Ветхий завет

Бытие

Глава 1.

1В начале сотворил Бог небо и землю.

2Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

3И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

4И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

5И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

6И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.

7И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

8И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

9И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.

10И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

11И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

12И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево , приносящее плод, в котором семя его по роду его . И увидел Бог, что это хорошо.

13И был вечер, и было утро: день третий.

14И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
15и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

16И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
17и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
18и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

19И был вечер, и было утро: день четвёртый.

20И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.

21И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

22И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

23И был вечер, и было утро: день пятый.

24И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

25И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

26И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

29И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу;
30а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

31И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Предыдущая книга

« Предыдущая глава

Следующая глава »

Философия как наука

Философия зарождалась как наука с осознания и изучения проблем, затрагивающих бытие. Философы древней Индии, древнего Китая и античности изначально изучали и разрабатывали вопросы, касающиеся онтологии.

Понятие бытия представляет собой «отглагольное» слово от слова «быть». Следовательно, синонимами бытия являются реальность, сущность, действительность и вообще весь мир.

Природа, человечество, мышление – это все что подразумевает под собой понятие «бытия». Под это определение подходят различные предметы (зеленый лес, книга), явления (молния, радуга, снегопад), состояния (вода — жидкость, лед, пар) и процессы (психический процесс, пищеварение), главное условие — их наличие во вселенной.

Так, проблему бытия, сопоставляя бытие с предметно-чувственным миром, рассматривали в разных ипостасях все яркие мыслители древней Греции в досократический период. Например, уже в 484–421 гг. до н. э. Эмпедокл рассуждал о «четырех корнях всех вещей» — воде, земле, огне и воздухе. На их основе он пришел к заключению, что мир (космос) имеет форму яйца, а теплая и влажная илистая среда послужила местом зарождения жизни. О бытии как о материальной субстанции в свое время рассуждали Демокрит, Левкипп, Гераклит.
Философия бытия

Из чего складывается единое мировоздания

Бытие как суммарное единство, включает в себя множество процессов, вещей, природных явлений и человеческую личность. Эти компоненты имеют взаимосвязь друг с другом. Диалектика полагает, что формы сущего рассматриваются только в неразрывном единстве.

Разнообразие частей бытия чрезвычайно велико, но существуют признаки, обобщающие сущее и выделяющие из него некоторые категории:

  • Всеобщее. Вселенная в целом. Включает в себя космос, природу, человека и результаты его деятельности
  • Единичное. Каждый человек, растение или животное.
  • Особенное. Происходит от единичного. В эту категорию относятся различные виды растений и животных, социальные классы и группы людей.

Бытие человека тоже классифицировано. Философы выделяют:

  • Материальный мир вещей, явлений и процессов, которые возникли в природе или были созданы человеком
  • Материальный мир человека. Личность предстает как телесное существо и часть природы, и в то же время как существо мыслящее и социальное.
  • Духовный мир. Объединяет духовность каждого индивидуума и общечеловеческую духовность.

Между идеальным и реальным бытием выявляются различия.

  • Реальное или существование. Сюда относятся материальные вещи и процессы. Носит пространственно-временной характер, неповторимо и индивидуально. Считался основой бытия в материализме.
  • Идеальное или сущность. Включает в себя сознание, внутренний мир человека и психическое состояние. Лишено характера времени и действия. Неизменно и вечно.

ХХ век: Судьба проблемы Бытия

Новый век начал трансформировать старую идею объективного бытия: бытие стало субъективным. В двадцатом веке этот процесс углубился, и теперь даже Абсолют — Бог — стал зависеть от априорной внутренней установки человека на поиск Необусловленного. И все же новое время не отказалось от старой традиции поиска опоры человеческого существования. Человеческий разум занял место Бога. Опустошенность и дискомфорт мира без помощи Бога маскировались верой в силу разума. Хотя речь шла не о разуме, логосе, а о конечном разуме, который имеет человеческое измерение, а не универсально-космическое (как у Парменида), попытка найти опору в разуме явно уходила корнями в античность.

