль высказал знаменитый философ Древней Греции Демокрит. Он пришел к выводу: раз все в мире имеет свою первопричину, случайностей просто не может быть.

Если человек находится в определенном месте в конкретный промежуток времени, значит, к этому состоянию привел целый ряд его поступков в прошлом. Таким образом, рационалистический фатализм устанавливает непререкаемую связь между причиной и следствием.

Фатализм в истории

Что такое фатализм? Это вера в предопределённость жизненных событий. Здесь работает принцип – чему быть, того не миновать. Судьбу изменить невозможно, а её естественный ход до последней минуты расписан в небесной канцелярии. Поэтому нет смысла что-то менять, предпринимать какие-то меры безопасности, так как это всё равно не поможет. Если человеку суждено утонуть, то он не сгорит и не будет убит на поле брани. Людей, верящих в неотвратимость грядущих событий и исключающих свободный выбор, называют фаталистами. Фатализм в истории – явление довольно распространённое. Известно немало выдающихся личностей, которые глубоко верили в незыблемость и неизменность жизненного пути. Поэтому, очень часто, получая тревожные сигналы о готовящихся покушениях, они не предпринимали никаких мер, чтобы защитить себя. Это называется не глупостью, а глубокой убеждённостью в своей избранности и верой в счастливую звезду, которая хранит от всех невзгод и несчастий, чтобы избранный выполнил свою высшую миссию на Земле.

Убийство Юлия Цезаря заговорщиками

Почему человек становится фаталистом?

Станет ли человек фаталистом, зависит от его воспитания и дальнейших жизненных приключений. Если родители сильно опекают ребенка, не позволяя ему самостоятельно решать сложные ситуации, он не наберется жизненного опыта и не сможет решать возникающие проблемы.

Когда он вырастет, он будет более склонен прислушиваться к чужому мнению, чем к своему собственному, потому что привык к этому с детства. Конечно, в такой ситуации будет очень легко списать все на судьбу (рок, неизбежное предназначение).

Низкая самооценка, которая может возникнуть в результате различных факторов, также может привести к фатальному поведению. Например, от отсутствия уважения в семье и среди сверстников до наличия дефекта, который породил комплекс неполноценности. Неуверенному в себе человеку легче пустить свою жизнь «на самотек».

То, в какой степени взрослый человек будет ощущать судьбу, зависит от его воспитания и событий в его жизни на этапах взрослости. Проявляя чрезмерную заботу и не давая детям возможности самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях, родители лишают детей необходимого жизненного опыта для решения проблем, возникающих в жизни. Вырастая, такие дети становятся взрослыми, которые не следуют собственному мнению, а полагаются на мнение других, и даже винят во всем рок, судьбу или рок.

На рубеже 20-го века было модно рассматривать даже преступное поведение в фаталистическом контексте, как обусловленное биологической наследственной конституцией.

Вера фаталиста в неизбежность и необходимость судьбы является его основным отношением ко всему, что происходит вокруг.

Анализ 3

Место личности в обществе всегда волновали писателей и поэтов разных эпох. Множество произведений посвящено этой теме. Примеры поиска ответа на поставленный вопрос прослеживаются в творчестве М.Ю.Лермонтова. Роман «Герой нашего времени» не исключение.

Главный герой романа Печорин ищет смысл жизни, он постоянно испытывает судьбу и никак не может определиться со своим местом в обществе. Роман состоит из пяти частей, последняя из которых Фаталист подводит итог всего повествования. Все главы романа представляют собой отдельную сюжетную линию их можно рассматривать как самостоятельные произведения. Объединяют их всех главное действующее лицо.

К завершающей части романа Лермонтов последовательно приводит читателя предыдущими главами, в которых дается возможность понять характер и нравственный образ героя. Логическим завершением повествования стало философский-нравственные рассуждения Печорина о смысле жизни и оправданием его поступков. На первый взгляд умный человек, герой полностью полагается на судьбу. Он считает, что жизненный путь человека продиктован роком и изменить его нельзя.

Глава состоит классически из экспозиции, основной части и финала. Начинается она со спора между офицерами о закономерности судеб. Условно спор ставит перед автором задачу показать предопределен ли судьбой смертный час человека, ответственен ли герой за свои безрассудные поступки, играя со смертью. Вулич пытается доказать Григорию о реальном существовании фатума, на спор он выхватывает первый попавшийся пистолет и стреляет себе в голову. Пистолет дал осечку, что , по его мнению, ясно доказывает существование рока. Печорин же в выстреле увидел приближающуюся смерть Вулича, но тот выстрелил еще раз, тем самым показав напрасные предостережения героя.

