Прощение человека — прощайте, и прощены будете…

       

Христианская заповедь гласит, что следует прощать, дабы и нам были прощены грехи. Во времена Ветхого Завета действовал закон «око за око, зуб за зуб», а когда пришел Христос началась новая эра, по летоисчислению с которой мы все и живем. И не нам Богу задавать вопросы, почему раньше можно было мстить, а сегодня нужно прощать. Бог два раза не повторяет…

Поговорим о прощение в понимании христианского учения в первую очередь, и, конечно, немного пробежимся по мнениям иных народов, культур.

Тема прощения вообще близка каждому, понимает он это на уровне слов и мыслей или нет, но любой человек вставал перед тяжелым выбором простить ли врагов, отпустить обиду, или носить в себе груз, пытаться восстановить справедливость.

 

Прощение человека - прощайте, и прощены будете...

 

Есть люди, которые, можно сказать, рождены, чтобы прощать. Они, даже если и неверующие, очень легкие в психологическом плане, обычно общительные, добрые, отзывчивые, прощают как дышат, улыбаются, живут дальше. Никогда они не встанут перед выбором дать сдачи так, чтобы запомнили или забыть все, они переступят кочку будто по небу летят, а не по земле идут. Однако идеалов не бывает: обязательно в чем-то другом у них будут недостатки, но не об этом речь.

А есть люди, десятилетиями хранящие в себе тяготы прошлого, помнящие зло, вечерами перебирающие в голове думы о событиях многолетней давности, и они не маньяки, не психологически задавленные личности… Просто так вот неудачно сложились обстоятельства. Ведь и обиды, и ситуации могут быть разные. И если кто-то никогда не сталкивался с проблемой хуже чем отнятая из руки конфетка, то у другого жизнь пополам разломилась, погиб близкий, предали любимые и т.д. Да и слишком мало среди нас ангелов, чтобы говорить о том, что все мы легко отпускаем обиды.

 

Прощение человека - прощайте, и прощены будете...

 

Иногда прощение — это не шаг, это путь, процесс, которому можно учиться всю жизнь. Иногда человек только среди жизни приходит к революционному осознанию, что есть вообще что-то иное, кроме мести и игнорирования, оказывается, можно просто простить.

Вообще, скажу, что лично мне всегда было сложно сдувать с себя неприятные впечатления, но когда я огляделась как-то, то увидела вокруг массу подобных мне людей. Разрыв стереотипа, шаблона происходит, когда ты начинаешь реагировать на вещи нестандартно: искренне прощать обидчиков, желать добра вместо зла, не отвечать на колкости. Кто-то, конечно, может подумать, что не дошло и прибавить жару, но в основном люди не остаются равнодушными в хорошем смысле. Для того, чтобы не реагировать в стиле агрессора — нужна сила, сила всегда притягивает, для того, чтобы жить на своей добродушной волне, когда вокруг буря — нужна убежденность и эмоциональная стабильность. А у людей в большинстве этого нет. Поэтому некоторыми в нашем мире часто потухших чувств, мертвых фраз, механических действий прощение воспринимается даже креативно. Но креатив не сосед отпущению грехов, если речь о спасении души.

 

Прощение человека - прощайте, и прощены будете...

 

Заповедь прощения взята из молитвы «Отче наш», а молитва эта неспроста есть в Библии, как непроста там все остальное. Но это обращение к Богу как утрированный, лаконичный образец просьбы, разговора, и вначале — прославление, если вы заметили, а не требования. То есть, что бы ни случилось — Бог он есть Бог, и человек должен не роптать, а отдавать славу Ему. А о прощении все ясно, по-моему. Закон такой: прощаешь ты — тебе прощает Бог.

 

«11. хлеб наш насущный дай нам на сей день;

  1. и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
  2. и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
  3. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
  4. а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших»

(Новый Завет, Св. Евангелие от Матфея 6:11-15)

 

Прощение человека - прощайте, и прощены будете...

 

В Библии, особенно в Новом Завете очень много мест о прощении, есть притча о том, как хозяин простил долг работнику, а тот вышел из темницы и встретил раба, который должен был копейки — стал требовать возмещения, тогда тот хозяин, что отпустил долг работнику — упрятал его в темницу навеки. Вот эта притча, в Википедии (ей даже отведена страница) она называется «Притча о немилосердном должнике»:

 

«Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» ( Новый Завет, Мф. 18:23-35)       

 

Прощение человека - прощайте, и прощены будете...

 

И это основные камни строительства дома христианства. Без прощения нет покаяния, исцеления, изменения. Если внимательно читать тот же Новый Завет — то получение прощения вообще идентично исцелению и всем другим благоприятным процессам, происходящим с верующим человеком. Многие не сильно нагрешившие люди, наверное, могут подумать «а что нам прощать-то?».. Как гласит теория первородного греха — согрешили все. И если Бог не проклинал Адама после изгнания из Рая, то Он проклял землю, Ева стала рождать в муках и т.д.. и вся эта атмосфера умножилась гнетом вокруг людей. Когда приходит прощение и человек получает исцеление — то приходит и свобода от всего этого гнета.

Но у нас не проповедь, невозможно в небольшой статье рассказать истину Божью, да и я не священник, и не знаю эту истину на сто процентов. Но представитель любой христианской конфессии (правильной) скажет о важности прощения, некоторые вообще утверждают, что это самое главное на пути христианина.

 

О прощении (православие) в передаче ТВ-канала «Союз». На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Смирнов.

 

 

 

Давайте немного отвлечемся в сторону понимания прощения другими религиями.

 

Буддизм. «В буддийской концепции предписывается относиться к человеку с милосердием и любовью, но сосредотачивать привязанность на каком-либо одном человеке строго запрещается. Буддийская любовь — это не деятельная позиция, а пассивная. Любовь в буддизме — это непротивление злу, прощение обид, благожелательное настроение. Этика ненасилия в буддийской концепции заключается не в том, чтобы изменить что-то к лучшему, а в том, чтобы не усугублять страдания, которыми переполнена наша жизнь, в отказе от участия в насилии. При этом ценность ненасилия занимает важное место в продуманной нормативной программе духовного возвышения человека, охватывающей восемь ступеней и являющейся, по сути, универсальной схемой действий нравственно совершенствующейся личности» (студенческая работа «Буддизм и этика ненасилия»).

 

Когда люди говорят о том, как же похожи буддизм и христианство, что обе религии миролюбивые, всепрощающие, то они не понимают смысла произносимого. Это разные религии, и, конечно, они светлые, но нельзя их сравнивать. В буддизме так не заостряется внимание на прощении, как в христианстве, там есть такие понятия, как принятие ситуации такой, какая она есть, готовность к любому раскладу, смирение, терпение. А в христианстве все ясней и живей: если есть надобность прощать врагов — значит, сначала случилось так, что появились эти враги. А в буддизме в принципе врагов не должно быть.

 

Прощение человека - прощайте, и прощены будете...

 

Ислам. «Подобно тому, как важно верить и надеяться на милость Аллаха и Его прощение, это также необходимо и в наших отношениях друг с другом. Мы не можем ожидать прощения и милости нашего Господа, если мы также не прощаем тех, кто неправильно поступает по отношению к нам. Прощать своих врагов, тех, кто обижает нас, причиняет боль, очень важно для человека, называющего себя мусульманином, потому как это является основой исламского вероучения. Великий шейх Хасан Афанди (да будет свята его душа) говорил своему сыну: «Если тебе плюнут в лицо или дадут пощечину, и ты им ответишь тем же, ты мне не сын». Отсюда мы видим, насколько важно для мусульманина умение прощать и не отвечать злом на зло» (из статьи о прощении в Исламе с сайта Ислам.ру)

 

Ислам — одна из самых миролюбивых религий на самом деле, не верьте тем, кто пытается стравить миры разных религий, для них (истинных последователей ислама) прощение также важно, как и для христиан.

 

Прощение человека - прощайте, и прощены будете...

 

Иудаизм. «Прощение — одно из качеств, приписываемых Богу: «У Господа, Бога нашего, милосердие и прощение» (Дан. 9:9). Однако прощение Богом совершенных против Него грехов (см. Искупление) недостаточно для полного очищения человека, если не достигнуто взаимное прощение обид и вреда, причиненных людьми друг другу. Так, Авраам не только прощает обиду царю Грара Авимелеху и примиряется с ним, но и молится за него (Быт. 20). Бен-Сиры Премудрость гласит: «Мстительного постигнет месть от Господа, и его грехи Он ему припомнит. Прости ближнему его злое дело, а потом помолись, и твои грехи тебе простятся…» (Бен-Сира 28:1–2 и далее). Прощение личных (бейн адам ла-хаверо, буквально `между человеком и его ближним`) обид особо подчеркнуто в установленном еще Мишной (Иома 8:9) обычае просить друг у друга прощение перед Днем искупления (см. Иом-Киппур). Прощение (с выражением искреннего раскаяния) следует просить даже в случае, когда нанесенный ущерб полностью возмещен» (еврейская энциклопедия)

 

У евреев (народа непростого, сильного, умного) все однозначно, но мудрено и в плане прощения. Нужно прощать, но главным образом потому, что так гласит Закон (а не из личных или иных мотиваций), не просто прощать, а еще и молиться за обидчика, искренне раскаиваться в содеянном. Народ выжил вопреки многим бедам, воссоздал свою страну из пепла — их стоить слушать.

 

Прощение человека - прощайте, и прощены будете...

 

Есть, конечно, на свете учения, которые провозглашают месть смыслом жизни, и они даже не прямолинейно негативные в понимании большинства, просто надобность мести тонко завуалирована. Например, примерно с таким смыслом: «не растрачивайте свою энергию на мелкие цели, лучше скопите в себе весь запал и отомстите обидчикам своим счастьем или их поражением — решите в процессе». Уже сама мотивация жизни на мести — не есть благо. Ну а есть еще хуже: эзотерические учения, экстрасенсы, ведьмы, которые никогда не скажут о прощения. А в подобное верят у нас в стране больше половины населения. Сюда прибавим еще тех, кто без всякой философии, религий и учений не желает прощать. И никого не заставишь, но это же комок зла вокруг обиженного. По исследованиям ученых — долгое пребывание в состоянии горькой обиды чревато разными болезнями, происходит отравления организма токсинами, начинается депрессия и изменения на биохимическом уровне.

 

Прощение человека - прощайте, и прощены будете...

 

Эрих Фромм (известный социолог, психолог, философ) вообще проблеме мести посвятил множество работ, но одним из аспектов благополучной жизни (с научно обоснованной точки зрения) он назвал прощение. На своем языке, но все же. Психически полноценная личность легче прощает, отпускает, она тратит энергию на новую жизнь, а не на месть (это заложено в природе человека как инстинкт самосохранения, если копнуть). А выбирающие регресс и негатив — мстят, так нередко появляются преступники.

 

Но сколько бы мы ни говорили о правильности прощения — многим тяжело отпускать ситуацию, врагов, большинство желали хоть раз в жизни, а то и несколько раз — дать (многие и давали) кому-то сковородкой по голове вместо дружелюбного хлопка по плечу, многие мечтали в ответ на пощечину залепить ее обидчику, а не подставлять вторую щеку.

 

Прощение человека - прощайте, и прощены будете...

 

Все-таки, прощая (позиция христианства) человек преследует, сам того не ведая, несколько целей: эгоистичную (прощает врагов, чтобы его простил Бог) и, жестко скажем, прагматичную (вступается Бог). Подробнее о последней. Когда человек во зле — зло не только вне его, оно рядом с ним и в нем, отпуская все — он обрывает концы, перекрывает доступ к себе этому злу, иногда по человеческой инициативе это невозможно, но что невозможно человеку — возможно Богу. Через непрощение на человека и его врагов воздействует негатив, не божья сила, а когда обиженный перекрывает этот канал — вступается Бог, как написано «Не мстите за себя, возлюбленные, но оставьте место гневу Божию», «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас» и т.д. Эти вещи противоестественны человеческой природе, но именно они несут жизнь, а не смерть. Гнев Божий в руках Судьи Праведного намного более верное оружие, чем собственноручная месть обидчикам, за которую придется ответить и мстящему. Но парадокс в том, что человек, искренне прощая, начинает меняться, и благословить врагов — для него становится не кощунством, а естеством. И он уже живет своей, богоугодной жизнью, не тратя ее на попытки причинения ущерба кому-то. И еще: находясь в неизмененном состоянии многие представляют месть свыше как поражение врагов, а часто бывает так, что отпущенные на свободу, они становятся друзьями обиженному.

 

Прощение человека - прощайте, и прощены будете...

 

«отношении христиан к Мести ап. Павел сказал в Рим 12:17-21:

1) необходимо отказаться от собств. помыслов и планов отмщения: «Не мстите за себя, возлюбленные»,

2) предоставить Богу вершить праведный суд, дать место гневу Божьему,

3) проникнуться новым мироощущением: отвечать на зло попечительной, прощающей любовью, что позволит собрать «горящие уголья» на голову зла. См. об этом Нагорную проповедь, Мф 5:38-48″ (энциклопедия)

 

Тот, кто понимает о чем речь — понимает и всю выгоду такой позиции: даже если Бог свершает месть (если враги заслужили этого и не раскаялись, ведь еще может быть, что мы несправедливо на кого гневались) — то человеку уже все равно, он всех благословляет и живет вне мести. А если нет воздаяния недоброжелателям здесь и сейчас — то человек тоже живет тихо-гладко, ведь он нашел покой сердцу, и главное, что он в мире с Богом, а что до врагов — так это в прошлом.

 

И один из главных моментов, которые некоторые даже богословы, проповедники забывают сказать — прощайте себя. Иногда самый главный наш враг — мы сами, и причина злого отношения к людям в нас. Прощать надо и себя, и других.

 

Еще часто, когда я видела как люди озадачивались дилеммой «Простить — и жить дальше или уйти гордой?..» я всегда думала — а почему нельзя все вместе?? Прощение это не унижение. Строчки из немного далекой от христианства песни: «простить — не значит поверить.. простить — не значит любить, уйти — не значит не вспомнить, уйти — не значит забыть»…

 

Прощение человека - прощайте, и прощены будете...

Вам также может быть интересно:

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Комментарии по теме

  • pozdravhappy 17.12.2016 в 02:09

    Ты прощаешь других, чтобы излечить себя. Прощение не меняет прошлого, но освобождает будущее. Если вы страдаете от несправедливости нехорошего человека – простите его, а то будет два нехороших человека . —

  • Сергей 01.05.2017 в 03:40

    Как говорил Федор Григорьевич Углов, надо любить людей, не искать в них, что-то плохое. Ведь в каждом человеке есть плохое и хорошее, что вы будете искать в человеке, то и найдете. Не стоит обижать друг друга, любите и будете любимы!

  • Алекс 08.07.2017 в 00:59

    Может я чего-то не понимаю, но разве христианство не учит прощению? И в то же время, после смерти, тебя будут судить по другому, типа:
    — А вот с тобой мы поговорим иначе. Раз плохим был человеком — тебя мы отправим в ад
    И в чем же правда?

  • Оставить комментарий

    Докажите, что вы не бот