Девятнадцатый век ознаменовался крестовым походом против разума, а это означало разрыв со старой традицией. «Наше обучение у греков закончилось: греки не классики, — заявил Ортега-и-Гассет в начале века, — они просто архаичны — архаичны и естественны. Всегда прекрасны». Это делает их особенно интересными для нас. Они перестают быть нашими учителями и становятся нашими друзьями. Если мы говорим с ними, то отходим от них в самых элементарных вещах. Что такое «самое основное»? Во-первых, греческое понимание бытия как чего-то существенного, неизменного, неподвижного, субстанционального. Отказ от любого вида субстанции стал нормой философствования в двадцатом веке. Во-вторых, признание разума как опоры человеческого существования; разум не был признан ни человеком, ни обществом двадцатого века.

Отказ от старых рационалистических традиций начался в середине XIX века: датский философ С. Кьеркегор, современник и последователь Гегеля, выступил против претензий разума еще при жизни, а Ф. Ницше объявил разум «больным пауком», плетущим паутину, опутывающую человеческую жизнь, превращая ее в нечто увядшее и истекающее кровью, в то время, когда К. Маркс разрабатывал теорию разума в социальной жизни. Девятнадцатый век утвердил идеи критиков разума и переместил их в центр интеллектуального пространства. Кьеркегор, Ницше, Паскаль и другие были реабилитированы и почитаемы.

Люди всегда знали о факте… Что есть безумие, секс, бессознательное, тюрьма. Но до конца XIX века высокая классическая мысль не допускала эти темы в пространство своего осмысления и общественного осуждения. Причиной такого отношения было убеждение, что все эти формы жизни по своей сути неразумны и потому разрушительны как для отдельного человека, так и для общества в целом. Однако к концу XIX века секс, безумие и бессознательное были легализованы во многих европейских странах. В двадцатом веке они стали доминировать на всем европейском континенте, заполнив все виды искусства и проникнув в массовое сознание. Например, М. Фуко уже в начале 20 века написал историю безумия и сексуальности на основе работы Ницше «Генеалогия морали». Самое удивительное, что люди были готовы относиться к этой стороне жизни с серьезным почтением, настолько серьезным, что сегодня парламенты занимаются проблемами сексуальных меньшинств и детской сексуальности, обсуждают возможность легализации однополых браков и выделения специальных парков и мест для «свободной» любви. Ученые и общественность ищут пути распространения знаний о сексуальности детей, начиная с пятилетнего возраста. Язык является наиболее чувствительным индикатором изменений в отношении людей: Слово «любовь» исчезает из лексикона, чтобы освободить место для слова «секс». Дело в том, что в 20 веке изменились люди, вернее, их восприятие мира, их образование о мире, их духовные и ментальные и мыслительные установки. Выступая против разума, мыслители выражали растущее осознание обществом бессмысленности и несостоятельности существования.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Эстетика как философская наука
  2. Софисты и их основные идеи. Сократ
  3. Философия откровения Шеллинга
  4. Курт Фридрих Гёдель, австрийский логик, математик и философ математики
  5. Сознание и язык. Концепции естественного и сверхъестественного происхождения языка
  6. Средневековая философия Китая
  7. Спор об универсалиях: номинализм — концептуализм — реализм — Развитие средневековой философии от патристики до схоластики
  8. Проблема ценностей в философии
  9. Разработка Кантом концепции морали и нравственного закона — Этическая система Канта
  10. Формы ценностного освоения бытия. Идеологическое освоение действительности

Теория о формациях

Наследием Маркса стала теория о смене исторических формаций. Общество состоит из двух уровней:

  1. Базиса. Экономическое бытие включает способы производства и классы эксплуататоров и рабочей силы, на которые естественно делятся все жители;
  2. Надстройки. Институты власти и идеологические инструменты служат для контроля высшими сословиями низших.

Государство развивается согласно материальным законам и проходит через пять формаций:

  1. Первобытно-общинный строй. Коллектив людей живет на одной территории, пользуется общими простыми орудиями и не делится на классы;
  2. Рабовладение. Рабы – зависимая группа, не имеют личных средств производства. Хозяева владеют частной собственностью;
  3. Феодализм. Феодал владеет землей и зависимым населением, которое занимается сельским хозяйством;
  4. Капитализм. Буржуазия – собственник орудий труда. Пролетариат работает по найму;
  5. Коммунизм. Высшая ступень развития общества. Классовое неравенство и разделение труда исчезают.

