Сергей Бодров. Вечно молодой фаталист

       

«Взять себя за горло я не позволяю никому, в том числе и жизни. Хотя я и фаталист. Но фатальна не жизнь, а судьба. Есть точка, где ты обязателен..»

 

Специалист по живописи венецианского периода, с отличием закончивший МГУ и защитивший диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по теме «Архитектура в венецианской живописи эпохи Возрождения». Бодров — в плане профессий — симбиоз отца и матери: Валентина Николаевна искусствовед, преподаватель МГУ, Сергей Владимирович — известный режиссер, сценарист.

 

Он погиб, точнее — пропал без вести, когда ему было всего 30 лет, подобно другим рано ушедшим талантливым людям, ушел на пике своего взлета и, пожалуй, слишком много нам недосказал.

 

Сергей Бодров. Вечно молодой фаталист

 

Что в сотрудничестве с Алексеем Балабановым, что с собственным отцом, что испытывая режиссерскую и сценаристскую стезю на собственном опыте (например, фильмы «Сестры» и последний, «оборвавшийся» — «Связной») — Сергей Бодров предпочитал сложные реалии жизни, роли и героев, разрывающихся от протеста против действительности, ищущих справедливости. Не было у него персонажей «ни о чем», развлекательно-ярких клоунад, хотя шоу «Последний герой» все-таки шоу, однако с множеством добавок — «остаться в живых..», «сохранить лицо в грязи..» и песнями его любимых рок-музыкантов — он даже играть не умел без накала, душераздирающих страстей на грани жизни.

Конечно, и в связи с тем, что Данила Багров — роль, принесшая популярность Сергею Бодрову, и в связи с тем, что актер ушел в иной мир молодым — мы запомнили его, несмотря на другие известные фильмы с его участием, парнем из соседнего двора, вечным русским Братом.

 

Брат

 

«Родное»

 

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья —

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок!

 

Речка, небо голубое —

Это всё моё, родное!

Это Родина моя!

Всех люблю на свете я!

 

В. Орлов (стишок из фильма «БРАТ-2»)

 

Этот стишок красной нитью — и жестоко, и с кровавым сарказмом — проходит через весь сюжет драматически-комедийного боевика о стране, где все мы братья.

 

Сергей Бодров. Вечно молодой фаталист

 

Фильм, безусловно, ставший легендой. Правда, среди публики и ряда кинокритиков долго велись споры относительно его патриотической природы. Кто-то считал, что в картине явно выражена антиамериканские и антиукраинские настроения. Создателей обвиняли в пропаганде расизма, национализма.

 

«— Музыка-то ваша американская — говно.

— Music? Ah, oui, la musique excellente.

— Ну чё ты споришь? Тебе говорят — говно музыка, а ты споришь.

— Musique!

— Да и сами вы… Скоро всей вашей Америке — кирдык. Мы вам всем козьи рожицы устроим… Понял?

— Чё ты к нему пристал, он француз вообще! Пошли!

—                Какая разница?»

 

(«Брат-2», цитаты)

 

 

Сергей Бодров. Вечно молодой фаталист

 

 

На что Бодров отвечал:

 

«Нам важно было сказать не то, что все американцы — козлы, мы, наоборот, хотели сказать, что мы — не уроды. Это достаточно простая мысль, странно, что она не всем понятна. А в кино озвучивать её пришлось слишком ярким способом просто потому, что это кино. В кино всё должно быть несколько утрировано.

 

Снимают же американцы кино про русских, где Шварценеггер-милиционер отрывает мафиози деревянную ногу, из неё сыплются наркотики, а по улицам ходят медведи. То есть мы — полные придурки! Так почему мы не имеем права пошутить над американцами?»

 

«Русская справедливость» со своими прямолинейными карательными методами показалась многим негативным и заразительным явлением. Что хорошего может быть, когда россиянин, решив отомстить за убийство друга, крошит всех подряд из обреза и при этом остается безнаказанным? Как верно было замечено в одном комментарии, «Раскольников у Достоевского убивает старушку — ростовщичку, из идейных соображений, а потом вся его душа оказывается потрясённой этим преступлением и грехом. И не успокаивается, пока не приносит покаяние. Здесь же мальчик Данила с чистыми глазами убивает людей массово и тут же об этом забывает. Правда, люди эти не совсем вроде бы люди тоже. О времена, о нравы!». А миллионы мальчишек идею патриотизма воспринимают после просмотра фильма не иначе, как «убийство без разбору всех американцев и всяких разных «гнид черножопых»». Что с этим делать?

 

Сергей Бодров. Вечно молодой фаталист

 

Сергей Бодров о фильме:

 

«Меня многие обвиняют в том, что ты же обаятельный убийца, а посмотрит какой-то мальчик из провинции, возьмёт обрез и пойдёт. Этот вопрос сложнее, чем он кажется. Я могу легко сказать: «Ну что вы, это же кино, это образ. Ну а возьмите любой американский боевик – там убивают в 200 раз больше людей, чем герой фильма «Брат». Там стреляют, разлетаются мозги по стенке. Здесь не показан ни один кровавый эпизод. Убийства остаются за кадром в основном. Это кино, это образ, и относиться к этому нужно именно так». Я не думаю, что кому-то придёт в голову взять обрез, потому что это закон жанра.

Поэтому журналисты говорят про фильм «Брат», про киллеров, про убийцу, про стрельбу, потому что мы видим, что убийства – это очень просто, очень легко, не очень красиво и почти незаметно. Ребята наши – молодость, подростки – на самом деле они гораздо умнее, гораздо сообразительнее, гораздо более нравственно крепкие, чем мы про них думаем. Вот все беспокоимся, что они возьмут обрезы… Да ничего подобного! Это не запоминается. Они говорят про другое. Они спрашивают про музыку, им нравится выражение «скоро всей вашей Америке кирдык» — они чувствуют себя патриотами.

Насколько это опасно – ну не знаю, не опасней, чем все наши криминалистические общества. Ну да, любить свою родину – разве это плохо. И то, что эти мелкие ребята говорят, что это клёво, на «скоро всей вашей Америке кирдык» начинают хлопать, улюлюкать не потому, что они не любят Америку, нет, они смотрят американское кино и слушают американскую музыку. Они улюлюкают, потому что они Россию любят. И это классно»

(Из интервью)

 

 

Сергей Бодров. Вечно молодой фаталист

 

Пожалуй, действительно в фильме есть перебор со смертями без надобности, да и по надобности.. но все же оставим право на донесение основной мысли (вне зависимости от того, как ее поняли на самом деле) и всю ответственность режиссеру и главному актеру — тем более, что обоих уже нет в живых.

Некоторых смущал и другой момент: выставление русского таким вот простачком, примитивным, «лоховатым», скупым на слова обычным студентом в растянутом свитере и военных ботинках.. Его дурят даже русские в Америке. Кстати, если бы русские в фильме позиционировались исключительно с положительной стороны — момента с обманом своих же не было бы: Данила покупает машину, абсолютно исправную, по заверениям соотечественника, живущего в Америке и кидающегося словами «Русские своих не бросают», авто вскоре после движения наглухо ломается. Спасает Данилу дальнобойщик Бен, обычный иностранец, и также ему помогают некоторые американцы. Так что, Америка в целом не преподнесена погрязшей во грехах и безнадежной трясиной.

 

Сергей Бодров. Вечно молодой фаталист

 

Были даже мнения критиков, что как раз Россия в фильме оказывается осмеянной. Главным образом — на такие мысли наталкивает наивное и местами неадекватной поведение Данилы. Зачем-то цепляется за русскую проститутку, которую решает спасать, едет в страну, которой он не нужен и которую сам не знает, в надежде на восстановление справедливости, не имея ни толп помощников и имея лишь обрез. И в целом «Брат-2» какая-то сказка.. ну как можно не поймать открыто всех перестрелявшего дебошира, спокойно после этого севшего в самолет.. Однако в этом и весь парадокс. Пусть и просто, примитивно, но в картине воплощен основной момент русской сути: сила духа как главное оружие. Те с армией, полицией, толпами сообщников, с усовершенствованными моделями автоматов, да газовыми гранатами — не смогли взять русского. А он всех победил.

 

Режиссер и актер в тандеме создали, несомненно, в первую очередь картину реалистичную, надо иметь ввиду, что время съемок — нелегкий период страны, когда лихие разборки 90-х еще стояли на пороге. И смуты критиков тому подтверждение. Обязательно нужно чтобы кто-то был прав, а кто-то не прав? А если реальность такова: и русские кидают своих, и иностранцы бывают хорошими.

 

Сергей Бодров. Вечно молодой фаталист

 

 

Как говорил сам Бодров:

 

«Я очень трепетно отношусь к каким-то главным ценностям, может, это и неправильно. Но я не думаю, что норма — это когда человек хороший. Кто сказал, что люди должны быть хорошие, честные, искренние, почему они должны радоваться и улыбаться нам? Нормально, это когда люди обманывают, лукавят, ищут себе какие-то блага. И тогда все остальное, выходящее за рамки этой нормы, когда человек сказал тебе «спасибо», не соврал, поддержал тебя, сделал что-то хорошее, хотя мог этого и не делать при условии, что ты не зависишь от него, а он — от тебя, вызывает большую радость, ликование и вообще делает мир прекрасным».

Вот и Брат не ждал ни от кого хорошего отношения, сам его давал тем, кто на его взгляд этого заслуживают.

 

Сергей Бодров. Вечно молодой фаталист

 

Оппозиционер или патриот?

 

 

В опросе «Кто может стать лидером действующей оппозиции?», проведенном в интернете в августе 2000 года, респонденты-россияне в подавляющем большинстве указали Сергея Бодрова. Перед этим: 8 августа он подписывает с Олегом Меньшиковым, Василием Аксеновым и др. обращение Бориса Березовского «Россия на перепутье».

 

«— Я если и могу быть лидером, то только идейным, неформальным. Ведь что такое оппозиция? Это нормальное состояние думающего человека. Нормально сомневаться в том, что тебе указывают другие. Есть малый и большой «джихад» — внешний и внутренний враг. Главное, справиться с внутренним врагом — с самим собой. Надо быть готовым не согласиться, хотя кухонных диссидентов всегда было полно, но я не об этом. Все взгляды — гражданские, политические, любые — укладываются в два простых слова: «Не прогибаться».»

(«АиФ»)

 

Сергей Бодров. Вечно молодой фаталист

 

О письме «Россия на перепутье» из журнала «Воздух»:

 

«Письмо вроде бы однозначно диссидентское: типа, угроза нового тоталитаризма, ограничения свободы слова, необходимость создания оппозиционного движения.

 

Контекст важнее текста. Откуда, по версии авторов письма, могла исходить тоталитарная угроза в том августе? На секундочку: Путин станет и.о. премьер-министра лишь 9 августа, назавтра после письма. БАБ еще никакой не лондонский сиделец, а как раз тот человек, который тащит Путина к власти. В его понимании, угроза тоталитаризма исходит от блока Лужкова–Примакова. Как Бодров попал в компанию подписантов — черт его знает, да и не важно: может быть, расчувствовался, что «Брат» для БАБ — культовый фильм»

 

Сергей Бодров. Вечно молодой фаталист

 

Данила Багров, точнее, сам Сергей Бодров (а для россиян они становятся одним лицом) — теперь фигура не столько кинематографическая, но и политическая. Его призывают разобраться с беспределом в стране, навести порядок на родине, ему доверяют, в нем видят брата, друга, товарища.

 

Оппозиция тех времен — не сегодняшняя. Формировалось общество, менялись руководители страны, формировался и сам Бодров.

 

Отец Сергея — иностранец с русскими корнями, живущий в Америке. Сын участвовал в нескольких фильмах, которые снимал отец. Например, он играл роль второстепенного плана в картине «Давай сделаем это по-быстрому» — кино о богатых русских, живущих в Америке, кино русского режиссера о русских с иностранными актерами — так вот все запутано.

 

Сергей Бодров. Вечно молодой фаталист

 

Сам отец говорил об Америке и о своем происхождении так:

 

«Они спрашивают: «Кто?». Я говорю: «Русский». Но это ведь условная вещь. «…» Америка – страна эмигрантов, где живут китайцы, немцы, мексиканцы… Там не звучит как что-то особенное: «Знаете, я русский и этим горжусь!». Я там просто иностранец».

 

Но Бодров, попадая под разные веяния, оставался русским, даже уезжая в Америку. Вопрос, кем он был, патриотом, равнодушным или еще кем-то, нелеп, если посмотреть все его фильмы. Они пронизаны пониманием, пусть и субъективным, национальных монументов под названием «родина», «Россия», «справедливость», «война», «мир», мыслями о народе и т.д.

 

«Главное, не считать, что мы-то ничего не знаем, не понимаем, а вот народ… В этом чувстве вины на самом деле снобизм есть: мы, мол, утонченные натуры, все больше по искусству, а народ жизнь знает. Ты говори не «они» и «мы», а просто «мы». Признавай свою вину сколько угодно, но говори «мы»..»

 

Сергей Бодров. Вечно молодой фаталист

 

Он вообще не считал себя, несмотря на количество сыгранных ролей, актером:

 

«Я всегда и везде говорю: «Я — не артист, я — не артист, — я не артист». А мне: «Нет, вы — артист! ». А я: «Артист — это совсем другое. Это другие люди, другая конституция. Роль для меня — это не профессия. Это поступок, который совершаешь».»

 

Он старался оставаться самим собой: «Самый верный путь — оставаться самим собой. Вот и я зацепился за себя, как в трамвае за поручень…»

 

Считал, что истинное лицо человека проявляется в испытаниях: «Выживание в том, насколько силён ты внутренне, насколько ты в состоянии сохранить себя, своё человеческое в нечеловеческих условиях»

 

Сергей Бодров. Вечно молодой фаталист

 

Пропал без вести

 

У М. Лермонтова есть рассказ «Фаталист». Поручик Вулич, серб, случайно и на порыве решает стать мишенью в споре о предопределенности смерти, затеянным казаками. Его не останавливают здравые уговоры. Рассказчик, обладающий даром предвидения, увидел на его лице печать скорой смерти, но ружье Вулича, поднесенное им самим в разгаре спора к виску — дает осечку. Рассказчик не понимает почему он так прогадал, по дороге домой рассуждает о жизни, звездах..

 

«…мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные

принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады,

зажженные, по их мнению, только для того, чтоб освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником. Но зато какую силу воли

придавала им уверенность, что целое небо с своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы неспособны более к великим жертвам ни для блага

человечества, ни даже для собственного нашего счастия, потому что знаем его невозможность, и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбою….»… и т.д.

(М.Ю. Лермонтов, «Фаталист»)

 

И вот после этих дум, по возвращению домой, рассказчик узнает, что поручик все-таки погиб. Он встретился на пути шальному выпившему местному жителю, становившемуся безумным после употребления крепких напитков, и решил с ним заговорить — тот зарубил его мечом.

Мораль такова: если суждено тебе умереть от шашки — ты не умрешь от выстрела, пусть и в тот же вечер (хотя я сама не особо верю в разного рода предвидения).

 

Сергей Бодров. Вечно молодой фаталист

 

Какое отношение рассказ имеет к Сергею Бодрову? Когда я в первый раз услышала его высказывания о том, что он считает себя фаталистом — у меня создалась прочная ассоциации его жизни с этим рассказом.

Выигрывавший (и не раз) в «Русской Рулетке», перестрелявший голыми руками (пусть и кинематографично) американцев, бандитов, бесстрашный герой-супермен, упрощенный до варианта бравого пацана с соседнего подъезда — не смог переиграть судьбу. И кто знал, что судьба будет такой?

По роковой случайности — сценарий его последнего фильма «Связной» заканчивается смертью главного героя (которого  должен был играть Бодров) — он погибает в горах.

 

В день (20 сентября 2002 года), когда съемочная группа пропала в Кармадонском ущелье, за несколько часов до трагедии — Бодров долго разговаривал с женой по телефону, по ее словам, был каким-то грустным, встревоженным, на прощание сказал: «береги детей».

 

Сергей Бодров. Вечно молодой фаталист

 

Миру без Бодрова уже почти 12 лет:

 

«Существует закон сохранения энергий: ничто не исчезает бесследно и ничто не берется из ниоткуда. Но понять, насколько велики потери и приобретения, можно лишь спустя время»

 

Из различных версий гибели Брата были и такие, что Кавказ, который не любил актер — отомстил ему… И что вблизи места съемок было заброшенное кладбище, и подобное внедрение на чужую священную территорию не прощается людям духами, охраняющими горы.. И в конце концов (комментарий к статье о смерти актера) -«Вы реально до сих пор думаете, что это была случайность? Бодров говорил много правды и стал весьма невыгоден кому-то, а лавина могла быть кстати, и не факт, что именно она явилась причиной гибели».

Ясно одно — он много не договорил, мы не увидим сотню неснятых фильмов, не услышим мнения человека, повлиявшего на эпоху, в которой мы живем. Что Балабанов, что Бодров — ушли как-то рано, не дожив, на полувзлете, на пике творческого полета.

 

«Ты остановишься на углу оживленной улицы и представляешь, что тебя здесь нет. Вернее, тебя нет вообще. Пешеходы идут, сигналят машины, открываются двери магазинов, сменяются пассажиры на остановке. То есть в принципе мир продолжает жить и без тебя. Понимать это больно. Но важно..»

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Комментарии по теме

  • Генрих 14.12.2014 в 15:45

    Хорошо написали, Kristina.
    Признаюсь, не смотрел ни «Брата», ни «Брата-2».
    Сергея Бодрова видел по ТВ, небольшой отрезок из чего-то (может и какой-то из Братьев), давненько.
    Что поразило (даже в мал. куске) — он сам. Даже не сказал бы «игра». За «игрой» высвечивался он сам — личность.
    И что удивило — эта «личность» прямо «вылезала» из не очень принятого (видимо стандартно понимаемого) для этого внешнего вида — кустистые мощные брови и т.д.
    Все эти впечатления были как бы мимолетны, кратки. Но сильно вспомнились в те дни, когда он погиб. И тогда уже я подумал — наверно незаурядным вырос бы этот парень.

    (под прочитанным нет на вашем сайте почему-то кнопки «поделиться» — твитнуть, например)

  • Оставить комментарий

    Докажите, что вы не бот