Железнодорожная катастрофа 1988 года в Арзамасе

       

Сегодня мы поговорим про железнодорожную катастрофу которая случилась в 1988 г. в Арзамасе.

Прошло почти 30 лет с момента самых крупных железнодорожных катастроф СССР. Они случились в один день — 4 июня, но с разницей в год. Такая роковая случайность (а, точнее, безалаберность людей и несовершенство жд системы, по некоторым версиям — теракты) стали причиной гибели не менее 700 человек только по официальным данным.

 

К самым крупным катастрофам конца 80-х гг относят взрыв на Чернобыльской АЭС, гибель теплохода «Нахимов», железнодорожные трагедии. 88-й год вообще был одним из самых «черных» в истории СССР — землетрясение в Армении  (тогда погибло до 125 тысяч человек), ряд железнодорожных катастроф, несчастных случаев, стихийных бедствий. Однако и 1989-й год был не намного счастливее.

 

Железнодорожная катастрофа 1988 года в Арзамасе

 

 

Несмотря на то, то прошло много времени, катастрофы до сих пор вспоминают, на местах трагических событий проходят митинги, по ТВ в день памяти показывают фильмы о крушениях поездов. Мы расскажем о трагедии в Арзамасе, затем о катастрофе под Уфой.

Арзамасская железнодорожная катастрофа

 

«Арзамасская железнодорожная катастрофа — взрыв при подходе к станции Арзамас-1 Горьковской железной дороги трех вагонов грузового поезда, следовавшего из Дзержинска в Казахстан, перевозивших гексоген для горных предприятий Казахстана, на железнодорожном переезде 4 июня 1988 года».

 

Железнодорожная катастрофа 1988 года в Арзамасе

 

4 июня 1988 года — субботний день, многие люди, подходившие к платформе — дачники, грибники… Время — 9.32.

 

Взрыв произошел, когда поезд подходил к густо населенной жилой зоне при жд переходе. Арзамас — город в Нижегородской области, население около 100 тысяч человек. Взрыв в прямом смысле прогремел на весь город, гибель 91 человек и более 500 человек пострадавших стали для небольшого города всеобщей трагедией. К слову, когда взрывной волной были разрушены дома, магазины, выбиты стекла в торговых точках — не было зафиксировано ни одного случая мародерство.

 

Поезд вез взрывчатку для горных предприятий, понятно, что когда возник очаг возгорания — детонировал весь поезд, наибольший удар пришелся по трем вагонам, которым находились рядом с эпицентром взрыва, остальные вагоны были искорежены, разбросаны по территории.

 

Железнодорожная катастрофа 1988 года в Арзамасе

 

Железнодорожная катастрофа 1988 года в Арзамасе

 

Железнодорожная катастрофа 1988 года в Арзамасе

 

 

«4 июня 1988 года в 09:32 железнодорожный состав, в котором находились 3 вагона со 120 тоннами взрывчатки, предназначенной для горных и других предприятий, следовал через железнодорожный переезд в г. Арзамас, находясь в северной горловине станции Арзамас I. В этот момент (9:32) произошёл взрыв. Среди сдетонировавшей взрывчатки были:

30 тонн тротиловых шашек,

заряды для нефтедобычи,

25 тонн аммонала,

5 тонн аммонита,

30 тонн гексогена,

27 тонн октогена и др.

 

На перегоне образовались две соединенные между собой воронки глубиной 3,5 и 4,5 метра, диаметром 26 и 76 метров. Взрывом был уничтожен 151 дом, 823 семьи остались без крова. По официальным данным погиб 91 человек, пострадали 1500 человек. Было разрушено 250 метров железнодорожного полотна, повреждён железнодорожный вокзал, разрушены электроподстанция, линии электропередач, повреждён газопровод. Пострадали 2 больницы, 49 детских садов, 14 школ, 69 магазинов.

 

В пораженной зоне оказалось 160 промышленно-хозяйственных объектов. Основной версией причины взрыва сочли нарушение правил погрузки и перевозки взрывчатых веществ, хотя в качестве одной из версий рассматривался и террористический акт, и диверсия со стороны спецслужб других стран с целью нагнетания нестабильности в СССР.