Отказ от метафизики

Тема бытия была главной темой метафизики с античных времен. Продолжая и развивая проблему бытия, сформулированную Парменидом, философы всерьез занялись выяснением отношения бытия как реальности, находящейся «за» чувственным миром, к вещам этого мира. Они построили модели иерархического порядка вещей мира, критерием которого была степень их свободы от материи, или, другими словами, степень их близости к истинному, нематериальному бытию. Таким образом, Аристотель поместил мертвую материю в самый низ, затем растения, животных и человека, самого высокого из всех материальных существ. Более других способны освободиться от физической материальности. Затем следовали смертные духи, а на вершине иерархической лестницы находился Бог, абсолютно свободный от материи. И, следовательно, самый совершенный. Фома Аквинский также построил иерархическую лестницу, но как иерархию причастий бытия. По его мнению, Бог и только Он один является Единым как таковым, Реальным. Все остальные — материальные и даже нематериальные, например, ангелы — обладают ограниченным, нереальным бытием; и степень нереальности определяется степенью участия в бытии как таковом. Чем выше вещь находится на шкале ценности, тем более она независима от других, тем меньше она является частью многих, тем больше она принадлежит самой себе. Одним словом, все уровни иерархии обладают той или иной степенью автономии, независимости, и между ними нет никакой связи. М. Хайдеггер считал, что отказ от понимания Бытия в его метафизическом смысле не является результатом каких-либо доктрин или философских построений. Напротив, философия отвергла тему Бытия в результате некоторых идеологических сдвигов в Европе, которые он сам назвал «онтологическим нигилизмом».

Нигилизм — это негативное отношение ко всему. «Онтологический нигилизм» означает отказ признать существование такого существа, а в крайних случаях — отказ признать Бога. Более того, по мнению Хайдеггера, этот «нигилизм» приобрел всемирно-исторические масштабы. И процесс отказа от Абсолюта (Бога) затрагивает многие народы Нового времени. Такова судьба Европы, и, как любая судьба, она не может быть объяснена причинно-следственно. Почему люди отказались от Абсолюта, Бога, почему они решили взять на себя функции Абсолюта? — Эти вопросы остаются без ответа, и Хайдеггер честно говорит об этом.

Номинализм

Новое время отказалось от метафизики, а вместе с ней и от идеи абсолютного бытия. Философские истоки отказа от концепции бытия как абсолютной и предельной основы мироздания лежат в средневековом номинализме — философской доктрине, отрицавшей онтологическую значимость универсалий (общих понятий). Самый выдающийся номиналист того периода, Оккам, используя идеи своего предшественника Данса Скотуса, объявил Бога творцом и рассматривал сам акт творения как божественную волю.

Номиналисты утверждали, что Бог сначала создает вещи по своей воле, а затем идеи этих вещей возникают в его разуме. Поэтому порядок познания должен быть следующим: распознать вещи как единую данность, как «это», а затем выяснить отношения между понятиями, которые их обозначают. Что касается умозрительных реальностей, к которым относится бытие, то они не могут быть объектом всеобщего и необходимого познания. Познание — это продукт познающей души, и поэтому оно субъективно. Он не может быть выведен из представления вещи к самой вещи. Ибо Бог по Своей воле может породить в душе такое представление, которому нет соответствия в реальности. Следовательно, мысль не тождественна бытию. Таким образом, разум был лишен той укорененности в бытии, которая была признана со времен Парменида

Человеческий разум был объявлен самостоятельной внутренней деятельностью, независимой от Логоса, Бога, Абсолюта, и поэтому большое внимание теперь уделялось открытию законов логики и их изучению

Сколько видов реальности существует в философии

Философия бытия включает в себя все в сознании человека, природе и обществе. Поэтому его категории – абстрактное понятие, объединяющее по общему признаку разнообразные явления, предметы и процессы.

Выделяют две категории:

  1. Объективная реальность существует вне зависимости от человеческого сознания.
  2. Субъективная реальность состоит из того, что принадлежит человеку и без него не существует. Сюда относятся психические состояния, сознание и духовный мир человека.

Существует иное распределение бытия как совокупной реальности:

  • Природное. Разделяется на то, что существовало до появления человека (атмосфера) и та часть природы, которая преобразована человеком. Сюда можно отнести селективные сорта растений или промышленную продукцию.
  • Человеческое. Человек как объект и субъект, подчиняется законам природы и в то же время является социальным, духовно-нравственным существом.
  • Духовное. Разделяется на сознание, бессознательное и сферу идеального.
  • Социальное. Человек как личность и как часть общества.