Когда же Печорин узнает о гибели офицера от руки пьяного казака, он вновь подтверждает свое убеждение о существовании знаков судьбы, независимо от поведения человека и его поступков. Отличие главного героя от погибшего друга –это не без цельная его игра со смертью.

Основная часть главы «Фаталист» — проверка главным героем своей судьбы. Он , находясь на волоске от смерти, под прицельными выстрелами убийцы друга смог обезвредить преступника. Вот опять фортуна повернулась лицом в Григорию, который стал задумываться над тем стоит ли рисковать жизнью без причин и все ли зависит от судьбы.

Финальная часть романа- размышление героя о своей жизни, которая прошла без цели и разменивалась по пустякам. Печорин оказался лишним человеком для общества того времени , он это понимает, душа его пустота.

Интересен кольцевой прием , используемый М.Ю.Лермонтовым в идейно-сюжетной линии произведения. Роман заканчивается там же где начинался в крепости. Автор словно подчеркивает возможность повторного развития события.

Глава «Фаталист»- посвящение новому поколению. В ней Лермонтов показывает свое отношение к герою, мастерски выстраивая сюжет и поводя его к философской теории Печорина. Возможно неоднозначное отношение читателя к главному герою, но ясно одно Лермонтов — психолог души человеческой.

Хорошо или плохо быть фаталистом

Некоторые полагают, что вера в судьбу – это исключительно плохо. Но у мировоззрения есть и положительные моменты, которые могут значительно облегчить фаталисту жизнь.

Преимущества

Главное преимущество фатализма состоит в том, что человек может списать все неудачи на судьбу или злой рок. Их психика не перегружается излишними переживаниями. Человек не грызет себя за неправильное поведение, не думает, что можно было бы поступить иначе. Он принимает обстоятельства как должное.

Недостатки

У фаталистического мировоззрения есть и ряд существенных недостатков:

Быстро опускает руки. Фаталисты не верят, что часто успех зависит не от везения, а от того, насколько человек был настойчив и упорен в достижении цели. Если у фаталиста не получается с первого раза, он считает, что «не судьба».
Обесценивают значимость планирования и предварительной подготовки. Часто люди терпят неудачу потому, что не планируют как следует свои действия и не готовят вариантов отступления в случае неудачи.
Придают слишком высокое значение суевериям. Фаталист может отказаться от задуманного, если ему приснился дурной сон, дорогу перебежал кот или звезды находятся в невыгодной позиции.
Часто становятся жертвами мошенников. Это связано с тем, что фаталисты редко анализируют происходящие события. Например, фаталисту предсказал гороскоп, что его ждет неожиданный подарок. В течение дня с ним связывается мошенник и сообщает, что человек стал счастливым победителем розыгрыша, и на карту ему пришлют несколько десятков тысяч рублей. Без задней мысли фаталист дает мошеннику платежную информацию и лишается накоплений с карты.

А присуще ли вам фаталистическое мировоззрение? Как вы считаете, в нем больше минусов или плюсов?

Чего больше в фатализме?
Плюсов 28.57%

Минусов 71.43%
Проголосовало: 7

Почему люди становятся фаталистами – причины

Нередко человек, сам того не осознавая, может стать фаталистом. У человека фатализм появляется из-за низкой самооценки и неуверенности в себе. Он не верит, что может самостоятельно что-то изменить в своей жизни, поэтому неудачи привык списывать на фактор судьбы. А почему у человека формируется низкая самооценка и фаталистические представления о жизни:

  1. Ребенка слишком опекали в детстве. Заботливые родители мечтали оградить ребенка от жизненных трудностей и проблем. Ему не давали самостоятельно ступить ни шагу. Волевая сфера и приспособленность к жизни у такого ребенка не развиты. Во взрослой жизни ему проще обвинить в неудачах других или списать все на злую судьбу.
  2. У него перед глазами был негативный пример. Возможно, его родители или другие родственники излишне полагались на судьбу, внушили ему, что человек не в силах что-либо менять, поэтому нужно подстраиваться под обстоятельства.
  3. Родители обесценивали достижения ребенка, не верили в него. Всем людям, а детям особенно, требуется поддержка близких. Возможно, ребенок пытался что-то делать, чтобы порадовать родителей и угодить им. На свои старания он слышал лишь равнодушное «Ну, молодец» или «Все дети лепят животных из пластилина, в этом нет ничего выдающегося». Недовольный собой ребенок, который вырос в такого же недовольного взрослого, начал во всем винить жизнь.

