Жив ли Цой сегодня?

       

Кочегар в котельной женского общежития… Несостоявшийся художник, отчисленный из художественного училища за неуспеваемость и прогулы. Кореец, занимавшийся восточными единоборствами и вырезавший из камня фигурки каратистов, зверей. Здоровый парень, “откосивший” от армии получив белый билет в психушке. Единственный и любимый сын в семье, начавший заниматься музыкой от безделья…

Виктор Цой — ставший религией для нескольких поколений.

 

Звезда по имени Солнце

 

21 июня 2014 года исполнилось бы 52 года легендарному певцу, музыканту, талантливой личности в других областях — Виктору Цою. 15 августа 2014 года будет ровно 24 года как он покинул этот мир.

Люди, жившие в перестроечные времена, посещавшие концерты группы “Кино”, наблюдавшие полет Цоя на яву — до сих пор вспоминают его как одну из культовых фигур того периода. Он будто совокупил и выразил кратко, емко, ярко, с большой энергией то, чего жаждало и ждало советское общество. “Перемен, мы ждем перемен…”, — и пусть критики тысячу раз будут оправдывать эти строки тем, что они никакого отношения к перестройке не имеют, факты говорят за себя. “Пророк”, чувствуя приближение переворота, всего лишь предрекал суть будущих явлений и желаний народа.

 

О Цое снято множество фильмов, ТВ-передач, написано сотни, тысячи книг и еще больше статей. Большинство мнений изначально основаны на том, что Цой герой, Цой герой… Будто иначе и подумать грешно. И дело совсем не в том, что Цой не герой, а в том, что в повторении чужих мыслей нет никакой живости, а часто и правды. И только ленивый, пожалуй, не внес свою лепту в дело поддержания великой легенды, только сильно равнодушный не сконструировал свою версию миссии Цоя на земле, событий его жизни и смерти. Поэтому открывать Америку заново бессмысленно, но есть вещи, которые и много лет спустя поражают. Что такого было в Викторе Робертовиче, обычном, не особо разговорчивом, робком парнишке, что дало ему энергии и силы заряжать килобайтами света, информации миллионы поклонников?

Почему не менее талантливые и перспективные музыканты, в том числе знакомые Цоя, так и ушли почти безвестными в иной мир, состарились, а “последний герой” превзошел всех в популярности? Спустя годы, десятилетия о нем помнят, его любят, его песни поют даже те, кто родился гораздо позже даты смерти кумира.

 

 

 

Изрисованные заборы, гаражи, стены домов, асфальт на улицах… — где только не писали свои призывные и одновременно констатирующие лозунги отчаявшиеся и не смиряющиеся с уходом Цоя поклонники: “Цой Жив!”

И вся страна в унисон вторила фанатам, после смерти музыканта-гения полюбили и заметили все, даже те, кто не признавал его творчество во времена его жизни. Смерть нередко облагораживает талантливых людей. Как говорят некоторые представители современной молодежи, и часть музыкальных критиков: “неизвестно стал стал бы Цой Цоем именно в смысле своей легендарности и значимости, не оборвись его жизнь так рано. Легенды не должны стариться. Когда воин выходит на пенсию и пьет чаёк, играет дребезжащими руками на гитаре — это не вызывает интереса, не надрывает струны души, не создает трагизма вечной славы”.

 

По мнению значительного количества музыкальных экспертов, в его творчестве нет никакой профессионально соблюденной гибкости: в конструкциях музыкальных композиций много нарушений, стихи не правильно срифмованы, сами тексты не несут особого смысла, голос плохо поставлен, да и вокальные данные оставляют желать лучшего. Были в то время музыканты и певцы намного талантливее и профессиональнее Цоя, но они остались за бортом. А ленинградский парнишка корейских кровей смог достучаться до небес без очереди, смог стать известными вопреки. Вот поэтому он и звезда. Наверное, ни тонны выученных книг, ни отлаженные до автоматизма профессиональные навыки, ни шарм, блеск, красота  делают человека Солнцем.