Кто автор фразы «бытие определяет сознание»?

Цитата принадлежит теоретику исторического материализма Карлу Марксу. В предисловии к труду 1828 года «К критике политической экономии» философ пишет: общественная среда влияет на мысли, чувства, мировоззрение человека.

Учение Маркса строится вокруг идеи, что нематериальные процессы зависят от условий, в которых живут люди. К таким процессам мыслитель относит:

  • Религиозные верования;
  • Политический строй;
  • Взаимодействия внутри общества;
  • Культурное развитие.

В основе этих аспектов лежит быт, занятия членов общества, добыча ресурсов для выживания.

Соответственно, чтобы изменить способ мышления, нужно поменять среду жизни, труда. Если внедрить на фабрике станки или конвейер – рабочим, которые раньше выполняли простые механические действия, придется переучиться на новые задачи. Для этого потребуются дополнительные навыки, курсы повышения квалификации.

Идея того, что для работы важно образование, передастся следующим поколениям

Понимание бытия

Понимание бытия было расширено Платоном (427–347 гг. до н. э.). Мыслитель раньше всех заметил, что бытие распространяется также на идеальное помимо материи. Он включил в понятие «бытие» все сущее, говоря о том, что в человеческом сознании существуют понятия, мысли, идеи.

В Средние века христианские философы разделяли бытие на истинное (бытие Бога) и неистинное (сотворенное Богом). В XVII –XVIII вв. активно развивалась механика, поэтому у многих мыслителей того периода понятие «бытие» сопоставлялось физической действительностью. Эти философы-материалисты считали, что природа представляет собой запущенный и самостоятельно функционирующий механический аппарат, а человек – это всего лишь один из его винтиков.

В понятие «бытия» в эпоху нового времени, а также в эпоху немецкой классической философии приобрело глубокое содержание. Были выделены такие категории, как «субстанция», абсолютного «Я» и другие.

Олег Гадецкий. Структура бытия

Watch this video on YouTube

Трактовка бытия значительно расширяется в XX веке. Понятие связали с историей, существованием человечества, ценностями и языком. В это время пришло осознание того, что онтология представляет собой предмет частных наук и не является философией. Но чтобы получить объединенное понимание бытия недостаточно отдельных частных дисциплин. Такая задача под силу только философии. Так, русский ученый Вернадский, рассуждая о принципиальной роли философии, сказал, что придает ей очень весомое значение, поскольку она важна для развития науки.

Бытие, сущее, существование, не-существование и сущность

Систематизация и связи

Онтология

Еще недавно у меня была каша в голове относительно таких часто звучащих понятий философии, как «Бытие» — «бытие»,  «существование»- «не-существование», «сущее» и «сущность». Судя по темам на ФШ, этим страдают многие форумчане. Но я свою проблему решил при помощи формулы Абсолюта. Подробностями хочу поделиться и с остальными, поскольку разные смыслы этих понятий затрудняют общение.

Итак, есть исходная формула  Абсолют=Идея+Пространство+Движение

Из этой формулы представляют интерес три возможные комбинации:

1)Идея+Пространство

2)Идея+Движение

3)Идея+Пространство+Движение

Первая комбинация — Идея+Пространство — это сущее. Первым делом формулируем Идею. Например, максимальная Идея — это весь мир. Пространство всего мира по внешним контурам берется в качестве Пространства этой комбинации. Сущее всего мира — это внутренности всего мира. От самого «всего мира» остается только название и внешние границы. Весь мир предъявляет свои внутренности. То есть, сущее является имманентным. Более простой пример — огурец. Сущее огурца — это его внутренности в виде клетчатки, семян и кожуры. От огурца, как и в случае всего мира, осталось только название и внешние границы. Сущее огурца имманентно, поскольку имманентность — это пребывание в чем-либо.