Приглашаем посмотреть видео о судьбе с точки зрения физике, ошеломляющие факты.

Глава «Фаталист»

Это последняя часть в психологическом романе «Герой нашего времени». Опубликована она была еще в 1839 году в издании «Отечественные записки».

Григорий Александрович Печорин пребывает в одной из крепостей на Кавказе, где ведется уже долгая война с горцами. По каким-то делам его направляют в казачью станицу. Там военные по вечерам играют карты, обсуждают различные истории и весело проводят время. В один из дней они разговаривают о мусульманском поверье, будто бы вся жизнь человека написана на небесах. Кто-то верит в это, а кто-то — нет.

Один из самых азартных игроков по фамилии Вулич решает испытать судьбу и заключает пари. Для этого он снимает со стены первый попавшийся пистолет и взводит курок. Он не знает, заряжено ли оружие. Печорин говорит ему, что видит на его бледном лице скорую гибель.

Вулич направляет дуло себе в висок и нажимает на спусковой крючок. Оружие не выстреливает, но оказывается заряженным. Когда он стреляет во второй раз уже в стену, то легко пробивает фуражку, которая там висела.

После этого Печорин говорит, что не понимает, почему ему казалось, будто Вулич должен сегодня непременно умереть. Во время возвращения домой главный герой видит на дороге разрубленную шашкой свинью. Григорий идет домой спать, но вскоре его будят казаки и говорят о напившемся товарище, зарубившем свинью. Позже он узнает, что тот же казак убил ночью Вулича.

Сам убийца спрятался на окраине поселения в пустой хате. В его руках оказывается пистолет, а сдаваться он не собирается. Никто не хочет врываться в дом, чтобы его обезвредить. Печорин решает испытать судьбу и вызывается добровольцем.

Пока казаки уговаривают товарища сдаться, отвлекая его, Печорин открывает ставни и влетает в окно. Сразу же раздается выстрел, но пуля лишь слегка задевает одежду героя. Григорий скручивает убийцу, в хату врываются казаки.

После возвращения в крепость Печорин рассказывает о случившемся Максиму Максимычу. Опытный офицер не любит философские рассуждения и делает замечания о дурных азиатских курках, которые часто осекаются, если их плохо смазать или неплотно прижать. Вулича он жалеет, но говорит, что не стоит ночью разговаривать с пьяным. Этим все и заканчивается.

Фатализм сегодня

Особую распространённость это мировоззрение имело на ранних стадиях развития общества. Сейчас оно не так популярно по нескольким причинам. Во-первых, многие философы не признают влияния так называемой судьбы на творческие процессы. Считается, что процесс созидания не может являться заранее предписанным событием. Искусство, музыка, литература — всё это создаётся спонтанно, под влиянием озарения, вдохновения. Поэтому для любого творческого человека является оскорблением списывание всех его результатов на судьбу.

Во-вторых, наука. На каждое научное открытие влияли сотни различных факторов и случайностей, и шанс того, что все изобретения есть лишь запланированные события, слишком мистичен и невероятен. И если даже научные открытия развиваются согласно написанному сценарию, то любые решения в жизни человека становятся лишь иллюзией выбора.

Виды фатализма

Фаталистичные воззрения людей принято подразделять на следующие разновидности:

  1. Религиозный фатализм. В основе данного мировоззрения лежит твердая уверенность человека в том, что все блага на земле созданы Богом.

Все на земле создано Богом, человек – это тоже творение Всевышнего, поэтому ни один человек не обладает таким ресурсом, который позволил бы ему изменить волю Бога

  1. Рационалистический фатализм. Этот вид фаталистического мировоззрения основан на мистической вере человека в силы природы. Корни этой разновидности фатализма уходят в метафизику.
  2. Логический фатализм. Данная разновидность фатализма свойственна людям, которые пытаются постичь те или другие жизненные явления с точки зрения причинно-следственных закономерностей.
  3. Пессимистический фатализм. Выражается в стремлении человека оправдывать собственные неудачи неблагополучным стечением обстоятельств, искать виноватого в тех или других бедах. Как правило, данный вид фатализма обнаруживает себя в стрессовых условиях.
  4. Бытовой фатализм. Данная разновидность фатальности характеризуется тем, что в повседневных ситуациях индивид пытается выставить своих друзей и коллег виноватыми в том, что общее дело не завершилось успехом. Если у него не получается сделать это, он скажет, что всему виной божественное вмешательство.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector