Жизнь протестантов в современной России

       

Традиционно самым ярким стартом истории протестантизма считается совершенная в 16-м веке в ряде Европейских стран под руководством Мартина Лютера и Жана Кальвина религиозная революция.

«Массовое движение против духовной монополии католицизма» проехало катком по всей прежней системе, основные цели программы были:

«Сбросить с Германии папское иго.

Отменить священство, монашество и церковное землевладение.

Свести таинства к двум, прямо упомянутым в Евангелиях: крещение и причащение. В частности, отменить мессу и культ святых как идолопоклонство: Бог не нуждается в посредниках. Открыть свободный доступ к Библии.

Покончить со светской властью церкви и злоупотреблениями вроде индульгенций»

 

(Суть реформ Лютера, изложенная в трех книгах. Википедия)

 

В Россию протестантизм пришел еще во времени жизни Мартина Лютера и царствования Василия III.

Жизнь протестантов в современной России

 

В XIX веке после присоединения Финляндии (а ранее и Прибалтики, Польши) — протестанты стали массовой общиной. Численность протестантов к концу XIX века в России составляла 7 млн человек.

«В 1912 году протестанты составляли 4,85 % всего населения России; в Петербурге их было намного больше: 12,59 %, а число крупных протестантских храмов в столице достигло 22» (Википедия)

На январь 2003 года в России число зарегистрированных протестантских церквей составляло больше 5 тысяч, по оценкам специалистов — столько же было и незарегистрированных.

 

На сегодняшний день протестантов (активных членов церквей) в России — больше миллиона человек. По другим сведениям около 2 млн.

Жизнь протестантов в современной России

Количество протестантов в мире к началу XXI века оценивается в 600 — 800 млн человек.

«Основные тезисы классической теологии:

 

Библия является единственным боговдохновенным и аутентичным словом Господа, единственным источником христианских доктрин, ясным и самоинтерпретируемым.

Прощение можно получить только верой, безотносительно к добрым делам и поступкам.

Спасение приходит только как Божья благодать, как незаслуженная милость и незаслуженный дар от Бога ради Иисуса, но не как что-то заслуженное грешником.

Христос является единственным посредником между Богом и человеком, спасение возможно только через веру в Него.

Человек должен почитать только Бога и поклоняться только Ему, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия — не только дар Искупления Иисуса на кресте, но также дар веры в это Искупление, созданной в сердцах верующих Святым Духом.

Каждый верующий в принципе имеет право толковать и излагать Слово Божье»

(Википедия)

Жизнь протестантов в современной России

Протестантизм и православие

И хоть Библия действительно единственно верный ориентир познания Бога для многих протестантов, они читают и труды протестантских авторов (Уитнесса Ли, Дерека Принса, и др,), слушают проповеди общепризнанных в среде своих конфессий пасторов. Так что некое, пусть и немощное подобие Священного Предания и признания его надобности в интерпретации Библии — прослеживается. Предания в православии главным образом оставлены написавшими их и канонизируются людьми церкви для того, чтобы облегчить путь простым смертным к постижению Бога, чтобы «разжевать» твердую пищу, помочь добраться до спасения и не запутаться в дебрях, к тому же — это опыт тех, кто действительно пребывал в Боге, вере. И отрицание протестантами такого источника знаний, благословения, как Предания лишь усугубляет, по мнению православных, их утопание в бреду сомнительного учения. Священное Предание не заменяет Библию, а лишь дополняет ее.

Однако то, что и православные разделились на множество направлений свидетельствует о том, что ни книги, ни их количество не могут поддержать единство. А что может поддержать единство?.. Веры мало, вера без основания — эфир, который растворяется. Вопрос сложный.

Да и все-таки тонны ненужной информации для недавно уверовавшего христианина, которые способны не только просветить путь, но и запутать в сложностях мироощущения других — не всегда полезны.

«Собственно, различия в ответах на эти вопросы («Что Христос сделал для нас?» и «Что мы должны делать для Христа?») и есть те самые различия, которые породили все разнообразие христианских конфессий.

 

Что оставил Христос после Своего Вознесения? С довольно грубым упрощением можно сказать, что по воззрениям протестантов Христос после Себя оставил людям Библию. По ощущению католиков Он оставил миру Своего наместника – Папу. Согласно православному опыту – Он оставил Самого Себя»

 

— Андрей Кураев, «Протестантам о православии»

О протестантах верно сказано, но они говорят также и том, что Христос есть церковь, что Он явился, «воплотился» в Духе Святом, возможно, протестанты и православные друг друга недопоняли.

Жизнь протестантов в современной России

«Еще протестанты обвиняют православных в обрядоверии, в исполнении действий, смысла которых прихожане не понимают. Но мы по крайней мере знаем, что смысл в наших таинствах и обрядах есть, и – насколько таинства допускают объяснения – стараемся изъяснять их народу. А вот протестанты совершают целый ряд действий, смысл которых им в принципе неясен. Например – хлебопреломление, рукоположение и крещение.

Эти действия как священные и необходимые в жизни Церкви предписаны авторитетом Писания. Но – зачем? Таинств у протестантов, согласно признанию их богословов, нет. Значит – есть просто символы, просто обряды. «Обрядом можно назвать внешний ритуал, установленный Христом для того, чтобы он совершался в Церкви как видимое знамение спасительной истины христианской веры. Ни в крещении, ни в Вечере Господней не наблюдается особых проявлений благодати». По мнению баптистов (общины, которая само имя себя взяла от крещения!), «крещение считается не таинством, а обрядом, символизирующим посвящение (принятие человека) в члены церкви, омовение им грехов, обещание Богу доброй совести и послушание Ему»»

— Андрей Кураев, «Протестантам о православии»

А чем является крещение в православии? Даже, если это таинство (а это таинство) — людям, которые пришли в церковь и захотели креститься — никто в подробностях о таинстве не рассказывает — максимум пара коллективных бесед с батюшкой. Мало слов, рутинный обряд, и только тот, кто действительно жаждет понять суть — ее поймет, но тот, кто не понимает зачем он идет на этот шаг — просто примет крещение как будто сделает обычное, посредственное дело. Переворота внутри не произойдет.

У многих протестантов потенциальные члены церкви перед крещением обязательно проходят курсы подготовки к водному крещению, чтобы понять его суть, что принять его как возрождение. Неготовых отсеивают или переносят посвящение на отдаленный срок. Впрочем, всех досконально не проверяют, об этом свидетельствует то, что много людей прекращают ходить в общину уже после принятия крещения.

Жизнь протестантов в современной России

«Есть, впрочем, у протестантов нечто, чему я искренне завидую. Это – их название, trade mark (англ. «торговая марка, фирменное название». – Ред.). Я тоже хотел бы называть себя «протестантом». Это очень красивое, мужественное слово, созвучное современной моде на диссидентство. Но где же больше протеста и бунта – в современном протестантизме или в современном православии? Любой человек замечает в православии (осуждая или восхищаясь) поразительное нежелание сгибаться под ветром современности и перестраиваться по требованиям газет и мод.

 

В общем, хорошее имя нашли себе протестанты. Я даже надеюсь, что однажды они вдруг сравнят свое житие со своим именем и возмущенно восскорбят в своих сердцах: «да где же наш протест? на что мы разменяли горячность евангельской веры? Что осталось в нас такого, за что мир еще может нас ненавидеть? Не стали ли мы слишком своими в постхристианской цивилизации новой Америки?»..»

 

— А.Кураев

Протест однозначно был, у Мартина Лютера точно, ну а современные протестанты просто вошли в наследие отцов, не приложив своих сил — можно так сказать, приняли как должное то, что другие выстрадали кровью.

Жизнь протестантов в современной России

Вавилонские башни… Люди придумали тысячи, миллионы догматов, одни считают причастие таинством, другие — поверхностным ритуалом, одни в иконах видят проповеди, а другие считают, что Бог живет в Библии.. кто-то только за определенный фасон рясы, а кто-то, будучи служителем, считает правильным ходить на службы в джинсах и футболке… Люди спорят из-за условностей, Бог явил для них самое главное — возможность жизни, и оставил небольшую книгу (Новый Завет) вместо «прежнего компаса» — Ветхого Завета. Но так ведь непонятно чего им не хватает, этим людям… Строят и строят вавилонские башни… Православные говорят, что Писание невозможно понять без Преданий и без воцерковления. Протестанты говорят, что все ответы в Библии и точка. А что значит «в Библии и точка»? И протестанты ведь, судя по тому, что разделились еще на несколько направлений, не смогли найти единого мнения.. Да что там: два пастора иногда не могут найти общего мнения, а прихожане или бабушки да молодые люди должны обязательно принять ответ, что истина в Библии — без вопросов. Ну и конечно — одним прочтением книги разрешить все душевные борения. Это слишком никакой ответ, «все написано в Слове, надо жить, как Слово учит». А как оно учит? Каждый ведь может по-своему трактовать, каждый по-своему и трактует.