Сущее всего мира, как было сказано выше — это внутренности всего мира. В связи с этим, появляются  нюансы существования, как второй комбинации формулы Абсолюта, а именно Идея+Движение. Если у описываемого объекта в принципе нет никакого  Движения, то из комбинации Идея+Движение остается только Идея. Сама Идея без Движения — это где-то наличествующее «нечто».  Следовательно, сущее всего мира, как внутренности всего мира — это список объектов, в котором каждый объект сущего мира существует в смысле «наличествует», как отдельная строка списка. Когда появится Движение? Когда мы сущее всего мира перегруппируем по локальным сущим в виде матрешек. Тогда у нас появятся объекты локальных сущих, СО-существующие в этом локальном сущем. СО-существование и есть бытийствование. Бытийствование объектов одного отдельно взятого сущего есть «бытие» с маленькой буквы. СО-существование всех матрешек сущего мира есть «Бытие» с большой буквы. Одним словом, СО-существование, как наличие Движения в формуле существования Идея+Движение, есть бытие как некой части сущего мира, так и Бытие всего сущего мира. 

Теперь о сущности. Сущность в философии имеет смысл «суть», «суть сути», «смысл», «смысл смысла», «суть смысла» и пр. Такое ощущение, что когда-то был осуществлен некачественный перевод слова. Или философия выросла из этого понятия. Корнем «сущности» является «существование». И этим все сказано. Не зря в миру все сильнее и сильнее укрепляется понятие «сущность», имеющее смысл объекта. Думаю, понятие «сущность», как смысл/суть со временем уйдет на нет. Против массового смысла сущности, как объекта, не попрешь. Лично я давно уже употребляю понятие сущность, как объект. Пользуюсь формулой «сущности существуют в сущем». Сущность, как объект, является трансцендентным, поскольку сущность предъявляет себя во вне, как единое целое. Трансцендентность — это запредельность по отношению к какой-либо сфере. Сущность — это третья комбинация формулы Абсолюта — Идея+Пространство+Движение. Означает, что в неком локальном пространстве по внешним контурам реализована (движение) конкретная идея конкретного объекта. Очень легко теперь представлять себе сущности локального сущего, СО-существующие (бытийствующие) в этом сущем. 

Не-существующее означает не-бытийствующее однозначно. Но затем возникает два варианта наличествования: не-существующее может как наличествовать, так и не-наличествовать. В первом случае, с учетом разных нюансов, появляется «нечто», а во втором — «ничто».

Vladimirphizik, 14 Июль, 2020 — 09:45

Формы бытия

Существует два вида бытия – субъективная и объективная действительность. Объективная действительность подразумевает все, что существует само по себе независимо от человеческих мыслей и сознания — воздух, солнце, земля… Под субъективной действительностью понимается все то, что без человека существовать не может – духовный мир, сознание, психика. На основе этих двух реальностей выделяют 4 формы бытия. Они являются основополагающими.

1.      Бытие тел, процессов и вещей.

  • Природное бытие – те тела, процессы, вещи, существующие до появления человека и те, на которые человек не оказал какого-либо влияния. Сюда можно отнести гидросферу, атмосферу, биосферу и прочие.
  • Материальное бытие – вещи и процессы, сотворенные или преобразованные в результате жизнедеятельности человека. К ним относятся поселения большие и маленькие, мебель, посуда, селекционные сорта растительных культур и проч.

Время и бытие

2.      Человеческое бытие.

  • Бытие индивида в вещественном мире – с этой позиции человек рассматривается в качестве объекта среди других многочисленных объектов. Он помещен в рамки определенных законов (химических, биологических и физических), которые неподвластны его влиянию, он может только существовать среди них. Человеческое тело – это природное тело. Именно тело делает человека переходящим (смертным) существом. Он никуда не исчезает из природы, а только переходит в другое ее состояние. Например, после смерти человеческое тело подвергается прочесам разложения и участвует в природных процессах в качестве иных тел, давая жизнь новым.
  • Собственное человеческое бытие – здесь индивид представляет собой человека не просто живущего по законам природы, но и существо, имеющее духовно-нравственные и общепринятые социальные каноны. Ему свойственно мыслить и иметь эмоции. Так, человек в традиционной философии зачастую имеет определение «мыслящая вещь». Одним из философов, рассуждающих на эту тему, был Декарт. Он говорил, что для того, чтобы мыслить необходимо существовать. Также ему присуще утверждение «Я мыслю, значит, я существую». Рассуждая на эту тему, Декарт пришел к выводу, что благодаря способности мыслить человек становится мыслящей личностью.

