«Я, конечно, вернусь, весь в друзьях и мечтах». Владимир Высоцкий — 34 года со дня смерти

       

«Мне меньше полувека, сорок с лишним!

Я жив, 12 лет тобой и Господом храним..

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,

Мне есть, чем оправдаться перед Ним!

 

И — бессмертное:

Я, конечно, вернусь! Не пройдет и полгода..

Он возвращается к нам каждые полгода — между датами его дня рождения и дня смерти — ровно шесть месяцев…»

 

— отрывок из книги «Владимир Высоцкий. Сто друзей и недругов», Андрей Передрий

 

Вспомним?..

Он остался в нашей памяти брутальным капитаном Жегловым из сериала «Место встречи изменить нельзя», поющим радистом Володей из «Вертикали», «сыном чернокожего царя» из «Сказа про то, как царь Петр арапа женил», Иваном Рябым из «Хозяина тайги», смелым альпинистом, воодушевленным и грустным всадником, укрощающим шальных лошадей, борцом за справедливость, не боящимся никого, обличающим власти со всех сторон, верным другом…

34 года прошло со дня его смерти, ему было всего 42, а 25 января, будь он жив — ему исполнилось бы 76 лет. За год до смерти, 25 июля 1979 года Владимир Семенович пережил клиническую смерть, его спасли, но ровно через год он умирает навсегда. Какое-то роковое скопление «черных июлей» и 25-х чисел…

Подавляющее количество жителей нашей необъятной страны в той или иной мере знакомы с творчеством великого поэта:

«По итогам опроса ВЦИОМ, проведённого в 2010 году, Высоцкий занял второе место в списке «кумиров XX века» после Юрия Гагарина. Опрос, проведенный ФОМ в середине июля 2011 года в 43 субъектах РФ, продемонстрировал, что, несмотря на снижение интереса к творчеству Высоцкого, абсолютному большинству (98 %) россиян знакомо имя «Владимир Высоцкий», а около 70 % ответили, что его песни нравятся, и считают его творчество важным явлением отечественной культуры XX века.

 

В то же время 17% сказали, что относятся к песням В.Высоцкого безразлично, и доля таких респондентов по сравнению с 2004 годом выросла на 9%. Тем не менее, социологи отмечают, что имя В.Высоцкого знакомо подавляющему числу россиян — лишь 2% опрошенных признались, что не знают его.

 

Между тем каждый пятый россиянин (22%) из тех, кому по душе вокальное творчество В.Высоцкого затруднился вспомнить и назвать понравившиеся песни. Самыми популярными песнями оказались: «Песня о друге», «Кони привередливые», «Скалолазка», «Высота», «Утренняя гимнастика»» (Википедия, Интерфакс)

Такие звезды и такие люди не могут растворяться бесследно, прожив мало, но столь интенсивно и необузданно, они еще пару веков освещают путь простым смертным. Приходит дух в бренном теле, в таком же, как у миллионов других людей, но дух с энергией в сотни крат больше зарядов иных душ. Пророк? Посланник свыше? Человек с особой миссией? Он сам не понял, кем он был, мы не успели понять, ведь он торопился жить: «И дожить не успел, мне допеть не успеть. Я коней напою я куплет допою. Хоть немного еще постою на краю…». Талант — вообще часто за гранью попыток его разумного осязания, и чем сильнее, ярче талант — тем «неосозятальнее», необъяснимее его природа.

Я не застала Владимира Семеновича при жизни, а когда услышала его песню про зарядку (в конце 80-х) — очень захотелось приобщить ее к физкультуре в детсаду, тогда она мне показалась чисто детской, бодрой, строевой и полной инструкций. А позже композиции «Дом хрустальный», «Парус», «Кони привередливые», «Корабли», «Лирическая», «Я ненавижу сплетни в виде версий», «Песенка о переселении душ» и т.д. — стали открытием нового мира, доселе незнакомого, мира тонкой и прямолинейной сатиры, стихов и песен, исполненных глубокого смысла прежде красивой обертки, мира Высоцкого.

«Сатира г. Высоцкого была не столь острой, чтобы сделать его персоной нон грата для советских властей, но и не столь беззубой, чтобы он потерял уважение советской молодежи…»

— Федор Раззаков, «Владимир Высоцкий. По лезвию бритвы»

«Неудобный актер для режиссера». Станислав Говорухин во время съемок сериала «Место встречи изменить нельзя» ярко отметил черты и особенности Высоцкого как актера:

«Никогда не приходил в кадр просто так, не умел выполнять формальные задачи. Всегда привносил свое. При этом артист был какой-то… торопящийся. Совершенно не переносил второй дубль. Просто не любил повторяться. Он уже прожил это, и ему хотелось чего-то нового, нестись дальше. Он и партнера заводил так, что тот в первом дубле выкладывался, чтобы второго не случилось. Так Высоцкий играл и снимал «Место встречи», когда я ему доверил работать вместо себя, на время командировки. Столько всего придумал он вне сценария! И снял с первого дубля. По жизни Володя оказал на меня большое влияние, научил быть сильным. Он из небольшой когорты тех, кого я могу назвать своими духовными учителями».

После попытки получить строительную специальность — Высоцкий в 1956 году ушел с начального курса МГСУ — и решил стать артистом. Решил стать артистом, полив чернилами уже сделанные для сессии чертежи, со словами: «Всё. Буду готовиться, есть ещё полгода, попробую поступить в театральный. А это — не моё..».

В 1960 году Высоцкий заканчивает школу-студию МХАТ, в 1960-1964 годах работает в театре им.Пушкина.

Театр им. Пушкина, перед доской приказов. Май, 1962. Фото А.Стрельникова

«Раневская проходила мимо доски приказов в театре имени Пушкина, почему-то взглянула на нее, увидела пять или семь выговоров с последним предупреждением некоему актеру…

— Боже мой! Кто этот бедный мальчик?

— Фаина Георгиевна, это я, — стоит маленький человечек.

Так они познакомились, и она стала первой заступницей и просительницей за Володю в этом театре»

— из воспоминаний В. Абдулова

Каким он был в жизни? Друзья и знакомые в голос заявляют, что простым, обычным парнем, без пафоса, звездной болезни, но с чувством собственного достоинства, которым было исполнено все его движение. Приветлив, неофициозен он был и с многими журналистами.

«Наверное, нас ждали, потому что дверь распахнулась сразу на первую трель звонка. Щурясь от подъездного полумрака, я шагнул прямо в освещенную комнату. Крепкое оценивающее рукопожатие.

– Владимир Семенович?

– Нет, просто Володя.

Эта искорка зажигания – просто Володя! – как свидетельство: есть контакт. Обожаю эти мгновенные контакты, после которых надо просто быть самим собой и не надо притворяться сильно умным. И он сразу дал понять, что здесь нет ни кумиров, ни поклонников, а есть нормальные мужики.

Однако по фильмам – радист из «Вертикали», незабвенный Глеб Жеглов – он представлялся совсем иным: эдаким коренастым крепышом. Ничего подобного: изящный, стройный и достаточно высокий, скорее худой, чем атлетичный. Руки только выдают силушку – жесткие, рабочие руки. Одет по-домашнему просто, в джинсы и в такую же рубашку»

 

— из воспоминаний о встрече с Высоцким. Журналист Борис Прохоров

«Просто Володя» писал самые трагичные, проникновенные и цепляющие душу песни, находясь не в благодатном, а в истерзывающем внутренность состоянии. Неспроста говорят о том, что страдания усиливают таланты, его творения — последний крик человека, мечтающего о счастье, жизни, обо всем, но зажатом в тиски… Когда хоронили Высоцкого — в Москве проходили Олимпийские игры. И о смерти артиста, поэта, барда не стали громогласно объявлять в СМИ, лишь вывесили объявление «умер актер Владимир Высоцкий» у кассы Театра на Таганке, где он работал. Несмотря на это — хоронить кумира собралась вся Москва.  «Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!» — сказала Марина Влади на похоронах, обращаясь к Вадиму Туманову.

А как Вы познакомились с творчеством Высоцкого? Каким запомнили этого легендарного человека?

Настоящих буйных мало — вот и нету вожаков..

Различными личностями выдвинуты сотни версий о том, что же произошло с Владимиром Семеновичем на самом деле. От того, что его сгубили либералы-западники, еврейское окружение, что его споили и «посадили на иглу» по рекомендации кого-то сверху до того, что великий актер, поэт просто сам, по собственной воле, спился… В его смерти винили людей и из близкого окружения: Марину Влади и Валерия Янкловича.

«Я когда-то умру. Мы когда-то всегда умираем…», написал Владимир Высоцкий в 1978 году, за два года до своего ухода из жизни.

«А смерть Володи я воспринимаю как рок, судьбу, от которой не убежишь. Ну не кололся бы он — умер бы от сердечного приступа или попал под машину. Он так наотмашь жил, что иначе и не получилось бы» (глава «Оксана Ярмольник», книга — «Владимир Высоцкий. Сто друзей и недругов», автор — Передрий Андрей).

За право быть последней любовью артиста боролись две женщины: Марина Влади и Оксана Ярмольник (Афанасьева). Обе женщины сделали свои истории достоянием публики: Марина Влади написала книгу «Владимир, или прерванный полет…», откровения же Оксаны использовал для создания своего творения Андрей Передрий. Сама Марина считает, что Владимир хотел вернуться к ней, о серьезной связи с юной музой (в последние годы «Оксан» было много) и речи быть не могло, собирался 29 июля лететь к ней, в Париж, предварительно заручившись согласием жены на воссоединение.

Оксана же (которая была более чем на 20 лет моложе возлюбленного) говорит о том, что Высоцкий хотел развестись с Мариной и был с ней только ради того, чтобы повидать заграницу, после развода намеревался жениться на молодой подруге, и даже купил два обручальных кольца.

Знакомые артиста разнятся в мнениях, кто-то отрицает версию о том, что Оксана могла быть серьезным выбором Высоцкого, что он всецело принадлежал Марине Влади, кто-то говорит о том, что на Оксану он смотрел как на женщину, с которой хочет прожить остаток лет… Как бы то ни было в действительности — официальной женой Владимира Семеновича на момент его смерти была Влади. Во времена совместной жизни она не раз вытаскивала его из запоев, из состояний, близких к смерти, «я жив, 12 лет тобой и Господом храним..», написал Высоцкий в стихотворении о Марине.

Он любил машины и езду на скорости, машин у Владимира Семеновича было много. Дарили, покупал сам. Разбивал, бывало, на следующий день. Иногда гонял под 200 км в час, часто попадая в автокатастрофы. И это тоже была часть его жизни: хождение по острию ножа, сумасшедший риск. Он много раз травмировался, но не останавливался…

Как попал он в капкан зависимости? Многое останется за ширмой.. почему одни, даже в окружении алкоголиков остаются трезвыми, почему другие спиваются на пустом месте, с дури, почему третьи, будучи талантливыми, волевыми, яркими, уходят в прямиком в аут, без остановок? Владимир Семенович был очень импульсивным, его темпераменту не хватало места в грудной клетке, его песни были криком души, надрывом человеческой сущности. У людей с подобным складом личности огромный потенциал, но и также есть опасность легко стать рабом влечений, впасть в расторможенное состояние. И окружение, где рюмочка по праздникам и вечерам было нормой, тоже сыграло свою роль. Он был «буйным вожаком», а таким бывает тесно в уютном, разложенном по полочкам мире.

 

 

«Еще из дневников Валерия Золотухина:

08.04.1977 г. Володя лежит в Склифосовского. Говорят, что так плохо еще никогда не было. Весь организм, все функции отключены, поддерживают его исключительно аппараты… Похудел, как 14-летний мальчик Прилетела Марина, он от нее сбежал и не узнал ее, когда она появилась. Галлюцинации, бред, частичная отечность мозга. Господи! Помоги ему выскрестись, ведь, говорят, он сам завязал, без всякой вшивки, и год не пил. И это-то почему-то врачей пугает больше всего. Одна почка не работает вообще, другая еле-еле, печень разрушена, пожелтел. Врач сказал, что если выкарабкается, а когда-нибудь еще срыв, он либо умрет, либо останется умственно неполноценным.

О том, что Высоцкий — наркоман, первой объявила Марина Влади в своей книге, автобиографической повести «Владимир, или Прерванный полет». На нее многие обиделись. Еще и потому обиделись, что пьянство, алкоголизм — вещи для русского человека привычные, а наркомании в Советском Союзе, как и секса, официально не существовало.

«Володя никогда не был наркоманом в понимании сегодняшнего дня. Но если говорить откровенно, он принимал «колеса», определенные медикаменты в виде таблеток, или делал инъекции. Знаете, ведь его «посадили» на наркотики. Володя мне как-то рассказал: все началось на очередных гастролях Высоцкого в Горьком. Одна женщина-врач посоветовала свой рецепт, как выводить Володю из запоев хотя бы на время концертов. Она уверяла, что своего мужа-алкоголика приводила в чувство только с помощью таблеток и инъекций. Решили попробовать. Сделали один укол — помогло. Потом — второй, третий… Запоя нет, похмелья нет. … Это повторялось снова и снова. Единственное, что ему действительно помогало, — это наркотики… К тому времени он уже крепко на них «сидел». Но потом состояние эйфории сменялось глубокой депрессией и немощностью. Он сам мечтал избавиться от наркотического плена»

— из воспоминаний Влади

В то же время коллега Владимира Высоцкого по театру актер Николай Губенко весьма категоричен: «Высоцкий много пил, но потом ушел из алкоголя на наркотики, к которым его приобщили Марина Владимировна и ее старший сын. Так что, когда после смерти Володи Марина стала говорить, что она была его ангелом-хранителем, это не совсем так».

Болезнь прогрессировала… Анатолий Федотов признавался: «Были моменты, когда Володя уже не мог контролировать себя. Сколько бы мы ни достали — правдами и неправдами — он мог сразу сделать себе… Мог всадить колоссальную дозу». То же говорит и еще один человек из окружения Высоцкого, двоюродный брат поэта В. Шехтман: «В последнее время Володя реально себя не ощущал. «Володя, а сколько ты сегодня хватанул? Штук 10 уже засадил?» — «Да это же вода! Они туда воду наливают!»»

— книга «Владимир Высоцкий. Сто друзей и недругов», автор — Передрий Андрей

Как бы не была жутка истинная картина жизни Высоцкого — он был «тихим» алкоголиком, наркоманом… Никого за собой не тащил, в песнях наркоту не воспевал. Сам себя гробил… Но даже на последних аккордах жизни он сочинял и исполнял песни полные глубокого, напряженного смысла с мотивами борьбы, несмирения, желания жить, держался стойко, мужественно.

Владимир Высоцкий. Смерть поэта

 

В последние годы и месяцы жизни Высоцкий, будто предчувствовал кончину, песни и стихи того периода пронизаны трагичностью, безысходностью, тоской, желанием свободы, тупиковостью… Перед смертью был очень плох, стонал, метался, за пару часов до ухода из жизни сказал матери, Нине Максимовне: «Мама, я сегодня умру..». По просьбе родственников вскрытие не производилось, причиной летального исхода, по официальной версии, стал острый инфаркт миокарда (по другим версиям — острый инфаркт миокарда на фоне алкогольной абстиненции, передозировка наркотиков, асфиксия).

Но мнения, версии, наиболее правдоподобные варианты развития событий уже бессмысленны по своей ценности… Был человек — и нет человека.

Вечно жить не запретишь

А некоторые делают это без разрешения, потому что заслуживают…

Анкета (немного сокращенный вариант, вопросы Анатолия Меньшикова), заполненная Владимиром Высоцким 28-го июня 1970 года:

Имя, отчество, фамилия: Владимир Семёнович Высоцкий.

Дата твоего рождения: 25 января 1938 г.

 

Профессия: — Актёр.

Самый любимый писатель: — Булгаков.

Самый любимый поэт: — Б. Ахмадулина.

Самый любимый актёр: — М. Яншин.

Самая любимая актриса: — З. Славина.

Любимый театр, спектакль, режиссёр: — Театр на Таганке, «Живой», Любимов.

Любимый фильм, кинорежиссёр: — «Огни большого города», Чаплин.

Любимый художник, картина: — Куинджи «Лунный свет».

Любимый композитор, музыкальное произведение, песня: — Шопен, «12-й-этюд», песня: «Вставай, страна огромная».

Страна, к которой относишься с симпатией: — Россия, Польша, Франция.

Идеал мужчины: — Марлон Брандо.

Идеал женщины: — Секрет.

Человек, которого ты ненавидишь: — Их мало, но все-таки список значительный.

Самый дорогой для тебя человек: Сейчас — не знаю.

Самая замечательная историческая личность: — Ленин, Гарибальди.

Историческая личность, внушающая тебе отвращение: — Гитлер и иже с ним. Мао.