Вот и из-за ерунды, догм, недоговоренностей люди начинают делиться на своих и чужих, на верных, истинных, правильных (на нас) и на неправильных христиан (на них). Есть православные — живее всех протестантов… Но в целом православие — тяжело для  восприятия многих. А у протестантов, в зависимости, от церкви — есть активное общение, регулярные «капустники», посиделки в домах молодежи (как выражается А.Кураев), там веселее, интереснее.

Можно ведь зависнуть где-то посередине, ни к кому не относясь, тихо веруя в «своего Бога», мотивируя тем, что «ну и мало ли, что у человека должны быть убеждения, мне нравятся не все, а отдельные качества, но в разных людях, не все люди целиком». Ах, если бы соединить все, что симпатично и «сделать» церковь-идеал…

Наверное, примерно с таким вот винегретом в уме часть «модераторов-христиан» и создавала свои конфессии.

Это легкий вариант, конечно, все сложнее, «камнем разъединения» иногда являются действительно серьезные вещи, которые, впрочем, для людей со стороны выглядят смешно и кажутся ерундой.

Бог — это нечто большее, чем то, что нравится или не нравится. Это не Он нас, а мы Его или принимаем или нет.

Жизнь протестантов в современной России

Вообще, есть такой момент, как «каждый кулик свое болото хвалит». По мнению самого А.Кураева — «разоружаться» уже поздно, прения, разделения, разногласия есть и будут. И от этого никуда не деться. Чтобы быть уверенным в правильности своей веры — человеку важно отстаивать убеждения, до этого — нужно выбрать свой путь (примкнуть к какой-то конфессии) и следовать ее правилам, при этом параллельно самостоятельно двигаясь в постижении откровений небес. Можно выбирать «правильное» всю жизнь, но так и остаться сомневающимся, стоит ли тратить время на бессмысленные поиски… Однако и человеку несведущему совсем, ранее незнакомому с христианством, протестантизмом или православием — сложно выбрать именно верную дорогу даже с объективно христианской точки зрения.

 

Секты и «зомбирование»

Кардинальную позицию разных личностей относительно того, что весь протестантизм по сути одна большая секта — рассматривать не будем. Истина где-то посередине..

Такие конфессии, как Адвентисты Седьмого Дня и Свидетели Иеговы — являются сомнительными путями даже для христиан, и негласно обозначаются протестантами, не разделяющими эти учения — как «секты». У учений много моментов, ставящих под сомнение их истинность, даже без глубокого разбора полетов. Эти моменты, а иначе — «крены» — заключается, например, в том, что конфессии не признают бессмертия души, по своему трактуя и жизнь после смерти (то есть ее отсутствие) и воскрешение после второго пришествия Христа. Также Свидетели Иеговы, все знают по ряду нашумевших случаев, преданных огласке через СМИ, — не допускают переливания крови при сложившейся угрозе жизни своим детям, себе. Обосновывают свое решение тем, что «в крови душа», понимая однобоко и стих, и наставления Христа.

Если Адвентисты еще под большим вопросом, но все-таки входят в число российских протестантов (согласно статистике), то Свидетели Иеговы — секта и для протестантов, и для православных, и для неверующих.

Жизнь протестантов в современной России

Ну о таких уж совсем «конкретных сектах», как община Виссариона, Грабового, Белое Братство, оккультные, темные психологические учения — в подробностях не будем. Их миллионы, в них легко запутаться человеку, например, находящемуся в сложном положении и ищущему выход. Человек может цепляться за все, что дает надежду, пусть и обманчивую. Поэтому важно в здравом, адекватном и сытом состоянии зафиксировать, что в случае трудностей, а от них никто не застрахован, стоит идти лишь в пару проверенных мест. Поскольку разговор в религиозном контексте — то и места имеем ввиду соответствующие: православие и лишь несколько протестантских конфессий.