ТЕОРИЯ БЫТИЯ

Watch this video on YouTube

3.      Духовное бытие

  • Индивидуализированное бытие – подразумевает сознание индивида, его осознанная деятельность, которая включает в себя элементы бессознательного или неосознанного. Без тела человека не может существовать его сознание. В норме человек живет до тех пор, пока существует и развивается сознание.
  • Объективное бытие – общественное сознание в целом принадлежит всему обществу. К нему относятся искусство (музыка, живопись), мораль (добро и зло эстетические нормы поведения), науки (физика, химия, селекция), религия (мусульманство, христианство, буддизм) и т. д.

4.      Социальное бытие

  • Действительность отдельного человека как субъекта в обществе и становлении истории. Индивид является носителем социальных качеств и межличностных отношений. Каждый человек обладает своими личностными качествами и влияет на социальную сущность, познает культурно-исторические достижения. В современном мире от индивида требуется полно раскрывать свои индивидуальные способности, дарования, творческий потенциал в наиболее близкой ему социально значимой деятельности. Например, музыкант, архитектор, повар и прочие.
  • Реальность всего общества – здесь охватываются все процессы и сферы общественной жизни производственные, культурные, духовные и проч.

Пирамида Маслоу

Вопрос того, насколько важны материальные аспекты жизни, исследует как философия, так и психология. В 1943 году американский ученый Абрахама Маслоу сформулировал иерархическую модель, которая описывает приоритетность потребностей человека:

  1. В основании «пирамиды» находятся физиологические нужды в еде, тепле, отдыхе – базовые вещи, без которых люди теряют здоровье или умирают;
  2. Следующие три уровня описывают взаимодействие с социумом через необходимость в безопасности, принятия и уважения;
  3. Когнитивные и творческие цели лежат на вершине иерархии. Высшие потребности людей – познание, эстетика и самовыражение.

Как считает Маслоу, человек не перескакивает на верхние ступени, пока не удовлетворил потребности на низких уровнях. Таким образом, голодному и бездомному жителю города не будет дела до того, есть ли жизнь на Марсе или как доказать теорему Ферма.

Проблема бытия

Первые попытки понять проблему бытия появились уже в древней китайской и древнеиндийской философии. (Тао — «мать всех вещей», «Брахма» — изначальная божественная сила;).

Вопрос о начале всех начинаний возник и в Древней Греции. Греки понимали воду, огонь, землю и аперон как начало земных стихий.

Парменид, древнегреческий философ, предполагал существование бытия, считал его постоянным, неизменным и однородным. Чего-то иного, чем абсолютное существование, просто не существует. Все вышеперечисленные идеи обобщены в его высказывании: «Нужно объяснять и думать, потому что — бытие — это то же самое, что и существо, в то время как больше ничего не может существовать». Платон (философ Древней Греции, самый известный ученик Сократа) установил другую, противоположную тенденцию в объяснении бытия. Быть — это мир, полный истинных и неизменных идей.

Впервые в истории философии Платон дал понять, что не только материальное, но и идеальное может обладать бытием.

У Гераклита, основателя формы диалектики, была своя идея на эту тему. Он утверждал, что просто нет стабильного, постоянного бытия вообще, и что смысл бытия находится в постоянной эволюции, в союзе бытия и бесконечного ничтожества. Согласно Гераклиту, основание нашего мира, «космический огонь», ярко отражает то, что становится неизменным.

В средние века христианская философия отличалась:

  • Истинное (праведное) существо — вера в Бога.
  • Не истинное бытие — товарное бытие, для которого часто характерно «небытие».

Средневековая философия, основанная на библейском утверждении о Боге, «Я есть Существо», часто определяла такие термины, как Существо и Бог, одинаково.

В ходе истории Нового времени понятие «бытие» обеспечивается реальностью, с которой сталкивается индивидуум; это означает, что индивидуум осознает себя посредством определенной деятельности. Быть маргиналом вещества — нечто непреложное, неразрушимое, существующее только через и само по себе.

Сложность проблемы различных форм и способов бытия имеет большое значение не только для повседневной практики, но и для когнитивного применения в познавательной деятельности человека. Поскольку нельзя сказать, что это определение является «аморфным», оно явно не подходит для его обозначения. Она всегда заполняется определенной формой и структурой.