Самый выдающийся человек современности: — Не знаю таких.

 

 

Кто твой друг: — Золотухин.

За что ты его любишь: — Если знать, за что, тогда это уже не любовь, это — хорошее отношение.

Что такое, по-твоему, дружба: — Когда можно сказать человеку всё, даже самое отвратительное о себе.

Черты, характерные для твоего друга: — Терпимость, мудрость, ненавязчивость.

Любимые черты в характере человека: — Одержимость, отдача (но только на добрые дела).

Отвратительные качества человека: — Глупость, серость, гнусь.

Твои отличительные черты: — Разберутся друзья.

Чего тебе недостаёт: — Времени.

Чего ты хочешь добиться в жизни: — Чтобы помнили, чтобы везде пускали.

Что бы ты подарил любимому человеку, если бы был всемогущ: — Ещё одну жизнь.

Какое событие стало бы для тебя самым радостным: — Премьера «Гамлета».

…а какое трагедией? — Потеря голоса.

Чему последний раз радовался? — Хорошему настроению.

Что последний раз огорчило? — Всё.

Любимый афоризм, изречение: — «Разберёмся», В. Высоцкий.

Что бы ты сделал в первую очередь, если бы стал главой правительства: — Отменил цензуру.

Что бы ты сделал в первую очередь, если бы стал обладателем миллиона рублей? — Устроил бы банкет.

Твоё увлечение: — Стихи, зажигалки.

Твоя мечта: — О лучшей жизни.

Ты счастлив? — Иногда — да!

Почему? — Просто так.

Хочешь ли ты быть великим? — Хочу и буду.

Почему? — Ну это уж и знаете!..

 

Артисту посвящены сотни скульптур, мемориальных досок в различных уголках России и мира, на территории страны действует несколько музеев Высоцкого.

Его именем названы 177 (2013 год) российских и иностранных улиц. Монеты, марки, открытки, но самое главное — астероид «Владвысоцкий», горные пороги, перевалы, каньоны, скалы, горы, остроги, пещера, архипелаг (Высоцкий ведь любил горы):

Архипелаг Огненная Земля — Плато Высоцкого, Одна из Пинежских карстовых пещер в Архангельской области названа именем поэта, Приполярный Урал — пик Высоцкого и т.д.

Корабли, самолет, рестораны, скверы, фестивали…

О Высоцком снято множество документальным картин, ему посвящено несколько художественных фильмов.

Его творчество нашло отражение в деяниях других российских артистов, поэтов, музыкантов.

Ну и самое главное — Высоцкий остался в сердцах всех неравнодушных к его произведениям. Его голос живым дыханием звучит через его песни.

В статьях, энциклопедиях, книгах что-то там умным текстом написано про то, почему Высоцкий до сих пор «жив», феноменально популярен, грандиозно незабываем… Данные явления оправдываются харизмой, уникальной способностью входить в роли, часто менять образы, особой манерой исполнения песен, подчиненностью типажности интеллекту, ювелирным актерским мастерством и т.д. И чем больше, чем точнее хочешь сказать о том, что же все-таки «такого» было в этом великом человеке — тем сильнее ощущаешь скупость всех существующих в мире слов, сухость и недосказанность признаний, оценок… Это то, что невозможно объяснить, облечь в рамки букв, рядов, логики. Талант, не поддающийся сомнению, трагическая судьба, гений, Высоцкий. Всё.

«На  улице  слякоть,  гололед.  Где-то  ругаются  шоферы  и  матерятся

падающие женщины, а мужчины (не падающие) вовсе и  не  подают  им  рук,  а

стараются рассмотреть цвет белья или, того хуже, ничего не стараются,  так

идут и стремятся, не упасть стремятся. Упадешь, и тебя никто  не  поднимет

сам упал, сам вставай. Закон, вагон, полигон, самогон, ветрогон, алкогон и

просто «гон».

    — А вы знаете, я ведь начальник Галактики. Это очень, очень много.  А

вы, ну что вы?

    — А я — начальник Вселенной.

    — Этого не может быть, Галактика — это и есть  Вселенная.  А  тут  не

может быть двух начальников одновременно»

 

— Дельфины и психи. Высоцкий (проза)

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Комментарии по теме

Комментариев пока нет, станьте первыми!

Оставить комментарий

Докажите, что вы не бот