Многие (не все, но многие) состоявшиеся или молодые да еще не отчаявшиеся в жизни жители планеты, в частности нашей страны, считают, что верующие — это психологически слабые, зависимые, не сумевшие реализоваться люди. В вере они находят покой, в группах, что активно действуют в среде протестантов, — общение. Общение, полученное таким образом, иногда единственный ключ ко спасению не только небесному, но и земному для потерявших себя. Ведь иначе они никому ненужны, еще вчера о них все забыли, а сегодня, после присоединения к церкови — ими все интересуются, прибавилось количество братьев и сестер.

Что на это сказать?.. Так получалось, как только я начинала заводить разговор о верующих, особенно протестантах, с кем-то из «крутых» (по их версии) товарищей, давно заметила, — реакция была в основном именно такого плана. По мнению тех, кому удача улыбнулась — нормальным людям там делать нечего… В Библии написано «Бог призвал немощное мира сего, чтобы посрамить сильное..» и т.д. А что сказать — они правы, отчасти. Просто когда все мы станем старыми — силы, бодрости, крутизны поубавится.. И это еще благо, если успеем стать старыми — ведь нужно дожить. Смерть может придти в любой момент, и спасение тому человеку, который смог понять суть жизни, не дождавшись пока его сломает старость или болезнь.    

Жизнь протестантов в современной России

Среди верующих, что православных, что протестантов, достаточно бывших наркоманов, алкоголиков, заключенных… даже бомжей (хотя их меньше, чем ранее перечисленных — в силу разных причин).

Среди протестантов все-таки бывших зависимых больше (хотя и в православной церкви они в приличном количестве), и многие из них говорят о том, что исцелились в церкви. Человеку образованному, неплохо одетому (или достаточно состоятельному) может быть некомфортно в такой компании, как может показаться. Однако, во-первых, оступившиеся, но исправившиеся люди уже мало похожи на себя прежних, во-вторых, так проверяется «вшивость» человека… «брось камень кто без греха..», да и есть строки в Библии о том, что праведность человеческая, то есть когда человек считает себя лучше других, надмевается, хуже очевидных грехов. Последние хотя бы отрицать невозможно. Но это не значит, что надо мозги отключать, не контролировать ситуацию.

Еще одно мнение людей со стороны о людях находящихся в церкви, что те «овцы Божии» в прямом смысле: покорные, добрые, все и вечно прощающие, и должны это делать — прощать, идти на уступки, смиряться, подставлять вторую щеку… Христиане бывают разные, это зависит и от исповедания церкви, в которой они пребывают, и от их веры, и от их характера (правды ради стоит сказать, дурной характер, как и покладистый могут не зависеть от веры) и от других моментов. Христос тоже был ко многим снисходителен, однако предупредил, что в итоге тех, кто не оценил его жертвы ждет незавидная участь.

Иногда кто-то яро и буйно выражает свое мнение о том, что считает, будто Бога нет и т.д. хочется сказать: «А вы в курсе, что Богу безразлично, верите Вы в него или нет? То есть, Он не перестает существовать от разности чьих-то мнений»…

И другая сторона медали прощения: прощение — ключевой этап преображения для верующих, одно из самых главных действий на пути восхождения к познанию Бога. Прощать нужно всех, без разбору, всегда, «благословляйте проклинающих вас..». И многие буквально воспринимают это наставление, слывут «дурачками», простачками, на зато живут в мире, покое, благодати. Даже не дослушав, самое первое, что делают некоторые пасторы, это говорят «Прости всех.. прости..», а если человек, например, выговориться банально хочет, пусть и кратко. Как в анекдоте: «  — Никто меня не любит.. — Я тебя люблю.. — Неужели нельзя помолчать и послушать?».

Когда кто-то не соглашается с тем, что прощение есть наилучший выход из любой ситуации, что иногда нужно воевать, не соглашаться — его не понимают, воспринимают как предателя веры. За постоянным неразборчивым прощением всех может скрываться пассивность, лень, нежелание думать вообще, желание плыть по течению, чтобы решения принимали другие.

Впрочем, это не наши заботы, каждый живет как хочет.

Жизнь протестантов в современной России

Можно услышать истории о том, что человека, какое-то время посещавшего протестантскую общину «прозомбировали», «запудрили мозг», запугали страшным судом и дьяволом, ходящим по пятам и тем, что без церкви человека постигнет жуткая участь грешника… Люди (протестанты) многие сами еле стоят в вере, им надо найти кого-то, чтобы убедить в правильности выбранного пути. Убеждают на самом деле они не тех, кому проповедуют, а себя. И чем красочнее протестант описывает мучения и страдания, ждущие тех, кто совратится с пути — тем сильнее сам сомневается в выбранном пути. Он хочет запугать себя, ведь где-то в глубине души осознает, но выразить в словах и честно признаться не всегда может, что Бог — это его последняя надежда.

Мотивирует страхом в процессе веры, приводит примеры, сомнительно относящиеся к «каре небесной», в контексте того, что случается с несогласными. А за счет того, что и приходящие в церковь нередко находятся в психологически подавленном состоянии, то и «страшные рассказы» новых братьев и сестер могут воспринимать как угрозы, как промывание мозгов.

Конечно, возможны и переборы с навязыванием веры и с описанием ада. Чтобы не нарваться на подобное — лучше не ходить по «сомнительным» общинам, идти в более проверенные.

Выбор идти за Богом — все-таки в идеале должен совершаться в свободе, здравости. Но так как многие в благополучном и устроенном состоянии думать о Боге редко решаются, то и дожидаются жизненных передряг, трагедий.. и только тогда бегут в церковь.

Жизнь протестантов в современной России

Выбор идти в церковь или нет, выбор ходить в церковь или нет после долгого  периода ее посещения — делает сам человек. И если он злится на других из-за того, что они «зомбируют» его, не дают свободно выбрать — значит, в основе скрытая агрессия, комплекс вины, он хочет уйти, но ищет повод, злиться на тех, кто и дела к этому не имеет. Вот он уйдет, хлопнет дверью, не будет посещать собрания неделю-две, год — никто к нему в дом врываться не побежит, никто доставать звонками или нотациями не станет, а, значит, мания преследования в голове лишь у того, кого якобы тащат в церковь. Еще раз уточню — мы говорим о протестантских церквях (в частности — о традиционных пятидесятниках, баптистах), а не о тоталитарных сектах.

Ну и не оспорим факт того, что многие протестанты действительно бывают, пусть и в рамках, но навязчивы. Еще очень давно, когда я столкнулась с ними — первый раз в 11 лет (в больницу, где я лежала пришли «исповедующие Иисуса», что-то говорили на сцене в актовом зале, раздали листовки), и потом встречи на улицах, звонки в дверь квартиры — оставалось впечатление схожести с рекламными агентами. Последние как раз были активны в тот же период жизни страны. Обращения «Здравствуйте, вы верите в Бога? мы хотим рассказать о спасительной миссии Иисуса и т.д.» и  «Здравствуйте, купите у нас совершенно новое средство от комаров, которое изменит вашу жизнь..»- на деле мало различались по интонации и настойчивости произносимых фраз.

 Жизнь протестантов в современной России

Брошюрки с крестами и словами молитв покаяния, был период, толстой стопкой копились в моей сумке. Все это отдавало сетевым маркетингом, и названия программ, фестивалей, съездов, встреч — такие американские, кричащие, модные.. искусственные улыбки пасторов на фото не производили впечатления искренности. Бесконечное «Бог вас любит, Бог вас ждет.., станьте поскорей нашими братьями и сестрами..».

Потом как-то поутихла их навязчивая активность, и среди усевшей мишуры уже можно было разглядеть, что есть что, кто есть кто. Не все ораторы, не все тонкие психологи, кто-то и может только прямолинейно призывать к тому, в чем и сам толком не разбирается. Однако именно протестантизм с его «крикливостью», поверхностью зазывов и т.д. дал шанс исправления многим людям, на которых мир поставил крест. Реабилитационные центры для наркоманов, алкоголиков, людей, страдающих иными зависимостями, людей, абсолютно потерянных в жизни — дали надежду и жизнь большинству из уверовавших.

 

Жизнь протестантов в современной России

 

 

О том, что сложнее верить в «секту», чем в «правильную веру»

Мне нравится Кураев тем, что он не тепл, не лояльно толерантен, извинителен — он живой, яркий, несогласный на компромисс протестантизма и православия, при этом галантен и не резок, да пусть он трижды заблуждается, но он с верой делает многие вещи. И, может быть, дело и не в православии, а в самом человеке…  А некоторые стесняются даже того, что они верят в Бога. За счет отрицания большинством протестантов надобности учиться — они выглядят часто серо и никак по сравнению с подкованными в знаниях, эрудированными, не лезущими в карман за словом «православными звездами». Однако, надо признать, и последних единицы…

А у протестантизма огромный потенциал, и диакон Кураев не прав в том, что отстаивать право веры в протестантизме, нести само исповедание сквозь мирские тернии — легче, чем в православии. Православным быть не стыдно.. ну максимум, что скажут люди, не разделяющие большой любви к Богу: «Что с тобой случилось, что так к Богу потянуло? Разочаровался небось во всем «мирском»… Смысл так сразу.. Может, новые впечатления, ощущения стоило попробовать..», или: «а ты всегда был странным…». Многие и не осудят, и не кинут вызов… Конечно, если человек общался в круге интеллигентов. Среди думающих людей — мало кто предосудительно воспринимает православные веяния, многие признают существование Бога.