 

 

Одни говорят о том, что Цой был шаманом, проводником светлых сил, провидцем, посланником дальних планет. Потому и ушел на взлете, воин сделал дело, сложил кинжал в ножны и растворился. Словно прототип героев своих песен, не желая  испытывать влияние старости.

 

“И мы знаем, что так было всегда,

что Судьбою больше любим,

Кто живет по законам другим

И кому умирать молодым.

Он не помнит слово «да» и слово «нет»,

Он не помнит ни чинов, ни имён.

И способен дотянуться до звёзд,

Не считая, что это сон,

И упасть, опалённым Звездой

По имени Солнце…”

 

“Война — дело молодых, лекарство против морщин…”

— “Звезда по имени Солнце”, “Кино”

“Группа крови — на рукаве, мой порядковый номер — на рукаве,

Пожелай мне удачи в бою, пожелай мне:

Не остаться в этой траве, не остаться в этой траве.

Пожелай мне удачи, пожелай мне удачи!

 

И есть чем платить, но я не хочу победы любой ценой.

Я никому не хочу ставить ногу на грудь.

Я хотел бы остаться с тобой, просто остаться с тобой,

Но высокая в небе звезда зовет меня в путь”

— “Группа крови”, “Кино”

 

Видео —  “Пачка сигарет”:

 


 

Путь тигра, любящего лежать на диване

 

И все-таки вопрос остается висеть в воздухе навсегда… “Кем был Цой? Что хотел сказать? И что не договорил?..”

Может быть, гений сам не понимал, что произносил? Как утверждают некоторые товарищи Цоя по сцене, песни он писал исключительно о себе, через себя, часто сочиняя в совершенно разное время куплеты и припев, компонуя потом все ляпом. Другие же знакомые и коллеги говорят о том, что через Цоя говорил Дух.

Борис Гребенщиков, одним из первых обративший внимание на Виктора, игравшего на гитаре в электричке, считает, что разные сущности-духи ищут сосуд для выражения, и Виктор был чьим-то голосом. Однако, по мнению БГ,  это не противоречит тому, что выражал Цой сам себя, а не настроения общества.

 

«И я сказал ему «Вот ты и заполнишь (существующий вакуум), потому что ты пишешь то, что надо и как надо. Поэтому ты в России главный. А поскольку Россия и в мире занимает специальное место, значит, ты и в мире отвечаешь за все это». Тогда для учащегося деревообделочного ПТУ, может быть, это звучало немножко парадоксально, но, по-моему, внутри-то он к этой свой царской миссии был готов, это только сознание было еще не очень готово. Тогда как раз и разрабатывался тот путь тигра, которым он шел. Путь, в общем, по касательной к действительности. Если кто-то и считает, что он выражал мысли и чаяния простого народа, то это глубокое заблуждение. Он выражал сам себя и тот дух, который через него говорил. Это была просто реакция на действительность»

— Борис Гребенщиков «Мы были, как пилоты в соседних истребителях…» (из книги о Викторе Цое «Стихи, документы, воспоминания»)

 

 

Правда, почти каждый поклонник находил себя в песнях Цоя, ни в одной, так в другой… Главным мотивом и междустрочным смыслом текстов было донесение до народа надобности перемен, свободы вне обстоятельств.

В интервью с журналистами Виктор Робертович обычно был немногословен, а иногда и пренебрежительно дерзок, все, что он хотел сказать, он говорил через песни. Тем не менее, однажды характеризуя свое творчество, он произнес, что всего лишь пытается выразить мысль: нет ничего важнее свободы, независимости, готовности стать героем, воином, не имея основ для этого.

 

 

“Я не считаю себя ни поэтом, ни композитором. Как это называется? Автор-исполнитель? Я член группы КИНО” (из интервью в, Цоя, Ленинград, декабрь 1986)

 

 

А в жизни Цой, самый обычный человек, был, со слов друзей, без бойцовской жилы, мог днями валятся на диване и не выходить из дома…

 

 

“Вообще Витя был достаточно обыкновенным человеком, не обращающим на себя внимания какой-то оригинальностью.

Пожалуй, из той нашей компании его выделяла только застенчивость. Особенно он не любил разговаривать с людьми много старше его, в возрасте родителей. Тут он сразу сжимался и замолкал.

У меня иногда возникает такая парадоксальная мысль, что вот эта колея Витина, которая и привела его к искомому результату, возникла во многом благодаря тому, что он был очень ленивым человеком. В той нашей компании даже шутка такая была, что трудно найти кого-то ленивее Цоя. Может, это была какая-то внутренняя сосредоточенность, но он часами мог валяться на диване, очень долго не выходить из дома. У него совершенно отсутствовали пробивные качества. Наверно, жизнь его потом изменила или так на него Марьяна повлияла, потому что когда я встречался с ним уже взрослым, в апогее славы, то, наоборот, у него было очень много уверенности в себе. Человек поверил в себя, потому что в него поверили другие”

— Максим Пашков «Если не он, то кто?..» (из книги о Викторе Цое «Стихи, документы, воспоминания»)

 

 

И действительно, Марьяна сыграла существенную и определяющую роль в судьбе Цоя, именно она помогла будущей звезде проявиться, расцвести. Сильная, волевая, энергичная, она взяла на себя роль не только боевой музы гения, но и администратора, продюсера, стала обладательницей 50% прав на альбомы группы “Кино”.

 

“Старейший друг Цоя, глава тогдашних питерских панков Андрей «Свин» Панов просто называл Виктора «шизоидом»: «Ну представьте себе — человеку оставили на месяц сто рублей, он пошел, купил за девяносто семь гитару, а на остаток набрал беляшей по шестнадцать копеек, сожрал их от жадности сразу. Траванулся, еле откачали… И вообще, только такой м…к, как Витька, мог въ…ться в спокойно стоящий автобус на совершенно пустом шоссе…” 

(выдержка из статьи “Плач по Цою”, АиФ)

 

 

 

Смерть Цоя

 

Те, кто жил в Советское время, прекрасно помнят какой трагедией для народа стала смерть артиста. 15 августа 1990 года, в 12 часов 28 минут на 35 км трассы “Слока-Талси”, что недалеко от Риги, синий москвич “2141” столкнулся с рейсовым автобусом “Икарус-280”.  Цой, сидевший за рулем москвича, погиб, согласно данным судебно-медицинской экспертизы, мгновенно, от несовместимых с жизнью повреждений: тяжелая черепно-мозговая травма, разрывы внутренних органов.

 

Дикторы по ТВ и радио монотонным голосом объявляли о кончине певца, будто произошло нечто рядовое (впрочем однообразие голосов ведущих — издержки журналистики того времени). За пару часов о случившемся узнала уже вся страна.

Официальные версии аварии: Цой уснул за рулем, выехал на “встречку” на скорости 100-130 км/час, где врезался в автобус; Цой переставлял кассету с новым альбомом в черновом варианте, отвлекся от дороги, выехал на “встречку”.

 

 

Виктор Робертович ушел на пике творчества, —  считают многие. Но как же мы можем знать, что еще гениального мог сотворить тот, кому и не предоставили такого шанса…

 

За год до ухода из жизни Цоя группа “Кино” начала работать с таким известным в музыкальных, а также криминальных кругах продюсером, как Юрий Айзеншпис. Надо заметить, что широкого признания для группы добился совсем не новый руководитель, “Кино” к тому времени был и без того знаменитым, любимым массами культовым коллективом. Айзеншпис раскрутил благодаря связям уже готовый проект, в общем, грубо говоря, группа стала “дойной коровой”.

Известные певцы, артисты жили тогда совсем не столь зажиточно, как многие из их сегодняшних коллег. Цой работал кочегаром, уже в период частых концертов группы. Да и с Марьяной они жили, “как церковные крысы”: по-нищенски (из интервью жены Цоя).

Может, оттого, что сцена была отнюдь не способом быстро разбогатеть, и туда шли, скорее, за славой, реализацией способностей — может, оттого и дарований было меньше, но и были они ярче, чем сегодня. Талант должен быть голодным…

Конечно, однажды материальные дела группы пошли, пусть и медленно, но в гору. Цой купил себе песцовую шубу (по рассказам друзей — на барахолке), да и вообще группа “Кино” была стильным проектом, во всех смыслах.

 

 

Новый продюсер поставил творчество на поток: музыкальный коллектив давал, бывало, по несколько концертов в день: деньги сыпались манной небесной, в руки Айзеншпису. Цой стал иконой, культовой личностью, за минуту общения с ним боролись ТВ, радиостанции, журналисты печатных изданий, друзья отмечали возросший нарциссизм музыканта, улетучившуюся стеснительность и пришедшую на смену ей смелость. Но сказка, как и в истории про Золушку, стала роковой для последнего героя.

 

Юрий Айзеншпис за два месяца до трагедии и подарил Цою тот самый синий москвич — крутое по меркам тех времен авто. После аварии многие поклонники умершего гения не поверили в гибель музыканта по причине несчастного случая, они настаивали на том, что столкновение было спровоцировано, Цоя убили. Кто и зачем?

Вероятно, продюсер группы имел прямое отношение к случившемуся, его связи в криминальных кругах дали о себе знать: входящим в “тайное” общество нет дороги назад. Может быть, Цой захотел свободы, которую воспевал в песнях…  Ведь в последние полгода песни “Кино” начали превращаться в попсово-рок-н-ролл-ный  коктейль, по настоянию знающего толк в музыке продюсера. Ставка на молодежь — самый беспроигрышный ход, тексты должны быть максимально упрощены, универсальны для понимания, музыка — пронизана мотивами огня, буйности, юности, неопределенности.

 

“В наших глазах крики «Вперед!».

В наших глазах окрики «Стой!»

Мы хотели песен – не было слов.

Мы хотели спать – не было снов.

Мы носили траур – оркестр играл туш…

… В наших глазах – звездная ночь.

В наших глазах – потерянный рай.

В наших глазах – закрытая дверь.

Что тебе нужно – выбирай…”

— “В наших глазах”, “Кино”

 

И какой подросток, молодой человек, стоящий на краю бездны максимализма, не найдет себя этих строках?

 

 

Вымотанные частыми гастролями и исполнением песен, созданных не по настоянию сердца, члены музыкального коллектива, понимая, что большая часть дохода утекает в руки совсем не им,  унывали все больше. Первым взбунтовался Цой. И, конечно, недавно вышедшему из тюрьмы Айзеншпису (он познакомился с Цоем через год после “отсидки”), где он провел 17 лет, это не понравилось. Уж припугнуть его хотели, или действительно убить — мы никогда не узнаем. Как не узнаем и того, что же было на самом деле…

Ни Цоя, ни Айзеншписа уже нет в живых. И какая разница теперь, почему ушел гений? Отец Виктора Робертовича — Роберт Максимович — по умолчанию считает, что сын виноват в аварии… Да и многим почитателям творчества “Кино” не хочется верить в абсурдный и глупый конец их кумира. Человек, певший о герое, способном дотянуться до звезд и упасть раскаленной звездой по имени Солнце, не должен умирать так просто.

Цою было всего 28 лет.

 

 

 

Цой Жив!

 

И тем не менее, не может человек, проживший  такую короткую и такую яркую жизнь, быть однозначно светлым, позитивным. Если говорить о минусах влияния творчества “Кино” на молодежь, то среди них явно выделяются пропаганда курения, самоубийства, “съехавшая крыша” у некоторых подростков.

Знавшие Цоя люди рассказывают истории о том, как песни музыканта спасали потенциальных самоубийц от рокового шага. Например, один реальный случай: человек, хотевший уйти из жизни, набрал ванну воды и собирался перерезать вены, соседи в этот момент включили “Легенду”… Услышав строчки “смерть стоит того, чтобы жить, а любовь того, чтобы ждать..” — суицидник вразумлялся, считая это знамением свыше.. Ведь смерть действительно стоит того, чтобы жить.

 

 

Вот такая была спасительная миссия у творчества Цоя. Только чрезмерно облагораживая кумира, многие забывают при этом сопоставлять фантазии с реальностью. Сколько самоубийств было совершенно фанатами Цоя после его смерти?

 

Песня “Пачка сигарет” явилась своего рода гимном курящих. “Если есть в кармане пачка сигарет — значит, все не так уж плохо на сегодняшний день..” — без лишних слов понятно, что текст не содержит тайных смыслов о вреде никотиновой зависимости. И хотя взрослым понятно, что сама композиция в целом оставляет далеко не поверхностное впечатление, подростки с незрелой и хрупкой психикой не всегда могут это понять. А понимают нередко всю суть прямолинейно и примитивно.

 

Как думаете, о какой песне в контексте темы негатива творчества “Кино” нельзя не упомянуть? Конечно, “Восьмиклассница”. Эх… тут даже фразы сложно подобрать. О том, пропагандой чего она являлась… Зачем взрослый дядя пошел гулять с девочкой 14 лет? Ну явно же не для того, чтобы воздухом подышать или разнообразить кругозор. Но это было небольшое шутливое отступление, композиция настолько милая, что убивает всякий негатив на корню.

Да, есть еще у Цоя, кстати, песенка под названием “Анаша”…

 

 

Вернемся к продолжению серьезной линии.  Люди, пережившие во времена молодости потерю кумира, а также присоединившиеся к полку плачущих по Цою после, с рыданиями или воодушевлением повторяют фразы, провозглашающие жизнь кумира. “Ни в коем случае не говорите о нем как о  мертвом”… “Он здесь, он с нами”… “Он не должен был умирать так рано, мы не верим в его уход”.. и т.д.  Зачем плакать о кончине человека, которого большинство из переживающих и не знали лично?

То есть, массам просто нужна легенда, в которую хорошо бы верить? Быть преданным ей, когда все другие мифы терпят крах.. а кумир навсегда остался героем, застывшим в далеком 1990 году.

 

 

 

Самоубийцы нашли бы и другую причину для рокового шага, а желающие курить тысячу иных мотиваций, кроме песни Цоя. Он был таким, какой он есть: ПТУ-шник с пачкой сигарет в кармане, из небогатой семьи, робкий паренек с амбициями и недостаточной волей, не скрывающий свое истинное лицо за никому не нужными масками.

Феномен Цоя не раскрыт до сих пор, спустя четверть века после гибели певца его песни слушают, на них молятся, перепевают на свой лад, его оживляют, ждут очередной реинкарнации.

 

Рядом со стенами памяти Цоя, где его портреты, не получаются фотографии, люди проявляются пятнами. Знатоки эзотерических глубин говорят, что это свидетельство того, что энергетика умершего еще невероятно сильна, он присутствует незримо, будто Христос, среди живых.

Пророк с исключительной миссией, рожденный для произнесения чьей-то воли через свое творчество… Но есть одна хорошая заповедь, которую, пожалуй, не стоит забывать: “не сотвори себе кумира”.

 

 

Цой был необычен тем, что вопреки стандартности условий своей жизни  смог вместить и воплотить в творчестве глубокие и тонкие смыслы борьбы, противоречий, жизни, смерти.

 

И, конечно, яркая звезда не только греет, она может и обжигать. В таланте Цоя не может возникать и сомнений, но, наверное, слишком хрупкое, инфантильное было общество, чтобы оценить по достоинству и адекватно творчество легенды. Современный социум не лучше, да и легенда без легенды не произвела бы впечатления. Появись Цой сегодня — не факт, что его заметили бы на фоне множества однодневных и искусственно талантливых фигур. А тогда, в 80-е, он сказал много и емко, а все до сих пор думают над его посланиями. Разгадывают смысл песен, ищут тайны между строк, и просто наслаждаются хорошей музыкой.

 

Вечная память вечной звезде…

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Комментарии по теме

  • Ирина 21.06.2014 в 14:57

    Я никогда не увлекалась его творчеством, но даже не смотря на это я понимаю насколько сильной и яркой личностью был этот человек. И благодаря тому что он сильно выделялся на фоне других исполнителей, он и смог собрат такие большие толпы фанатов. Если бы он был таким как все, тихим, спокойным, его никто бы не заметил.

  • Петров Марк 21.06.2014 в 15:04

    Такие люди, как Цой, всегда будут жить, в памяти тех, кто слушает их музыку. Причем его творчество будет актуальным всегда, и в наше время, так и в будущее. Потому что в его музыке чувствуется протест, протест против системы, он пропагандирует свободу. А такое настроение всегда будет нравиться молодежи.

  • Ellista 21.06.2014 в 15:11

    Творчеством Цоя я начала увлекаться, когда мне было 14 лет. Думаю именно в этом возрасте молодежь и начинает любить его песни, в которых так много протеста против системы. И мне кажется что если бы он был жив сейчас, то именно он бы собирал толпы поклонников на стадионах. Именно его песни бы слушали все.

  • Соболев Владислав 21.06.2014 в 15:14

    Мне искренне жаль что Цой не жив сейчас, что он не с нами и не пишет новые песни. Мне его творчество безумно нравится и всю свою молодость я провел под них. Я не соглашусь что его творчество опасно и несет негатив, что молодежь начинала думать о самоубийстве. По крайней мере я так не думал, я просто начал думать о том что жизнь может быть другой и мы ее достойны.

  • Лихачев Станислав 21.06.2014 в 15:18

    Цой был уникальным человеком. Именно этим и объясняется то, что все, даже те, кто не застали его при жизни, увлекаются его творчеством. Просто в своих песнях он задевает те аспекты жизни, которые всегда будут острыми и волновать народ. И мне кажется что об этом все думают, просто никто не решался высказаться.

  • Марина 21.06.2014 в 15:21

    Я никогда не увлекалась его творчеством, но слышала его песни и по их содержанию можно понять почему они так нравятся молодежи. И Цой молодец потому, что он удачно выбрал время для своего творчества. Страна нуждалась в нем, чтобы молодежь начала мыслить иначе и он дал почву для этих размышлений. Правда поплатился жизнью.

  • виктория 15.10.2015 в 22:14

    Цой спас мне жизнь много лет назад, действительно спас, и не надо говорить о том, что у курильщиков есть другие варианты,
    как и у потенциальных самоубийц они тоже есть, но Цой здесь ни при чем, и песни его не о том,а как раз наоборот,просто надо ВНИМАТЕЛЬНО слушать, смысл не на поверхности, а в глубине.СПАСИБО Ему!Он жив навсегда в сердцах тех, кто Ему предан!

  • Буревестник 06.03.2017 в 12:41

    Если бы Виктор Цой был сейчас с нами, он бы спел нам свою песню —
    Я ВСТУПАЮ В СВОЙ БОЙ: Новое время настало, те, кто молчал, не молчит! А тот, кто был в тени с вами сейчас говорит. Апрель вступает в права, время для песен настало. Те кто поет ради денег мы от вас так устали… Небо плачет дождем — я вступаю в свой бой, небо тушит огонь, но мне не говорит — постой! Новый день — испытание, каждая ночь без сна. С теми, кто против, прощаюсь, я говорю вам — война…… Эй! лицемеры страны, кто же стоит за вами? Зачем вы творите ложь? повелевая стадами? Когда же вы уйдете? На небе рассеется мгла, тогда лишь, будет победа, тогда будет — моя весна…Небо плачет дождем — я вступаю в свой бой, небо тушит огонь, но мне не говорит — постой! Новый день — испытание, каждая ночь без сна. С теми, кто против, прощаюсь, я говорю вам — война……

  • Оставить комментарий

    Докажите, что вы не бот