Марина Цветаева. Легенда серебряного века

       

«Марина Ивановна Цветаева (26 сентября (8 октября) 1892, Москва — 31 августа 1941, Елабуга) — русская поэтесса, прозаик, переводчица, одна из крупнейших поэтов XX века».

 

Марина Цветаева — имя, которое знает почти каждый россиян и большая часть иностранцев. Поэзия и русская и женская без шедевров этой поэтессы была бы гораздо тусклее, безжизненней. Марина Ивановна была яркой звездой, талантливой, неординарной, сумасбродной, до сих пор мир говорит о ней, зачитывается ее стихами, помнит, любит.

 

Марина Цветаева. Легенда серебряного века

 

Как и многие гении, известные люди, оставившие значительный след в людских сердцах и истории, Цветаева жила нелегкой и непростой жизнью. Мне, если честно, очень часто хочется оторвать ее судьбу от ее стихов, читать последние как просто стихи и не думать о личности автора.

Гении нередко имеют тонкую, ранимую, хрупкую психическую организацию, на фоне этого, бывает, кидаются «во все тяжкие», нарушают запреты, протестуют, видят мир иначе, чем твердолобые соседи по планете, бывает, уходят из жизни раньше других и по своей инициативе.

Слова комментатора с форума:

 

«Безысходность… Сколько ответов мы находим в этих гениальных произведениях для себя, а они, гении, так печально пришли к своему концу….

Слова пусты… На них не сваришь каши…».

 

Марина Цветаева. Легенда серебряного века

 

Читаешь ее стихи — и видишь себя, видишь фантастический талант, театр, а что там до чудаковатых манер и перипетий жизни — так не хочется думать об этом. Она была прежде всего женщиной, чувствующей, женственной, открытой, сильной, выразившей без истерик, красиво, живо многие побуждения представительниц женского пола.

 

«Я тебя у всех отвоюю..», «Мой милый, что тебе я сделала?..», «Мне нравится, что вы больны не мной..»… Отчаянно кинуться в бой с судьбой и людьми за любимого мужчину, так тонко сожалеть о том, что она оставлена, мило никого не обвинять, признавая при этом, что она способна любить, пытаться все вернуть, так наивно восхищаться тем, что с кем-то можно быть просто друзьями может только истинная женщина и великая поэтесса.

 

«В одном я — настоящая женщина: я всех и каждого сужу по себе, каждому влагаю в уста — свои речи, в грудь — свои чувства. Поэтому — все у меня в первую минуту: добры, великодушны, щедры, бессонны и безумны» — М. Цветаева.

 

Марина Цветаева. Легенда серебряного века

 

Однако Марину Ивановну некоторые ее знакомые как раз-таки называли надменной, неискренней и совсем не женственной, возможно, она по-разному выражала себя в жизни и в стихах, возможно, в стихах она была проецировала себя ту, которой не была, возможно, ее не все разглядели — точного ответа на этот вопрос ныне мы не получим.

 

«Не думаю, не жалуюсь, не спорю.

Не сплю.

Не рвусь

ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,

Ни к кораблю.

Не чувствую, как в этих стенах жарко,

Как зелено в саду.

Давно желанного и жданного подарка

Не жду.

Не радует ни утро, ни трамвая

Звенящий бег.

Живу, не видя дня, позабывая

Число и век.

На, кажется, надрезанном канате

Я — маленький плясун.

Я — тень от чьей-то тени. Я — лунатик

Двух темных лун».

 

Марина Цветаева

 

Из Марины Ивановны делали икону, ее обожествляли, превозносили, ее творения ставили в рамку, но много ли народа вникало в то, что особенно последние года она еле выживала, пыталась устроиться хоть посудомойкой в столовую?..

 

Марина Цветаева. Легенда серебряного века

 

Да и пора активности поэтессы выпала на одно из самых сложных времен в истории России: начало-первая половина 20-го века. Людей творческих и «всех несогласных», как мы помним, хорошо «прессовали» в то время, огромную часть интеллигенции и талантов просто расстреляли…

 

Марина Ивановна родилась в семье московских интеллигентов и деятелей искусства:

 

«Её отец, Иван Владимирович, — профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Мать, Мария Мейн (по происхождению — из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Николая Рубинштейна. Бабушка М. И. Цветаевой по материнской линии — полька Мария Лукинична Бернацкая.

 Марина начала писать стихи ещё в шестилетнем возрасте, не только на русском, но и на французском и немецком языках. Огромное влияние на формирование её характера оказывала мать, которая мечтала видеть дочь музыкантом».

 

Благодаря родителям получила прекрасное образование, после московской женской гимназии обучалась в пансионах Швейцарии и Германии. После смерти матери от чахотки в 1906 году с еще двумя сестрами и братом воспитывалась отцом, который позаботился о получении достойного образования своими детьми.

Марина Ивановна, как и ее брат, сестры — знала несколько иностранных языков, была подкована в вопросах зарубежной и отечественной литературы, искусства.

 

«Я только девочка. Мой долг

До брачного венца

Не забывать, что всюду — волк

И помнить: я — овца.

 

Мечтать о замке золотом,

Качать, кружить, трясти

Сначала куклу, а потом

Не куклу, а почти…»

 

Марина Цветаева. «Только девочка»

 

Марина Цветаева. Легенда серебряного века

 

 

Марина Цветаева. Легенда серебряного века

 

Первый сборник стихов Марины Цветаевой «Вечерний альбом» вышел в 1910 году, когда поэтессе было всего 18 лет, примерно в этот же период она знакомится со многими знаменитыми поэтами того времени, что оказало значительное влияние на ее творчество.

 

В 1911 году Марина встретила своего будущего мужа — Сергея Эфрона, в сентябре 1912 года  родила дочь Ариадну.

Всего у поэтессы было трое детей: вторая дочь родилась в 1917 году во время начала гражданской войны, но умерла в приюте от голода в возрасте трех лет; сын Георгий родился в 1925 году. В том же году, что родился сын Цветаевой, семья перебралась в Париж, перед этим три года они прожили недалеко от Праги.

 

«Отказываюсь — быть.

В Бедламе нелюдей

Отказываюсь — жить.

С волками площадей

 

Отказываюсь — выть.

С акулами равнин

Отказываюсь плыть —

Вниз — по теченью спин.

 

Не надо мне ни дыр

Ушных, ни вещих глаз.

На твой безумный мир

Ответ один — отказ».

 

Марина Цветаева. Легенда серебряного века

 

В общем вне родины Цветаева прожила около 17 лет. В эмиграции поэтесса пыталась публиковать написанные стихи, но многое осталось неопубликованным и не имело успеха… Во Франции она чувствовала себя чужой, скучала по родине.

Жила семья в бедности…

 

В 1939 году после возвращения на родину мужа и дочери возвращается в СССР и сама Марина Цветаева. «Жила на даче НКВД в Болшеве (ныне Мемориальный дом-музей М. И. Цветаевой в Болшеве)».

 

Цветаева тесно дружила на протяжении долгих лет до самой смерти с Борисом Пастернаком. Несмотря на брак с Сергеем Эфроном имела романы на стороне, в том числе в молодости отношения с женщиной — Софьей Порнак. Вот что говорила сама поэтесса об этом:

 

«Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное — какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное — какая скука!».

 

О жизни, детях, переездах, романах, смерти Марины Цветаевой в фильме «Страсти по Марине» (2004 год):

 

 

После прибытия поэтессы в родные места совсем скоро — в июне 1941 года — началась война… С несколькими писателями Цветаева и ее сын были эвакуированы в городок Елабуга на Каме, собирались перебираться в Чистополь, поэтесса хотела работать хоть где-то: мыть посуду в открывающейся столовой.

 

В Чистополе она решила оформлять прописку и вернулась 28 августа в Елабугу собрать вещи. А 31 августа она покончила жизнь самоубийством в доме в Елабуге, повесившись на веревке, которой помогал связать чемодан Борис Пастернак.

 

Марина Цветаева. Легенда серебряного века

 

Марина Цветаева оставила три предсмертные записки: тем, кто будет ее хоронить, сыну и Асеевым (семья эвакуированного писателя). Она очень просила позаботиться о сыне, которого, по свидетельствам очевидцев, боготворила при жизни и переживала за него, старалась уберечь его от смерти, болезней, войны.

 

«Записка сыну:

 

Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик.

 

Записка Асеевым:

 

Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь — просто взять его в сыновья — и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 450 р. и если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы.

Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына — заслуживает. А меня — простите. Не вынесла. МЦ. Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете — увезите с собой. Не бросайте!»

 

Марина Цветаева. Легенда серебряного века

 

Дочь Цветаевой Ариадна до 1955 года находилась то в ссылках, то в заключении, Сергей Эфрон был расстрелян в октябре 1941 года, то есть совсем немного пережил жену.

 

«Дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон, находившаяся в то время в заключении, впоследствии обвиняла Асеева в самоубийстве матери (неоказании ей помощи в эвакуации) и писала Б. Л. Пастернаку в 1956 г.: «Для меня Асеев — не поэт, не человек, не враг, не предатель — он убийца, а это убийство — похуже Дантесова».

 

К Асееву и его жене обращено одно из предсмертных писем Цветаевой, которая просила позаботиться о сыне Георгии: «Не оставляйте его никогда. Была бы без ума счастлива, если бы он жил у Вас». Сам Георгий писал в дневнике: «Асеев был совершенно потрясен известием о смерти Марины Цветаевой, сейчас же пошел вместе со мной в райком партии, где получил разрешение прописать меня на его площадь…».

 

Однако выяснение вопроса кто был виноват в смерти поэтессы — не может вернуть жизнь, после боя кулаками не машут…

 

Марина Цветаева. Легенда серебряного века

 

Серебряный век русской поэзии тяжелое время и в контексте параллели с историческими, политическими событиями того времени и свете того, что судьба «марининых товарищей» (коллег) по письму и одновременно несчастью была печальна. Депрессия общества — особая стихия, не снимаемая волшебными пилюлями, простыми решениями, переездами, семейным уютом. Депрессия и репрессия творческой элиты — это приговор для всех…

 

На Цветаеву очень сильно повлияли исход жизни того же Владимира Маяковского, смерть Блока, расстрел Гумилева. Жизнь становилась чем-то мелким на фоне красных и белых знамен, а выражение себя в творчестве порой было главной целью, оставить свой след, что-то революционное сказать миру под страхом расстрела, порхая мотыльком перед лампочкой — было в приоритете перед тихим существованием, сохранением семьи, заботы о детях. 

 

 

Марина Цветаева. Легенда серебряного века

Вот такой мне виделась жизнь Марины Цветаевой: жизнь человека, не приземляющегося на этой земле. Вечно в искусственных и настоящих страстях, когда собственные дети умирают от голода, фанатичная любовь к одному своему чаду и полное равнодушие к другому, когда даже похороны без матери, игры на аккордеоне посреди бардака, голода, горшков и нищеты, мечущаяся и беспокойная в беснованиях душа, усталость от мятежных внутренних оков, лучшее образование, талант и работа в лучшем случае посудомойкой…

 

Да, современники скажут — «вы что, это эпоха, целый мир, Цветаева гений!». И они отчасти правы, я любила и люблю творчество поэтессы. Но не хочется заглядывать в ее жизнь, как и в жизнь многих поэтов, особенно того времени…

 

Марина Цветаева. Легенда серебряного века

 

Дочь Ариадна была реабилитирована только в 1955 году, умерла, не оставив «ниточки». Сын Цветаевой, за которого так переживала поэтесса перед смертью и которого так любила при жизни — погиб на войне через три года после смерти матери: не уберегли ни ее уход, ни взывания к посторонним людям о том, чтобы взяли парня на попечение. Вся семья по сути исчезла с лица земли, прямых потомков не осталось.

 

Стоила ли игра свеч? Кому нужна была такая жертва? Чтобы мы могли лицезреть творения Марины Цветаевой — обыкновенной жизни лишились несколько человек, включая ее саму.

 

Ответ, пожалуй, в том, что Цветаева и не могла быть иной…

 

 

Реквием (Монолог)

 

Уж сколько их упало в эту бездну,

Разверзтую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли.

Застынет все, что пело и боролось,

Сияло и рвалось.

И зелень глаз моих, и нежный голос,

И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,

С забывчивостью дня.

И будет все — как будто бы под небом

И не было меня!

Изменчивой, как дети, в каждой мине,

И так недолго злой,

Любившей час, когда дрова в камине

Становятся золой.

Виолончель, и кавалькады в чаще,

И колокол в селе…

— Меня, такой живой и настоящей

На ласковой земле!

К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,

Чужие и свои?!-

Я обращаюсь с требованьем веры

И с просьбой о любви.

И день и ночь, и письменно и устно:

За правду да и нет,

За то, что мне так часто — слишком грустно

И только двадцать лет,

За то, что мне прямая неизбежность —

Прощение обид,

За всю мою безудержную нежность

И слишком гордый вид,

За быстроту стремительных событий,

За правду, за игру…

— Послушайте!- Еще меня любите

За то, что я умру.

 

Марина Цветаева. Легенда серебряного века

 

 

 

Вы можете скачать стихи Марины Цветаевой:

 

Полное собрание стихотворений Скачать
Избранные стихи Скачать

Видеозаписи по теме

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Комментарии по теме

Комментариев пока нет, станьте первыми!

Оставить комментарий

Докажите, что вы не бот