 

В Арзамасе на месте взрыва построены часовня и Мемориал, на котором высечены имена погибших. Ежегодно 4 июня в городе проходят траурные мероприятия, посвящённые памяти погибших при взрыве. Для пострадавших жителей на юге города был построен 11 микрорайон».

 

Железнодорожная катастрофа 1988 года в Арзамасе

 

Железнодорожная катастрофа 1988 года в Арзамасе

 

На железнодорожном переезде в момент трагедии стояли машины, все они были искорежены взрывной волной либо разорваны на куски так, что даже невозможно было установить точное количество жертв.

 

Рядом находящийся общественный транспорт также превратился в искореженные груды металла… в автобусах выбило стекла, сорвало крышу, трупы лежали с живыми. Люди, находящиеся рядом с окнами в автобусах, домах либо погибали от взрывных осколков либо навсегда оставались инвалидами, у кого-то ампутировали руки, ноги, лицо осталось в шрамах. Одна секунда перевернула жизнь арзамасовцев.

 

Более того — состав еще притормозил перед переездом и тогда произошел взрыв, но если бы взрыв произошел чуть позже — последствия были бы более устрашающими: ведь рядом находилась крупная нефтебаза, с цистернами нефти и сжиженного газа.

 

Железнодорожная катастрофа 1988 года в Арзамасе

 

Железнодорожная катастрофа 1988 года в Арзамасе

 

Железнодорожная катастрофа 1988 года в Арзамасе

 

 

Очевидцы видели (несколько десятков человек) буквально перед взрывом дымок из двери одного вагона — как обозначали это те кто понимали суть — горит бикфордов шнур. Пять свидетелей обозначали «дымок» как бикфордов шнур… То есть это означало что поезд подорвали — это был теракт. Однако позже следователи установили, что с расстояния 200-300 метров невозможно точно понять, что свидетели видели горящий бикфордов шнур.

 

Версий механических причин случившегося была масса, как и политических причин… Основная версия, которой придерживались следователи — несчастный случай.

 

«В течение нескольких месяцев после взрыва на месте трагедии работала правительственная комиссия. Точно установить причины взрыва так и не удалось. Назывались несколько версий происшествия, среди которых самопроизвольный взрыв перевозимой взрывчатки (кристаллического гексогена или октогена) в результате механического повреждения, неисправность газопровода проходящего под железнодорожными путями, террористический акт и диверсия со стороны спецслужб других стран.

 

Железнодорожная катастрофа 1988 года в Арзамасе

 

Железнодорожная катастрофа 1988 года в Арзамасе

 

В 2003 году губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев публично высказывал твердую уверенность, что взрыв произошел в результате диверсии, однако данная версия не нашла достоверного подтверждения».

 

Еще версии (механические): искра от колес поезда, пролетев несколько метров, попала в дверь вагона, а там вспыхнула взрывчатка… гексоген и в других вагонах часто просто валялся на полу, вывалившись из разорванных мешков. Еще одно предположение: гексоген, которым было усыпано дно вагона, просочился в щели и стал сыпаться на колеса, из-за трения возникло нагревание и пошел дым (и это и был тот самый дым, который видели очевидцы), позже вспыхнули вагоны и произошел взрыв.

 

Политические версии включали диверсии, устранение главнокомандующих авиационной сферы (крупное совещание планировалось провести рядом со станцией, но в последний момент его перенесли в другое место), тактика Запада по подрыву репутации руководства СССР в глазах жителей страны (и ведь неспроста все это происходит перед распадом СС в 91-м), винили М.Горбачева в том, что он «засланец» Запада и с его подачи и действия либо бездействия и происходили многие страшные  трагедии, целью которых были дестабилизация политической и общественной жизни в стране и крах репутации прежнего руководства в глазах простых граждан.

 

Железнодорожная катастрофа 1988 года в Арзамасе

 

Но как бы там ни было — неясно почему вагоны со взрывчаткой не были разделены от остального состава пустыми вагонами или с гражданскими грузами, почему гексаген в поездах часто валялся на полу в рассыпанном виде, почему никто не среагировал на жалобы о сильном запахе газа возле места взрыва на жд переезде еще до трагедии.. То есть помимо всех политических козней — были не соблюдены элементарные правила безопасности….

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Комментарии по теме

Комментариев пока нет, станьте первыми!

Оставить комментарий

Докажите, что вы не бот