Человек: единство тела и духа

Человек является природным существом. Но благодаря сознанию, он не только физически существует, но и способен рассуждать о существовании мира и себя. Человека олицетворяет единство духа и тела. Первичной предпосылкой существования у человека является материальное. Человечество — это общность, включающая всех индивидов, живущих, живших и тех, что в будущем родятся

Важно понимать, что существование людей не зависит от сознания отдельно взятого человека.

Важно обратить внимание на такой нюанс человеческого существования, как зависимость от общественных мотиваций. Если иные природные категории функционируют автоматически и можно предсказать их поведение с достаточной определённостью, то на поступки человека и его поведение часто влияют не биологические инстинкты, а общественные и духовные мотивы

Для человеческого общества тоже характерен способ существования, в котором переплетаются материальное и духовное. Бытие социальное подразделяется на существование отдельной личности в обществе и на само общество.

Бытие как специфическая категория

Разбирая вопрос существования и сталкиваясь с проблемой изучения бытия, наука философия отталкивается от факта реального существования мира. Первым постулатом при этом становится уже смысл этого факта, при этом рассматривается несколько аспектов:

  1. К первому аспекту относится ряд мыслей о существовании. Если кратко, то это ответы на такие вопросы: Что существует? Где и как долго?
  2. Второй аспект основывается на реальном существовании человека, вещей, природы, общества в целом и единства бесконечного мира.
  3. И третий аспект является положением, что мир представляет собой действительность, которая обладает внутренней логикой развития и существования. Для продуктивной человеческой деятельности надо изучать эту логику, исследуя законы и историю существования.

Основные формы бытия

Философия, в том числе и проблема бытия, делает акцент на познавательной, нравственной и духовной деятельности человека. Проблема такого рода решается с помощью категории бытия и других тесно связанных категорий — ничто, материя, сущность, мера бытия, бытия, пространство, вещество, время и тому подобное….. — разъяснённый

Быть — это философская категория, которая фиксирует связь между явлениями и объектами (людьми, идеями, состояниями и т.д.). Разделяясь на категории, можно сказать, что это структура, которая указывает на то, что есть нечто, что может проявляться в различных формах. Неразрывность Будучи монизмом Философский

Можно представить себя в нескольких формах:

  • Существование процессов и вещей, которые можно каким-то образом представить:
  • Существо различных состояний природы, вещей — человек воспринимается как отдельная объективная реальность, живущая до его рождения и независимая от него. Этот взгляд принадлежит к стороне материализма.
  • Идеалистическое положение. Быть второстепенным. Это существо считается двойственным, потому что, с одной стороны, человек состоит из тел, данных ему природой, а с другой стороны, сознание и дух, присущие человеку, присущи ему.
  • Существование человека.
  • Существование человека в материальном мире. В данном случае человек определяется как, вещь.
  • Специфическое существование человека. Человек стоит как личность, а не как тело.
  • Быть высоким и духовным.
  • Понимание человека. Конституция бессознательного: Интуиция, инстинкты, рефлексы.
  • Духовное, что существует объективно — то, что воплощено в отраслях культуры.
  • Социальное существо:
  • Бытие человека как единство;
  • Бытие человека в общественных отношениях.

Категории бытия объединяют основные идеи, выявленные в процессе понимания вопроса бытия мира:

  • Мир — это бесконечное целое;
  • Все, что существует, одно и то же, даже если оно проявляется в разных формах — в природе и духе, в отдельном индивидууме и обществе в целом;
  • Мир един;
  • Мир существовал и развивался посредством мысли. Это произошло задолго до того, как люди поняли, что мир был и будет.

В философских системах взглядов (монизм, плюрализм, дуализм) отношение к проблеме бытия может быть различным. Монизм видит происхождение бытия либо в материале, либо в идеале. Дуалистическая сторона связывает признание равного существования как духовного, так и материального начала. Плюралистический подход признает существование большого числа независимых, взаимозависимых начал и разновидностей бытия.

В соответствии с вышеизложенным необходимо сделать вывод о том, что существуют различные виды различных онтологий: Онтология природы и человека, онтология культуры и общества. Напомним, что онтология является центральной областью философии, она изучает доктрину бытия. С развитием информационных технологий в онтологический аппарат была добавлена новая категория бытия — виртуальное бытие. В результате этого прогресса появляются новейшие интерпретации понятия бытия, которые можно увидеть в сферах культуры. (В качестве примера: иллюзорное существование бытия в Интернете, которое является своего рода «бытием — небытием»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector