Читать или не читать ― вот в чём вопрос.

       

Мы всё больше смотрим телевизор и всё меньше читаем. Всё больше пролистываем паблики в контакте и всё меньше перелистываем шуршащие страницы книг.  По данным статистики всего в мире насчитывается  569. 600 библиотек! Кто их посещает? Огромные ценные фонды библиотек вызывают интерес у единиц, по большей части книгами интересуются и берегут их сами работники библиотек, а количество любознательных читателей падает.

 

Читать или не читать ― вот в чём вопрос.

 

Если в советский период мы были самой читающей страной в мире, то сегодня мы сдаём свои позиции. Да, мы не находимся по читаемости на последнем месте, но, тем не менее, занимаем лишь седьмое, постепенно спускаясь в рейтинговой полосе всё ниже, навстречу США, Германии, Англии…которые вообще не входят в 10-ку читающих стран мира:

1. Индия ‑ 10,7 часа в неделю.
2. Таиланд ‑ 9,4 часа в неделю.
3. Китай ‑ 8,0 часов в неделю.
4. Филиппины ‑ 7,6 часа в неделю.
5. Египет ‑ 7,5 часа в неделю.
6. Чехия ‑ 7,4 часа в неделю.
7. Россия ‑ 7,1 часа в неделю.
8. Швеция ‑ 6,9 часа в неделю.
9. Франция ‑ 6,9 часа в неделю.
10.Венгрия ‑ 6,8 часа в неделю.

 

Чем страшно для человека равнодушие к книгам?

 

Во-первых, снижение грамотности, которая, к слову, итак оставляет желать лучшего. Чем больше человек читает книг, тем грамотнее он пишет. Можно не знать всех правил русского языка (что, конечно, не приветствуется, но всё же мы их не знаем), но кроме обычной памяти существует ещё и зрительная, которая и помогает нам запоминать верное написание слов при чтении.

Во-вторых, падает уровень образованности. Книги, даже художественные, расширяют кругозор людей, развивают гибкость ума. Начитанность ― это то качество, которое мы можем потерять.

 

Читать или не читать ― вот в чём вопрос.

 

Часть людей любят говорить о том, что мода на чтение возвращается и не нужно сеять панику. Так вот, мода на чтение Донцовой, Шиловой и «пятидесятиоттенковсерого» ― это ещё не возрождение культурных традиций. Беллетристика, вытесняющая хорошую, качественную литературу не даёт  уму ничего полезного. Такое чтение ― это, как просмотр сериалов и мыльных опер, скорее отдых для нашего мозга, чем его развитие. Отдыхать, конечно, тоже нужно, но всё хорошо в меру.

 

 

Почему происходит так, что мы отказываемся от книг?

 

Смена ценностей.Сегодня на читающего книгу вешается медаль «скучный ботан», особенно, если речь идёт о провинциальных городках, в столице дела обстоят чуть лучше. Молодёжь довольно скептически относится к чтению. Ознакомившись с интересом учеников к книгам даже на уровне школьных уроков по литературе, понимаешь, что они не хотят читать вообще. Лучшие классы школьного образовательного учреждения, профильные, которые заполнены учениками, собирающимися получать высшее образование, что приравнивает их к слою интеллигенции, ― читать не любят, не хотят и не собираются. Мало того, что классика им ненавистна, так и своих, личных увлечений творчеством каких бы то ни было других писателей, они не нажили. Глядя на этих в сущности неплохих ребят, открытых и радостно идущих навстречу жизни, только в удивлении разводишь руками. Они не признают того, что книга ― лучший друг, что «Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение», как было сказано известным французским писателем Андре Моруа.

 

Читать или не читать ― вот в чём вопрос.

 

Таким образом, получается, что если раньше ценностью было образование, то сейчас к процессу обучения подходят более просто ― «нужно получить корочку, чтобы взяли на работу», а качество уже не ставится во главу угла. Хотя со стороны работодателей намечается две тенденции: люди с реальными знаниями, которые добросовестно 5 лет учились, по-прежнему ценятся; или же наоборот молодых специалистов берут на работу не охотно, не доверяя качеству их знаний, и требуют «опыт работы».

В общем, книгами всё меньше пользуются, как в учебном процессе, так и за его пределами. Готовясь к семинарам, контрольным и опросам, студенты всё реже обращаются к учебникам, и всё больше копируют  страницы для ответа из интернета, распечатывая материал, и зачастую знакомясь с распечатками прямо на занятиях.

Другой аспект чтения ― замена бумажных книг электронными носителями. Это очень удобно, и, казалось бы, имеет место неоспоримый прогресс в этой области. Но этому можно возразить: научно доказано, что информация, изучаемая нами с электронных носителей (компьютера, планшета, электронной книги и пр.) значительно хуже нами воспринимается. Было проведено исследование, в ходе которого выяснилось, что человеку труднее сосредоточить своё внимание при чтении текста в электронном формате. Соответственно, информация воспринимается тяжелее, плохо усваивается и даже хуже понимается. Многие испытуемые признавали тот факт, что, когда им нужно внимательно и серьёзно изучить какой-нибудь материал, они пользуются обычными бумажными книгами.

Вывод: мало того, что информация с электронных носителей менее восприимчива нашим мозгом, она ещё и снижает нашу способность к концентрации внимания. Дело в том, что, находясь за компьютером, чаще всего стиль нашего получения информации из сети это сёрфинг, то есть мы вбираем её в себя кусочками, фрагментарно. Мозг, привыкая к такой мозаичной, «рваной» работе, пытается применять этот же способ получения новостей поначалу при чтении книги в электронном формате, а потом и при чтении бумажной. Постепенно, мы становимся читающими-спринтерами, а не марафонцами. Всё труднее одолеть толстую книгу, всё легче пролистывать тексты в ускоренном темпе.

Плюс ко всему в электронной книге чисто с практической точки зрения сложнее ориентироваться в тексте, тогда как в бумажном аналоге мы можем быстрее найти информацию, потому что визуально запоминаем её местоположение по количеству пролистанных страниц. Хотя в целом всё на любителя, главное, чтобы тяга к чтению росла.

К слову, в США в городе Сан-Антонио в ушедшем году открылась первая в мире библиотека, в которой совсем нет книг, альтернативой им выступают исключительно тексты на электронных носителях, которые не просто используются в стенах библиотеки, но и могут браться читателями домой, как самые настоящие обычные книги.

Когда речь идёт о каких бы то ни было негативных веяниях нашего времени ― безграмотность, культурное разложение, равнодушие к книгам и прочее ―  всегда рука об руку со всем этим идёт разговор об интернет-зависимости. Тема наболевшая и часто обсуждаемая. Ведь привычка постоянно «сидеть» в ВКонтакте  отнимает слишком много времени, которое можно было потратить на своё самообразование. А также эта привычка перерастает в привычку к праздности и ничегонеделанию, о которой надо сказать подробнее.

 

Читать или не читать ― вот в чём вопрос.

 

Настала новая эпоха декаданса. Молодёжь плачет, ноет и вздыхает о своей никчёмной жизни, говоря о том, какая она несправедливая, суровая и бессмысленная. Сидеть в тоске и рассуждать о печальном бытие превратилось в моду. Создаётся ощущения, что сегодняшнее поколение культивирует свою праздность, упивается собственной ленью и возводит на пьедестал собственную ничтожность. Только и слышно «Мы могли бы то…мы могли бы это…», но мы такие несчастные потерянные ленивые и нам так плохо, что сил нет начать что-то делать. В том числе и закрыть свой браузер и открыть переплёт печатного издания.

Справедливо будет утверждать, что любовь к чтению надо формировать ещё в детстве. Естественно большая ответственность ложиться на плечи родителей. Хотя здесь надо обратить внимание на то, что очень важно не просто покупать ребёнку книги, говоря о том, как здорово и полезно читать, но и подавать личный пример. Дети очень восприимчивы в раннем возрасте к поведению, манерам и привычкам своих родителей, поэтому если семья сама по себе читающая, то шансов на то, что ребёнок не будет выпускать книг из рук, будет в разы больше.

 

Читать или не читать ― вот в чём вопрос.

 

Семейное воспитание в какой-то момент дополняется школьным. На этом новом этапе важно удержать интерес детей к книгам. Надо быть очень талантливым учителем, искренне любящим свою работу и детей, чтобы на уроках литературы суметь поддержать интерес учеников к книге.

Большую работу в этом направлении взяли на себя библиотеки, которые действительно в последнее время активизировали свою деятельность. На базе центральных городских библиотек постоянно организуются различного рода мероприятия. Работники этой сферы пытаются проводить такие встречи в тесной связи с сегодняшним днём, чтобы не терять заинтересованность молодёжи, а, наоборот, показать, что чтение, самообразование ― это современно и прогрессивно.

Иногда просто удивляешься и восхищаешься тем, с каким энтузиазмом работают люди, как творчески они подходят к своему дело, получая копеечную зарплату. В пору памятник таким героям труда ставить.

Лично знакома с несколькими молодыми выпускниками филологического факультета, которые ведут просветительскую работу на уровне местных, районных библиотек: собирают детей на творческие вечера, активно взаимодействуют с юными читателями, делая всё, чтобы библиотека стала для них родным местом.

Вообще благоустройство этих книжных кладовых сегодня растёт. И в России, и по всему миру, библиотеки модернизируются, всячески обустраиваются, принимая атмосферу уюта. Читальные залы оснащаются красивым декором, мягкими креслами и диванами. Теперь есть возможность не просто посидеть с книгой за столом, а почитать литературу с комфортом, в приятной обстановке, что, на мой взгляд, является большим достижением. Конечно, такие изменения пока претерпевают только главные библиотеки  крупных городов, но начало положено, и хочется верить, что в будущем будут благоустроены и региональные читательские заведения.

 

Читать или не читать ― вот в чём вопрос.

 

Новым направлением в развитии книжной культуры стало появлении библиотечных кафе, на базе которых проводятся концерты, литературные вечера, встречи с интересными людьми, а также действует система бук-кроссинга.

Бук-кроссинг ― обмен книгами, когда прочитанное издание оставляют в общественном месте, чтобы кто-нибудь другой имел возможность его прочитать.

Полки бук-кроссинга появились сейчас не только в кафе-библиотеках, но и в книжных магазинах, обычных кафе, в стенах университетов и в других местах, активно посещаемых людьми. Это действительно становится популярно, читатели не просто забирают книги себе, но и приносят им на замену другие.

В Москве, к примеру, функционирует Российская государственная библиотека для молодёжи, оформленная в современном, непринуждённом стиле, что так ценят юные читатели. Ниже представлены фотографии, так сказать, с места событий:

 

Читать или не читать ― вот в чём вопрос.

 

 

Читать или не читать ― вот в чём вопрос.

 

В Санкт-Петербурге есть Библиотека имени Н.В.Гоголя, которая также имеет необычный дизайн, разностороннюю направленность: от традиционных тихих залов до одиночных уютных уголков, от конференц-залов до комнат для переговоров.

 

Читать или не читать ― вот в чём вопрос.

 

Как выяснилось, мини-библиотеки появляется даже в аэропортах. Так, во Владивостоке появилась такое место, правда библиотека предоставляет архив книг только в электронном виде, которые может скачать каждый желающий. Но и это уже большое достижение. Это уже можно назвать настоящим громким словом ― прогресс.

 

Читать или не читать ― вот в чём вопрос.

 

В заключение хочется сказать, что какие бы библиотеки ни строились, как бы учителя ни старались и какие бы акции ни проводились, выбрать для себя путь самообразования  человек может только осознанно. Нужно решить, прежде всего, для себя, чего вы хотите от жизни и как будете её строить, встанете на дорогу самосозидания или пойдёте тропинкой саморазрушения.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Комментарии по теме

Комментариев пока нет, станьте первыми!

Оставить комментарий

Докажите, что вы не бот