В среде полумаргиналов, неформалов, и других ярых максималистов — что уверование в православного Бога, что просто исправление и переход на более светлый путь товарища воспринимаются «бывшими однокашниками» одинаково с сопротивлением и осуждением.

Жизнь протестантов в современной России

А вот уверование нормального, обычного, скромного человека в протестантского (то есть по мнению многих — «сектантского») Бога — событие из ряда вон выходящее. «Неравнодушные» соседи, коллеги, друзья бегут спасать, в двойном объеме очищать уже промытые кем-то мозги, возрождать к покаянию в нашу исконно русскую православную веру.

Мол, «что ты как нерусский-то, протестантизм — это для Запада, а у нас свое, родное есть, с крестами, иконами»… То есть, вероучение выбирается географическим, но никак не сердечным методом… И протестант, состоявшийся или потенциальный, решившийся или еще сомневающийся, должен мало того, что как-то совершенствоваться, продвигаться в вере, слушая проповеди тех, кто сам недавно (в большинстве случаев) пришел к Богу, но еще и отражать нападки считающих его сектантом.

Жизнь протестантов в современной России

О разных протестантских конфессиях в подробностях

На некоторых сайтах, сомнительно исповедующих православие (почему сомнительно — у официальных представительств нет возможности проверять каждый ресурс на истинность и описанные факты выглядят как наспех сделанная провокация), есть статьи об опасности, таящейся в псевдохристианских сектах, при этом фото в тексте размещены совсем не той конфессии, о которой речь. Из чего можно сделать вывод — что пишущие не знают о чем речь, пишут с целью осудить все, кроме православия, независимо от того, Христос или Гитлер исповедуется там, всех под одну гребенку. Вопрос: а они сами верят в православного Бога?..

Например, речь о том, что некоторые протестанты, в статье речь о пятидесятниках, беснуются и орут в молитвах, падают без сознания во время ритуала изгнания бесов, ведут себя как умалишенные и т.д. Подобные метаморфозы распространены и одобряются у ряда харизматических общин (церковь Ледяева — например), но не у пятидесятников. Конечно, кто-то по своей инициативе может назвать себя пятидесятником, но от этого он им не станет.

«Молитвы на иных языках» — отличительная особенность многих протестантских конфессий, и пятидесятников. Человек получает этот дар (так называют сами христиане сие действие) через крещение, когда на него сходит Святой Дух. Кстати, само название общины — «пятидесятники» — произошло от названия дня Пятидесятницы, когда на 50-й после воскресения Христа на молящихся апостолов сошел Святой Дух. В православии праздник обозначается как День Святой Троицы, отмечается на 50-й день после Пасхи.

Жизнь протестантов в современной России

Баптисты отрицают дары иных языков и молятся только на родном языке, подразумевая, что Крещение Святым Духом и молитва на незнакомом языке — разные вещи. Они считают, что иные языки есть бесовщина, либо нечто, через что последняя легко приходит.

Харизматы же (в зависимости от церкви) упиваются иноязычными молениями вдоль и поперек, иногда само служение проходит в конвульсиях то ли беснующихся, то ли обращающихся к Богу. Согласно данным одного медицинского исследования, вещества, вырабатываемые организмом во время глубокой, активной и долгой молитвы, во время транса, медитации, вот этих самых харизматических беснований — схожи по химическому составу и действию с легкими наркотиками. При частом вхождении в это состояние — человек уже становится зависимым и физически и психически. Ему нужно «дергаться», кричать, просто слушать, читать он, понятно, не то что не хочет — не может, скучно. И здесь уже религия становится не просто искаженной, неадекватно воспринимаемой идеей-фикс, она становится наркотиком, опиумом для народа — в прямом смысле слова.

У более-менее сдержанных и разумных харизматов в исповедании существуют такие отличающие их от других христианских конфессий нюансы, как: женщина имеет право не просто говорить в собрании, но и вести его, женщина может участвовать в жизни церкви наравне с мужчинами; женщины могут не носить косынки (которые в православии и некоторых протестантскихх конфессиях означают знак смирения перед Богом и мужем); семейным парам разрешается предохраняться и рожать желаемое, пусть даже малое, количество детей; у относительно консервативных харизматов принято одеваться достаточно скромно, но все же свободнее, чем в среде многих других протестантских конфессий; в раскрепощенных харизматических церквях можно носить чуть ли не мини-юбки, ярко краситься, свободно одеваться, красить волосы, ногти.

Жизнь протестантов в современной России

Блуд, аборт считаются грехами во всех российских протестантских конфессиях. Однако, по данным статистики, в западных странах среди протестантов и католиков аборты не редкость. И среди наших российских протестантов, хотя в весьма малых процентах и не факт, что с одобрения церкви, и не факт (если с одобрения), что с разрешения хоть каким-то образом причастной к христианству церкви — но все же встречаются случаи абортов, не по медицинским показаниям. На основании примеров тех, с кем была лично знакома, а также на основании чтения веток такого известного в протестантскойй среде форума, как «Джесусхрист. ру».

Блуд, хоть и считается грехом, но если человек, будучи членом церкви оступается таким образом — обычно его отмывают, прощают и при его желании дальше не грешить — забывают о содеянном.

Традиционные и консервативные пятидесятники отличаются наиболее близким к православию исповеданием. Придерживаются скромного стиля в одежде, во внешности; не предохраняются в браке и рожают «сколько Бог даст» детей; женщины, что замужние, что незамужние — носят косынки, им запрещается вести собрания, учить; однако женщины активно участвуют в служениях, не требующих от них ученых проповедей — в молитвенном труде, пророчествуют, поют в хоре, посещают больных в медицинских учреждениях, ухаживают за ними, «евангелизируют» им, посещают заключенных в тюрьмах, пожилых в домах престарелых, детей в детских домах и т.д. Дарят тем, кому проповедуют — Библии, брошюрки с молитвами покаяния, зовут в церковь. Пятидесятники молятся на иных языках, и поощряют такие обращения к Богу, считая, что когда молится Дух — это превосходнее словесных, сухих молитв: он лучше знает о чем и как говорить. Но молятся «в рамках», не впадая в транс и в бешенство, иногда даже чуть слышно.

По исповеданию истинно верующие пятидесятники — очень похожи на истинно верующих православных, разве что не признают  Священное Предание, иконы и то, что похожи на православных, молятся на иных языках, импровизированно обращаются к Богу и еще несколько нюансов.

Да, из всех протестантскихх церквей — с пятидесятниками, а именно с РОСХВЕ (Российский объединенный Союз христиан веры евангельской), Русская православная церковь ведет межцерковный диалог, общение же с другимипротестантскимии конфессиями, включая даже СХВЕП («немного другие пятидесятники» — Союз христиан веры евангельской пятидесятников) — православная церковь отвергает, по-крайней мере официально, считая что в них нет достаточного концентрата истины. Сложно запутаться в столь похожих названиях… Вот как, иногда цена истины — порядок букв в аббревиатуре.

 

Жизнь протестантов в современной России

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Комментарии по теме

  • Валерия 11.12.2016 в 22:11

    Почему вы пишете ерунду?. И кто вас уполномочил под одну гребенку огульно хаить то , чего не понимаете . И по вашему значит миллионы дебилов , алкашей и наркоманов , это протестанты . А ваша звездность где сияет ? Скаких вершин исключительности сия оченка . Неушто православие опять блеснуло своим пренебрежением . И снизошло до нас сирых всоим праведным оком !

    • admin 12.12.2016 в 01:04

      Валерия, вот вы написали свой Эпос и обвиняете Православие. А вам не кажется, что даже ВЫ САМИ написали свой эпос со злостью и жестокостью?

  • Бауржан 02.01.2017 в 00:32

    Дорогой админ! Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!
    С Любовью. Дитя Божье!

  • александр 12.05.2017 в 04:16

    Я сам являюсь протестантом (пятидесятником) и не увидел оренебрежения в статье. Наоборот, в отличие от многих других статей, я чувствую честный взгляд и сбалансированный анализ православного человека 🙂
    Спасибо вам, браться и сестры!

  • Оставить комментарий

    Докажите, что вы не бот